Документы

Царский быт. Парадные царские палаты. Теремной дворец московского кремля Теремной дворец год

Давайте полюбуемся на интерьеры Теремного Дворца конца 19 века. Ныне это резиденция Президента России.

Интерьер Грановитой палаты с приготовленными столами для трапезы (сановников, высших духовных, военных и гражданских лиц), состоявшейся после окончания церемонии торжественной коронации Николая II

Интерьер Золотой царицыной палаты (постройка XVI в., росписи 1580-х гг.) в Кремле

Вид Романовской галереи в [Теремном дворце] Кремля (выстроен в 1635-1636 гг. Баженом Огурцовым,Антипом Константиновым,Трофимом Шарутиным,Ларионом Ушаковым)

Вид опочивальни в Теремном дворце Кремля. Москва

Вид молельни в Теремном дворце Кремля.

Вид парадного крыльца Думной палаты в Теремном дворце Кремля.

Вид парадного коридора в Теремном дворце Кремля.

Интерьер Крестовой палаты в Романовском дворце.

Вид опочивальни царя Михаила Федоровича в Романовском дворце.

Интерьер Золотой Патриаршьей палаты в Кремле.

Интерьер Золотой Патриаршьей палаты

Вид части гостиной в Теремном дворце Кремля

Вид кабинета в Теремном дворце Кремля.

Интерьер Грановитой палаты (построена в 1487-1491 гг. итальянскими архитекторами Марком Фрязиным и Пьетро Антонио Солари)

Интерьер Грановитой палаты

Интерьер Престольной палаты в Теремном дворце Кремля (бывший кабинет царя или Золотая палата")

Вид резных позолоченных киотов в царской молельне Теремного дворца

Интерьер [Думной палаты] в помещении Верхнего теремка в Кремле

Интерьер Романовской галереи в [Теремном дворце] Кремля (в росписи потолка - портреты российских императоров)

Первоначальные интерьеры дворца были утрачены. В тридцатые годы 19 века стены комнат дворца расписали в «древнерусском стиле». Окна украсили витражами, установили изразцовые печи. В 1992 году была проведена реставрация фасадов Теремного дворца Московского Кремля.








Церкви и иконы Теремного дворца

В архитектурный ансамбль Теремного дворца вошли и другие строения, делающие его по праву одним из важнейших исторических памятников русской архитектуры ХVII века. Например, в западной части Теремного дворца расположен храм Рождества Богоматери «на Сенях». Храм неоднократно перестраивался. Из примечательных особенностей - практически полностью сохранившаяся белокаменная четырехстолпная церковь. Постройка этой церкви была осуществлена в конце XIV века по приказу княгини Евдокии, вдовы небезызвестного князя Дмитрий Донского. Эта церковь относится к одним из самых древних сооружений, входящих в Московский Кремль и хорошо сохранившихся до наших дней.

На территории Теремного дворца имеется ещё ряд церквей: церковь Екатерины (построенная Дж.Талером в 1627 году), сооруженная над ней церковь Воскресения Словущего и так называемая Распятская церковь. Кровля с майоликой и расписанными крестами, под которой объединены 3 церкви - Распятия, Спаса и Воскресения Словущего были выполнены монашествующим старцем Ипполитом, знаменитым резчиком того времени. Кстати, древнее деревянное распятие, установленное в молельне Распятской церкви, тоже является работой Ипполита.

Домовая церковь на мужской половине Теремного дворца была построена в 1636 году, когда постройка всего комплекса была практически завершена. Церковь осветили в честь «Нерукотворного Спаса» (считается, что изображение Спаса появилось само, без участия человека), а чуть позднее церковь стала называться по-новому - Верхоспасским собором. Над храмом работали те же самые 4 архитектора, которые строили весь комплекс Теремного дворца. Стенопись, которую можно увидеть в соборе, была создана на 30 лет позже, начиная с 1660 года. Иногда собор называют «Спасом за золотой решеткой» и вот почему. Дело в том, что Верхоспасский собор и Теремной дворец решили разделить решёткой - не золотой, конечно, а из железа. Однако позолота, которой покрыта решетка, нанесена столь аккуратно и тщательно, что многие думают, что она действительно из золота! В церкви Распятия Теремного дворца есть очень красивый и монументальный иконостас. Его иконы выполнены на шелковой ткани в технике аппликации. Автором икон является известный мастер Оружейной палаты Василий Познанский. В Верхоспасском соборе также есть иконостас, выполненный в XVIII веке в барочных формах. Однако в нижнем ряду иконостаса Верхоспасского собора находятся иконы ещё более древние, работы мастеров XVII века: это и «Сотник Лонгин», «Федор Стратилат» и «Спас Нерукотворный» с 20-ю клеймами на тему жития святых. Иконостас церкви Воскресения Славущего выполнен из дерева и украшен резьбой с позолотой. А часы, которые украшают храм, это подарок шведского короля Карла 9.

Московский Кремль почти четыре века не перестает восхищать человечество. Роскошное убранство впечатляет разнообразием форм. Большие размеры постройки и богатство украшений дают возможность каждый раз приходить и удивляться, открывать что-то новое, незамеченное раньше. Представьте только, если бы Мерсо, персонаж повести Камю «Посторонний», вспоминал по деталям не свою убогую комнатушку, а эти палаты.

Теремной дворец в Кремле стал неотъемлемой частью не только Москвы, но и всей России. Мало кто из других городов или стран не наслышан про него. Он заслуженно претендует на звание восьмого чуда света. Это один из символов Российской Федерации.

История построения

Теремной дворец Московского Кремля был построен всего за год, с 1635 по 1636. Хотя сроки для возведения таких масштабов самые кратчайшие, это никоим образом не отразилось на качестве постройки. Более того, если учитывать, что это первый русский каменный дворец, Кремль опроверг пословицу, что первый блин всегда комом. Он стал примером для возведения многих других каменных зданий. Во-первых, убранство здания традиционное, как в постройках из дерева. Во-вторых, прочность всей конструкции было трудно превзойти на то время. Да и не все современные здания могут потягаться с дворцом. Хотелось бы надеяться, но вряд ли «хрущевки» простоят четыре века, не то что не потеряв при этом своего товарного вида, а хотя бы сохранив фундамент.

Строили его сразу четыре лучших зодчих того времени: Л. Ушаков, А. Константинов, Б. Огурцов и Т. Шарутин. Возводился Теремной дворец в Кремле на проверенном временем фундаменте северного яруса кремлевского ансамбля, который был заложен за полторы сотни лет до этого. К тому же это первое здание, построенное из камня, и имеет несколько этажей.

Построено было, как и задумано, три яруса. Первая площадка получила название боярской, в которой располагались хозяйские спальные покои. Она находилась на первом этаже. Второй предназначен для гуляний и соединен с первым этажом лестницей. Вход - это золотая решетка, шедевр кузнецкого мастерства. Третий ярус получил название Златоверхий теремок.

Предназначение Теремного дворца

Сегодня историки спорят, зачем же царь приказал строить Теремной дворец в Кремле. Ученые расходятся в мнениях. Одни утверждают, что Теремной дворец в Кремле, в каком веке ни был он построен, имел одно предназначение - обеспечить покой и отдых царя и всей его семьи. Верхние этажи строились в качестве детских комнат. Другие настаивают, что таким пышным убранством он хотел показать богатство свое и страны. Потому использовались помещения для приема послов шведских и не только. Также здесь, по их мнению, проводились важные совещания бояр.

Некоторые историки даже высказывают такие абсурдные идеи, что палаты предназначались для содержания любовниц царей. Это мнение они обусловили сходством с гаремом султанского И на сегодняшний день этот турецкое построение отличается роскошью и богатством.

Стиль Теремного дворца

Стиль, в котором возведен Теремной дворец в Кремле (в каком веке был построен, сказано выше) также отличается роскошью. То есть это зарождение русского барокко. И хотя направление существовало во многих других странах, да и Русь не была основоположником его, все же свою лепту в историю архитектуры внесла. Отсюда появление стиля, который принято называть «чисто русским».

Такой стиль характеризуется пышным убранством и оформлением каменных построений под деревянные богатые избы.

Настоящим примером для наследования стал Теремной дворец. Время постройки хоть и датируется 17 веком, но дома в русском стиле чрезвычайно популярны и сегодня.

Экстерьер Теремного дворца

Внешне Теремной дворец в Кремле напоминает необыкновенную по красоте пирамиду. Можно его даже сравнить с праздничным тортом. Настолько он яркий.

Каждый верхний ярус немного меньше предыдущего, что дало возможность использовать остающиеся площадки для различных целей. Например, площадка над вторым этажом - это территория, на которой проводились гуляния.

Наличники окон окрашены в белый цвет и утопают в стилизованных изображениях цветов. О деревянных избах напоминает и характер кровли - это двускатная конструкция, разукрашенная узорами разных цветов.

Пристроенная сторожевая башня декорирована удивительными кокошниками, а крыша состоит из восьми граней. Из ее окон открывается великолепный вид на город.

Интерьер Теремного дворца

Теремной дворец в Кремле время постройки превзошел не только по внешним характеристикам. Интерьер здания также поражает небывалым великолепием.

Если описать в трех словах, то это роскошь, разнообразие, богатство. Если же описывать все детали интерьера отдельно, то это займет уйму времени и не один

Каждый ярус строения имел свое предназначение. Цокольный предназначался для хранения запасов. Царица облюбовала первый этаж - в нем расположились ее мастерские. Второй - это ресепшн, если выражаться современным языком, где встречали гостей и послов из разных стран. Из одной из комнат опускался большой ящик, куда желающие помещали свои просьбы и жалобы.

Тут же находились и царские покои, купальня.

Стены палат расписаны цветочнымы узорами и золотом. Круглые своды украшены необыкновенными узорами и орнаментами, настоящей лепкой, позолотой, резным деревом дорогих пород.

К сожалению, роспись не сохранилась в первозданном виде. Ее восстановили по рисункам великого художника - археолога, живописца Федора Григорьевича Солнцева - и его ученика Киселева уже в 19 веке. Учитывая, что краска тех времен была чрезвычайно стойкой, причины повторного нанесения узора объясняются частичным или полным разрушением отделки стен. Это могло быть и нападение Наполеона, и решение переделать интерьер, которое так и не было воплощено в жизнь.

Таков Теремной дворец в Кремле. В каком веке был построен он - известно достоверно. Но немногие здания сохранились с тех времен. Сегодня он находится практически в таком же состоянии, в каком был почти четыре столетия тому назад.

Многие полагают, что легендарный фильм Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» снимался именно в Кремле. Это частично так. Но Теремной дворец в Кремле (фото представлено в статье) не имеет к фильму никакого отношения. Фильм снят в и то только сцена погони. Царские палаты - это студийные декорации, а «царские шмотки» - умелая работа костюмеров.

Теремной дворец в каком веке был построен? Ответ на данный вопрос известен, но мнения насчет отношения архитектуры к эпохе Ренессанса или Барокко разделились.

Как попасть?

На сегодняшний день Теремной дворец Московского Кремля закрыт для свободного посещения. Но попасть в него все-таки возможно.

Нужно заранее записаться в группы для посещения. Очереди огромнейшие, потому договариваться необходимо заблаговременно. Но и это только половина дела. После набора группы необходимо получить разрешение от представителя Кремля на посещение дворца. Ну а попав внутрь, просто получайте удовольствие от экскурсии.

Первые каменные жилые покои в царском дворце, позднее названные Теремным дворцом, были построены в 1635-1636 гг. для царя Михаила Федоровича каменных дел мастерами Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым. Основанием для вновь возведенных трехэтажных палат послужил нижний ярус северной части дворца, построенного Алевизом в 1499-1508гг., и надстроенные над ним во второй половине ХVIв. Мастерские палаты.

В ярусном построении объема нового сооружения с открытыми гульбищами, площадками, крыльцами и лестницами сказались традиционные черты русского деревянного зодчества. Тем не менее это был новый для своего времени тип многоэтажного каменного жилого здания, в котором уже зарождалось ставшее характерным для позднейших дворцов анфиладное построение внутренних помещений.

Три галереи-гульбища окружали дворец по ярусам: нижняя Боярская площадка, или Постельное крыльцо располагалась на уровне перекрытия алевизовского подклета, где сейчас стоит Владимирский зал Большого Кремлевского дворца. С этого уровня открытая лестница вела на Передний каменный двор, устроенный поверх выровненных сводов Мастерских палат, на которых собственно и были надстроены три этажа Теремного дворца. Выход на среднее гульбище позднее закрывался Золотой решеткой, представляющей уникальный образец кузнечного мастерства. С восточной стороны Теремов находилось Переднее золотое крыльцо, по которому поднимались на второй этаж в жилые покои царя. Последний ярус выстроенных палат - златоверхий Теремок, расположенный по центру здания, окружает третья площадка - Верхний каменный двор.

Необычайная живописность и нарядность нового дворца создается не только за счет сложного объемно-планировочного решения здания, но и благодаря богатейшему декоративному оформлению его фасадов. Профилированные пилястры между окнами, резные и майоликовые карнизы, сложные белокаменные обрамления проемов с висячими гирьками и треугольными фронтонами, покрытые резным орнаментом, изразцы и резьба в ширинках парапетов гульбищ, золоченая кровля - все это гармонично увязывается с полихромной окраской стен и белокаменных деталей, восстановленной при реставрации Теремов в 1966-1969 гг. В целом дворец производит впечатление драгоценного ювелирного произведения.

Первоначальное внутреннее убранство палат, за исключением отдельных фрагментов, не сохранилось и было выполнено вновь под руководством художника Ф.Г.Солнцева в стиле ХVII в. Эти работы проводились в 1836-1837 гг. Впоследствии, при строительстве Большого Кремлевского дворца древний памятник был включен в новый комплекс дворцовых зданий.

В настоящее время Теремной дворец в составе Большого Кремлевского дворца является Резиденцией Президента Российской Федерации.

Россия - самая необыкновенная и удивительная страна на свете. Это не формула официального патриотизма, это сущая правда. Необыкновенная, потому что бесконечно разнообразная. Удивительная, потому что всегда непредсказуемая. Нежное и ласковое весеннее солнце за десять минут тонет в смертоносном снежном буране, а вслед улетевшей черной туче светит яркая тройная радуга. Тундры сочетаются с пустынными барханами, болотистая тайга сменяется муссонными лесами, а необозримые равнины плавно переходят в столь же безграничные горные массивы. Через Россию проносят свои воды величайшие реки Евразии - ни в какой другой стране мира нет такого изобилия великих текучих вод. , Обь, Иртыш, Енисей, Амур... И крупнейшие озера мира - соленый Каспий и пресный . И самые протяженные в мире степи - от берегов Донца до Приамурья. Под стать географическому изобилию - разнообразие народов, их обычаев, религий, культур. Оленеводы-ненцы ставят свои чумы рядом с благоустроенными многоэтажками. Тувинцы и буряты кочуют со стадами и юртами вдоль федеральных трасс. В Казанском кремле большая новая мечеть соседствует со старинным православным собором; в городе Кызыле буддийский субурган белеет на фоне златоглавой церкви, а неподалеку от них ветерок треплет разноцветные ленточки у входа в шаманскую юрту...

Россия - страна, в которой не соскучишься. Все полно неожиданностей. Прекрасное асфальтовое шоссе внезапно сменяется разбитой грунтовкой, а та уходит в непролазное болото. На преодоление последних 30 километров пути, бывает, требуется втрое больше времени, чем на предшествующие десять тысяч. И самое неожиданное в этой загадочной стране - люди. Умеющие жить в самых трудных, даже невозможных природных условиях: в комариной тайге, в безводной степи, на высокогорьях и в затопляемых долинах, при 50-градусной жаре и 60-градусном морозе... Научившиеся выживать, замечу, кстати, под гнетом всевозможных властей, ни одна из которых никогда не была к ним милостива... Создавшие на этих болотах, в лесах, в степях и на горах неповторимую культуру, вернее, множество неповторимых культур. Сотворившие великую историю державы Российской - историю, тоже состоящую из бесчисленного множества великих, героических и трагических историй.

Живые свидетели исторического прошлого, творение рук известных, а в подавляющем большинстве случаев безвестных россиян - архитектурные памятники. Архитектурное богатство России велико и многообразно. В нем явлена и красота земли Русской, и изобретательность ума ее народа, и державная мощь, но главное - величие духа человеческого. Россия строилась тысячу лет в условиях самых трудных, какие только можно себе представить. Среди суровой и скудной природы, в непрерывных внешних войнах и внутренних борениях. Все великое, что было воздвигнуто на Русской земле, было воздвигнуто силой веры - веры в истину, в светлое будущее, в Бога. Поэтому в архитектурных памятниках, при всем их конструктивном, функциональном и идейном разнообразии, есть общее начало - стремление от земли к небу, от тьмы к свету.


Рассказать в одной книге обо всех замечательных местах России - природных, исторических, поэтических, промышленных, мемориальных - просто невозможно. Для этого не хватило бы и двадцати таких книг. Мы с издателями решили: я буду писать только о тех местах, где бывал сам, которые видел собственными глазами. Поэтому в нашем издании не дымится Ключевская сопка, не встают из тихоокеанских вод острова Курильской гряды, не сверкает белый покров ... В этих и во многих других местах я не бывал, мечтаю побывать и написать о них. Многие замечательные памятники истории и культуры не попали в книгу. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском и Софийский собор в Вологде, кремли Тулы и Коломны, усадьбы Воробьево в Калужской и Марьино в Курской области, здания краеведческого музея в Иркутске и драмтеатра в Самаре, Саратовская консерватория и «Городской дом» в Хабаровске... Список бесконечен.

Кроме того, мы решили не увлекаться рассказом о больших городах, о миллионных мегаполисах (ограничившись выборочным обзором архитектурных богатств Москвы и Петербурга), а отдать предпочтение России далекой, живущей в стороне от широких торных путей и от шума деловых и промышленных центров.

Фото: Теремной дворец Кремля и Верхоспасский собор

Фото и описание

Первые царские палаты из камня, появившиеся на территории Московского Кремля в начале XVII столетия, были построены по приказу царя Михаила Федоровича и названы Теремным дворцом. Царская резиденция Теремной дворец и Верхоспасский собор, который с 1636 года входит в комплекс домовых церквей русских царей, являются частью архитектурного ансамбля Большого Кремлевского дворца.

Великокняжеские палаты над Боровицким холмом

Великие московские князья всегда селились на высоком месте. Их резиденции строились над Боровицким холмом , откуда открывались великолепные виды на округу. Первым дворец на холме построил Иван Калита . Позже на краю Боровицкого холма были возведены хоромы для Софьи Витовтны , супруги великого князя московского и владимирского Василия I .

В конце XV века Иван III предпринял глобальную реконструкцию кремлевских построек. При нем срыли старые стены, выстроенные из белого камня, и начали складывать новые, кирпичные. На территории Кремля построили несколько новых сооружений, которые входят сегодня в списки важнейших достопримечательностей Москвы. Каменные жилые постройки также начали возводить в это время, и в Кремле, кроме Успенского собора, Грановитой палаты и Архангельского собора в конце XV века появляются здания Государева двора. Их проект принадлежал Алевизу Фрязину – итальянцу, который долгое время работал на великих московских князей.

Строительство Теремного дворца

Смутное время, опустошившее русскую землю, принесло немало разрушений и в Москву. Кремлевский дворец государя к 1630 году пришел в негодность и был фактически заброшен. Первый царь из рода Романовых Михаил Федорович приказал отстроить новые покои. Впоследствии царская каменная резиденция получила название Теремной дворец.

Зодчие Бажен Огурцов, Антип Константинов и Трефил Шарутин использовали в работе множество новых технологий. «Железные связи» позволили им укрепить стены, оставляя их достаточно тонкими. Инновации способствовали увеличению внутренней площади сооружения, что было весьма прогрессивным направлением в древнерусском каменном зодчестве.

За основу Теремного дворца были взяты оставшиеся от палат Ивана III стены и фундамент. Два яруса старого здания нарастили тремя новыми, а на самом верху появился теремок. Интерьеры украшали богато и причудливо. Крыша хором была расписана серебряными красками и сусальным золотом, оконные проемы закрывались слюдяными полупрозрачными стеклами, а стены и потолки покоев расписывала артель иконописцев, которой руководил Симон Ушаков – весьма развитый и талантливый художник, технически намного опередивший свое время.

Новые царские хоромы выглядели весьма крупным и даже монументальным сооружением. Архитектор умело сочетал в нем черты древнерусской классики и элементы итальянского зодчества:

  • Дворец в основной своей массе выстроен из кирпича , но наличники, порталы, парапеты и пилястры выполнены из белого камня .
  • В декоративном убранстве применены традиционные приемы русского каменного зодчества – изразцовые плитки на карнизах четвертого этажа, орнаментальные каменные плетенки, резные наличники окон, ширинки на парапетах гульбищ, пилястры в простенках между окнами и золоченый гребень на крыше.
  • Ярусная ступенчатая конструкция постройки демонстрирует типичные черты хоромных построек, возводимых древнерусскими зодчими. Однако, внутренние комнаты располагались в виде анфилады , что характерно для более позднего периода русской каменной архитектуры.
  • Дворец отапливался с помощью системы печей . Каждая печь была украшена глазурованными плитками разных цветов и форм.
  • В парадные покои вело Золотое крыльцо , которое соединяло Верхоспасскую площадку и второй этаж Теремного дворца. Расписанный золотом вход венчал пирамидальный шатер.

Теремной дворец стал одним из зданий Царского двора, занимавшего большую территорию и включавшего в себя множество построек и, в том числе, Грановитую и Столовую палаты, Постельные хоромы царской семьи, Набережные палаты и несколько домовых храмов.

Что посмотреть в Теремном дворце

У каждого из пяти этажей Теремного дворца было свое предназначение. Три нижних этажа, располагавшиеся на подклетях XVI века, служили для хозяйственных нужд . В подвалах и кладовых здесь хранились запасы и продовольствие, а в мастерских работали ювелиры, золотошвеи, оружейники и кружевницы.

Царские покои располагались на третьем и четвертом этажах. Первым помещением, куда попадал государь и члены его семьи, были проходные сени . Их перекрывали низкие своды, а освещалась передняя парными стрельчатыми окнами. Обогревались проходные сени печами, украшенными изразцами. В гостиной царь общался с боярами и иногда принимал иностранных послов.

Золотая палата была самым богато декорированным помещением царской резиденции. Стены палаты были украшены золотой росписью, своды расписаны изображениями Спасителя и святителей, и царский трон, стоявший в Престольной палате , был обтянут бархатом. Поговорка о долгом ящике родилась именно здесь. В Золотой или Престольной палате находился ящик, куда подавали прошения. Поскольку челобитные рассматривались очень долго и неохотно, ящик стали называть «долгим».

Уникальная роспись в виде орнаментальных узоров сохранилась на стенах соседнего с Золотой палатой помещения. Его называли буфетной и хранили в нем посуду и столовые принадлежности.

В царской опочивальне находится кровать, выполненная искусными резчиками по дереву и украшенная балдахином из натурального шелка. Царское ложе было изготовлено в XIX веке, когда прошла одна из реконструкций резиденции.

На верхнем этаже Теремного дворца располагается каменный чердак, который называли Златоверхим теремком . Его крышу крыли золочеными листами, которые и дали название чердаку. В Златоверхом теремке проходили заседания боярской думы. К теремку примыкает Смотрильная башенка , в окнах которой сохранились старинные цветные стекла.

Верхоспасский собор

В состав комплекса домовых церквей Московского Кремля входит собор Нерукотворного образа , чаще называемый Верхоспасским. Храм был построен в первой половине XVII столетия и расположен над Престольной дворцовой палатой на верхнем ярусе Теремного дворца на его мужской половине. С северной стороны Михаил Федорович Романов повелел пристроить небольшую придельную церковь для Евдокии Лукьяновой – своей второй жены и матери царевича.

Зодчие, трудившиеся над проектом и его воплощением, были хорошо известны на Руси. Бажен Огурцов , руководивший бригадой строителей и архитекторов, работал в Московском Кремле уже около десяти лет. Он участвовал в реконструкции Успенского собора, возводил пороховой склад, руководил работами по строительству пристройки в колокольне Ивана Великого, но его главным творением называют Теремной дворец и Верхоспасский собор при нем.

В 60-х годах XVII века при храме появилась трапезная , а на плоской крыше нижних палат – паперть , соединявшая покои государя с собором. Тогда же фасады покрасили, пять глав храма позолотили, а через несколько лет стены внутри церкви расписали иконописцы, которыми руководил Симон Ушаков. В 1670 году установили решетку из меди с позолотой, перегораживающую лестницу из царских покоев, что вела в собор. Храм стали называть Спасом за Золотой решеткой .

Все домовые церкви Теремного дворца в 1682 году подвели под единую кровлю. Комплекс венчали одиннадцать глав с прорезными крестами. Для укрепления конструкции зодчим пришлось строить арку на широких пилонах.

В XVIII-XIX веках храм не раз реставрировался и ремонтировался. Причиной для начала очередных работ чаще всего становились пожары . Один из них, Троицкий, повредил иконостас и его пришлось изготавливать заново. Большие средства на ремонт Верхоспасского собора выделяла фрейлина Матрона Салтыкова. Благодаря ей в храме восстановили алтарные фрески, изготовили новые царские двери и покрыли иконостас окладами с серебряной чернью.

В 1812 году французы разграбили множество храмов, и Верхоспасский собор оказался в числе пострадавших. К счастью, удалось заблаговременно эвакуировать самую ценную церковную утварь, но восстанавливать пришлось очень многое.

Заново расписывали домовой храм при Теремном дворце в 1836 году . Приказ об очередной реставрации поступил от государя Николая I . Начавшееся следом строительство Большого Кремлевского дворца также внесло некоторые изменения в планировку Теремного дворца и Верхоспасского собора. Лестница, прилегавшая к храму, была разобрана, Верхоспасская площадка перекрыта, а Золотая решетка оказалась вставленной в новые арочные проемы. Выходящую на запад стену трапезной переложили. Теперь на ней было устроено три двери, каждую из которых украшали декоративные решетки, стилизованные под XVII век.

Поврежденный при артиллерийском обстреле во время вооруженного мятежа 1917 года угол собора реставрировали в 1920 году, но храм к тому времени уже был закрыт и с тех пор богослужения в нем не проводились.

Иконостас Спаса за Золотой решеткой

Автор иконостаса Верхоспасского собора – краснодеревщик Дмитрий Ширяев , искусно вырезавший его из дерева в XVIII веке. В центральной части иконостаса выделяется оклад из черненого серебра, изготовленный в 1778 году на средства фрейлины Салтыковой .

Наиболее ценные иконы Верхоспасского собора были написаны художниками С. Костромитиным и Л. Степановым . Они располагаются в местном ряду. Особенное внимание привлекает образ Спаса Нерукотворного , окруженный на полях двадцатью отдельными композициями, называемыми житийными клеймами.

В приделе собора, освященном в честь Иоанна Предтечи, можно увидеть старинные образа, написанные в XVII столетии. Наиболее почитаемые из них – иконы Богоматери Смоленской и Святого Иоанна Предтечи .