Виза

Чем отличается минарет от мечети. Минареты стамбула. Архитектурные виды и история развития

Минарет Кутб-Минар является самым высоким кирпичным минаретом в мире. Высота башни достигает 72,5 метров, а на вершину строения ведут 379 ступеней. Находится минарет в городе Дели, что в Индии. Башня считается объектом всемирного наследия и находится под защитой ЮНЕСКО.

Строительство башни начал первый мусульманский правитель Индии Кутбуддин Айбак. Он находился под впечатлением от афганского Джамского минарета и решил построить минарет ничем ему не уступающий и даже превосходящий его по красоте.

Фундамент будущей башни был заложен в 1193 году, но дальше строительство застопорилось. Позже, уже при правлении Ильтутмыша (наследник Кутбуддина), было возведено три яруса башни. И только в 1368 году был достроен последний пятый ярус.

Глядя на башню снизу вверх, можно проследить, как развивался и изменялся архитектурный стиль того времени.

Минарет Кутб-Минар построен на территории самой древней индийской мечети Кувват-ул-ислам, что в переводе означало “мощь ислама”. До этого здесь было несколько индуистский культовых сооружений, среди которых и храм бога Вишну. Некоторые стены индуистских храмов сохранились вплоть до наших дней и мирно соседствуют с минаретом.

Башня сложена из красного песчаника, а над третьим ярусом при строительстве использовали белый мрамор. Некогда башню венчал купол, но при землетрясении 1803 года он был обрушен. Восстанавливать его не стали, а его останки так и остались лежать неподалеку от минарета.

Диаметр основания башни равен 14,3 метра. С каждым ярусом башня всё больше и больше сужается, и на пятом ярусе диаметр этажа равен всего 2,7 метров. Стены башни расписаны замысловатой резьбой, среди которой встречаются и изречения из Корана.

Построив столь высокий минарет, было утеряна пожалуй главная особенность подобных строений. Как известно, минарет служит местом откуда несколько раз в день разносятся призывы муэдзина к молитве. Однако башня получилась столь высокой, что крик муэдзина был почти не слышен с неё.

Стоит отметить, что помимо башни здесь есть ещё одна, не менее занимательная достопримечательность — небольшая железная колонна, которая установлена неподалеку от минарета. Высота этого, с виду незамысловатого сооружения, всего 7,2 метра, а вес около 6 тонн.

Если верить летописям, то отлита колонна была в 895 году до нашей эры. Возникает вопрос, как колонна могла сохранится в целости и сохранности до наших дней и не заржаветь?! Благодаря ряду тестов удалось установить, что химический состав колонны почти 100% чистое железо.

До сих пор остаётся загадкой, как же удалось получить при плавке подобный состав железа, так как по тем временам данная процедура была технически невыполнимой! Ходят слухи, что материалом для плавки послужил метеорит, который упал на Землю почти три тысячи лет назад.

Считается, что если обнять колонну и загадать желание, то оно непременно исполнится. Вера в подобную мистическую силу колонны настолько велика, что администрация минарета приняла решение огородить колонну для её лучшего сохранения.

Для того, чтобы попасть на территорию минарета иностранным гражданам (туристам) придётся заплатить 5$. Фото и видео съёмка не запрещены.

Исламская архитектура обычно легко узнаваема благодаря характерным сводам, специфическим куполам и, конечно же, минаретам, о которых мы кратко поговорим ниже.

Значение слова «минарет» восходит к арабскому слову «манара», означающему «маяк». Кроме того, это сооружение также называют мизаной или саумой. Архитектурно минарет определить довольно легко — это по сути своей обычная башня. Но что башню делает именно минаретом?

Что такое минарет

Минарет — это не просто башня, это сооружение, которое возводится близ мечети. Функциональное его назначение в чем-то схоже с христианскими колокольнями — оповещать верующих о начале молитвы и созывать их для совершения общего намаза. Но в отличие от христианских аналогов, на минаретах нет колоколов. Вместо этого к молитве верующих в определенные часы призывают специальными возглашениями люди, которых называют муэдзины. Слово это происходит от арабского глагола, который примерно можно перевести на русский язык словами «кричать на публике». Другими словами, минарет — это, в каком-то смысле, возвышение для оратора.

Виды минаретов

Архитектурно различают как минимум два типа минаретов — круглые или квадратные в основании и разрезе. Реже встречаются многогранные сооружения. Во всем остальном минарет — это подобие привычного маяка или колокольни. Так же, как и на них, на верхнем ярусе саумы устраивается специальная площадка, куда поднимается муэдзин. Она имеет вид балкона и называется шерефе. Венчает всю конструкцию, как правило, купол.

Квадратные, то есть четырехгранные в основании минареты чаще всего встречаются в Северной Африке. Круглоствольные, напротив, там попадаются редко, но зато они превалируют на Ближнем и Среднем Востоке.

В древности, чтобы подниматься наверх, минареты оснащались наружной винтовой лестницей или пандусом. Поэтому они часто имели спиралевидную конструкцию. Со временем лестницы все чаще стали делать внутри сооружения. Эта традиция распространилась и взяла верх, поэтому теперь трудно найти минарет, имеющий наружную лестницу.

Как и здание мечети, минарет часто украшается в характерном исламском стиле. Это может быть кирпичная кладка, резьба, глазурь, ажурные украшения балкона. Поэтому минарет — это не просто функциональное сооружение, это также предмет исламского искусства.

Если мечеть маленькая, к ней пристраивается, как правило, один минарет. Здания средних размеров снабжаются двумя. Особо крупные могут иметь четыре и больше. Максимальное количество минаретов насчитывается в знаменитой мечети пророка, которая располагается в Медине. Она оснащена десятью башнями.

Минареты в наше время

Технический прогресс вносит свои коррективы в уклад жизни мусульман. Часто сегодня уже нет необходимости муэдзинам подниматься на верх минарета. Вместо этого на балконе башни устанавливаются, как на столбах, динамики, которые просто транслируют голос муэдзина.

В некоторых странах минареты вовсе запрещены. Речь идет, конечно же, не о мусульманских странах, а о регионах и государствах Запада. Первой среди таких стран стала Швейцария. В 2009 году в ней по результатам всенародного референдума было запрещено строительство мизан. Поэтому минарет — это запрещенное строение в этой европейской стране.

Слова является воплощением всей исламской архитектуры. Эта башня - самый броский элемент сооружения, главное, что даёт понять неопытному туристу, что перед ним именно мечеть. Тем не менее декоративная, архитектурная функция - это не главное в минарете, важно его функциональное назначение.

Что означает минарет? Основные теории его происхождения

Слово «минарет» происходит из арабского термина «манар», что в переводе означает «маяк». Название, как мы можем заметить, символическое: минарет, как и маяк, создан для того, чтобы оповещать. Когда появились первые минареты в прибрежных городах, на их вершинах зажигали огни, дабы указать кораблям путь к бухтам.

Приблизительно 100 лет назад египтолог Батлер высказал предположение, что каирских минаретов эпохи Мамлюков, представляющий собой башню из нескольких разноразмерных пирамид, поставленных одна на другую, являет собой ретроспекцию Александрийского маяка - общепризнанного архитектурного чуда античного мира.

К сожалению, до современников дошло лишь описание Фароса Александрийского. Тем не менее доподлинно известно, что маяк был цел в то время, когда в Египет вошли арабы, так что гипотеза о заимствовании у него архитектурных форм вполне правдоподобна.

Некоторые исследователи полагают, что минареты - архитектурные наследники зиккуратов Междуречья. К примеру, любой, кто знаком с формой зиккурата, может проследить его сходство с 50-метровым минаретом Аль-Мальвия в Самарре.

Также одной из теорий происхождения формы минаретов является заимствование их архитектурных параметров у церковных башен. Такая версия относится к минаретам квадратной и цилиндрической формы сечения.

Назначение минаретов

Именно с минарета каждый день доносится призыв на молитвы. При мечети есть специально обученный человек - муэдзин, в должностные обязанности которого входит ежедневное пятиразовое оповещение о начале молитвы.

Для того, чтобы взобраться на вершину минарета, а именно на шараф (балкон), муэдзин идет ввысь по винтовой лестнице, находящейся внутри минарета. Разные минареты имеют различное количество шарафов (один-два, либо 3-4): высота минарета является параметром, определяющим их общее количество.

Так как некоторые минареты очень узкие, кругов у этой винтовой лестницы могло быть бесчисленное количество, так что подъём по такой лестнице становился целым испытанием и порой занимал часы (в особенности, если муэдзин был стар).

В нынешнее время функции муэдзина более упрощены. Ему более не нужно взбираться на минарет. Что такое произошло, спросите вы, что так изменило исламские правила? Ответ предельно прост - технический прогресс. С развитием технологий массового оповещения всю работу за муэдзина начал исполнять громкоговоритель, установленный на шарафе минарета: 5 раз в день на нем автоматически проигрываются аудиозаписи азана - призыва к молитве.

История строительства минаретов

Самая первая мечеть с башнями, напоминающими минареты, была возведена в Дамаске в 8-м веке. Эта мечеть имела 4 невысокие башни квадратного сечения, практически неотличимые по высоте от общего Каждая отдельно взятая башня этой мечети отдалённо напоминала минарет. Что такоеобозначали эти башенки, оставшиеся от ограждения римского стоявшего ранее на месте этой мечети, доподлинно не известно.

Некоторые историки полагают, что эти римские башни не убирались, потому что были использованы в качестве минаретов: с них муэдзины призывали мусульман на молитву. Чуть позднее над этими осевшими башнями были возведены еще несколько пирамидальных верхушек, после чего они стали походить на минареты эпохи мамлюков вроде тех, что в Самарре.

Затем сложилась традиция, согласно которой, лишь султан мог строить при мечети более, чем один минарет. Сооружения, что строились по приказам правителей, были вершиной архитектурного Для упрочения своей правящей позиции султаны не скупились на отделку и материалы, нанимали лучших зодчих и отстраивали мечети с таким количеством минаретов (6 и даже 7), что иногда не было уже физической возможности достроить ещё один минарет. Что такоемогла значить подобная масштабность, пышность, неумеренность в строительстве мечетей и минаретов, нам может наглядно показать следующая история.

Когда строилась мечеть Сулеймание, по неизвестным причинам произошёл длительный перерыв. Узнав об этом, сефевидский шах Тахмасиб I вознамерился подтрунить над султаном и отправил ему шкатулку с драгоценными камнями и украшениями, дабы на них он смог продолжить строительство.

Султан, рассвирепев от насмешки, приказал своему зодчему раздробить все драгоценности, замесить их в строительный материал и построить из него минарет. Согласно некоторым косвенным записям, этот минарет мечети Сулеймание еще очень долго переливался всеми цветами радуги на солнце.

Конструкция минаретов

Минарет как элемент мечети создаёт вместе с ней единый, неразрывный архитектурный комплекс. Существует несколько основных элементов, образующих минарет. Что такое представляют собой эти элементы в визуальном плане, можно увидеть почти в любом комплексе мечети.

Башня минарета устанавливается на прочном фундаменте из гравия и закрепительных материалов.

Вдоль периметра башни имеется навесной балкон шерефе, который, в свою очередь, опирается на мукарны - декоративные выступы, служащие поддержкой балкона.

На самом верху минарета располагается цилиндрическая башня Петек, на которую водружен шпиль с полумесяцем.

В основном минареты выполняются из тесаного камня, ибо это наиболее стойкий и долговечный материал. Внутренняя же устойчивость строения обеспечивается за счет укрепленного лестничного колодца.

"Что перед ней сейчас? Зима. Стамбул.

Ухмылки консула. Настырный гул

базара в полдень. Минареты класса

земля-земля или земля-чалма

(иначе - облако). Зурна, сурьма.

Другая раса".

Иосиф Бродский. "Ritratto di donna".
(Женский портрет).1993

У путешествий в нетуристический сезон - с ноября по март - есть свои плюсы.Рано темнеет, рано
закрываются музеи, зато туристов ощутимо меньше. Города, даже южные, не украшены
цветущими деревьями и клумбами, зато сквозь голые ветви открываются виды, которые
летом прячет густаялиства.Как хороши в сочетании с изысканным узором ветоккупола,
шпили, а в Стамбуле - минареты,настолько тонкие, что их можно уподобитьдревесным стволам.



"Мечеть принцев" - Шахзаде. 1548 г.


Впрочем,у Иосифа Бродского, крепко не любившего Стамбул, минаретывызывали другие
ассоциации: "… мечети Стамбула! Эти гигантские, насевшие на землю, не в силах от нее оторваться
застывшие каменные жабы! Только минареты, более всего напоминающие -пророчески, боюсь, -
установки класса земля-воздух, и указывают направление, в котором собиралась двинуться душа",
- писал Бродский в своем эссе "Путешествие в Стамбул" в 1985 году.


Минареты Голубой мечети Султанахмет. 1616 г.

Через без малого 30 лет пророческие опасения Бродского стали почти реальностью.Европа
страшится экспансии ислама, тихая Швейцария голосует за запрет строительства минаретов,
политкорректная Германия всерьез обеспокоена тем, что минареты вознесутся выше
Кельнского собора.


Но давайтене будем, подобно Бродскому, искать в Стамбуле тень разрушенной и поруганной
500 с лишним лет назад
ВИЗАНТИИ (Храм АЙЯ-СОФИЯ ,превращенный в мечеть и обросший
минаретами!), попробуем отвлечься от европейской неприязни ксовременному исламу
и перенесемся в Османскую империю16-17 веков, государство, по тем временам,
очень веротерпимое.



Мечеть Сулеймание. 1557 г. Фрагменты.

В Стамбуле, как известно, некогда мирно сосуществовали мусульмане, христиане и иудеи. Сама
удивительная география города способствовала этому - мусульмане и иноверцы жили бок о
бок, но каждый на своем берегу узкой и длинной, как река, бухты Золотой Рог. Босфор делит
Стамбул на европейскую и азиатскую части, а Золотой Рог в свою очередь условно разделяет
европейскую часть города на "Стамбул истинно мусульманский", на южном, и "Стамбул
иноверцев" - на северном берегу Золотого рога.В европейской частигорода находится
знаменитая Пера (ныне Бейоглу) - район, где все совсем-совсем как в Европе, христианские
храмы, немногие оставшиеся в городе синагоги, Галатская башня, с которой открывается вид
на отделенный полосой воды "Стамбул правоверных" с огромнымимечетями на холмах и
старинным султанским дворцом Топкапи.



Вид на Стамбул с Галатской башни. Слева - Босфор и азиатская часть города.
Справа - залив Золотой рог, за ним - старый Стамбул с дворцами и мечетями.

Красиво!Даже Бродский не мог не признать: "На фоне заката, на гребне холма, их (мечетей)
силуэты производят сильное впечатление; рука тянется к фотоаппарату, как у шпиона при виде
военного объекта. В них и в самом деле есть нечто угрожающе-потустороннее, инопланетное,
абсолютно герметическое, панциреобразное. И все это того же
грязно-бурого оттенка, как и
большинство построек в Стамбуле. И все это на
фоне бирюзы Босфора."


Вид на Галатский мост через залив Золотой Рог с Галатской башни

Вот и моя рука потянулась к фотоаппарату, хотя солнце светило прямо в глаза и условия для
фотосессии были не лучшими. Что же до "панцыреобразных" мечетей - то сравнение
действительно меткое! Мечети огромными черепахами разлеглисьу воды, взобрались на
холмы. Ихприземистыемонохромные тела (вся красота ияркость внутри!) были бы совсем
неуклюжими, если бы не минареты, а силуэт города без множественныхвертикалей
минаретов проиграл бы несказанно.



Посмотрим же наминареты без предвзятости - они очень стройны,изящны, и вблизи вовсе
не напоминает ракету на старте. Слово "минарет" происходит от арабского "манара", «маяк»,
поскольку в приморских городах минареты служили маяками. Стамбульские минареты -
круглые, иногдас ложбинками-каннелюрами, очень узкие,с заострённым конусообразным
завершением. Сверху их стволы окружают один или два-три ажурных балкончика -
шюрфэ. Снизу балкончики часто украшены характерными для мусульманской архитектуры
"мукарнами" или "сталактитами" - декоративными рельефами из расположенных друг над
другом призм.


Мини-мечеть Долмабахче (1855 г.) на берегу Босфора близ дворца Долмабахче

Чем больше и значительнее мечеть, тем больше у нее минаретов - от одного до четырех, и тем
они выше. Единственный минарет небольшой квартальной мечети не достигает и 50 метров,
а минареты султанских мечетейвозносятся почти на сто метров, однако и они не могут соперничать
с небоскребами современного Стамбула.



Минарет Голубой мечети (1616 г.) с украшенными "сталактитами" балкончиками

Внутри минерета находится винтовая лестница, по которой муэдзин в прежние времена пять
раз в день поднимался на балкончик-шюрфэ, чтобы созвать верующих на молитву.Иной раз
внутри минарета располагали две-три винтовых лестницы, причем так, чтобы идущие по ним
не встречались друг с другом. В наши дни муэдзин уже не восходит на минарет,а вещает
через укреплённый на нем громкоговоритель.







Голубая мечеть Султанахмет с шестью минаретами. 1616 г.

Казалось бы, зачем возводить по четыре минарета, когда вполне достаточно одного? Чем
больше минаретов, тем славнее и значительнее мечеть. Насколько это важно, доказывает
порядком надоевшая мне история (ее радостно рассказывают все экскурсоводы и повторяют
все путеводители на всех языках) о шести минаретах мечети Султанахмет (или Ахмедие или, как
ее назвали за несравненную красоту изразцов, "Голубой мечети"). Султан Ахмет, якобы, сказал
архитектору, что хочетвозвести золотые ("алтын")минареты, а глуховатому архитектору послышалось
"алти" - шесть.Из-за этого недоразумения построили мечеть с шестью минаретами. Мусульманский
мир воспринял это как дерзость, поскольку шесть минаретов было только у мечети Бейтуллах в
Мекке, поэтому султану Ахмету пришлосьвозвести еще один - седьмой -минарет для мечети
Бейтуллах, и равновесие было восстановлено.



Византийский храм АЙЯ-СОФИЯ , превращенный в мечеть.

О нем разговор отдельный, поэтому посмотрим на него сквозь струи фонтана.



Вид на "Новую мечеть" Ени Джами (17 в.) с Галатского моста.

Количество балкончиков тоже не случайно. Такчетыре минарета мечети Сулеймание украшают в
общей сложности 10 шюрфэ как символ того, что построивший мечеть Сулейман - 10-й султан
оттоманской династии.


Мечеть Сулеймание (1557 г.) с 10-ю балкончиками на четырех минаретах

Вечером минареты особенно эффектны - подсвеченные, они сверкают на фоне темного неба,
словно горящие столбы.

Голубая мечеть Султанахмет с ночной подсветкой

Как хотите, но есть в этих минаретах что-то такое, что намного превышает стремление готической архитектуры освободиться от материальности и устремиться как можно выше к небу, туда, где «обитают бог и ангелы, где находится рай». Возводят предельно узкий цилиндр из белоснежного камня, внутри его нарезают узенькую спираль и посылают по ней наверх глашатая, чтобы тот с резного балкона мечети прославлял пророка и дрожащим своим голосом призывал верующих на небо, куда они могут попасть, если будут готовы отдать за веру даже собственную жизнь.., Из истории нам известно, что таких охотников было несчетное количество.

В юго-восточном углу Ая-Софии нам показали странное пятипалое пятно на колонне. Это якобы отпечаток руки султана Мехмеда II, покорителя Византийской империи. И как только удалось султану забраться на такую высоту! Ведь отпечаток находится на уровне шести метров от подножия колонны!

Говорят, что он въехал в Храм божьей мудрости, который был заполнен трупами его солдат и солдат побежденных византийцев, в день взятия Константинополя. Конь, шагавший по трупам, испугался и встал на дыбы. И сегодня туристам показывают след на том месте колонны, о которое он оперся своей окровавленной рукой, чтобы не упасть...

Символика цифр

Вступив в прославленную мечеть Сулеймание, мы сразу почувствовали себя так, будто очутились в середине шестнадцатого века. Именно так, вероятно, выглядела эта мечеть году в 1557, незадолго до окончания строительства, когда убрали леса, подпиравшие свод. Именно так выглядела она теперь, увешанная паутиной лесов, которые закрывали орнаменты, имена халифов и сложные рисунки замысловатого арабского письма. В мечети было темно: деревянная паутина преградила доступ солнечным лучам, но во дворе они обжигали смуглые спины рабочих, обтесывавших камни, которые предназначались для ремонта этого ценного памятника архитектуры.

Мечеть носит имя самого прославленного турецкого султана Сулеймана Великолепного, османского Соломона. Она должна была стать духовным центром всей империи, поэтому прилегающие к мечети здания заняли средняя школа и медицинский факультет. Сулейман даже распорядился построить здесь больницу и столовую для бедных студентов.

А чтобы придать надлежащую пышность своему творению и снаружи, он велел возвести вокруг мечети четыре минарета. На двух из них по три балкона, остальные третьих балконов лишены. Эта символика цифр не случайна. Тем, что минаретов было четыре, Сулейман хотел подчеркнуть, что он четвертый из владевших Стамбулом. Десять же балконов должны были провозгласить миру, что он десятый султан из Османской династии.

Балконы, потускневшие от времени, нуждаются в ремонте. У подножия одного из этих каменных «карандашей» уже начинают натягивать паутину лесов, чтобы каменотесы смогли добраться к кринолинам балконов иным путем, чем путь муэдзинов.

Возлюбленные Ахмеда и барокко Праги

Что это было: глухота или хитрость архитектора султана Ахмеда, которая вызвала негодование мусульманской духовной иерархии и чуть не привела к расколу между Меккой и Стамбулом?

Причина этой религиозной перипетии кроется в схожести звучания двух турецких слов — «ал-ты» и «алтын». Первое означает «шесть», второе - «золото».

Архитектор уходил от Ахмеда с приказом построить роскошную мечеть с «алтын» минаретами, сооружение, которое бы превзошло даже Ая-Софию. То была поистине нелегкая задача. Поэтому ничего удивительного не было в том, что, когда мечеть была готова, средств на постройку «золотых» минаретов не оказалось. Тогда архитектор возвел вокруг выстроенной им мечети четыре минарета, а в углу просторного двора перед мечетью поместил еще два. Таким образом, всего их оказалось «алты» - шесть.

Задание было выполнено целиком, за исключением только одной мелочи - последней буковки в слове «алтын». Но именно поэтому духовенство подняло страшный крик, обвинив Ахмеда в святотатстве. Ведь святейшая мечеть в Мекке имела только пять минаретов, и вдруг в Стамбуле появляется мечеть с шестью минаретами!

Чем все это кончилось, известно. Ахмед капитулировал, но, вместо того чтобы разрушить два великолепных минарета своей мечети, он согласился построить еще два в Мекке, и, таким образом, Мекке снова стала принадлежать пальма первенства.

Ныне эта шестиминаретная мечеть именуется Синей, и, поверьте, она самая прекрасная среди всех в Стамбуле. И не только своими шестью минаретами, вознесшимися ввысь, но и чистотой стиля, удивительными пропорциями внутренних помещений и захватывающей синевой плиток, которыми вымощен пол мечети. В миграб, молитвенную нишу в фасаде мечети, вкраплен кусочек черного святого камня из Кааба в Мекке. Поэтому именно в Синей мечети совершались самые торжественные богослужения в присутствии султанов, поэтому именно здесь всегда отмечались дни рождения пророка. Сквозь двести шестьдесят разноцветных окон в синеву мечети проникает радужный свет, который по торжественным праздникам соперничает с искусственным освещением, бьющим из стеклянных колокольчиков, сотнями развешанных внутри храма.

Не могу ли я вам чем-нибудь помочь? - раздается вдруг рядом голос. Этот вопрос задан сперва по-немецки, вслед за тем по-английски и, на всякий случай, по-французски. Человек лет тридцати, с элегантными холеными усиками стоит, почтительно склонившись, с услужливостью профессионального чичероне и ждет, когда мы обратим на него внимание.

Но он быстро понял, что от нас ему ничего не перепадет, что когда человек занят съемками, то у него нет времени, чтобы выслушивать рассказ о том, сколько плиток покрывает пол мечети, кто их изготовил и как именовались возлюбленные Ахмеда.

Узнав, что мы из Чехословакии, он оживился и на ломаном чешском похвастался, что «пишет с Прагой».

Пражское радио послало мне книгу, которую я просил, «Храмы Праги в стиле барокко». Но я ее не получил. Я написал снова. Мне сообщили, что книга отослана заказной бандеролью и что на всякий случай мне посылают вторую. Но и эту я не получил.
Он опасливо осмотрелся и зашептал:
- Эти пропажи на совести турецкой полиции. Они боятся коммунизма.
- Sorry (извините), - произнес он вслед за этим уже по-английски, - и направился к группе туристов, остановившихся у входа и задравших головы к куполу. На них были пестрые рубашки, и можно было не сомневаться, что они американцы.

Чаепитие на могиле

Если затоскуешь по тишине и интимной обстановке, если захочешь отдохнуть от дикого рыка улиц, беги в самый конец Золотого Рога, в очаровательную мечеть Эюп. Здесь ты найдешь не только удовольствие от хрупкой орнаментики и пастельно-зеленых ковров, которыми устлан каждый уголок мечети. В гробовой тишине раздается воркование голубей, нашедших себе приют на стропилах и в нишах. Здесь никто на них не кричит, никто не отгоняет голубей, когда они влетают через открытые ворота со двора, где у фонтана омывают губы и стопы набожные паломники, пришедшие в святейшую стамбульскую мечеть. На ковре лежит разбитое голубиное яйцо, выпавшее из гнезда. Никто здесь его не отшвыривает ногой, никто из посетителей не топчет, не пачкает мягкого ковра. Разве только вечером, когда сторож проводит последнего паломника и запрет вход, он бережно соберет остатки голубиного яйца и вынесет их за мечеть, под развесистые платаны. Под сенью их находится могила Эюпа, знаменосца Мехмеда, павшего здесь в 670 году во время первой осады Константинополя. Ограда его могилы за минувшие века зацелована так, что у окошка, через которое виднеется высокий тюрбан, в медной доске образовалось углубление.

Еще несколько лет назад эти святые места не смело видеть око неверующего. Сегодня сюда каждую пятницу приходят туристы, чтобы взглянуть на многотысячную толпу верующих, убежденных, что здесь исполнятся все их желания...

От мечети Эюпа поднимается узкая дорога, ведущая на склон над Золотым Рогом. И снова могилы, могилы, словно мало их вдоль четырнадцатикилометрового крепостного вала на западе Стамбула, словно мало их здесь, на северных и южных склонах, над Золотым Рогом, среди домиков рабочих, среди спортплощадок и садов!

Хоронить здесь продолжают и по сей день. Сразу же за зеленой оградой у дороги лежит мраморная плита и мраморный тюрбан - знак того, что здесь похоронен мужчина. Тюрбаны чередуются с бутонами роз и веерами, высеченными из камня. Они говорят о том, что здесь похоронены женщины.

Некоторые могилы буквально повисли в воздухе. Плита вот-вот сорвется, она подрыта, потому что вверх по склону пробивает себе дорогу новый век. Электрический кабель, что здесь укладывают, вскоре вытеснит масляные каганы. Их отнесут на барахолку, а вместо них появятся электрические лампочки.

На бетонном плацу солдаты выстраиваются в ряд, какой-то ефрейтор бьет их по пяткам, выравнивая ряды. Овечка взбирается на могилу и обгладывает на ней ромашки и при этом блеет от удовольствия. Чуть дальше еще несколько овец окружили пастушонка со свирелью. Вот он остановился и наигрывает царьградские пасторали барану, улегшемуся у его ног.

Поодаль стоит деревянное строение - знаменитая кофейня Пьера Лоти. Перед нею за круглыми столиками сидят люди и задумчиво смотрят вниз, на полуторамиллионный муравейник, на минареты и трубы пароходов, которые завтра на рассвете выйдут в открытое море.

Вот из кухоньки выбежал мальчонка лет десяти. В руке его на четырех цепочках раскачивается поднос с тремя пузатыми стаканами чая. Чай заказали трое молодых людей, спокойно восседающих на могильной плите и любующихся закатом солнца.

Мелодии Стамбула

Тысяч шесть такси гоняют сегодня по Стамбулу. Половина всего автомобильного парка столицы. Они определяют ритм движения и колорит полуторамиллионного города на берегу Золотого Рога, придают ему характер, который можно выразить одним словом: столпотворение. Если сюда поставить регулировщиков, привыкших к нормальному движению, то спустя час они снимут свои белые перчатки, плюнут на все и уйдут. Здесь ездят по праву сильного: кто - кого. Обгонять можешь как тебе угодно, выбери только удобный момент, чтобы втиснуться в щель между машинами, раздвинь бампером соседей и езжай. На собственный страх и риск.

Турецкие шоферы страдают страстью к звукосочетаниям. Обычные звуковые сигналы их не удовлетворяют. Их клаксоны наигрывают различные мелодии, напевают, воют на манер пожарной сирены, издают звуки, которые ничем не отличаются от гудков паровоза. Не раз нас пугали подобные сигналы, и мы с ужасом ожидали, что вот-вот откуда ни возьмись выскочит поезд. По неписаному закону турецких дорог при разъезде и обгоне шоферы приветствуют друг друга замысловатыми мелодиями.

Правда, на улицах Стамбула такой «цирк» не разрешен, поэтому на перекрестках шоферы довольствуются тем, что кричат друг на друга, стучат ладонью по обшивке, если хотят подогнать пешехода.

Есть у турецких шоферов и другая страсть. Они украшают свои машины не только различными талисманами, но также именами и надписями. Самая распространенная надпись на автобусах - «Машааллах!» - «Храни меня бог!». Эта просьба как нельзя лучше характеризует «основной закон» уличного движения: жми на газ, а все остальное пусть происходит по воле божьей!

Любят шоферы и обильное освещение. Мы видели такси и автобусы, бамперы и кабины которых были увешаны разноцветными лампочками, как новогодние елки.

Архитектура и жилищный вопрос

Было бы несправедливо утверждать, что Стамбул - это сплошь, трущобы, лавки и мечети. Значительную часть города занимают каменные жилые дома, которые постепенно заменяют деревянные.

И сегодня в Стамбуле много строят. На месте развалин вдоль вновь проложенных улиц, ведущих от центра за город, постепенно вырастают кварталы современных домов. И надо признать, что строятся они со вкусом. Архитекторы заимствуют образцы в Италии, в Соединенных Штатах, в Бразилии. Они не боятся ярких красок, новых форм, новых материалов.

В районе Бейоглу мы видели целую улицу новых домов, сверкающих со вкусом уложенной мелкой мозаикой, гармонирующей с соседними фасадами не только расцветкой, но и рисунком. В домах много балконов и террас. Не забыто и украшение декоративными цветами. В другом районе нам было приятно видеть, что бетонные плиты передней части балконов сделаны не в форме традиционного прямоугольника, а в виде трапеции, поставленной узкой своей частью на основание. Кроме того, каждая трапеция окрашена в свой цвет, как правило какой-нибудь веселый. Да и сами дома разноцветные - светло-зеленые, оранжевые, небесные, нежно-розовые. Фасад такого дома улыбается вам уже издали. Никакой мрачности казарменного стиля и невыразительной серости. Представьте себе, как здесь отдыхает глаз!

Все это хорошо, ну, а как обстоит дело с квартплатой? Ответ на этот вопрос не столь радостен. Четырех-пятикомнатная квартира (меньшие в коммерческих целях не строят, это невыгодно) обходится съемщику в 1 500 турецких лир в месяц. Трамвайщик в Турции зарабатывает в месяц три сотни лир, квалифицированный рабочий - от четырехсот до восьмисот.

Тем самым мы ответили также и на вопрос, как часто в такие современные дома въезжают семьи рабочих.

Маленький ресторанчик на Босфоре

Еще во времена древней мифологии ревность к своим соперницам была отличительной чертой женщин.

Этим свойством отличалась и Гера, жена Зевса, которая отомстила Ио, возлюбленной Зевса, тем, что превратила ее в корову в тот самый момент, когда та плыла от берега одной части света к берегу другой части. Первой частью света была Азия, второй - Европа, водное пространство между ними с тех пор стало называться Боспорос - Босфор, или в переводе с греческого - Коровий брод.

Мы сидим в маленьком ресторанчике на Босфоре, в самой узкой его части, неподалеку от крепости Румели Хисары. Это знаменитая крепость. В 1452 году три тысячи рабочих строили ее днем и ночью, чтобы успеть закончить строительство за четыре месяца, как приказал султан Мехмед II.

За полтысячелетия прогресс шагнул настолько, что наследники Османской империи раздумывают теперь над тем, как снова соединить два материка, которые отделились друг от друга сотни тысяч лет назад. Они проектируют строительство моста между Европой и Азией длиною в семьсот и высотою в семьдесят метров с таким расчетом, чтобы под ним могли проходить самые большие морские суда. В дальнейшем мост должен соединиться с автострадой, огибающей предместье Бейоглу, и за мечетью Эюпа, пересекающей Золотой Рог, подключиться к другой автостраде, ведущей в Эдирне, к болгарской границе. Так вот, мы сидим в маленьком ресторанчике на Босфоре. Над проливом раскинулась тихая ночь. С открытой террасы доносится арабская музыка. Под нами сквозь ночь проносится полицейский сторожевой катер, шарящий прожекторами по поверхности воды, прощупывая азиатский и европейский берега, и скрывается где-то за гирляндами соседних дансингов. Прямо под стеною террасы остановилось такси. Мотор вот-вот заглохнет. Он некоторое время немощно кашляет и затем глохнет окончательно. Шофер спокойно высаживает пассажира, тот кивает коллеге неудачника и без ругани продолжает путь на его машине. Шофер заглохшего ветерана не принимает всю эту историю близко к сердцу. С фаталистической покорностью откатывает на руках машину в сторону, вытаскивает арбуз, разрезает его надвое. Только основательно подкрепившись, он вытаскивает инструмент и принимается за ремонт...

Ничего не скажешь, в этом тоже проявляется Азия - часть света, дразнящая нас гроздьями огней на недалеком противоположном берегу. Часть света, на землю которой нам предстоит завтра вступить. Часть света, которая на протяжении нескольких следующих лет будет для нас родным домом...

Перевод С. Бабина, И.Р. Назарова