Виза

Какая история у Чехии? Краткая история чехии

Определение «чешский» относится к чешско-говорящим жителям Чехии (Česká republika), включающую в себя Богемию (Čechy) на западе и Моравию (Morava) на востоке. Северная состоит из Силезии (Slezsko), большая часть территории которой сейчас принадлежит юго-западу Польши.

Силезцы, живущие в Чехии, как правило, сохраняют культурную идентичность. Многие считают, что они образуют собой субкультуру внутри доминирующей чешской культуры.

Чехи называют свою культуру česká kultura. Историко-географическое определение «богемская культура» не равняется чешской культуре, так как оно исключает из себя моравов, говорящих на чешском языке, но объединяет некоторые этнические меньшинства, которые в Чехии живут, но по-чешски не говорят.

Происхождение названия Чехии

Истоки слова Čechy не совсем ясны. Изначально, возможно, оно обозначала сухое место, или являлось топонимом, что и привело к тому, что таким словом начали называть жителей, живших на этой земле.

С другой стороны, слов Čech (мн.ч. - Češi or Čechové) – сокращенное название человека, который ухаживает за лошадьми – čeledín. Слова Čech, Čechy и česká встречаются в Чешской хронике (Dalimilova kronika), датируемой началом 14 века.

Образование страны

На территории Чехии изначально поселились кельты. Они жили здесь до 4 века до нашей эры. Затем их сменили германские народы, ушедшие с чешских земель во время так называемого переселения народов в 5 веке. Славяне появились здесь не раньше 6 века. Чехи поселились в центральной Богемии, а моравийцы – вдоль рек Морава и Дие на востоке.

В первой половине 11 века было основано княжество Oldřich, затем чешская династия Пржемысловичей подчинила себе Моравию, которая затем вместе с Богемией стали основой чешского государства.

Коронование первого правителя Чехии состоялось в 1085 году, первый университет Центральной Европы был открыт в Праге в 1348 году. Развитие чешской национальной культуры затормозилось в 1620 году, когда чехи потерпели поражение в битве при Белой горе. Чешское королевство потеряло независимость, все провинции перешли под управление династии Габсбургов.

Повторное обращение народа в католическую веру людей, которые в начале 15 веке находились под влиянием реформаторского учения Яна Гуса, привело к массовой эмиграции. Параллельно шли эпидемии чумы и других – в то нелегкое время население Чехии сократилось примерно на половину, население Моравии – на четверть. «Мрачный» период истории продолжался вплоть до конца 18 века – именно тогда началось национальное возрождение чешского народа.

Национальная идентичность

Западнославянские племена, проживающие на территории Богемии, постепенно вошли в состав чешского государства в 9 веке. Моравские этнические группы объединились еще раньше, чем богемские. Представители всех племен разговаривали на разных диалектах чешского языка.

Этнические отношения в Чехии

До конца 12 века население страны практически полностью состояло из чехов. В течение двух следующих столетий этнический состав претерпел изменения. В чешских городах и сельских районах поселилось немало немцев, которые оказали большое культурное влияние на местных жителей.

Согласно демографическим данным от 1851 года соотношение чехов к немцам составляло 60/38,5. Процесс «германизации» далее прекратился из-за антигерманских настроений чехов. После Второй Мировой войны этнический состав Чехословакии снова изменился. Большая часть евреев не пережила войну. На родину вернулись чехи из Румынии, Югославии и Советского Союза. К 1950 году 95% чешских немцев покинули страну. За исключением военного периода, чехи и словаки жили в объединенном государстве с 1918 по 1992 году.

До 1969 года отношения между народами были ассиметричны: Словакия считалась аграрным «придатком» к высокоорганизованной промышленной культуре Чехии, чехи же полагали, что словацкой культуре не хватает зрелости и утонченности. При том, что чешский и словацкий языки очень похожи, чехи считают язык своих соседей карикатурой на собственный.

Мирное разделение Чехии и Словакии на две независимые страны 1 января 1993 года является следствием патерналистского отношения чехов к словакам и желания словаков отстаивать свою этническую идентичность через политическую независимость.

Между Чехией и Соединенными Штатами всегда существовали особые отношения. Австрийская империя, в которую с 1620 по 1918 год входили Богемия и , была одной из самых густонаселенных территорий Европы. В середине 19 века темпы прироста населения еще увеличились.

Из-за демографического давления внутри страны многие чехи были вынуждены искать работу за границей. Большая часть людей мигрировала именно в . Чехи обосновались не только в крупные городах, но и в сельских районах, особенно в долине Миссисипи, также в штатах Небраска, Канзас и . В начале 1990 годов около 1,3 миллиона американцев были чешского происхождения.

Ч ешские земли существуют уже более десяти столетий. Благодаря своему расположению в центре европейского континента, они играли важную роль на всех исторических этапах.
Н аиболее древним, исторически засвидетельствованным населением на территории Чехии, начиная с IV века, были Кельты. Начиная с VI века территорию заселяли славянские племена, которые создали в VII веке княжество Само.
В период с 820 года на территории сегодняшней Чехии находилась Великая Моравия, государство предков чехов и словаков, с которым связано начало христианства в данной области.
К нязь Великой Моравии - Ростислав (правил в 846-870 г.г.) пригласил двух миссионеров Кирилла и Мефодия, благодаря трудам которых Византия вскоре предоставила жителям Моравии привилегии богослужения на старославянском языке и использования глаголического письма, разработанного Кириллом.
К онец Великой Моравии, как государственный, так и церковный, пришелся на начало десятого столетия. Причиной его стали набеги венгров.
П осле распада Великоморавской державы власть сосредотачивается в руках рода Пржемысловцев, который удерживает ее более 400 лет - до 1306 года. В Чехии проявляются тенденции к образованию государственной формации. Княжеская династия Пржемысловцев достигает объединения чешского государства в 995 году.
П ржемысл Отакар I (правил в 1197-1230 г.г.) в 1198 году добился королевского титула для чешских князей, а в 1212 году император Фридрих II признал Чехию королевством в своем указе, названном Золотая сицилийская булла.
С ередина XII века также знаменует начало экономического и культурного развития, поддерживаемого наплывом немецких колонистов.
В XIII и XIV веках чешское государство внутренне укрепилось, стало экономически мощным и достигло наибольшего расширения территории за всю свою историю.
В XIV веке чешская корона переходит к династии Люксембургов, ее первым представителем на чешском троне в 1310 году становится Иоанн Люксембургский. Рожденный в германских землях и получивший образование во Франции, новый король большую часть времени проводил в заграничных походах, не уделяя должного внимания своему королевству. Своего первого сына Вацлава, будущего императора Карла IV, Иоанн отдал на воспитание французскому королевскому двору.
Иоанн Люксембургский принял участие в 1346 году в битве при Креси на стороне французского короля. Битва окончилась крупной победой англичан, среди убитых был и Иоанн. Его сын Карл был также ранен, но, на счастье земель Чешской Короны, несерьезно.
В о время правления Карла IV (1346-1378 г.г.) страна переживала необычайный подъем. Главной целью нового короля было укрепление силы и мощи чешского государства. Опорой Карла в его правлении была церковь. Ее влияние и богатства в период правления Карла неизменно росли.
В 1355 году Карл IV становится императором Священной Римской империи, что было самым высоким светским титулом того времени. Истинная заслуга Карла IV перед империей - учреждение союзов земского мира.
К арл истинно заботился о развитии своего родового владения - Чехии. Дворянству в городах он дал много льгот, поощрял горнозаводство и земледелие, сделал Влтаву до Эльбы судоходной, построил пражский Новый Город (Новое место), Градчаны, и знаменитый пражский Карлов мост, связывающий пражский Старый Город и Малую Страну, основал архиепископство и первый в империи университет, привлек в Прагу большое количество художников и ремесленников, начал готическую перестройку собора Святого Вита, строил замки, самый известный из которых - Карлштейн, названный в честь своего основателя.
З а свою жизнь Карл IV был женат четыре раза, при этом его браки основывались на политических мотивах, с целью получить территориальную выгоду и усилить международное положение страны. За вклад в чешскую государственность и значение, которым он обладает в чешской истории, Карл IV получил имя Отец родины.
В о время правления сына Карла, Вацлава IV, Чешские земли постигла экономическая депрессия. В стране начались эпидемии, велись частные войны. Церковь, которая должна была следить за исполнением божьих заповедей, сосредоточилась на завоевании власти и увеличении своих богатств. Не только в Чехии, но и везде в Европе все сильнее становилась критика церкви за отход от первоначальных принципов и ценностей.
Г лубокий общественный кризис в Европе, а также внутри чешской страны на рубеже XIV и XV веков вылился в гуситское движение, которое с первоначального движения за реформу церкви превратилось в вооруженное народное сопротивление - гуситские войны.
В период средневековья, границы основных исторических земель в основном не подвергались изменениям, прочие земли входили в чешское государство всегда лишь временно.
В неспокойные времена первой половины XVI века, когда Европа противостояла напору Турции и реформации, чешские сословия избирали нового правителя. Из нескольких кандидатов был выбран член могущественного рода Фердинанд I Габсбург (правил в 1526-1564 г.г.). Таким образом, чешские земли на 400 лет стали частью сообщества государств, в которое, прежде всего, входила Австрия и Венгрия.
П очти все время, кроме небольшого периода независимости в XVII веке, страна оставалась под властью Австрии. Габсбурги перенесли королевский двор из Праги в Вену.
Д лительное соперничество чешских протестантов и католиков спровоцировало Тридцатилетнюю войну, бедствия которой довершили разорение Чехии - тысячи поселений были уничтожены и более не восстановлялись, а из 2,5 миллионов жителей, насчитывавшихся в 1618 году, к 1650 году оставалось около 700 тысяч.
И мператор Рудольф II (правил в 1576-1611 г.г.) переместил королевский двор из Вены в Прагу, вернув Праге на некоторое время блеск и значение столицы. Он прославился, прежде всего, как меценат, собиратель, исследователь астрономии, алхимии и астрологии, но также и как чудак, у которого чередовались периоды активности и глубокой апатии.
М ария Терезия (правила 1740-1780 г.г.) и ее сын Йозеф II (правил 1780-1790 г.г.) стремились повысить уровень монархии. Во время их правления в стране началась эпоха Просвещения, цели которой были направлены на увеличение эффективности государственного управления, улучшение системы сборы налогов, поддержку развития сельского хозяйства.
В 1781 году Йозеф II внедрил реформы, улучшающие положение сельского населения, издал патент о ликвидации подневольного труда и патент толерантности, дающий возможность исповедовать другую христианскую веру, кроме католической. Был также принят закон об обязательном посещении школы, возникли первые научные сообщества. После смерти Йозефа, Леопольд II (правил 1790-1792 г.г.) под давлением дворянства был вынужден отменить часть реформ.
В 1804 году Франц II на наследственных владениях своего рода провозгласил Австрийскую империю. Спустя несколько десятилетий, в 1848 году, в Австрийской империи началась революция, которую удалось подавить с помощью российской армии. Были упразднены все проведенные в ходе революции реформы и установлена абсолютная монархия.
В ласти Австрийской империи искали компромисса с Венгрией, в связи с чем в марте 1867 года обеими сторонами было согласовано Австро-венгерское соглашение, превратившее Австрийскую империю в Австро-Венгрию, при этом Чехия не получила автономии. Новое государство представляло собой конституционную дуалистическую монархию, которой правил австрийский император Франц Иосиф I.
П ервая мировая война началась 28 июля 1914 года. Поводом к ее началу послужило Сараевское убийство 28 июня 1914 года австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда сербским студентом Гаврилой Принципом, который являлся членом тайной организации, боровшейся за объединение всех южнославянских народов в одно государство.
После объявления ультиматума Австрия напала на Сербию. Сторону Австрии заняла объединенная Германия, к ним присоединились Турция с Болгарией. Сербии оказали поддержку государства так называемой Антанты - Россия, Франция и Великобритания, а затем и другие.
П ервоначальные предположения о том, что речь идет о небольшой быстрой военной операции, вскоре оказались несостоятельными. Никто не был готов ни материально, ни психологически к затяжной, изнуряющей окопной войне.
В 1914 году из Чехии эмигрировал за границу известный социолог и профессор философии пражского Карлова университета Томаш Гарриг Масарик, где, вместе со своими коллегами, чехом Эдвардом Бенешом и словаком Миланом Растиславом Штефаником, начал создавать первые главы чехословацкого иностранного сопротивления, в том числе и Чехословацкий национальный совет, который собирал собственные войска из соотечественников, живущих заграницей и из военнопленных и дезертиров из рядов австро-венгерской армии. А чешские политические силы создали объединенный политический орган - Национальный комитет.
В 1918 году экономический кризис, сложная обстановка на фронте и распад соседней Российской империи послужили поводом к распаду Австро-Венгрии, после чего произошло образование Чехословакии на основании соединения исторических чешских земель (Чехия, Моравия, Силезия) с составными частями бывшего Венгерского королевства (Словакия и Закарпатская Русь) как одной из наследственных стран Австро-Венгрии - 28 октября 1918 года, после объявления Австрии о намерении начать переговоры о перемирии, Национальный комитет объявил о создании Чехословацкой республики. 29 февраля 1920 года Национальное собрание приняло чехословацкую конституцию. Президентом был избран Томаш Гарриг Масарик.
П осле так называемого Мюнхенского договора, 29 сентября 1938 года фашистская Германия захватила чешское пограничье, чему содействовало также нелояльное отношение значительной части немецкого народного меньшинства к чехословацкому государству. 15 марта 1939 года Германия оккупировала оставшуюся территорию Чехии и провозгласила Протекторат Богемии и Моравии. В Словакии был провозглашено независимое Словацкое государство, которое стало союзником фашистской Германии.
П осле окончания второй мировой войны в 1945 году, Чехословакия была восстановлена (уже без Закарпатской Руси), и в то же время состоялось изгнание и организованное выселение трехмиллионного немецкого этнического меньшинства. В феврале 1948 года компартия осуществила политический переворот и внедрила в стране тоталитарный политический режим.
П адение правительства коммунистов в ноябре 1989 (так называемая «бархатная революция») привело к восстановлению демократического плюрализма. Коммунисты отказались от претензий на абсолютную политическую власть, политические партии были обновлены, а в 1990 году прошли первые свободные выборы. Президентом стал Вацлав Гавел.
В конце 1992 года чешские и словацкие стороны приняли решение о разделе Чехословакии на два независимых государства. Таким образом, 1 января 1993 года на основании раздела федерации возникла независимая Чешская Республика.
С оглашение о принятии Чешской Республике в Европейское сообщество было подписано 4 октября 1993 года в Люксембурге. Чешская Республика стала членом Европейского Союза 1 мая 2004 года, завершив таким образом процесс присоединения к Европейскому сообществу, и в настоящее время является полностью демократическим государством со стабильной политической культурой и растущей экономикой.

Образования Чешского государства

контрольная работа

1.3 Образование Чешского государства

Славянское население на территории Чехии франкские хроники XI в. Обозначали термином «богеми» Здесь осело несколько племен. В Пражской котловине жили чехи, в районе г. Жатец - лучане, на севере Чехии - лемузы, районе г. Мельник - литомержицы и пшоване, в Восточной части Чехии - харваты, в южной - дулебы.

В Х - ХI вв. у этих племен происходит распад родового строя и формируются реннефеодальные отношения. Племенные вожди, вельможи и другие могущественные личности захватывали общее родовое имущество и с помощью дружин обращали в свою собственность целые селения, роды, племена и заставляли работать на себя и содержать свои дворы и дружину.

Между собой феодалы также постоянно враждовали, пытаясь присоединить соседние территории, таким образом, происходило объединение территориальных и этнических единиц, особенно интенсивно этот процесс происходил в Средней Чехии, где правили князья династии Пржемысловцев.

Говоря о пржемысловцах можно сказать, что свое начало династия берет еще в Великой Моравии в конце IX начале Х веков. Первым упоминанием в источниках князем этого рода (872 г.) был кнзь Борживой, которому подчинялись чехи, лучане, лемузы, литомержцы.

В 884 году Борживой подчинился Святополку Моравскому.

В 885 году Борживой с женой приняли христианство, т.к. он понимал значение христианства для укрепления власти.

В 895 году Чехия вошла в состав Моравии.

После того, как великая Моравия пала (906 г.), ее племена и княжества, входившие в нее, начали отделяться и образовывать независимые объединения. Чехия - борясь за свою независимость, не раз воевала с ослабевшей Моравией. После распада Чехия стала экономически сильнее, чем была при правлении моймировичей и части правления династии Пржемысловцев.

О князе Борживом говорится в хронике Козьмы Пражского, написанной в 1102 г. Нет полной уверенности, что хроника гласит правду, так как Козьма собирал сведения двухсотлетней давности и вероятность того, что многие данные могут быть недостоверными и не существующими довольно велика.

После правления Борживого Чехией правил его внук Вацлав. В позднейшей историографии Вацлав очень популярен. Правил он с 921 по 935 гг., насаждая в своей стране христианство, взыскивая с подданных обычные поборы, ведя вооруженные конфликты с противниками.

Дело в том, что в тот период в стране еще были сильны элементы язычества. В результате заговора в 935 году Вацлав был убит, а в последствие канонизирован как мученик за христианскую веру.

Болеслав I, вступив на престол, отказался платить дань германскому королю и в течение 14 лет успешно отражал натиск Оттона I. Однако, в 950 году Болеслав все же признал зависимость от германского короля и помог ему разгромить венгров и присоединить к свом владениям Силезию и княжество вислян с Краковом. Также имеются сведения в некоторых источниках, что Болеслав овладел Моравией и частью Словакии.

Внутри страны Болеслав ввел новую монету - серебряный денарий, просуществовавший до 1300 года.

При Болеславе I и его преемниках значительно изменилась система управления государством. Племенные вожди и старейшины родов, если они не подчинялись князю, были истреблены. Государство разделилось на области, управляющиеся из княжеских замков, где помимо служилых людей во главе с бургграфом находился гарнизон и челядь.

На всей территории страны действовали постановления, исходившие из Пражского Града, который был центром Чехии.

На важные административные должности - главного бургграфа, верховного канцлера, главного писаря и др. - князь назначал своих дружинников, награждая их также землями с крестьянами, деревнями, крепостями, которыми они сначала пользовались как ленными владениями, а потом стали передавать по наследству. Так сформировался класс феодалов.

Был учрежден первый государственный налог «дань с мира» и установлены земские повинности.

Болеслав I решил основать Пражское епископство, но умер в 972 году, не успев осуществить свое намерение.

Князем стал его сын Болеслав II, который получил официальные регалии для епископа Пражской епархии в 973 году.

Епископство укрепило могущество Пржемысловцев, а церковь полностью подчинилась князю. Он назначал и отстранял с должности священников, собирал с верующих церковную десятину, основал три монастыря и был назван «Благочестивым».

Военными походами Болеслав II захватил часть Верхней Лужицы и Галицкой земли.

В центре чешской котловины стоял замок Либице, где стал формироваться политический центр. Владел замком князь Славник, считавший себя равным по знатности Пржемысловцам и им не подчинявшийся. Он также, как и Болеслав, чеканил свою монету и самостоятельно налаживал отношения с иностранными правителями.

Пржемысловцы видели в этом угрозу. В 982 году возник конфликт между Пржемысловцами и Славниковцами.

В 995 году дружина Болеслава II захватила Либице, уничтожив Славниковцев, Болеслав II объединил всю Чехию под властью Пржемысловцев.

Наследовал его Болеслав III (999 - 1003), при котором Чешское государство вступило в полосу кризиса.

Германский император Генрих II принудил чешского князя признать вассальную зависимость.

А Чешский князь Вратислав II (1061-1092 гг.) за верность императору Генриху IY получил титул короля, правда, без права наследования.

В XI в. раннефеодальная централизация Чешского государства ослабела, страна вступила в период феодальной раздробленности. Территория государства распалась на крайны. Центром каждой крайны был град. Все основные судебные, административные и финансовые должности по управлению крайной находились в руках местных же землевладельцев, в пользу которых поступали особые доходы. Местные феодалы составляли также военное ополчение крайн. Они же обсуждали дела крайны на крайнских съездах (областных сеймах). Все должности по центральному управлению и суду также замещались феодальной знатью. Князья Чехии были бессильны решать вопросы войны, мира или финансов без феодальной знати, заседавшей в сеймах и в совете при князе. В XI--XIII века были временем, когда феодальная собственность крупных и мелких землевладельцев, а также церкви продолжала расширяться и укрепляться. Уже в X в. от феодалов зависело право пользования пустошами и лесами, в том числе расчистка нови и основание новых сёл. Основывая эти сёла, феодалы заселяли их зависимыми крестьянами и запрещали окрестному населению пользование общинными угодьями. Свободные крестьяне -- дедичи Советская историческая энциклопедия. -- М.: Советская энциклопедия. Под ред. Е. М. Жукова. 1973--1982 , владевшие на наследственном праве земельными участками и занимавшие по своему удельному весу вначале XI в. ещё видное место среди крестьян, ставились тем самым в безвыходное положение. Разорявшиеся в результате запрещения пользоваться общинными угодьями дедичи попадали в зависимость от феодалов, которым они были обязаны платить всякого рода поборы. Важную роль в разорении и закрепощении дедичей играли также прямые захваты их земель феодалами и насильственное закрепощение.

Тем не менее, удельная система в стране не получает развития. К концу XII в. моравский маркграф и пражский епископ вынуждены были снова признать свое подчинение чешской короне. Раздробленность проявила себя не столько в прямом распаде государства на политически обособленные части, сколько в росте привилегий аристократии и всего дворянства. Феодалы закрепили за собой наследственные права на земли, расширили иммунитетные привилегии и пр. Больше всего уступок вырвала у центральной власти католическая церковь: подчинение духовенства лишь церковному суду, право на десятину и т.д. Индикатором возросшего веса Чехии в международных делах было получение князем королевского титула в 1158 г. Верховная власть императора над чешским королем была минимальной. Отношения складывались по-разному - от союзов до военных конфликтов, которые шли с переменным успехом. Но в целом они больше напоминали взаимоотношения партнеров, чем сюзерена и вассала. Императорская Золотая булла 1212 г. признала особый статус Чехии и Священной Римской империи: чешским представителям вменено в обязанность присутствовать только на тех рейхстагах, которые собираются вблизи границ королевства; если угаснет династия, чехи вправе сами избрать короля, без вмешательства извне, и т.д.

Потомки Вратислава уже вели борьбу за трон. При этом ленные отношения Чехии к империи имели ряд особенностей. Имперские законы в Чехии не действовали, но правителями страны империя признавал только тех лиц, которых избирали дружинники, и которые имели реальную власть.

Конец XII века - ознаменовался периодом упадка не только Чешского государства, но и германской империи, что позволило чешскому государству сохранить свою независимость.

В 1306 г. угасла династия Пржемысловичей, чешские феодалы избрали королем Яна Люксембурского (1310-1346), добившись от него ряд новых привилегий, в том числе освобождение от регулярных податей. В 1317 г. были расширены и упрочены полномочия сложившегося на исходе XIII в. сословного представительства - сейма, в котором были представлены дворянство, духовенство и города.

Глава 2. Развитие права в Чехии в период средневековья

Взаимоотношения Великого княжества литовского и Руси

Возникновение Великого княжества Литовского относят в разных источниках от правления Миндовга (примерно 1251 год) до правления Гедемина (1316 - 1341 г.г.). Централизация и рост Княжества Литовского диктовались одной целью - выжить...

Возникновение российской государственности. Древняя Русь. Киевская Русь

Объединенные в единое государство земли восточнославянских племен получили название Руси. Доводы историков-«норманнистов», пытавшихся объявить создателями Древнерусского государства норманнов, называвшихся тогда на Руси варягами...

Государственность восточных славян

Момент возникновения Древнерусского государства нельзя датироватоь с достаточной точностью. Очевидно, имело место постепенное перерастание тех политических образований, о которых говорилось выше...

Индия эпохи Моголов

Существование Делийского султаната, появление правящего класса феодалов-мусульман, длительное совместное проживание и взаимовлияние индусов и мусульман подготовили возникновение новой мощной мусульманской империи на севере Индии...

Монголо-татарское нашествие на Русь и его последствия

В начале XIII в. в Центральной Азии образовалось Монгольское государство, объединившее многочисленные племена кочевников-скотоводов и охотников. Монгольские племена кочевали в степях Забайкалья и северной части Современной Монголии...

Образование Древнерусского государства в IX-XI вв.

Образование Древнерусского государства. Критика "норманнской" теории

Обильный материал разнородных источников убеждает нас в том, что восточнославянская государственность вызревала на юге, в богатой и плодородной лесостепной полосе Среднего Поднепровья...

Образование и основные этапы развития государственности в Спарте

Спартанское государство возникло вследствие передвижения племени дорийцев по Балканскому полуострову. Дорийцы захватили Лаконику, находящуюся в долине Еврота, и в IX веке был сформировано Спартанское государство...

Образование новгородского государства в IX веке

В это время в северо-западных землях восточных славян, в районе озера Ильмень, по течению Волхова и в верховьях Днепра назревали события, которым также суждено было стать одними из примечательных в русской истории...

Образования Чешского государства

В чехословатской историографии вопрос о генезисе первых славянских княжеств на Среднем Дунае в первой трети IX в. (Моймировского в долине р.Моравы и Прибиповского в Нитрянской области) из-за недостатка источников остается нерешенным...

Развитие русского права Древней Руси

Из ряда существующих в исторической науке концепций государства образование происхождения славян наиболее полно отвечает требованиям современной науки так называемая Днепровско-Одерская концепция происхождения славян академика Б.А...

Русь в IX-XIII веках: от единства к раздробленности

Возникновение Киевской Руси вписывается в процесс государствообразования, протекающий в IX - X вв. на обширной территории Северной, Центральной и Восточной Европы. Согласно «Повести временных лет»...

Русь и Орда: точки зрения в отечественной исторической науке

В начале ХШ в. в Центральной Азии на территории от Байкала и верховьев Енисея и Иртыша на севере до южных районов пустыни Гоби и Великой Китайской стены образовалось Монгольское государство. По имени одного из племен...

Франкское государство

Племенной союз франков сложился в III в. в низовьях Рейна. В него вошли хамавы, бруктеры, сугамбры и некоторые другие племена. В IV в. франки расселились в Северо-Восточной Галлии как союзники Римской империи...

Чехия (Чешская Республика) располагается в Центральной Европе, на исторических землях Богемии, Моравии и части Силезии. Она занимает территорию в 78 864 квадратных километра. На западе и северо-западе Чехия граничит с Германией, в частности с теми территориями, на которых проживают лужицкие сербы, на северо-востоке и востоке – с , на юго-востоке – со , на юге – с Австрией. Выхода в море нет.

Численность населения – около 10,34 миллионов человек, причем около 75 % жителей страны – горожане. Население Чехии достаточно однородно: 81 % составляют чехи, 13 % – моравы, считающие себя отдельным этносом, около 3 % – словаки.

Государственным языком является чешский.

В настоящее время Чехия является республикой. Государство возглавляет президент. Законодательный орган – парламент, состоящий из Сената и Палаты депутатов.

Столица – Прага.

Краткий очерк истории

Первые славянские племена (лучане, седличане, лютомеричи, хорваты, зличане, чехи, дулебы, моравы, гбаны) пришли из Северного Закарпатья на территорию Богемии примерно в IV – V веках нашей эры. Очень скоро славянское население стало преобладать на вновь занятой территории. В VII веке чешско-моравские племена образуют свое первое , возглавил которое франкский купец Само (623-658). Это объединение оказалось необходимым для отражения нападения аваров. После смерти Само союз племен распался. В IX – начале X века в южной Моравии образовалось раннефеодальное государство западных славян – . Помимо Богемии и Моравии , в его состав входят Словакия, Верхняя Черемшина и Лаузитц . В это время среди моравов и чехов распространяется христианство по византийском обряду, который вскоре после смерти Мефодия сменяется римским. В 906 году Великую Моравию покорили кочевники-венгры (мадьяры). В Х веке на землях, которые некогда входили в государство Само и Великоморавскую державу, возникает Пражское , а затем Чешское княжество во главе с родом Пржемысловичей . Государственным и культурным центром становится город чехов – Прага. Имя этого племени с течением времени распространилось и на другие славянские племена, подвластные династии Пржемысловичей. В 1085 году чешский князь получил королевскую корону, а с 1198 года Чехия становится наследственным королевством.

В середине XI века в Чехии наступает период феодальной раздробленности, продолжающийся до конца XII века. В этот время чешские земли подвергаются нападению немецких феодалов, а со второй половины XII века Чехия становится частью Священной Римской империи. Чешские короли, дворянство и в особенности духовенство покровительствуют немецкой колонизации, которая связывается с освоением новых земель, особенно пограничных. Немецкое и чешское население постоянно взаимодействуют друг с другом, что приводит к частичной ассимиляции народов.

Пика своего развития Чехия достигает в XIV веке, во время правления Карла IV Люксембургского (1346 – 1378). Он в значительной степени укрепляет слабую в то время королевскую власть, возвращает утраченные земли. Карл IV становится королем Богемии, императором Германии и Священной Римской империи. «Землями Чешской короны» становятся Чехия, Моравия, Силезия, Верхняя и Нижняя Лужицы, маркграфство Бранденбургское, Люксембург. Прага провозглашена столицей империи. Здесь разворачивается активное строительство, создаются уникальные архитектурные сооружения. Вместе с тем время его правления – это время культурного процветания страны. В 1348 году он основывает Карлов университет – первый университет в Центральной Европе.

С 60-х годов XIV века в экономике Чехии наступает застой, который усиливается после смерти Карла IV. Авторитет короля падает, обостряются социальные противоречия, среди всех слоев населения усиливается недовольство церковью. Всё это приводит к недовольству в обществе и возникновению в начале XV века так называемого гуситского движения, связанного с церковной Реформацией.

В 1402 году Ян Гус выступает в Вифлеем-ской часовне против засилья духовенства. Он считает, что люди должны вернуться к жизни, нормы которой сформулированы в Библии; в обществе не должно быть несправедливости, эксплуатации; папа римский не может, прибегая к индульгенциям, прощать грехи.

Движение Реформации в Чехии имело огромное количество последователей. Казнь Яна Гуса (1415) и Иеронима Пражского (1416) стимулировала революционные настроения в обществе. В Чехии начинается продолжительный период так называемых гуситских войн, возглавил которые сначала Ян Жижка из Троцнова , а после его смерти (1424) – Прокоп Голый . В 1458 году к власти в Чехии приходит «гуситский король» – Иржи из Подебра д, который правит страной до 1471 года. После его смерти на чешский престол избран сын польского короля Казимира Владислав II Ягеллон . С его приходом к власти гуситский период в Чехии был завершен, а в стране установлена сословная монархия – форма правления, характерная для Европы того времени.

В 1526 году чешские земли переходят под власть немецко-австрийской династии Габсбургов , при которых была создана империя, определявшая политику Центральной Европы до 1918 года. Фердинанд I начал преследование в стране реформационных течений. Восстания протестантов жестоко подавлялись.

При императоре Рудольфе II, перенесшем столицу Священной Римской империи в Прагу, ко двору приглашены известные европейские ученые и художники (Тихо Браге, Иоганн Кеплер ). Однако в политическом отношении это время нельзя назвать спокойным. В Чехии возникают религиозные конфликты между католиками, занимающими важнейшие государственные должности, и протестантами, составляющими две трети населения страны. Обострение противоречий внутри страны, сословные разногласия приводят к началу в 1618 году Тридцатилетней войны (1618 – 1648). Битва у Белой Горы (1620 год) кладет конец восстанию богемских сословий. Свыше 30 000 протестантских семей покидают страну, и все их имущество достается католикам. Прага превращается в провинциальный город. Чехия утрачивает политическую независимость. Габсбурги устанавливают жесткий политический режим, при котором подавляется чешская национальная самобытность. Были ограничены права и свободы чешских сословий; в административном аппарате, городах, торговле возросло немецкое засилье.

Во второй половине XVII века большинство населения Чехии и Моравии приняло католичество, некатолики вытеснялись за пределы государства. Начавшийся во второй половине XVI века приток немецкого населения после тридцатилетней войны усиливается. Среди городской знати доминирующее положение занимают не чехи, а немцы. В государственных учреждениях предпочтение отдается немецкому языку, а чешский сохраняется в быту.

Пробуждение национального самосознания чехов началось как движение небольших, преимущественно дворянских групп населения. «Будители» (чеш. buditel, буквально – тот, кто пробуждает) ведут активную деятельность за возрождение чешского языка, литературы, науки, которые на протяжении XVII – XVIII века вследствие проводимой Габсбургами германизации населения находятся в упадке. Наиболее известными чешскими «будителями» были историки и филологи Г. Добнер, Ф. М. Пельцль, Й. Добровский, Й. Юнгман, Ф. Палацкий, П. И. Шафарик, В. Ганка, В. Гаха, издатель В. М. Крамериус, писатели, поэты и драматурги А. Я. Пухмайер, И. К. Тыл, А. Махек, Я. С. Пресль, биолог Я. Э. Пуркине и многие другие. Они поддерживают интерес чехов к изучению истории и литературы своего народа. При их активном участии создаются Чешское королевское общество наук (основано 1784), Чешский национальный музей (основан 1818), Матица чешская (основана 1831).

С середины XIX столетия движение «будителей» становится политическим. Впервые политические требования выдвигаются во время революции 1848–1849 годов. Выдвигаются требования об установлении конституции, отмене барщины, установлении автономии и др. Однако чехи не смогли добиться самоуправления – в отличие от венгров, которым удалось превратить Габсбургскую монархию в двуединую Австро-Венгерскую монархию (1867). Венгерская оппозиция препятствовала созданию триединой империи, в которой Чехия выступала бы на равных правах с Австрией и Венгрией.

В начале ХХ века в Европе назрел экономический и политический кризис. Первая мировая война показала, что время монархии прошло, империи начинают разрушаться. Чехи и словаки стремятся изменить своё существование. Одни из них ещё видят своё будущее в качестве автономии внутри Австро-Венгрии, другие стремятся создать своё независимое государство. Ход военных действий и капитуляция Австро-Венгрии приводят к созданию в 1918 году нового государства, объединяющего чехов и словаков – Чехословацкой республики (ЧСР) . Возглавил ее Томаш Гарриг Масарик (1850-1937). Новое государство носило унитарный характер, в которое, кроме Чехии, Словакии, Моравии, входили также земли Подкарпатской Руси (Закарпатская Украина), населенные русинами; Тешинская Силезия, населенная поляками. Окончательно границы Чехословакии были установлены в соответствии с Версальским (1919), Сен-Жерменским (1919) и Трианонским (1920) мирными договорами стран Антанты с Германией, Австрией и Венгрией. В этих границах на территории Чехословакии оказалось большое число национальных меньшинств, в первую очередь немцев и венгров, враждебное отношение которых к Чехословакии сыграло важную роль в жизни нового государства.

Экономическая и политическая жизнь нового государства была непростой, полной внутренних противоречий. И во время правления Т. Масарика, и во время правления Э. Бенеша Чехословакия оставалась демократической республикой. С мая 1938 года Германия начинает кампанию по дестабилизации ЧСР. В сентябре 1938 года (по документам Мюнхенской конференции) ЧСР лишается приграничных территорий, отошедших к Германии. Потерпела крах и демократическая система правления в стране. В марте 1939 года словацкий сейм объявляет независимость Словакии, венгерская армия вторгается в Подкарпатскую Русь, а немецкая армия начинает оккупацию чешских земель. На оккупированной немцами территории создается «Протекторат Богемия и Моравия» – так называемая вторая республика.

Во время второй мировой войны на территории Чехии действует подпольные группы движении Сопротивления, в которые входят представители различных домюнхенских партий.

Вплоть до декабря 1945 года всю страну, за исключением небольшой территории, освобожденной войсками США, занимали войска СССР. Это обусловило то, что в правительстве третьей республики большинство мест оказалось у коммунистической партии. В 1946 году президентом Чехословакии избран Э. Бенеш. Границы довоенной Чехословакии были восстановлены и даже немного расширены за счет Венгрии. Закарпатская Украина отошла к СССР. Проблема национальных меньшинств была решена путем выселения из страны судетских немцев и обмена населением между Венгрией и Словакией.

К февралю 1948 года политическая обстановка в Чехословакии накаляется, что приводит к формированию нового правительства, формированного из коммунистов, представителей левого крыла социал-демократов и нескольких членов других партий. По примеру СССР, в Чехословакии начинаются «чистки» и показательные судебные процессы. На изменение политики в стране повлияла смерть И.В.Сталина и развенчание в СССР его культа личности. В начале 60-х годов в Чехословакии были реабилитированы многие политические деятели, были нормализованы отношения государства с католической церковью и Ватиканом.

В 1968 году новым лидером коммунистической партии и главной политической фигурой в Чехословакии становится Александр Дубчек . Он выступает за «социализм с человеческим лицом», провозглашает план дальнейшей либерализации экономики, предлагает разработать новую конституцию, в которой были бы гарантированы права национальных меньшинств. Предлагаемые реформы вызвали критику ряда европейских тоталитарных держав, в первую очередь СССР. Несмотря на достигнутые договоренности между этими государствами на встрече в Братиславе, в ночь с 20 на 21 августа 1968 года войска СССР, ГДР, Венгрии, Польши и Болгарии вторглись на территорию Чехословакии. Руководство страны арестовано, а пассивное сопротивление чешско-словацкого народа к концу 1968 года было подавлено. После переговоров в Москве с насильственно депортированным сюда чешскими лидерами правительство А. Дубчека было восстановлено при условии постоянного пребывания на территории Чехословакии советских войск и гражданских советников. Была восстановлена цензура в печати, расформированы некоммунистические организации. «Пражская весна» была подавлена.

В апреле 1969 года руководителем Чехословакии становится Густав Гусак, придерживавшийся после введения войск Варшавского договора просоветской ориентации. Период 70-80-х годов является временем относительной стабилизации в политике и экономике Чехословакии.

Под влиянием процессов, проходивших в Польше, а затем и в Советском Союзе, политическая и общественная жизнь в Чехословакии снова меняется. В декабре 1989 года Г.Гусак вынужден подать в отставку, новым президентом федеральное собрание избирает Вацлава Гавела , а председателем собрания – Александра Дубчека. В 1990 году изменяется официальное название государства – Чешская и Словацкая Федеративная Республика (ЧСФР). Однако лидеры Чехии и Словакии так и не смогли достигнуть политического согласия, и федерация была распущена. С 1 января 1993 года преемниками ЧСФР стали Чешская Республика (ЧР) и Словацкая Республика (СР).

Вацлав Гавел был избран (1993, 1998) президентом Чешской Республики.В феврале 2003 г. президентом Чехии стал Вацлав Клаус.

Краткий очерк культуры

Культура Чешского государства впитала в себя многие черты культуры Великой Моравии (храмы-ротонды). Археологи исследовали остатки многих славянских городищ, которые дали огромное количество находок VII – X века, свидетельствующих о процветании в это время ювелирного искусства, кузнечного и гончарного дела.

В XI веке основной храмовой постройкой является однонефная базилика с одной башней и полукруглой апсидой. В XII веке, наряду с простыми лаконичными постройками, появляются и храмы, отличающиеся сложностью планировки и богатством декора. Особенностью чешского монументального искусства является умелое использование ландшафта для создания ощущения возвышения храма над всем окружающим.

В искусстве Чехии в XI – XIII веках, как и на территории других европейских государств того времени, сложился романский стиль, однако ни одна из древних базилик не дошла до наших дней в первоначальном виде. Большинство их было перестроено сначала во времена Карла IV в готическом стиле, позднее – в ренессансном и барочном.


Так, в 926 году в Праге была построена романская ротонда святого Витта , которая в 1096 году была перестроена в базилику. В связи с учреждением в 1344 году пражского архиепископства началось сооружение парадного христианского готического собора, алтарная часть которого окружал венец капелл (часовен). Строили собор с громадными перерывами по разным причинам. Так, в 1421 году при осаде Града гуситами храм был поврежден, часть внутреннего убранства уничтожена. В 1619 году во время восстановления сословий, собор был разграблен кальвинистами и превращен в молельню. Собор сильно пострадал во время обстрела прусской армии в 1757 году. От удара молнии раскололся шлемовидный купол башни в 1760 году. В 1861 году было даже создано Общество достройки собора. На протяжении этого времени в строительстве поучаствовали французские, немецкие, чешские архитекторы и успели отразиться последующие архитектурные стили: ренессанс и барокко. Строительство было закончено в 1929 году. Длина собора 124 метра, высота главной башни – 96,6 метра. Колокола и башенные куранты изготовлены в XVI веке, витражи созданы в ХХ столетии ведущими чешскими художниками. В галерее собора вывешены портреты членов семьи Карла IV и архитекторов, принимавших участие в проекте, а также бюсты тех, кто внес пожертвования на завершающем этапе строительства собора. Собор святого Вита служил усыпальницей чешских королей и пражских епископов. В главном соборе страны хранятся также коронационные регалии чешских монархов. Возведенный как духовный символ государства собор Св. Вита и сегодня сохраняет свое значение.

В конце IX века в романском стиле был возведен старый Королевский дворец . Он также пережил ряд реконструкций и сейчас принял вид здания эпохи Ренессанса.

Первоначально трёхнефную романскую базилику представлял и костёл святых Петра и Павла . Он был построен в 1080 году королем Вратиславом II по случаю основания вышеградского капитула. При Карле IV базилика была перестроена в готический костел, который в 1576 году реконструировали в стиле Ренессанс, а в 1720 году – в стиле барокко.

Живопись этого периода представлена фресками и миниатюрами. Так, например, до наших дней дошли романские фрески в ротонде святой Екатерины в Зноймо (1134), иллюстрирующие «Чешские хроники» Козьмы Пражского . На фресках изображены сцены из легенды о призвании Пржемысла-пахаря. Тридцать пять миниатюр сохранились в «Вышеградском кодексе» (1085) – сборнике евангельских текстов.

В конце XIII века в Чехию проникает готический стиль. Расцвет его приходится на эпоху правления Карла IV, получивший образование при французском дворе. Основной идеологией, господствовавшей в Чехии XIV века, стала идеология развития чешского патриотизма. Во время его правления Чехия становится не частицей огромной Священной Римской империи, а её центром.


Карл IV приглашает в Прагу швабского архитектора Петра Парлержа, который создает специфический готический стиль, распространившийся позднее по всей католической части Восточной Европы. Он возглавляет строительство Карлова моста (1357), долгое время единственного моста через Влтаву; возводит Староместскую мостовую башню , участвует в строительстве собора святого Витта. Во времена Карла IV по всей Чехии создаются уникальные готические постройки: костёлы (более 20), крепости, замки (Карлштейн, 1348-1365). Большинство из них сохранилось до наших дней.

В изобразительном искусстве XIV века творчески осваиваются традиции Франции, Германии и Италии. Изысканная графичность рисунка сочетается с попытками пластической моделировки форм («Роудницкая пределла», около 1340), художники пытаются создать реалистические композиции.

На культуру Чехии большое влияние оказывает образование в 1348 году Карлова университета в Праге. Для преподавания Карл приглашает в университет крупнейших ученых империи. Здесь процветают математика, медицина, астрономия, правоведение, историография.

Ко времени правления Карла IV относится возникновение чешской драмы, процветание музыки. Конечно, и то, и другое в XIV носит религиозный характер. В основе пьес лежат библейские сцены, музыка обеспечивает литургию.

Во время гуситского движения развитие культуры замирает, но не останавливается совсем. В целом оно сохраняет средневековый характер предшествующей эпохи, вяло, но всё-таки продолжают развиваться готические традиции в архитектуре (строительство крепостных укреплений нового города Табор) и изобразительном искусстве. Поскольку гуситское движение было тесно связано с богословскими спорами, бурное развитие получается именно теологическое направление культуры. Сам Ян Гус и виднейшие богословы того времени (Иероним Пражский, Петр из Младонёвиц, Якоубек из Стршибра и другие) рассуждают о назначении церкви, о роли церковников в распространении слова Божьего, о человеке и его поведении, о том, что чешский народ должен быть хозяином на своей земле. Говорят они и о богоизбранности чешского народа, что способствует росту национального самосознания чехов.

В 1468 в Чехии началось книгопечатание. В скором времени оно достигает очень высокого уровня. Издается не только богословская литература (иллюстрированная Библия, 1570), но и научные трактаты («Гербарий», 1563), а также популярная литература.


После утверждения в Чехии династии Габсбургов (1526) в искусстве усиливается светское начало. Готический стиль сменяется новой традицией, связанной с Ренессансом. Фердинанд I приглашает в Чехию итальянских мастеров, которые перестраивают в новом стиле старые замки и создают новые сооружения. Наиболее точно итальянский архитектурный стиль передает королевский летний дворец (Краловски летоградек , или Бельведер ), построенный около 1535–1563 года. В 1567–1569 годах в этом же стиле строится «Мичовна» – императорский павильон для игры в мяч. Стены этого сооружения сплошь покрыты сграффито. В духе ренессанса перестраиваются замки в Пардубице и Йиндржихув-Градце. В них появляются галереи лоджии, парадные залы. В городском строительстве середины XVI – начала XVII века новые ренессансные формы переплетаются с готическими традициями. Дома горожан украшаются арочными галереями, узорными фронтонами, сграффито.


Живопись в этот период находится под сильным влиянием немецких и испанских художников. В Праге создается особый, так называемый «рудольфинский» стиль, который сочетает сложную символику, аллегоричность с точностью изображения и легкостью исполнения.

На рубеже XVI и XVII веков Прага становится одним из центров европейского маньеризма.

В XVII веке начинается новый этап в культуре Чехии. В соответствии с философией гуманизма и Ренессанса новую педагогическую систему создает Ян Амос Коменский (1592 – 1670). В книгах «Великая дидактика», «Материнская школа», «Мир чувственных вещей в картинках», «Открытая дверь язы-ков» он разрабатывает новейшие методы обучения, при которых широко используется наглядность; Я.А.Коменский предлагает ввести ступенчатую систему образования. В модифицированном виде эта система сохранилась до наших дней.

После завершения тридцатилетней войны (1648) начинается новый подъем архитектуры, в которой теперь господствует стиль барокко. Создателем чешского барокко является баварский архитектор Криштоф Динценгофер (ум. 1722). Свою работу в Праге он начал с постройки иезуитского храма святого Микулаша (1756) на Малой стране. На месте бывшего готического костела этого же святого он построил западную часть костёла, то есть вестибюль и две боковые капеллы, включая два сводчатых поля пролета. Этот купол повторится немного позднее в другом созданном им сооружении: своды костёла святой Maркеты в Бржевнове. Криштоф Динценгофер разработал также планы пражского крепления, в котором заменил простые насыпи с палисадами на каменные и кирпичные кладки. Он также создал так называемые «Писецкие» ворота на Градчанах (1720).

Однако своего расцвета архитектура барокко достигла в сооружениях его сына, Килиана Игнаца Динценгофера (1689-1751). Благодаря качеству его работы и его влиянию на общественность, Прага устояла перед влиянием новой французской ориентации на классицизм. С 1716-го года он сотрудничал со своим отцом в разработке всех его проектов. Первой его самостоятельной работой стало почти незаметное здание михновского бельведера в пражском Новом городе. По заказу ордена Бенедиктинов в Старом городе Динценгофер в 1732-ом году продолжил строить храм святого Микулаша, который входил в состав планируемого монастырского комплекса. Динценгоферу интересным способом удалось продолжить стройку западной части храма, которую начал его отец. На его планах нарисован алтарь, законченный небольшим куполом, почти скрытым в крыше, над которым должна была выступать лишь люкарна. Килиан Игнац осуществил проект своего отца и сделал из него третий пролет храма - только своды решил по-своему.

Исторические городские части славятся многими мещанскими домами, построенными по проекту К.И. Динценгофера, двумя бельведерами, и двумя дворцами (дом «У Золотого оленя» в Томашской улице на Малой Стране, дом «У двух горлинок» в Ностицкой улице; бельведер «Америка» и другие).

Для изобразительного искусства эпохи барокко свойственны реалистические и демократические тенденции (портреты и настенные росписи К. Шкреты, П. Брандля; фрески и пейзажи В. В. Рейнера; портреты Я. Купецкого, гравюры В. Голлара, натюрморты Я. Р. Биса, Я. В. Ангермайера). В скульптуре выделялись М. Б. Браун и Ф. М. Брокоф (статуи Карлова моста в Праге). В середине XVIII века появились веяния рококо и классицизма (скульптура И. Ф. Платцера, изящные жанровые сцены живописца Н. Грунда).

Конец XVIII – начало XIX веков связан в Чехии с национально-освободительным движением. Развитие чешской культуры в это время направлено на борьбу за национальное самоутверждение. В архитектуре после кратковременного распространения классицизма с середины XIX века утверждается направление «национальной романтики». В 1860 – 90-х годах господствуют постройки в духе неоренессанса и необарокко (Национальный театр, 1868 – 83, архитектор Й. Зитек, Й. Шульц, т. н. Рудольфинум. 1876 – 84, Национальный музей, 1885 – 90). В конце XIX – начале XX веков стиль «модерн» сменяется тенденциями рационализма (постройки Я. Котеры в Градец-Кралове, Простеёве, О. Новотного в Праге).

Реалистическая направленность, наряду с классицизмом и романтизмом, характерна и для изобразительного искусства XIX века. Художники творят в различных направлениях. Их привлекает национальная история (Л. Коля, А. Махек, Й. Манес, В. Брожик), пейзажная живопись (К. Постль, А. Косарек, А. Манес, Ю. Маржак), жанровые сцены (Й. Навратил), портреты (К. Пуркине). В конце XIX – начале ХХ века реализм уступает место новым направлениям в искусстве, которое находит выражение в декадансе и символизме (А. Славичек, М. Швабинский, А. Гудечек и другие). Развитие получает стиль «модерн» (А. Муха, В. Прейссиг) и авангардизм (Б. Кубишта, Э. Филла, В. Новак).

В архитектуре 1920-1930-х гг. сложилась национальная школа функционализма (Й. Гочар, К. Гонзик, Й. Гавличек). Осуществляются первые опыты рациональной жилой застройки и типизации строительства (г. Злин, ныне Готвальдов). Тем не менее, в большинстве чешских городов до середины ХХ века преобладала средневековая застройка. С середины 1950-х годов распространились строгие по формам дома из крупных блоков и панелей. Для общественных построек 1960-х годов характерны рациональная простота и строгое изящество форм, тонкое использование выразительности современных материалов (стекла, алюминия, пластиков). С начала 1970-х годов начались поиски пластической выразительности и индивидуального облика зданий (Федеральное собрание в Праге, 1970-73, архитектор К. Прагер).

Развитие чешской культуры второй половины ХХ – начала ХХI века связано с именами Э. Филла, Й. Брож, З. Сейдль, А. Падерлик, В. Седлачек, Л. Шимак и др. (живопись, графика), М. Форман, Й. Менцела, Ш. Угр, Я. Сверак (кино), П. Эбен, С. Гавелк (музыка).

Литература
Koči J., Naše narodni obrození. Praha, I960.
Přehied československých dějin, dl 1. Praha, 1958.
Архитектура Чехословакии с древнейших времён до наших дней, Прага, 1965.
Виноградова Е. К. Графика и проблемы чешского искусства конца XIX - начала XX веков, М., 1975.
Все страны мира. Энциклопедический справочник / Автор-сост. Родин И.О., Пиме-нова Т.М. М., 2002.
История южных и западных славян / Под ред. Г.Ф. Матвеева и З.С. Ненашевой. В 2-х тт. М., 2001.
Лаптева Л.П. Письменные источники по истории Чехии периода феодализма. М., 1985.
Мельников Г.П. Культура зарубежных славянских народов. М., 1994.
Мельников Г.П. Культура Чехии Х – начала XVII в.// История культур славянских народов. В 3-х тт. Т.1: Древность и Средневековье. М., 2003. С.300-361.
Поп И.И. Искусство Чехии и Моравии IX – начала XVI века. М., 1978.
Флоря Б.Н. Формирование чешской раннефеодальной государственности и судьбы самосознания славянских племен Чешской долины // Формирование раннефеодальных славянских народностей. М., 1981.
Францев В. А.. Очерки по истории чешского возрождения, Варшава, 1902.

В 1526 году на чешский трон восходит один из представителей рода Габсбургов - Фердинанд I. С этого момента Габсбурги правят Чехией почти 400 лет. Эрцгерцог Австрии руководил державой из Вены. Только Рудольф II перебрался в Прагу в 1583 году, дабы управлять государством и заодно сбежать из Вены, где его откровенно не любили. Именно его правление оставило ярчайший след в истории страны.

Он был всесторонне развитой личностью, коллекционировал творения выдающихся живописцев. Увлечение Рудольфа мистикой сделало Прагу мировой столицей алхимии. При нем в столице Чехии, как грибы, вырастают здания в стиле барокко, церковь Лорета, собор св. Николая. Болезнь короля (у него была тяжелая форма сифилиса, приведшая к слабоумию) заставила правителя отречься от власти в пользу брата Маттиаша. И начинается в Чехии постепенная отмена всех вольностей.

«Черный этап» в истории Чехии

Кризис политической обстановки приводит в 1618 году к восстанию, названному «Второе пражское швыряние из окон». Это историческое событие чехи считают очень важным, даже судьбоносным. Оно нашло отражение во многих картинах, большинство из которых можно посмотреть в . Пример на фото ниже, кликните на фото для увеличения.

Богемские дворяне вышвырнули из окон королевского дворца двух наместников, их секретарей. Свершился еще один повод к началу Тридцатилетней войны: Богемия против Австрии - протестанты против католиков. После проигрыша протестантов в сражении у Белой горы 30 тысяч семей выехали из Чехии. Прага вновь стала провинциальным городом.

Немцы правят в стране, сделав немецкий язык государственным. Началась «черная эпоха» в истории чешской нации. В 1653 году в столице основывается высшее учебное заведение ордена иезуитов - Клементинум. Прага переживает трагическое событие: больше половины города уничтожает пожар 1689 года.

В 1717 году в Прагу приезжает архитектор, чьи творения эпохи барокко стали известны всему миру. Речь идет о Динценгофере К. И. и его работах: костеле Св. Кирилла и Мефодия, Лотере, храмах Св. Николая в Мала-Стране и Старе-Мнесте, Доме инвалидов, виллах «Америка», «Портгеймка» и др. Он перестраивает в стиле барокко известный Клементинум, костел Св. Томаша, обитель в Бржевнове.

Чехия боролась за независимость. Прусская армия дважды осаждала Прагу: в 1744 и 1757 годах. Если первая осада закончилась их победой, то во время второй город не сдал своих позиций. Во время правления на австрийском троне Марии Терезии, занявшей трон в 1744 году, с новой силой пробуждается самосознание чешского народа: крестьянские восстания вспыхивают в разных уголках страны.

Последующие правители Австро-Венгрии - Иосиф II (подписавший закон об отмене крепостного права и объединивший 4 квартала в единую Прагу) и Леопольд II (отправивший из Вены в Прагу делегацию с короной св. Вацлава и другими регалиями) возрождают чешскую культуру. А император Франц-Иосиф хочет остановить возмущения народных масс, но тщетно. Помешала его планам и Первая мировая война, начавшаяся в 1914 году. О "героическом" участии чехов в Первой мировой войне лучше всего рассказывает Ярослав Гашек в "Похождениях бравого солдата Швейка".

19 век принес много значимых и важных событий в Чешское государство: отмену пожизненной военной службы, победное для Наполеона Аустерлицкое сражение, открытие консерватории в Праге, основание Каролиненталя (ныне Карлин), Национального музея, строительство железной дороги, начало сооружения новой части собора Св. Витта на Пражском Граде и др.

Чешская республика в 20 веке

Осень 1918 года для Чехии была богатой на значимые события. 28 октября провозглашается Чешская республика, столицей становится снова Прага, а 14 ноября в права вступает первый президент страны - Томаш Масарик.