Вопросы

Кто был на горе кайлас. Самые интересные факты и тайны горы кайлас. Как добраться до горы Кайлас

Гора Кайлас считается одной из самых необычных в Тибете, поэтому вызывает неослабевающий интерес у адептов восточных религий и любителей всего мистического. Она является частью горного хребта Гангдисе, отделяющего эту автономную область Китая от Индийского океана. Перед поездкой стоит выяснить точное местонахождение Кайласа на карте мира: он находится в южной части Тибетского нагорья и эффектно выделяется на фоне окружающей местности благодаря внушительной высоте почти в 6700 м.

У горы есть и другие названия. Среди китайцев она известна как Ганжэньбоци или Гандисышань, а в священных книгах тибетцев Кайлас упоминается как Юндрунг Гуцег либо Канг Рингпоче («драгоценная заснеженная гора»).

Как выглядит Кайлас

Пик практически не имеет аналогов в горных системах планеты вследствие четырехгранной формы, напоминающей древнеегипетскую пирамиду. Вершина Кайласа в любое время года покрыта толстым снежным покровом, который практически никогда не тает. Если рассмотреть фото горы, сделанные со спутника, сразу же бросается в глаза точная ориентация ее четырех склонов по сторонам света.

Кайлас расположен в Западном Тибете – местности, малодоступной даже для опытных альпинистов. В этом районе протекают четыре крупнейших водных артерии региона: Инд, Карнали, Брахмапутра и Сатледж. Индуисты, для которых эти реки священны, считают, что их истоки находятся именно на склонах горы.

Загадочный ореол горы

Тайны древнего Кайласа, не одно тысячелетие господствующего над прилежащими территориями, будоражат воображение многих путешественников. Стоит упомянуть следующие интересные факты, касающиеся этого уникального пика:

Некоторые исследователи утверждают, что высота горы Кайлас в Тибете составляет ровно 6666 м. По этой причине многие последователи христианских конфессий воспринимают ее как опасное место, где, по слухам, обитают темные силы во главе с самим Люцифером.

Для приверженцев буддизма, индуизма, джайнистской и тибетской религий бон вершина – одно из самых сакральных мест. В восточных религиозных традициях гора считается «сердцем мира», где сосредоточена божественная мощь, и является объектом культового поклонения. Индуисты называют Кайлас горой богов, поскольку, согласно местным сказаниям, именно здесь большую часть времени проводит великий Шива. Сам же пик представляет собой воплощение космической горы Меру – мифологического центра мироздания. В соответствии с верованиями буддистов Кайлас – это обитель Будды, пришедшего на нашу землю в образе Самвара. В традициях джайнистов именно на этой горе первый святой освободился от всего мирского и от земных уз. Последователи бон считают, что здесь сосредоточена жизненная сила всей планеты, а во время восхождения на Кайлас можно попасть в легендарную страну Шангшунг.

Согласно тибетским преданиям, большинство экспедиций на гору заканчиваются смертью дерзких смельчаков, осмелившихся потревожить покой верховных божеств. Те, кто решился на подобный экстрим, просто бесследно исчезают в здешних ущельях. Многие скалолазы мечтали о покорении Кайласа, однако в последний момент непредвиденные обстоятельства обязательно препятствуют этому. Так, в середине 1980-х известный итальянский альпинист Месснер получил лицензию на восхождение от китайского правительства, однако по непонятным причинам вскоре отказался от этой идеи. В 2000 году испанские скалолазы также пытались взойти на вершину горы, однако многочисленные паломники и тибетские монахи окружили ее живым кольцом, преградив к ней допуск. Поэтому путешествие на пик Кайлас по-прежнему остается лишь недостижимой мечтой для скалолазов всего мира.

С этой жемчужиной тибетских гор связано множество легенд. Одна из них гласит, что у человек, всего лишь прикоснувшийся к склону Кайласа, на протяжении многих недель будет страдать от незаживающих язв. Также в мифах Тибета встречается упоминание о явлениях самого верховного божества Шивы. Его образ можно увидеть во вспышках молний в пасмурную погоду, когда вершина полностью окутана облаками.

Вдоль южного склона пика прямо в его центральной части расположена вертикальная трещина, которую пересекает неглубокий горизонтальный раскол. Когда на закате тени сгущаются, в этом месте Кайласа они образуют четкое подобие свастики – символа нацизма. По данным ученых, трещины (ширина вертикальной достигает 40 м) являются результатом давнего землетрясения.

Некоторые поклонники эзотерических учений утверждают, что гора является образованием искусственного происхождения, созданным в глубокой древности то ли навсегда исчезнувшей цивилизацией типа Атлантиды, то ли пришельцами с других планет. Однако даже если принять, что Кайлас - старинное ритуальное сооружение, его предназначение остается непонятным для нас.

Ритуальные обходы вокруг горы Кайлас

Священные книги индуизма и религии бон, говорят о том, что обход по периметру основания Кайласа позволяет искупить все прегрешения земной жизни. Такой обход называют кора. Человек, совершивший кору не менее 13 раз, будет навсегда избавлен от адских мук. А если вам хватит терпения сделать обход 108 раз, ваша душа навсегда покинет круг перерождений и достигнет высшей степени просветления. Это дает возможность вплотную приблизиться к состоянию Будды.

Буддисты и джайнисты выполняют обход пика по часовой стрелке, по направлению движения солнца, а адепты учения бон всегда идут в противоположную сторону. Среди альпинистов ходят слухи о коллегах, притворившихся паломниками и во время ритуального обхода горы тайно сошедших со священной тропы для совершения восхождения. Через некоторое время они вернулись в лагерь туристов в полубезумном состоянии и менее чем через год скончались в психиатрической больнице глубокими старцами.

Хотя при поездке в Тибет Кайлас остается недоступным для восхождения из-за активного сопротивления служителей местных культов, приблизиться к нему на небольшое расстояние вполне можно. В прилежащей местности заслуживают внимания цепочки скальных образований с идеально гладкой или вогнутой поверхностью. На данный момент неизвестно, сформировались ли они под воздействием природных факторов или являются результатом деятельности человека.

Считается, что эти скалы – так называемые «зеркала Козырева», способные искажать пространственный и временной континуум. Путешественник, оказавшийся вблизи них, испытывает необычные физические и психологические ощущения. «Зеркала» имеют особое расположение по отношению друг к другу, поэтому исследователи предполагают, что они способны перенести человека в другую эпоху или даже параллельное измерение.

После посещения скал вы также можете осмотреть и другие достопримечательности района, к которым относятся:

  • Буддистский монастырь, где в день праздника Весак (он отмечается ежегодно в майское полнолуние) собираются тысячи паломников из всех стран мира.
  • Озеро Манасаровар («озеро жизни»). Согласно легендам, оно было первым объектом живого мира, сотворенным в создании Брахмы. Вокруг Манасаровар также совершается церемониальный ритуал коры, длина которой составляет 100 км. Погружение в его пресные воды у северо-западного берега позволяет очистить карму и исцелиться духовно и физически. Если вы искупаетесь в озере, то после смерти обязательно попадете в рай. Те же, кто попробуют воду из него, после окончания земной жизни будут пребывать рядом с самим Шивой.
  • Озеро Ланга-Цо или Ракшас («водоем смерти»). Его воды отличаются высоким содержанием минеральных солей и отделены от Манасаровар только небольшим перешейком. В отличие от последнего, имеющего овальную форму, очертания Ланга-Цо напоминают месяц. Водоемы символизируют свет и мрак соответственно. Не стоит касаться вод Ракшас: это может накликать несчастье.

Как гласит предание, Ланга-Цо сотворил повелитель демонов Равана, который ежедневно на протяжении 10 суток жертвовал великому Шиве одну из своих голов, отрубая ее. В последний день жертвоприношения верховное божество даровало ему сверхъестественную силу.

Полезные советы туристам

Путешествие в одну из самых таинственных областей Тибета следует тщательно спланировать. Полезными окажутся следующие рекомендации:

  • Наиболее удачной станет поездка в апреле-мае в сухой сезон, когда дожди или снегопады крайне редки.
  • Для акклиматизации и предотвращения проблем со здоровьем перед осмотром Кайласа стоит прожить несколько дней в местности, расположенной на меньшей высоте над уровнем моря. Это позволит избежать головных болей, головокружений и дискомфорта в области сердца во время осмотра красот горы.
  • Приобрести альпинистскую лицензию для восхождения на Кайлас практически невозможно, однако доступ в прилежащий район можно получить всего лишь за 50 CNY. Его получают в комитете общественной безопасности Тибетской автономии при предъявлении паспорта и разрешения на въезд.

Координаты 31.066667, 81.3125

Как добраться до горы Кайлас

Добраться до подножия Кайласа можно следующими способами:

  • Автобусом из Катманду после прибытия в местный аэропорт, который доставит вас прямо к горе (стоимость авиабилета из Москвы составляет примерно 30000 RUB). Продолжительность перелета – примерно 11 часов.
  • Автобусом из Лхасы, куда также можно попасть на самолете. Это будет стоить примерно на 700 USD дороже, однако вы сможете постепенно привыкнуть к перепаду высот во время путешествия.

Кайлас – одно из наиболее интересных мест Тибета, считающееся гигантским накопителем космической энергии. Поэтому если вы интересуетесь духовной стороной жизни, стоит обязательно отправиться туда.

«Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал», - пел Владимир Высоцкий. В таком случае тибетская гора Кайлас - лучшая из гор, поскольку на ее вершину до сих пор не поднимался ни один из смертных. Она не подпускает к себе никого из храбрецов, дерзнувших на попытку восхождения.

Человеку сюда нельзя!

Эта гора в форме четырехгранной пирамиды со снежной шапкой и гранями, сориентированными почти точно по сторонам света, является священной для адептов сразу четырех религий. Индуисты, буддисты, джайны и приверженцы бон считают ее сердцем мира и осью Земли.

Тибетцы убеждены, что Кайлас подобно полярной горе Меру из индоарийских мифов объединяет три космические зоны: небо, землю и подземный мир и, стало быть, имеет всемирное значение. В священном индуистском тексте «Кайлаш-самхита» говорится о том, что на вершине горы «обитает бог грозный и милостивый - Шива, вместивший в себя все силы мироздания, порождающий жизнь земных тварей и истребляющий их». Буддисты считают Кайлас обителью Будды. И потому священные тексты гласят: «Никто из смертных не смеет взойти на гору, где обитают боги, тот, кто увидит лики богов, должен умереть».

Впрочем, двое, согласно легендам, все же побывали на вершине: Тонпа Шенраб, основатель религии бон, именно здесь спустившийся с небес на землю, и великий тибетский учитель, йог и поэт Миларепа, поднявшийся на макушку Кайласа, ухватившись за первый утренний луч солнца.

Неудавшиеся восхождения

Однако это - личности легендарные. А для простых смертных гора остается непокоренной, несмотря на ее не самую большую высоту по сравнению с гималайскими восьмитысячниками - «всего» около 6700 метров (в разных источниках данные расходятся). Рассказывают, что перед смельчаками, вздумавшими совершить восхождение, как будто встает непреодолимая воздушная стена: Кайлас словно отталкивает их, а то и вообще сбрасывает к подножию.

Ходят байки о четырех альпинистах (то ли американцах, то ли англичанах), притворившихся паломниками, совершающими кору - священный обход вокруг горы. В какой-то момент они сошли с ритуальной тропы и направились вверх. Через некоторое время к лагерю паломников у подножия горы спустилась четверка грязных, оборванных и совершенно невменяемых людей с безумными глазами. Их отправили в психиатрическую клинику, где альпинисты невероятно быстро постарели и меньше чем через год скончались глубокими старцами, так и не придя в себя.

Известно также, что в 1985 году знаменитый альпинист Райнхольд Месснер получил у китайских властей разрешение на восхождение на Кайлас, но потом вынужден был отказаться от этой затеи по не вполне понятным причинам. Одни говорят, что резко ухудшившиеся погодные условия помешали, другие - что парню, покорившему все 14 восьмитысячников мира, перед самым штурмом Кайласа было какое-то видение...

А вот испанская экспедиция, в 2000 году приобретшая за довольно значительную сумму разрешение (пермит) на покорение этой горы у китайских властей, столкнулась с совершенно реальным препятствием. Испанцы уже установили базовый лагерь у подножия, но тут путь им преградила многотысячная толпа паломников, решившая любой ценой не дать свершиться такому святотатству. Свой протест выразили далай-лама, ООН и ряд других крупных международных организаций. Под таким натиском испанцы вынуждены были отступить.

Но русские и здесь, как всегда, впереди планеты всей. В сентябре 2004 года члену-корреспонденту Российской академии естественных наук профессору Юрию Захарову удалось как-то усыпить бдительность тибетской общественности. Вместе с сыном Павлом ему удалось (без разрешения властей) подняться на Кайлас с юго-восточной стороны до отметки 6200 метров. Но вершина все же не покорилась. Вот как объяснял это сам Захаров:

На восхождении ночью меня разбудил Павел, сообщив, что в небе потрясающие необычной красотой световые явления природного электричества. Вылезать из палатки совершенно не хотелось, да и не было сил, но любопытство свое взяло - действительно, каждые 3-5 секунд в небе вспыхивали шарообразные, яркие вспышки, похожие на изображаемые тибетцами в иконографии тигле - светящиеся радужные сферы. Размером с футбольный мяч.

Здесь уместно вспомнить еще более интересное явление, которое уже труднее объяснить с научной точки зрения, - днем стоило только закрыть и открыть глаза, глядя в небо, и были отчетливо видны как бы светящиеся полосы, составляющие огромную сетку, покрывающую все вокруг и состоящую из сотен-свастик. Вот такая мистика, сам бы не увидел, ни за что бы не поверил. В общем, это единственные необычные явления, происшедшие с нами у Кайласа, если не считать резкого изменения погоды в момент восхождения.

Чем выше поднималась экспедиция, тем хуже становилась погода: снежная буря, порывы резкого холодного ветра, сбивающие с ног. В конце концов пришлось отступить.

Загадки горы

Световые вспышки над вершиной горы наблюдаются с древнейших времен. Индуисты порой видят там многорукое существо, отождествляемое ими с Шивой.

На космических снимках видно, что Кайлас находится в центре каменной спирали. Гора является своеобразным накопителем планетарной и космической энергии, самым крупным на Земле. Этому же способствует и пирамидальная форма горы. Кстати, российский ученый и эзотерик, профессор Эрнст Мулдашев считает, что эта пирамида - искусственного происхождения, равно как и другие пирамидальные горы в регионе, и построила их в незапамятные времена некая сверхцивилизация.

Версия любопытна, но едва ли верна. Пирамидальную форму имеют многие горы и на Тибетском нагорье, и в Гималаях, в том числе и высочайшая вершина на Земле - Джомолунгма (Эверест). И образовались они естественным путем, что легко докажет любой специалист, имеющий познания в геологии.

Ледяной купол вершины Кайласа похож на громадный кристалл, сияющий в центре бутона восьмилепесткового цветка, образованного причудливо изогнутыми гладкими скалами сине-фиолетового цвета. Эрнст Мулдашев и другие исследователи утверждают, что это - зеркала времени, подобные тем, что создавал российский ученый Николай Козырев, только, конечно, гораздо больших размеров. К примеру, зеркало «Дом счастливого камня» - 800 метров высотой.

Система этих зеркал меняет течение времени: оно чаще всего ускоряется, но порой и замедляет свой ход. Замечено, что у паломников, совершающих кору - обход вокруг горы - длиной 53 километра, за сутки успевают отрасти борода и ногти -настолько убыстряются все жизненные процессы.

Немало споров вызывает вертикальная расселина, проходящая по центру южной стороны горы. При определенном освещении, в часы заката, причудливая игра теней образует здесь подобие свастики - древнего солярного знака. Эзотерики считают это сакральным символом, доказывающим искусственное происхождение горы. Но, скорее всего, эта свастика - просто одна из причуд природы.

По мнению некоторых исследователей, пирамида Кайласа - пустотелая. Внутри ее целая система помещений, в одном из которых хранится легендарный черный камень Чинтамани. Этот посланец из звездной системы Ориона хранит вибрации дальних миров, работающие на благо людей, способствующие их духовному развитию. А Мулдашев вообще считает, что внутри Кайласа в состоянии самадхи находятся далекие предки, хранящие генофонд человечества со времен атлантов.

Другие же утверждают, что великие посвященные всех времен и народов -Иисус Христос, Будда, Кришна и другие -пребывают в самадхи внутри саркофага Нанду, расположенного совсем рядом с горой и соединенного с ней туннелем. Они очнутся во время самых тяжких бедствий и придут на помощь людям.

Еще одна загадка Кайласа - два озера: одно с «живой», другое с «мертвой» водой. Они находятся возле горы и разделены только узким перешейком. В озере Манасаровар вода кристально чистая и вкусная, обладает лечебным эффектом, придает бодрость и проясняет сознание. Воды этого озера всегда остаются спокойными, даже при сильном ветре. А Ланга-Цо еще называют озером демона. Вода в нем соленая, непригодная для питья, и здесь всегда штормит, даже в безветренную погоду.

Много чудес и загадок таит в себе священная гора. Обо всем не расскажешь в небольшой статье. Лучше все увидеть своими глазами, прийти к Кайласу и обязательно совершить кору. Ведь даже одноразовый обход вокруг горы избавит от всех жизненных грехов. Паломники, сделавшие 108 обходов, могут достигнуть нирваны уже в этой жизни. Конечно, для этого потребуется 2-3 года как минимум. Но дело того стоит, не правда ли?!

Виктор МЕДНИКОВ

Здравствуйте, уважаемые читатели.

Сегодня поговорим про место, знаковое для каждого буддиста. Это гора Кайлас (или Кайлаш, или Канг Ринпоче, что на тибетском означает «Драгоценная снежная гора», и ещё множество синонимов на языках разных народов мира). Это одна из самых высоких вершин горного хребта, который находится в системе Гангдис. Она располагается в тибетском нагорье на территории КНР.

Внешне сильно отличается от всех гор – имеет форму почти правильной пирамиды, четыре грани которой ориентированы по сторонам света лишь с небольшим отклонением. Высота 6638 – 6890 м. Любители во всём увидеть мистику считают, что на самом деле вершина находится в 6 666 метрах над уровнем моря, однако измерения эти данные не подтверждают. Гора Кайлас до сих пор не покорилась ни одному альпинисту.

История ее возникновения покрыта глубокой тайной. Земля «воздвигла» Тибетское нагорье более 5 миллионов лет назад, в то время как возраст Кайласа учёные определяют как 20 тысяч лет, что намного меньше и более чем странно.

Если внимательно взглянуть на спутниковые фотографии в максимальном приближении, можно увидеть места, где «штукатурка» откололась, и под ней виднеется монолитная стена. Это даёт основание предположить, что гора Кайлаш в Тибете – рукотворная пирамида, причём самая большая из всех существующих на земле.

Но кто воздвиг её? И не только её, но и весь комплекс вокруг, куда входят горы (пирамиды?) значительно меньшего размера, полукруглые и плоские образования, расположенные исключительно по спирали? А может быть это гигантский кристалл, аккумулирующий энергию космоса и земли, вторая часть которого скрыта в земных недрах?

Местоположение и особенности рельефа

Горный пик находится в Западном Тибете. Это одно из самых труднодоступных мест, как будто кто-то (или что-то) специально озаботился тем, чтобы сюда могли попасть только посвящённые. Кайлаш – крупнейший водораздел Южной Азии. Поблизости протекают Инд, Карнали, Брахмапутра.

Воды из ледников Кайласа впадают в озеро Ланга-Цо, из которого берёт своё начало река Сатледж – крупнейший приток Инда.


Южный склон рассечён по вертикали глубокой трещиной, которая посередине пересекается другой, горизонтальной. При определённом преломлении солнечного света в воздухе возникает знак свастики, поэтому некоторые источники называют Кайлаш «Гора Свастики».

Координаты места нахождения: 31°04′00″ с. ш. 81°18′45″ в. д. (G) (O) (Я) 31°04′00″ с. ш. 81°18′45″ в. д.

Религиозное значение и покорение вершины

Кайлас считают центром мира приверженцы сразу четырёх религий – индуизма, буддизма, бон и джайны. Буддисты думают, что здесь живёт существо-аватар (инкарнация) Будды Акшобхьи – Самвара четырёхликий и двенадцатирукий, а гору называют Химават. Это место окутано завесой тайны и множеством легенд. Вершина, однако, не поддалась ни одному смертному.

Попытки покорить вершину

Впрочем, что остановит человека (или людей), который не верит ни во что, ни в Бога, ни в чёрта? Попыток покорить Кайлас было множество. Но ни одно восхождение не удалось – кто-то поворачивал вспять уже на пути к подножию, а те, кто всё же ступил на Кайлаш, рассказывают об интересном явлении.

Поначалу к горе ведёт отличная асфальтовая дорога. Как и везде, она не может быть прямой и где-то изгибается. В местах, где она пересекает отметку в 6 666 метров (до подножия), качественный асфальт вдруг резко сменяется старым и потрескавшимся, а разделительная жёлтая полоса, ещё метр назад очень яркая, становится тусклой и выцветшей. В этих зонах ехать трудно, потому что воздух вокруг становится как густым и тягучим.


С теми, кто пытается доехать до подножия на велосипедах или мотоциклах, и вовсе происходят интересные вещи:

  • при тех же усилиях на педали велосипеда скорость падает вдвое, а то и втрое;
  • происходят внезапные поломки, например, колесо велосипеда может свернуться в восьмёрку без видимых на то причин;
  • мотоцикл вдруг начинает «чихать», а то и вовсе отказывается ехать, при этом при осмотре не удаётся выявить никаких проблем.

Игры со временем

Некоторые пытаются обмануть гору. В Тибете по сей день ходит легенда о незадачливых путешественниках, которые хотели любыми правдами и неправдами покорить вершину.

Четверо англичан (или американцев, а может и русских – за давностью лет никто уже и не помнит национальность этих людей) приступили к Коре (обход вокруг Кайласа) наравне с остальными паломниками, но в какой-то момент сошли со священного пути и двинулись вверх по склону.

Через какое-то время в лагерь к паломникам пришла четвёрка оборванных, обросших щетиной, людей с лихорадочно блестящими глазами и совершенно неадекватным поведением. Пришлось после спуска отправить их в психиатрическую лечебницу. Все четверо путешественников умерли сумасшедшими в течение следующего года. При этом они очень быстро состарились, превратившись в глубоких старцев.

Считается, что внутри спирали, центром которой является Кайлас, время значительно ускоряется, а снаружи наоборот замедляется. Этот факт подтверждают многие путешественники. Однако констатируется, что время течёт быстрее на подсознательном уровне. После совершения Коры цепь событий, происходящих с человеком, ускоряется, но сам он физически не стареет.

Обход Кайлаша

Всего существует 9 священных маршрутов или Кор. Три из них известны всем паломникам – это традиционные Коры: внешняя, Нанди, Дакини. Малоизвестные маршруты почти забыты коренным населением Тибета – это Касание Лиц Кайласа, переход через перевалы Гео и Шапдже с южной стороны через монастырь Гьяндрак. Некоторые пути Коры явились паломникам во время медитаций – целостная, спиральная, Слияния стихий.


Кора – это обход святыни, в частности Кайласа, против часовой стрелки. У паломников наиболее почитаются простирания – когда человека падает ниц, затем поднимается, ставит ноги туда, где только что лежал лицом, и таким образом продвигается вперёд. Кора вокруг Кайлаша может длиться очень долго (несколько дней с перерывами на сон и еду) и включать далеко не один обход, а несколько.

Особо рьяные последователи религии чтят число 108. Оно имеет особый, сакральный, смысл во многих религиозных направлениях, в том числе и в буддизме:

  • Кангьюр (собрание высказываний Будды) состоит из 108 томов;
  • у буддийских монахов чётки состоят из 108 бусин;
  • паломник должен обязательно сделать 108 простираний во время Коры.


Озёра горы Кайлас

Манасаровар и Ракшас Тал – озёра-антиподы. В одном вода «живая», в другом «мёртвая». Что интересно, водоёмы находятся очень близко друг к другу, их разделяет лишь узкая полоска земли и канал. По поверьям, если вода из Манасаровара течёт в Ракшасу, значит, энергия находится в равновесии.

Объективно озёра действительно разные. Манасаровар – круглое, чуть вытянутое, с чистейшей пресной водой, спокойным зеркалом водной глади, в нём много рыбы. Вокруг расположились монастыри. Природа радует буйством красок, поют птицы, летом прилетают лебеди.


Ракшас Тал – изогнутое полумесяцем, расширяющимся с одной стороны, солёное с большим содержанием серебра, в нём нет жизни. Здесь всегда плохая погода, а окружающий ландшафт неприветливый. Тем не менее, озеро священно. По берегам располагается множество ступ.


Купание в озере с «мёртвой» водой «очищает тело до костей». Омовения в Ракшас Тал совершают все, кто проходят Кору вокруг Кайласа. Вода здесь ледяная, а водное зеркало не гладкое, как у Манасаровара, а находится в постоянном волнении, к тому же всё время дует ветер.

В центре озера на островке стоит небольшой монастырь, где в полнейшем уединении живут монахи – выбраться отсюда на землю можно только тогда, когда установится стойкий ледяной покров.


В водах озера Манасаровар купаются после омовений в Ракшасе. Поблизости находятся термальные источники – здесь местными обустроены деревянные ванны. Вода в термах лечебная, поэтому желающих поправить здоровье много.

Чуть дальше располагается буддистский монастырь Чиу Гомпа. Его название переводится как «маленькая птичка». Находится он на макушке холма. Если забраться на самый верх, можно обозреть все окрестности. Здесь получаются отличные панорамные снимки.

«Ом» – в переводе с санскрита «слово силы». Эту мантру монахи-буддисты произносят во время медитаций. Ом – универсальная звуковая вибрация, которая настраивает организм на «нужный лад».


Долина смерти

Ещё одно сакральное для буддистов, и не только, место. Находится у северного «лица» Кайласа. В длину километра три. Заканчивается там, где находится «ледяное зеркало» (стена ледника). По поверьям сюда отправляются умирать йоги. Вернуться живым из долины смерти может только «чистый» человек. Всех, у кого «дурные» помыслы, это место уничтожает.

Тенцинг Вандра – Великий медицинский лама Западного Тибета – говорит следующее: «Кайлас – обычная гора, овеянная легендами. Каждый видит здесь то, что хочет увидеть. Чудеса, которые приписываются этому месту, действительно были, но их совершали люди – йогин Миларепа (владел левитацией), гуру Римпоче и другие».


Правда или вымысел, что гора Кайлаш – центр мира, построенный древнейшей цивилизацией инопланетян – атлантами и лемурийцами? Или же это живёт лишь в умах верующих и эзотериков, таких, как Мулгашев, Балаев?

Научные экспедиции не обнаружили никаких признаков того, что гора Кайлаш – рукотворная. Также не были найдены каменные зеркала идеальной геометрической формы, словом ничего из того, во что веками верили местные, а затем и некоторые европейцы.

Однако не стоит думать, что путь в Шамбалу, а именно так называл это место Мулдашев, открывается всем. Понять, что здесь действительно происходит, может только тот, кто чист умом и сердцем.

Заключение

Уважаемые читатели, если статья вам понравилась, поделитесь ею в социальных сетях. И подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту.

Идет набор в первую группу к Кайласу в 2020 году: кроме коры вокруг Кайласа вы увидите Северное Лицо Эвереста, красивейшие озера, Древнее Царство Гуге, долину Гаруды и редко посещаемые древние пещерные комплексы в Западном Тибете – Дунгкар и Пиянг. Маршрут . Заезд в Лхасу 26 апреля 2020 года. Уникальный тур на Кайлас кору с русским гидом! Присоединяйтесь!

Гора Кайлаc (Кайлаш) - Драгоценность Снегов, центр мироздания, обитель Шивы и Будды Шакьямуни в облике гневного божества Чакрасамвары, покровителя одной из высших тантр буддизма ваджраяны. Существует поверье, что если обойти священную гору 108 раз, сможешь достичь просветления.

Кайлас притягивал аскетов, йогов и паломников на протяжении многих веков. В наше время все больше и больше людей интересуются путешестием к этой вершине. И дело не только в необычной четырехгранной форме горы, напоминающей искусственно построенную пирамиду, а скорее в том, что Кайлас является святыней для миллионов представителей четырех религий: индуистов, джайнов, буддистов и бонпо. Ежегодно тысячи паломников совершают священный обход вокруг Кайласа, вознося молитвы и выполняя религиозные практики.

География

Гора Кайлас находится в тибетской провинции Нгари в Западном Тибете, Тибетский Автономный Район, Китай. Кайлас – один из пиков в горной системы Гандисы (冈底斯山脉pinyin: gangdisi shanmai), располагающейся на юге Тибетского Нагорья и идущей почти параллельно Гималаям.

Кайлас является самым высоким горным пиком в своём районе (6714 метров / по другим источникам 6638 метров), который также внешне отличается от соседних гор своей четырёхгранной пирамидальной формой, ориентированной по четырем сторонам света. В районе Кайласа берут начало и растекаются по сторонам света четыре главные реки Тибета, Индии и Непала: Брахмапутра на востоке, Инд на севере, Сатледж на западе, и Карнали (приток реки Ганга) на юге.

Название

Кайлас известен под многими названиями. Самое распространенное в русском языке название Кайлас – это название священной горы на санскрите. Также довольно часто встречается написание Кайлаш .

Так как же правильно: Кайлас или Кайлаш? - верны оба варианта, так как в древнеиндийских текстах встречаются оба написания – как со звуком «с» на конце, так и со звуком «ш»:

  • कैलाश Kailāśa (“Кайлаша”) и केलास Kailāsa (“Кайласа”). Следует заметить, что современная Индия сейчас говорит «Кайлаш», в то время как «Кайлас», возможно, более аутентичное название, ибо такое написание встречается в древнеиндийском эпосе «Махабхарата».
  • В Тибете самое популярное название вершины – это Канг Ринпоче (གངས་རིན་པོ་ཆེ wylie: gangs rinpoche), что в переводе означает «Снежная Драгоценность» или «Драгоценная Снежная Вершина». В классических текстах вершина называется Канг Тисе (གངས་ཏི་སེ wylie: gangs tise) или просто Тисе (ཏི་སེ wylie: tise).
  • Последователи добуддийской религии Тибета бон называют эту священную гору Юндрунг Гуцек (གཡུང་དྲུང་དགུ་བརྩེགས wylie: gyung drung dgu brtsegs), что в переводе означает «Девятиэтажная Гора Свастики».
  • В английском языке самое распространенное название вершины – это Kailash , происходящее из санскрита.
  • Китайские названия Кайласа произошли от тибетских: Ган Жэньбоци (冈仁波齐 pinyin: gang renboqi) от тибетского названия Канг Ринпоче и Гандисышань (冈底斯山 pinyin: gangdisi shan) от тибетского Канг Тисе. Также в народе Кайлаш на китайском называют просто «священной вершиной» – Шэньшань (神山 pinyin: shenshan).

Кайлас в мировых религиях

Гора Кайлас является священной для представителей четырех религий: буддизм, бон, индуизм и джайнизм. Для буддистов Кайлас – обитель Будды Шакьямуни в гневной форме. Для индуистов – обитель Шивы, бога-разрушителя иллюзий. Для джайнов Кайлас священен, как место, где их первый святой Адинатха достиг просветления. Последователи религии бон веруют, что отсюда основатель религии Тонпа Шенраб Мивоче спустился с небес на землю.

Несмотря на то, что у верующих этих четырех религий различаются интерпретации значимости Кайласа, все они считают эту вершину – самым священным местом, «сердцем мира», осью мироздания (лат. axis mundi), связывающую небеса и землю, посредством которой практик может связаться с высшими силами.

Кайлас в Буддизме

Для тибетских буддистов Кайлас является обителью Будды Шакьямуни в форме гневного божества Корло Демчок (འཁོར་ལོ་བདེ་མཆོག་ wylie: ‘khorlo bde mchog) или Чакрасамвара на санскрите. Демчок изображается в соединении с духовной супругой Дордже Пакмо (རྡོ་རྗེ་ཕག་མོ wylie: rdo rje phag mo) или Ваджраварахи. Их союз является символом единства пустоты и блаженства (བདེ་སྟོང་དབྱེར་མེད wylie: bde stong dbyer med). Усердная духовная практика является единственным способом познания этого символа.

Для буддистов-последователей Малой Колесницы (Таиланд, Мьянма, Шри Ланка и др.) Кайлас является местом, которое освятил cам Будда Шакьямуни вместе с 500 архатами, эманировав себя в районе Кайласа.

После Будды Шакьямуни здесь медитировал Падмасамбхава, также известный под именем Гуру Ринпоче – буддийский мастер 8 века нашей эры, почитаемый как второй Будда. Он после себя оставил сокровища-терма в скалах вокруг Кайласа.

Три столетия спустя здесь медитировал Миларепа – известный в Тибете мастер медитации, отшельник, мистик и поэт. Несмотря на стремительное распространение буддизма в Тибете начиная с 8 века, Кайлас и окрестности по-прежнему оставались местом, особенно почитаемым последователями религии Бон. Но после Миларепы тайны Кайласа открытились и для тибетских буддистов. Достигнув духовных реализаций, Миларепа вместе со своими учениками отправился в Западный Тибет по местам Будды Шакьямуни. Прибыв в район Кайласа, он встретил бонского мастера по имени Наро Бончунг. Между ними возник спор над господством в районе Кайласа, который они согласились разрешить посредством соревнования с использованием сиддхи – сверхъестественных сил. Первое соревнование было на озере Манасаровар близ Кайласа: Миларепа растянул все свое тело по поверхности озера, а Наро Бончунг встал на водную гладь сверху. Не удовлетворившись результатами, они продолжили соревнование, побежав вокруг Кайласа: Миларепа побежал по часовой стрелке, а Наро Бончунг против часовой. Встретившись на вершине перевала Долма ла близ северного склона Кайласа, они продолжили магическую битву, но снова не смогли решить кто является победителем. Тогда Наро Бончунг предложил следующее состязание: кто в день полнолуния сразу после рассвета взберется на вершину Кайласа, тот и будет победителем. В назначенный день Наро Бончунг верхом на своем шаманском барабане полетел к вершине Кайласа. Миларепа же спокойно отдыхал внизу, заставляя волноваться своих учеников. Но, как только первые лучи солнца достигли пика Кайласа, Миларепа ухватился за один из лучей и мгновенно достиг священной вершины. Наро Бончунг был ошеломлен и упал со своего барабана. Таким образом, Миларепа победил, и последователи религии бон потеряли контроль в регионе, переместив свой духовный центр с Кайласа на гору Бонри на востоке от Лхасы.

С тех самых пор и вплоть до наших дней гора Кайлас является священной как для тибетских буддистов, так и, в частности, для адептов школы Кагью, к которой принадлежал Миларепа. Но и последователи религии бон продолжают почитать эту вершину. Так, буддисты совершают паломничество вокруг Кайласа по часовой стрелке, а последователи бон против часовой.

В 13 веке мастер Готсангпа открыл магические силы Кайласа для адептов школы Друкпа Кагью тибетского буддизма. Он также провел 5 лет медитируя в монастыре Дирапук, расположенном перед перевалом Долма ла напротив северного слона Кайласа. Поэтому вплоть до наших дней этот монастырь, Кайлас и все окрестности вершины особо почитаются адептами школы Друкпа Кагью.

Несмотря на то, что в Тибете есть множество священных вершин, только район Кайласа представляет собой могущественную и всеобъемлющую мандалу, где каждая вершина и каждый холм являются обителью того или иного божества, где каждая расщелина в скалах была местом медитации отшельников. Нигде в других местах нет такого количества мест сил с самопроявленными символами пути к просветлению.

Кайлас в религии Бон

символ бон

Основателя религии Бон звали Тонпа Шенраб Мивоче. Он жил около тридцати тысяч лет назад в духовно совершенном месте Олмо Лунг Ринг, куда могли попасть только просветленные существа. По сохранившимся описаниям это место было похоже на смесь представлений о мистической стране Шаблале, горе Кайласе и горе Меру. Несмотря на то, что Олмо Лунг Ринг – место магическое, по некоторым данным оно находилось на территории страны Тазик на западе от царства Шанг Шунг в Западном Тибете. В центре Омолунгринга располагалась священная вершина Юндрунг Гуцек – «Девятиэтажная Гора Свастики», символизирующая «Девять Путей Бон», откуда и спустился Тонпа Шенраб в мир людей. У подножья горы брали начало четыре великих реки, растекаясь по четырем направлениям. Некоторые последователи религии бон полагают, что гора Юндрунг Гуцек и является священным Кайласом. По другим версиям Тонпа Шенраб переместил силу и магию, заключенную в горе Юндрунг Гуцек внутрь Кайласа. В конце своей жизни в нашем мире он, используя расположенную на Кайласе ось мира, вернулся на небеса. В любом случае гора Кайлас является священным место для последователей религии бон, символизирующее место бога Шанг Шунг Мери. Учения и линия передачи Мери (Ме Ри) являлась одной из основных практик в Шанг Шунге и сохранена и по сей день.

Кайлас в Индуизме

В индуизме Кайлаc является обителью Бога Шивы – верховного Бога богов, разрушителя иллюзий, мастера йоги и тантры. Шива вместе со своей супругой Парвати обитают на пике Кайласа в высшем медитативном состоянии Абсолютного Блаженства. Согласно Вишну-Пуране, пик Кайласа является отображением горы Меру, которая является центром всех вселенных и в материальном, и в духовном аспектах.

В силу полусферичной формой горы Кайлас, ее олицетворяют с лингамом – основным символом Шивы, мужским началом. В Пуранах Лингам является проявленным образом Вечного Непроявленного Шивы, который пребывает вне времени, пространства, качеств и форм. У основания лингама находится йони – символ шакти, универсальной женской энергии. Так, священное озеро Манасаровар, расположенное близ Кайласа, является олицетворением йони и обителью Парвати, поэтому вместе с Кайласом особенно почитается среди последователей индуизма. Для них паломничество к Кайласу и Манасаровару – это, в первую очередь, встреча с Богом. Поэтому миллионы верующих ежегодно отправляются к священной вершине.

Кайлас в Джайнизме

Для последователей джайнизма Кайлас также является и священной вершиной, и горой Меру, олицетворяющей цетр вселенной. Ришабха, ставший первым святым в джайнизме, достиг нирваны в районе Кайласа, тем самым положив начало традиции титханкар. В мировоззрении джайнов мир не имеет начала и конца, а время движется по кругу, подобно колесу бытия. Таким образом, наш мир уже завершил бесчисленное количество временных циклов, также бесчисленное количество циклов наступят и после нашего времени. Каждый цикл или «калачакра» делится на два полуцикла: рост и затухание. В каждом полуцикле рождается 24 тиртханкары, первым из которых и стал Ришабха, также известный под именем Адинатха.

ступы у монастыря Дирапук у северного склона Кайласа

На Земле существует огромное количество потрясающе красивых и вместе с тем загадочных мест, привлекающих к себе внимание путешественников и исследователей. Одним из таких является гора Кайлас (или, как ее еще называют некоторые источники - Кайлаш), которая находится в южной части Тибетского нагорья системы Трансгималаев (Гангдисе) и территориально принадлежит Китаю. Кайлас с тибетского языка переводится, как «Драгоценный камень снегов». Кайлас - самая высокая часть этой горной системы, ее высота составляет 6638 метров над уровнем моря, хотя данные могут расходиться - вопрос в нескольких десятках метров.

Со склонов горы Кайлас берут начало четыре самых больших реки Индийского субконтинента: притоки Ганга - Брахмапутра и Карнали, Инд и его приток Сатледж.

Из-за высоты и отсутствия цивилизации, возникают трудности в исследовании горы - до сих пор о Кайласе известно очень мало, но эта гора таит в себе немало загадок, неподтвержденных теорий, которые ждут своего часа. Множество попыток покорить самую вершину горы - потерпели фиаско. До сих пор никому не удалось этого сделать. Экспедициям не давали разрешение власти Китая, ООН и Далай-лама, паломники устраивали демонстрации и преграждали путь.

Ее внешний вид - уже сам по себе загадка. Грани горы Кайлас расположены соответственно четырем сторонам света и некоторые ученые считают, что это древняя пирамида, к которой примыкают горы поменьше и образует целую систему. Геологи же считают, что форму пирамиды с течением тысячелетий ей придали ветер и вода, а сама гора появилась под толщей океана, в результате передвижений и столкновений земной коры, вытолкнувшись на поверхность.

А трещины с южной стороны горы выглядят как свастика, которая в буддизме означает высшую божественную силу и совершенство. Возможно, такие трещины могли образоваться в результате землетрясения, но Тибет - такое место, где случаются невероятные чудеса. Выглядит, будто кто-то специально сделал это по собственным тайным соображениям. По некоторым предположениям - одна из древних цивилизаций.

Гора Кайлас упоминается во многих древних мифах, легендах и религиозных текстах Азии, она признана священной среди четырех религий:

  • Индуисты считают, что на ее пике расположена излюбленная обитель Шивы, в Вишну-Пурана она указана как город богов и космический центр Вселенной.
  • В буддизме это место проживания Будды, сердце мира и место силы.
  • Джайны поклоняются горе, как месту, где обрел истинное прозрение и прервал сансару Махавира - их первый пророк и величайший святой.
  • Бонцы называют гору местом сосредоточения жизненной силы, центром древней страны и душой их традиций. В отличие от верующих первых трех религий, совершающих кору (очищающее паломничество) посолонь, последователи Бон идут навстречу солнцу.

Гора Кайлас обросла множеством мифов и легенд. Это одно из самых известных мест паломничества, ведь у индуистов Кайлас - священная гора , где пребывает бог Шива, а буддисты считают ее дворцом Будды. Многие свято уверенны, что гора якобы полая внутри и там нашли пристанище просветленные. Чтобы совершить полный обход вокруг нее - нужно пройти расстояние в 53 километра по долине у основания. Специальное название такому паломничеству - «кора» и пошло оно от тибетских монахов. Совершивший хоть раз в жизни кору - освобождается от кармы, всех грехов, которые совершил за жизнь и может быть спокоен за свою следующую инкарнацию - с будущим воплощением ему точно повезет. Вокруг горы есть три монастыря, куда обязательно приходят паломники во время обхода. Весь обход (обязательно по часовой стрелке) продолжается около трех дней, во время которого верующие паломники останавливаются на ночлег прямо под открытым небом. В долине так же совершаются погребальные обряды и быть захороненным в этом месте - считается благом, так как душа очищается и муки ада ей не грозят. А тот, кто совершит кору 108 раз - достигнет высшего просветления, как Будда.