Информация

Места в татарстане татар были заброшенные заводы. Утерянный рай. Как в Татарстане умирают деревни. Районы, где сейчас появляется НЛО

Нет смысла скрывать, что заброшенные деревни и другие населенные пункты являются объектом исследования для многих увлеченных кладоискательством (и не только) людей. Здесь есть где разгуляться и любителям чердачного поиска, и «прозвонить» подвалы заброшенных домов, исследовать колодцы и мн. др. Конечно, вероятность того, что до вас побывали в данном населенном пункте ваши коллеги или местные жители очень высока, но, тем не менее, «выбитых мест» не бывает.


Причины, которые приводят к опустению деревень

Прежде чем начинать перечисление причин хотелось бы более подробно остановиться на терминологии. Существует два понятия - покинутые населенные пункты и исчезнувшие населенные пункты.

Исчезнувшие населенные пункты - географические объекты, на сегодняшний день, полностью прекратившие свое существования вследствие военных действий, техногенных и природных катастроф, времени. На месте таких пунктов сейчас можно наблюдать лес, поле, водоем, все что угодно, но не стоящие заброшенные дома. Данная категория объектов также интересна кладоискателям, но сейчас речь не о них.

Заброшенные деревни как раз и относятся к категории покинутых населенных пунктов, т.е. поселки, деревни, хутора и т.д., покинутые жителями. В отличие от исчезнувших населенных пунктов, покинутые в большей части сохраняют свой архитектурный облик, строения и инфраструктуру, т.е. находятся в состоянии, близком ко времени, когда населенный пункт был покинут. Итак, люди ушли, почему? Спад экономической активности, что мы можем наблюдать сейчас, когда люди из деревень стремятся переехать в город; войны; катастрофы различного характера (Чернобыль и его окрестности); прочие условия, делающие проживание в данном регионе неудобным, невыгодным.

Как искать заброшенные деревни?

Естественно, прежде чем отправляться сломя голову на место поиска необходимо подготовить теоретическую базу, говоря простыми словами, вычислить эти самые предполагаемые места. В этом нам поможет ряд определенных источников и инструментов.

На сегодняшний день, из наиболее доступных и достаточно информативных источников является Интернет :

Второй довольно популярный и доступный источник - это обычные топографические карты. Казалось бы, как они могут быть полезны? Да, очень просто. Во-первых, на достаточно известных картах Гентштаба уже отмечены и урочища, и нежилые деревни. Тут важно понимать одно, что урочище - это не только заброшенный населенный пункт, но и просто любая часть местности, отличная от остальных участков окружающей местности. И еще, на месте урочища уже давно может не быть никакой деревни, ну да ничего, походите с металлоискателем среди ямок, пособираете металломусор, а там глядишь и повезет. С нежилыми деревнями тоже не все просто. Они могут оказаться не совсем нежилыми, а использоваться, скажем, под дачи или могут быть заселены незаконно. В этом случае не вижу смысла что-либо предпринимать, проблемы с законом никому не нужны, а местное население может быть достаточно агрессивно.

Если сравнивать ту же карту Генштаба и более современный атлас можно заметить некоторые отличия. Например, была деревня в лесу на Генштабе, к ней вела дорога и вдруг дорога на более современной карте пропала, скорее всего, жители оставили деревню и стали заморачиваться с ремонтом дорог и т.п.

Третий источник - местные газеты, местное население, местные музеи. Больше общайтесь с аборигенами, интересные темы для разговора всегда найдутся, а между делом можно спросить и об историческом прошлом данного региона. О чем могут поведать местные жители? Да много о чем, местоположение усадьбы, барского пруда, где есть заброшенные дома или даже заброшенные деревни и т.д.

Местные СМИ тоже достаточно информативный источник. Тем более сейчас даже самые провинциальные газеты стараются/пытаются обзавестись собственным сайтом, где старательно выкладывают отдельные заметки или даже целые архивы. Журналисты много куда ездят по своим делам, берут интервью, в том числе и у старожилов, которые в ходе рассказов любят упоминать различные интересные факты.

Не брезгуйте ходить в провинциальные краеведческие музеи. Мало того, что их экспозиции бывают зачастую интересны, так работник музея или экскурсовод может вам также рассказать много интересного.

Posted ЧТ, 18/12/2014 - 19:13 by Кэп

Предисловие:
Вот уже больше 20 лет Команда Кочующие путешествуют по Марий Эл и Татарстану, и если описание загадочных и мистических мест по РМЭ более-менее существует , то Республика Татарстан - настоящая Терра инкогнита! Хотя территория РТ заселена более плотно, но здесь происходит не меньше удивительных явлений, чем в соседних республиках и областях! И это не случайно, на территории республики множество памятников истории и археологии, есть древние святилища и городища, остались пещеры и рудники, остатки древних храмов и усыпальниц.
И, как всегда, начать надо с того, что наши друзья, знакомые, читатели и гости сайта, а также совершенно посторонние: туристы, рыбаки, путешественники присылают на наш адрес множество писем с фото, рассказами и историями Татарстана. В том числе есть рассказы о загадочных случаях и явлениях, об интересных местах, которые нам удалось посетить. Поэтому в данной статье делается попытка хотя бы в черновом варианте составить перечень загадочных и аномальных мест Татарстана.

Добавим, что кроме РТ - сюда включены места сопредельных областей около границ Татарстана, а также места проживания булгар и татар за пределами РТ.
Повторимся, что Кочующие не занимаются непосредственно поиском и изучением таких мест и зон, также мы не дает оценку указанной информации, и не обсуждаем действительность всех событий и случаев, что там произошли. Вероятно, что часть указанных мест ничем не отличаются от всех других, а рассказы - это просто красивые легенды и предания, что всегда живут в народной памяти. Хотим сразу объяснить, что Кочующие занимаются туризмом, путешествиями и краеведеньем в Татарстане, но попутно и нам встречались такие места и происходили такие события, которые так просто не объяснишь!

Так как непосредственно изучением таких зон мы не занимаемся, то предлагаем заинтересованным лицам (более всего, наверно, группе «Казань-Космопоиск») хотя бы частично проверить и изучить данные объекты с помощью всех доступных средств. На некоторых объектах данная группа уже побывала и изучала их - эти статьи .
Добавим, что мы всегда рады будем получить любую информацию по данной тематике, любые фото и истории, описания новых мест, деревень, памятников истории, гор, родников, рощ, озер! Присылайте всё на:

Обещаем, что всё будет включено в ресурсы нашего сайта!

Алексеевский р-н - древнее городище Поволжской Булгарии! Место многочиленных археологических раскопок и место обретения кладов и исторических находок!

Это сказочный уголок природы, расположенный к северо-западу от села в живописном лесу у подножия горы «Хужалар тавы» («Гора хозяина»). Родник с кристально чистой и целебной водой стал своего рода духовным центром, объединившим три религии: язычество, мусульманство и христианство.

На самой горе издавна располагалось языческое святилище - древние булгары приносили здесь жертвы своему главному богу Тенгре.

Сейчас территория источника благоустроена, обнесена кирпичной оградой, выполненной в стиле крепостной стены, на вершину ведут удобные лестницы. Здесь оборудованы места, предназначенные для проведения мусульманских обрядов: ритуального забоя скота, приготовления и употребления мяса. Также сюда приезжают чуваши и марийцы, придерживающиеся языческих верований.

Почитают это место как святое и православные, называя родник в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Христиане верят, что ключ - это «слезы святой, которые она проливает над грехами рода человеческого». А легенда гласит:

«Пропала однажды из местной церкви почитаемая икона. Вскоре татарская девушка увидела икону «русского бога» плавающую на поверхности близлежащего озера. Девушка захотела достать икону, и святыня сама подплыла к ней. Икону водворили на место, но в ту же ночь она опять пропала. И снова та же девушка увидела ее посреди все того же озера, но икона больше не далась ей в руки. Внезапно раздавшийся голос сказал девушке: «Если желаешь меня поймать, прими христианство. И я сама приду к тебе в руки и больше из церкви не исчезну». Девушка приняла христианство, и местные жители стали почитать ее как святую. А местом ее захоронения стал склон горы, из-под которой и забил Святой ключ».

Алексеевский р-н: Предание об источнике: Когда мне было лет 17, я жил в Рыбной Слободе у одного мужичка в работниках. Рядом жила бедная вдова Бакирова с единственным сыном моих же лет - Алексеем. С этим Алексеем скоро я познакомился, и сделались мы товарищами. Вдруг товарищ мой, Алексей Бакиров, захворал, и так сильно, что у него отнялись ноги и он лежал без движения с полгода. Много горя натерпелись сироты и, должно быть, с усердием молились Богу.
И вот в одно утро Алексей, проснувшись рано, разбудил мать свою и говорит ей: «Матушка! Ступай поскорее в отыщи там Тишичкина, выпроси у него икону Божией Матери и принеси ее сюда ко мне. Приложусь я к этой иконе и встану на ноги, выздоровлю. Такое видение мне было в Сегодняшнюю ночь».
Поверила сыну мать и пошла в Алексеевское. Здесь, действительно, находит она крестьянина по прозванию Тишичкин и спрашивает, нет ли у них какой-нибудь иконы Божией Матери, им не нужной, и не отдадут ли они эту икону ей на время, чтобы сносить ее в Слободу. «Есть у нас одна такая икона; она у Нас в сенях - пожалуй, возьми ее», - ответил хозяин Тишичкин. Нужно заметить, что Тишичкины были раскольники, а эта икона была православного письма, а потому она была у них в пренебрежении. Вышла Бакирова в сени, нашла там икону, оказавшуюся иконою Ахтырской Божией Матери, с радостью взяла ее и пошла было с нею домой.

Но, вышедши со двора Тишичкина, Бакирова увидала, что икона загрязнена куриным пометом, а потому подошла к первому попавшемуся ручейку, старательно вымыла ее и понесла в Слободу. Когда Бакирова дошла с иконою к своему Слободскому перевозу, многие из ее соседей и родственников вышли встретить эту икону. Перевезли чрез перевоз и понесли икону в дом Бакировой.
Как только вступили с иконою в ворота Бакировой, сын ее, Алексей, почувствовал в себе некоторую силу и сам несколько приподнялся на постели и сел; а когда внесли ее в самую избу, больной вдруг встает с постели и становится твердо на ноги. С радости заплакали пред св. иконою сын и мать, заплакали и все присутствующие. Доложили об этом священнику, попросили его на дому отслужить всенощное бдение и молебен, а наутро внести икону в Слободскую церковь для общего молебствия.

Услыхали об этом чуде алексеевские жители и потребовали возвращения иконы Ахтырской Божией Матери в село Алексеевское, чтобы поставить ее навсегда в своей церкви. Проводы были из Рыбной Слободы торжественные, с иконами, с духовенством, множеством народа. Такова же была и встреча в Алексеевском. Все село вышло навстречу иконе Ахтырской Божией Матери версты за четыре. Когда несли эту икону и поставили ее в церковь, несколько дней сряду было молебствие, и при этом много было исцелений. И вот с тех пор икона Ахтырской Богоматери находится в нашей церкви. А на том самом ручье, на котором Бакирова вымыла взятую у Тишичкина икону, вскоре поставили часовню и вырыли колодец».

Мамадышский р-н: Если ехать по Челнинской дороге (М-7) в сторону Н.Челнов, то после остановки на 130-м километре (где продают пирожки, рыбу и чай) будут деревни Средняя, Русская, Малая Кирмень, а также речка Кирменка. Тогда слева, на высокой горе, будет видно (деревянный частокол), справа от трассы будет расположено Ханское кладбище. А под Кирменской горой будет заметен оборудованный родник, точнее целая группа родников. Это и есть святые родники! Они расположены в долине речки Кирменка, и вливаются туда полноводным ручьём.

К мистике, которой окружены эти места, даже скептики относятся с уважением. Священным местом считается и Керменский родник - "Изгелер чишмесэ" - "Святые родники". Место это действительно уникальное. Крутой увал, заросший лесом и разнотравьем, сразу напоминает о суровых уральских утесах. А у его подножья по ступеням из дикого камня струится хрустальный источник небывалой чистоты и свежести.

Кирменский археологический комплекс является ценнейшим и уникальным памятником древней старины. Кирменчук был построен в качестве северного форпоста Волжской Болгарии. Современная челнинская трасса повторяет маршрут дороги булгарского периода. По преданиям в Кирменчук часто наведывалась казанская царица Сююмбике и ее муж Гарай-хан. С этим городищем связаны, и остатки двух кладбищ возле села Средние Кирмени.

Тетюшский р-н: Ошель (тат. Ашлы) -- средневековый город в (X-XIII век).

Археологические остатки города — Богдашскинское городище (, Республика Татарстан) в Российской Федерации является объектом культурного наследия федерального значения.

Ошель упоминается в связи с военным походом Святослава, брата великого князя Юрия Всеволодовича, в Воскресенской, Никоновской, Лаврентьевской, Тверской, Холмогорской, Симеоновской летописях, Степенной книге под 1220 годом. В ходе этого похода город был захвачен и сожжен. Возродиться город не сумел и прекратил свое существование в 1236 году. Археологические остатки города — Богдашскинское городище, расположенное в 0,9 км к северу от села Богдашкино (, Республика Татарстан).

В окрестностях городища часто появляются хрономиражи - видение древнего города, люди одетые как стародавние времена, табуны коней и т.д. Обычно видения бывают поздно вечером или рано утром. В окрестностях слышатся звуки непонятной природы.

Камско-Устьинский р-н: В Камском Устье, недалеко от деревни Мордовский Каратай, в живописнейшем уголке расположен святой источник Михаила Убиенного, вода в котором, по народным поверьям, обладает исцеляющим свойством. Святой ключ

По преданиям, Михаил решил посвятить себя богослужению, проводить дни в молитвах. Родители поставили условие, что он должен жениться и выбрали ему невесту, сыграли свадьбу. Но перед брачной ночью Михаил заявил, что он согласился на все условия родителей, а теперь покидает их. Он ушел на берег Волги, построил часовню, которая стала его жилищем, и проводил дни в молитвах. В то время, когда его посещали, он сказал, что там, где будет покоиться его тело, никогда не будет пожаров, засухи, ураганов, других бедствий. Тогда его убили (предположительно, жители с. Сюкеево), чтобы тело перенести к себе, погрузили в лодку, но она не смогла сдвинуться с места. Ничего не осталось делать, как вернуть покойного в часовню и уйти. Когда тело нашли (по разным сведениям через 7 или 40 дней), оно не было тронуто тлением. Тогда его перенесли на территорию церкви в с. Мордовские Каратаи и захоронили. 8 июня - в день убиенного Михаила - устраивается молебен, провести который приглашают священника, посещают святое место в родительские дни, берут воду из источников для излечения болезней.

И во времена Советского Союза о ключах знали, останавливались у берега Волги «Метеоры», теплоходы, люди набирали воду, оставляли в часовне свои амулеты. Откуда знали о существовании святого места? Ведь с берега его не видно. Очевидно, народная молва доносила. Даже руководители, коммунисты, в засушливые годы после посевной выделяли деньги, автобусы, чтобы бабушки съездили 8 июня на молебен, и пошел бы дождь. Так оно обычно и случалось.

Камско-Устьинский р-н: место с мощной энергетикой, очень потрясающий вид с горы на Волгу и устье Камы. Иногда создается впечатление, что летишь над просторами, в этих местах очень хорошо отдыхается!

Гора Лобач входит в состав Богородских гор.
Богородские горы - возвышенность в Татарстане, на правом берегу , ограничены селом Красновидово на севере, горой Лобач на юге, Волгой на востоке, долинами Карамолки и Сухой Улемы на западе. Расположение в разных источниках варьируется, иногда Богородские горы включают в Юрьевы горы. Возвышенность получила название благодаря прежнему названию поселка - Богородское.

Вероятно, что разворот реки Волга в этом месте генерирует большое количество энергии!

Камское устье - одно из живописнейших мест Татарии. В месте впадения р. Камы в Волгу, на крутом берегу Волги находятся крупные скальные выходы известняковой породы. Всего в шести километрах от поселка Камское Устье, на территории Камско-Устьинского гипсового рудника, находится Юрьевская пещера, охраняемый памятник природы Татарии.


В Юрьевской пещере зафиксированы временные аномалии - субъективное время наблюдателя тут течет быстрее, чем снаружи. Есть несколько легенд о привидении, которое живет в пещере - его туристы зовут Белый Вася. Однажды Белый Вася вывел наружу человека, у которого сломался фонарик, и который не мог выйти наружу.


Камско-Устьинский р-н: история усадьбы,

В барском доме ежегодно летом гостила молодежь - многочисленные родственники и знакомые княгини. Естественно, что она не стояла в стороне, развлекалась вместе со всеми и влюбилась пылко, но, увы, безнадежно в одного из молодых гостей. Не видя другого выхода, девушка покончила с собой. Самоубийство считалось самым тяжким грехом, самоубийц не отпевали и не хоронили на общем кладбище. Отец, не желавший ее хоронить на кладбище для самоубийц, захоронил ее под самой террасой барского дома. По одной из версий, он замуровал гроб в цоколе здания.
Вскоре после похорон, у управляющего начались странности. Он приходил в барский дом ночью, поднимался на второй этаж и подолгу ждал, пока придет его дочь. И она приходила. Молодой человек, в которого она была влюблена, якобы тоже ее видел, она задела его своим саваном и через месяц он умер.

Прошли десятилетия, но по рассказам очевидцев, «Белая барыня» продолжает по ночам ходить в комнатах второго этажа. Её, якобы, видят и поныне.


Гипсовые штольни - самая крупная выработка гипса в Европе, ну, а если ещё порыть - то и в мире!!!
Невозможно поверить, но под ногами у туристов практически целый подземный город штолен, шахт, треков, выработок и колодцев! Многие десятки (а то и сотни) километров неизведанных коридоров и пещер - это ещё одна достопримечательность Татарстана!

По преданиям - в древности в этих штольнях работали крепостные крестьяне, каторжане и беглые люди, которых ловили и приковывали на цепь в этих подземельях. Многие из них погибали в этих тяжёлых условиях, а в штольнях долго лежали кости несчастных людей. Многие неупокоенные души до сих пор бродят по бесконечным лабиринтам гипсовых штолен. Среди туристов есть байки и истории про такие встречи, а некоторые спелеологи утверждают, что видели в штольнях остатки цепей и оков, которыми каторжан приковывали к стенам пещер.
Не обошли вниманием штольни и Кочующие. Впервые мы здесь полазили в 2004 году, а уже годом спустя, снимали в штольнях продолжение легендарного фильма: «54 Мумми-метра» под руководством Штурмана Арчи, ну, и в главных ролях этого фильма снимался Дамир Гильмутдинов. Можно сказать, что настоящая туристская мумия ожила в гипсовых штольнях, что ещё более усилило таинственность этих подземелий!

НЛО НАД ВОЛГОЙ

На границе Тетюшского и Камско-Устьинского районов РТ - рыбаки не первый год наблюдают над поверхностью воды НЛО разных видов (Куйбышевское водохранилище). В этом году чаще всего появляются так называемые «трехзвездники» — аппараты треугольной формы со светящимися огнями по краям.

«Трехзвездники» — крупные летающие объекты, размером от 100 до 200 метров, Сообщений о подобных объектах в «Космопоиск» поступает очень много. Например такое: Февраль 2012 года. «Ехали на машине из Камского Устья в Казань. По дороге разыгралась сильная метель. Жена заметила в небе три мощных огня: один оранжевый, два белых. К тому моменту уже стемнело. Сначала перебрали все варианты: самолет, вертолет… Скорее всего, это был НЛО».

ДЕРЕВНЯ ШИХАЗДА
Таинственный лес около деревни Шихазда Пестречинского района. В разные годы в этом и близлежащих районах наблюдали пролеты и зависания огромных серебристых дисков, стометровых огненных чечевицеобразных объектов, тарелок с бортовыми огнями, светящихся шаров с конусами света, просто огненных шаров и так далее.
В 90-е годы здесь был случай похищения НЛО человека. Когда его вернули назад, у него обнаружился провал в памяти. После снятия блокировки памяти удалось узнать интересные подробности… В этом лесу многие деревья растут "розетками" - по несколько из одной точки. Если встать в "розетку", становится плохо - давит на череп, боль в глазах, ноют зубы. Идет выкачка энергии.

ДЕРЕВНЯ НЕЯЛОВО - старое кладбище

Пестречинский р-н: Рядом с деревней Неялово, что расположена в Пестречинском районе Татарстана, есть заброшенное кладбище. Один из местных жителей, Алексей, шофер по профессии, утверждает, что как-то встретил там свою покойную сестру. В другой раз, когда Алексей перевозил мешки с пшеницей, его машина вдруг забуксовала возле кладбища, и пришлось там заночевать. Внезапно - то ли во сне, то ли наяву - мужчина услышал голос сестры: «Леш, дай пшеницы!» «Бери!» - ответил шофер. И надо же - наутро и впрямь недосчитался одного мешка. И зачем призраку пшеница?

ДЕРЕВНЯ ЧИТА

Деревня Чита (Пестречиснкий р-н). несколько лет назад пресса полнилась слухами о появившейся в этих краях чупакабре. Это животное вампир, которое пьёт кровь домашних животных или просто прогрызает им горло. Отчасти слухи удалось развеять, так как была обнаружена стая волкособак. Аналогичные случаи произошли в Агрызском районе РТ.


Пестречинский р-н: Святой источник, место поклонения христиан, энергетическая зона.

Многие Кряшены считают, что ведут свое происхождение от волжских булгар, вопреки официальной исторической версии Казанского кремля не пожелавших принимать ислам в 922 году.
Часть булгар осталась язычниками и ушла за Волгу, от них ведут свое происхождение современные чуваши. Те булгары, которые приняли ислам, были предками современных казанских татар. Но были и булгары, которые к этому моменту уже приняли христианство. Именно они и являются предками кряшен.
Здесь следует вспомнить святого мученика Авраамия Булгарского, который проповедовал христианство в древнем Булгаре, за что был убит булгарами-магометанами. Сам он также был булгарином. Якобы за это, гнев божий сошёл на Булгарию, и спустя непродолжительное время, Булгары были уничтожены монголами.

ОПАСНАЯ ДОРОГА (КОЩАКОВО - ШИГАЛИ)

Пестречинский р-н: аномальный (опасный) участок дороги в сторону Кокушкино расположен между селами Кощаково и Шигали, тут часто происходят аварии.

Также в этом месте наблюдался НЛО квадратной формы в 2006 году (Сергей Балякин житель Кокушкино) - в ночное время объект медленно проплыл невысоко над землей и скрылся в лесных посадках.

КРАСНЫЙ ВАЛ
Аномальная зона в Спасском районе, где жители деревни Красный Вал были буквально шокированы несколькими случаями низкого зависания "тарелок". Было замечено, что на проходящей мимо трассе часто глохнут машины, кроме грузовиков и едущие только в одном направлении. В районе этой деревни проходит высоковольтный провод, а НЛО тяготеют к таким вещам.


Небольшое озеро в Спасском районе можно отнести к одному из "семи чудес" света нашей республики
На окраине древнего Болгарского городища, на опушке соснового леса расположено круглое озеро Рабиги, Рабига-куль, с незапамятных времен считающееся святыней мусульман. Оно очень красивое, причудливой конфигурации, с необычайно высокими, но не крутыми берегами. О его происхождении бытует много легенд, и я, будучи еще мальчишкой, слышал не одну из них из уст долгожителей.

Но есть у него и еще одно красивое татарское название - , которое связано с древней, похожей на грустную сказку, легендой. Будто в давние времена была у булгарского хана красавица дочь Рабига. Узнала она однажды, что местные девушки собираются на поляне за селением, превращаются в белых лебедей и летают по ночному небу. Вскоре и Рабига стала регулярно принимать участие в этих играх. Доложили о ночных отлучках дочери хану, забеспокоился он, решил проверить, куда уходит Рабига, едва стемнеет. Захватив лук и стрелы, прячась, пошел отец за Рабигой, которая и привела его на таинственную поляну. Хан спрятался в кустах, а тут вдруг в небо взмыла стая лебедей. Выхватил он стрелу, натянул тетиву и выстрелил в самую большую и красивую птицу. Упала та замертво. И тут увидел хан, что это его дочь. Горю отца не было предела, залился он горючими слезами. Только дочь уже не вернуть. И образовалось на этом месте озеро с холодной и чистой, как слеза, водой, которое люди стали называть озером Рабиги - Рабига-куль.
Но какие бы легенды ни ходили, подобное экзотичное озеро могло появиться, на мой взгляд, только из-за двух причин: это либо карстовая воронка, образовавшаяся вследствие растворения карбонатных пород (мел, известняк, мергель, доломиты), либо воронка, возникшая в результате падения с неба небольшого метеорита - астроблема.


Один из списков Чудотворной Тихвинской Иконы Божией Матери (XII века) находится в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Три Озера Спасского района Республики Татарстан и занимает центральное место. Как любящая мать Пресвятая Богородица заботится о семейном благополучии всех с верою к Ней притекающих и приносит в семьи великую радость - зачатие и рождение детей. « Чадоподательница » - ласково называют эту икону в храме.
С любовью и надеждой припадая к Чудотворному образу, люди уходят утешенные Ею, возвращаясь уже с благодарностью к Ней. И тому немало примеров. « По зову Тихвинской » Рассказывает настоятель храма « Рождества Пресвятой Богородицы» о. Георгий (Кондратьев). По праву хозяйкой нашего храма можно назвать Божию Матерь, благодатно пребывающую в чудотворной Тихвинской иконе.
На себе ощутили Её благодать, матушка Галина пела на клиросе. В то время у нас уже была дочь. Желали ещё детей, но проблемы со здоровьем матушки оставляли желать лучшего. Молились перед этим образом о благоустроении церкви, семейном благополучии, а явлено было чудо. Матушка забеременела, да и не только она, певчие женщины, которым уже было за 40 лет. Петряева С., Шипунова И., ощутили на себе эту благодать. Радости не было предела, родилась вторая дочь.
О третьей и не думали, а тут просто подарок - третья дочь. Приходится только удивляться, как проявляет себя эта икона сегодня.


Около города Булгар - в устье Иерусалимского оврага расположен Капитанский колодец, названный в честь исследователя края XVIIIв. Н.П. Рычкова.
Татарское население называет

В России три крупные аномальные зоны: М-ский треугольник в поселке Молебка, Жигулевские горы и Медведицкая гряда. Но как оказалось, и в республике Татарстан найдется не один десяток загадочных и любопытных мест.

Аномальные зоны отличаются по природе своего происхождения: где-то люди фиксируют большое количество появлений НЛО, в других встречаются приведения и загадочные существа, в каких-то местах наблюдается резкое ухудшение здоровья, а другие наоборот считаются святыми.

Аномальные зоны делятся на два типа. Есть гепатогенные зоны, которые существуют в природе, они научно доказаны, их исследуют геологи и их можно проверить. Такие зоны встречаются там, где идет излом земной коры и из недр выходят газы, которые влияют на состояние человека: ему становится плохо, он может потерять сознание, - объясняет финалистка 8 сезона «Битвы экстрасенсов» Алсу Газимзянова.

Таких мест на карте Татарстана предостаточно.

Долгая Поляна в Тетюшском районе

На территории заказника внимание привлекают две поляны - Кроличья и Каменная. На них совсем не растут деревья, а техника начинает вести себя странно: сбивается ход часов, не работает компас. Это одно из наиболее аномальных энергетических мест в республике, которая напрямую связана с космосом.

Говорят, что эти места благотворно влияют на здоровье людей: восстанавливается давление, проходят простудные заболевания, наступает умиротворение и покой. А неподалеку очевидцы даже видели зависание больших «тарелок» в небе.

Целительные возможности этой зоны использовали еще булгары. Легенды гласят, что ханы останавливались здесь, чтобы запастись энергией.

Поселок Ундоры

Сотню миллионов лет назад здесь было море, жили ихтиозавры и плезиозавры. Здесь же был найден скелет неизвестного ящера, которого назвали «ундорозавром». Энергетика места положительная, рядом много целебных источников, а само название переводится, как десять лекарств.

Еще больше в нашей республике исторических мест, где велись сражения и захоронены войны и ханы. Такие края несут огромный заряд энергии и большое количество преданий.

Есть зоны старинных зданий, сокровищ, вещей, там призраки появляются с какой-то периодичностью: или в какие-то праздники, или в день своей смерти, или чтобы о чем-то предупредить. Ритуально их изгнать практически невозможно. Когда экстрасенс с этим работает, то он должен понять, почему они появляются, - считает Алсу Газимзянова.

Гора Чатыр-тау в Азнакаевском районе

Здесь расположено порядка 57 штолен, на территории множество воронок и обвалов. Согласно легенде здесь был Пугачев со своим войском, также предания гласят о найденных кладах и оружии. Старые шахты считаются нечистым местом, были случаи исчезновения скота и людей.

А бывает, что аномальные зоны образуются на месте трагедии, где есть сгусток негативной энергии. Это место может быть и своеобразным порталом между другими пространствами. Часто такое бывает, когда меня приглашают в нечистую квартиру, где люди видят приведения. Я приезжаю и понимаю, что тут есть какой-то портал, где они переходят, - говорит еще об одном виде аномальностей экстрасенс.

Кирмень в Мамадышском районе. Ханское кладбище

На трассе М-7 напротив деревень Малая, Средняя и Русская Кирмень с правой стороны находится древнее Кирменское городище. По преданию сюда приходит сама Сююмбике и ее муж Гарай-хан. Часть трассы проходит прямо по части кладбища, поэтому здесь лежит известная среди водителей аномальная зона: количество ДТП на этом участке неоправданно велико. При въезде на гору стоит знак, что данный отрезок дороги является опасным.

Когда на кладбище строят дороги, то естественно она потенциально опасна. Получается, что мы ездим по чьим-то костям и те, кто там захоронен, забирают людей в иной мир. Если люди знают такие места, то это можно попытаться почистить, заговорить, поставить предупредительные знаки, для того чтобы человек был более бдителен. Сейчас у нас есть столько возможностей изучать эти явления, верим мы, не верим, но люди видят приведения, и мы должны проинформировать об этом других. Вообще, когда на дороге человек видит кресты, это сразу должно быть для него сигналом снизить скорость, - поясняет Газимзянова.

НЛО

НЛО в небе над Татарстаном наиболее часто появлялось в 90-2000-ых годах. Как говорят в организации «Космопоиск-Казань», сейчас таких аномальных активностей не наблюдается.

До нас уфологией в Татарстане занималась группа «Окно», они тогда выделяли Агрызский район: там есть ряд деревень, где постоянно видели НЛО, красные шары. В 2007 году мы ездили на место предполагаемой посадки НЛО, для них характерны некоторые следы при взлете, посадке и разгоне. Там мы нашли три вывала леса: сосны на высоте 2-3 метров были сломлены, - рассказывает руководитель местного «Космопоиска» Мария Петрова.

Удивительно, но татарстанцы не только время от времени видят в небе неопознанные летающие объекты, но некоторые утверждают, что были похищены пришельцами.

Лес рядом с деревней Шихазда (Пестречинский район) немного странный. Лет 20 назад одного мальчика инопланетяне взяли на свой борт и показали карту: там был указан как раз этот лес, а в углу стояло две точки, что это означает он так и не понял. Мы туда тоже выезжали, нас заинтересовали там деревья: они искривлены и растут розетками по три-пять дерева из одной точки. Если встать в эту розетку, то ощущается бессилие, из человека уходит энергия, - поделилась Петрова.

Районы, где сейчас появляется НЛО:

Спасский
- Тетюшский
- Пестречинский
- Верхнеуслонский

Блудные места

И таковых в наших краях найдется немалое количество. Жители некоторых деревень и сел пугают страшными рассказами и байками о блудных лесах рядом. Есть такие загадочные зоны и совсем недалеко от Казани.

В таких местах человек может погибнуть, заблудиться, пропасть. Это могут быть леса, а может и просто поле, - объясняет руководитель «Казань-Космопоиска». - Недавно к нам обратилась жительница поселка Юдино, которая три года назад как обычно пошла по грибы в районе детской железной дороги. Совсем немного пройдя вглубь леса, она поняла, что заблудилась и потеряла ориентир. Вдруг женщина увидела пробегавшего рядом мужчину в бежевом плаще и поспешила за ним, но тот не оборачивался и шел дальше. Опомнилась она только тогда, когда почувствовала, что под ногами хлюпает вода - женщина заходила в болото. Тогда она произнесла короткую молитву, её резко развернуло в обратную сторону, и она шла по лесу, пока не вышла к дороге на Юдино. Самое интересное: она вышла с другой стороны дороги. И не помнит, чтобы переходила обратно детскую дорогу и шоссе. Как тогда она могла оказаться на другой стороне леса?

На этом участке дороги часто случаются аварии, со смертельным исходом. По обоим сторонам стоят условные могилы. Справа - большой, высокий крест. В этих районах возможно «гуляет» какая-то червоточина, то есть пространственно-временное искривление, при попадании туда человек подчиняется другому измерению.

Загадочные существа

То в одном районе, то в другом становятся известны случаи порчи домашних животных каким-то существом. Особенно участились такие нападения этой осенью. Однако, как утверждают в «Космопоиске», это дело рук не загадочной чупакабры.

Мы сейчас выезжаем на каждый практически случай и можем сказать, что в Татарстане, как и в России чупакабры нет. Животных убивают другие хищники: дикие собаки, лисы, хорьки, норки, - поясняют там.

Однако есть случаи, в которых сложно что-то выяснить и доказать. Об этом говорит и руководительница Мария Петрова:

Несколько лет тому назад в заброшенной деревне Агрызского района бродил какой-то монстр по ночам, он крал животных домашних из загонов и уносил в лес. Люди слышали рычание, видели отпечатки лап, но самого существа никто так и не разглядел.

Районы, где появлялся неизвестный хищник:

Альметьевский район, село Васильевка
- деревня Азьмушкино рядом с Набережными Челнами
- поселок Сухая Река (Казань)
- Арский район, деревня Каратай
- Поселок Кичкальня
- Деревня Чита
- Поселок Победилово
- Камско-Устьинский район
- Поселок Шильнебаш
- Поселок Суровка
- Поселок Сидоровка (Набережные Челны)
- Высокая Гора
- Кукморский район
- Верхний Услон

Неблагоприятные места в Казани от экстрасенса Алсу Газимзяновой:

Мне не нравится место около Ветеринарной лечебницы, там, где поезд проходит. Когда я там бывают, меня как будто в какую-то воронку закручивает. Потом у нас есть яркое место, где Горьковское шоссе, там есть какая-то аномалия. Поворот на Левченко на Восстании.

С правой стороны озера Кабан, ближе к Тукаю. Я бы не рекомендовала там находиться больше времени, чем надо. И само озеро Кабан мне не нравится, мне там плохо, не по себе, тянет прямо в центр, там на самом деле что-то есть. И с людьми, которые пытаются там что-то найти или снять фильмы, что-то случается: они болеют, пропадают, попадают в аварии.

Перед заездом в Лениногорск по объездной есть негативное место, сколько там билось людей. Вообще места перекрестков очень страшные сами по себе, там скапливается негативная энергетика.

В 2010 году переписчики не нашли ни одного человека в 49 населенных пунктах

Умирающие деревни - печальное явление в России, но странно слышать, что проблема коснулась и благополучного Татарстана. Если смотреть в разрезе последних ста лет, на протяжении которых в республике исчезло около 1 200 сел, ситуацию еще можно осмыслить, но процесс не прекращается и в наши дни. На последнем заседании комитета Госсовета РТ по госстроительству и местному самоуправлению замглавы Минземимущества РТ Рустэм Мерзакреев доложил, что в республике числятся 47 несуществующих деревень. По мнению председателя cовета Общества краеведов РТ Альберта Бурханова, их может быть и больше. «Реальное время» приводит историю населенных пунктов, где больше никто не живет.

«Жирбушка» на Каме и усадьба Алоизия Гласко под Сабами

Еще относительно недавно у слияния рек Белая и Кама в Актанышском районе жила деревня Дербешка. Полтора века назад ее основал елабужский купец первой гильдии Георгий Стахеев. В начале сентября 1872 года он плыл здесь на пароходе, чтобы найти место для зимовки судов. Местные речные просторы, леса и поля так понравились ему, что он выбрал именно эту территорию. В ближайшей деревне Каитово купец собрал народ - решить вопрос с арендой земли. Люди согласились, но попросили назначить цену не деньгами, а хлебом и чаем. Аренду оформили на сто лет. Когда проголосовали, сзади стоящие стали выкрикивать «Жирбушка», что в переводе с татарского означает «земля задаром» - «җир бушка». Стахеев не знал татарского, решил, что это название территории, и записал его по-своему: «Дербешка».

Поначалу арендатор использовал землю только как стоянку для судов. Но после 1896 года на нее обратили внимание и другие купцы. Со временем появилась пекарня, сезонная средняя школа. После 1930 года населенный пункт стал быстро расти, появились береговые рабочие и мастерские затона. Дербешку знали, как поселок речников. Однако в 1970-е годы деревня попала в зону затопления Нижнекамского водохранилища. Большинство жителей переселились в Башкирию. К середине 1990-х годов последний житель покинул свой дом, и в 1998 году поселок исключили из списка населенных пунктов. При этом уже более десяти лет его бывшие жители собираются вместе, чтобы вспомнить малую родину, некоторые сочиняют стихи, пишут книги в ее честь и даже поставили памятник своей исчезнувшей деревне.

В 1970-е годы Дербешка попала в зону затопления Нижнекамского водохранилища. Большинство жителей переселились в Башкирию. Фото vk.com

Не менее увлекательная история у деревни Янбаево в Сабинском районе, ее заложил польский дворянин Алоизий Гласко. Молодого человека подозревали в участии в польском восстании 1863 - 1864 годов и выслали в Казанскую губернию. Вернуться обратно в родные края у него не было возможности, но в августе 1871 года он получил свидетельство и разрешение на проживание в Мамадышском уезде. Здесь вместе с женой Юзефой он и купил бывшую усадьбу Аблаковых в деревне Каин Илга (по-другому ее еще называли Янбай). На Меше семья дворянина содержала водяную мельницу, разводила декоративных и промысловых рыб. До революции Алоизий Гласко вместе с женой и тремя детьми жили здесь, потом информация о них теряется. Название же деревни Янбаево сохраняется в метрических книгах еще до 1950 годов. Но позднее саму деревню поглотила другая более крупная - Большой Арташ, бывшая польская усадьба стала одной из его улиц - Каенлы.

«Переписчики не нашли ни одного человека в 49 населенных пунктах»

У многих исчезнувших населенных пунктов была богатая история . Например, деревня Мастеево, в 1930 - 1970 годы входившая в состав Актанышского района ТАССР. Землю получил некто Султанов еще во времена Екатерины II за верную службу, со временем его семья стала разрастаться. Среди населения были в основном башкиры, которые в большинстве занимались земледелием, кто-то - торговлей, а вот огородничество и садоводство было не развито. По данным справочника «Исчезнувшие населенные пункты республики Татарстан», в 1939 году население деревни составляло 310 человек, а в 1963 - уже 206. После 1966 года населенный пункт больше не упоминается.

Исчезнувших деревень в Татарстане и в России еще немало. За период 1990 - 2013 годы в стране не досчитались 20 тысяч деревень и поселков. Если брать весь XX век и начало XXI, то в России исчезли более 150 тысяч сельских населенных пунктов, из них в Татарстане - около 1200. Всероссийская перепись населения в 2002 и 2010 годах показала, что количество сел, которые покинуло местное население, продолжает только расти.

- В 2010 году переписчики не нашли ни одного человека в 49 населенных пунктах. Хотя в прошлую перепись 2002 года таких было только 36. По моим данным, сейчас количество сельских населенных пунктов, которые потерялись, перевалило за 56-57, например, они есть в Муслюмовском, Сармановском, Азнакаевском районах, - рассказывает председатель совета Общества краеведов РТ Альберт Бурханов.

По его словам, русские села исчезают с карты чаще, чем татарские. Дело в том, что русское население больше тяготеет к жизни в крупных городах, считает исследователь. При этом отдельного изучения требуют не только территории населенных пунктов, но и, например, рудники, расположенные поблизости. «Была разработка меди в Кукморском, Сабинском районах, например, около одного из населенных пунктов в последнем разработками управлял брат Лобачевского. А на сармановских рудниках работали шведские военнопленные после Полтавской битвы», - приводит примеры Альберт Бурханов.

Более 200 поселений - на грани исчезновения

Ученый утверждает, что полного списка деревень, исчезнувших в Татарстане за последние годы, нет, но в соответствующем справочнике можно встретить некоторые названия. Например, поселок Покровка Аксубаевского района перестал упоминаться в справочниках после 1992 года. Справка короткая - находился в 41 км от железнодорожной станции Нурлат, в 1963 году население составляло 180 человек, русские. В 90-е годы исчезло село Сельцо-Завод в Тюлячинском районе - 33 км от Арска и 58 км от Рыбной Слободы. Уже в 1963 году там жило только 90 человек, русские. В справочниках после 1986 года село уже не упоминается, а окончательно исчезло в 1990-е.

Есть деревни, которые исчезли в начале этого века, правда, таких гораздо меньше по сравнению с 30-ми годами. Деревня Серебряный Ключ в Черемшанском районе была исключена из списка сельских поселений в 2001 году. Данных о численности населения в справочнике нет, известно только, что поселение было в 100 км от Чистополя, с 1965 года входило в состав Ново-Ильмовского сельсовета Черемшанского района.

Наряду с уже исчезнувшими селами существуют умирающие - в 252 сельских поселениях РТ проживают менее десяти человек. Хотя, по словам Бурханова, Татарстан пока не в таком страшном положении, как другие регионы. В середине мая на заседании комитета Госсовета РТ по государственному строительству и местному самоуправлению сообщили, что в Татарстане 47 несуществующих деревень, при этом развернутый список в Министерстве земельных и имущественных отношений РТ не смогли предоставить.

Пока точных данных нет. В настоящее время идет анализ. Упразднение не планируется, - заявили в пресс-службе министерства.

Заброшенная деревня Малая Атня – Шурабашское сельское поселение, Арский район. Фото ttp://ru.esosedi.org

Сокращение сельского населения

Судя по статистическим данным, за 46 лет, с 1970 по 2016 годы, численность сельских жителей в Татарстане сократилась в 1,8 раза, с более 1,5 млн человек до 912 тысяч. Если в 1970 году на сельское население приходилось 48,5% от всего населения республики, то в 2016 только 23,6%.

Например, в Муслюмовском районе около 19 населенных пунктов считаются исчезнувшими, еще 15 - на грани исчезновения. Четырех не станет, скорее всего, в ближайшее десятилетие - деревня Коммуна им. Карла Либкнехта, где зарегистрированы семь человек, Красный Яр с пятью жителями, сообщается в одной из статей научного сотрудника Муслюмовского краеведческого музея Равиля Тимкина.

Юлия Косолапкина

Свой реестр угасших и угасающих деревень Камско-Устьинского района ведёт Роза Чумакова. По архивам она восстанавливает историю этих населённых пунктов с XVIII века и родословные семей.

Исчезнувшая деревня Брынка. Фото: Из личного архива/ Ирина Коновалова

«В районе исчезли: Казыево-Ключище, Шершалан, Менситово, Кайпердино, Чернышовка, Эмикеево, Барские Каратаи, Чапай, Тарловка, Комаровка, - перечисляет Роза Ибрагимовна. - Живут только кладбища. Деревень нет, а на погостах - свежие могилы. Родители просят детей: «Похороните в родной деревне».

Деревня Брынка в XX веке. Фото: Из личного архива/ Ирина Коновалова

О деревнях, которых уж нет на карте, Роза Ибрагимовна написала книгу «Утерянный рай». Её отец из Бикеево. Раньше это было большое село. В начале XX в. здесь было волостное правление, мечеть, школы, мельницы. А осталось три дома. Газа нет, добраться до деревни можно только летом в сухую погоду - с двух сторон болота, мост через реку разрушен. Вместе с Бикеево угасают и Бишалабы, хотя и стоят на асфальтированной дороге. Два-три дома осталось в Бибеево. Кое-как держатся Балчиклы, Архангельские Кляри, Малаевка, Азимово-Курлебаш и Менгличево.

Ирина Коновалова

Люди противятся исчезновению деревень как могут. Одни приезжают на кладбище на субботник. Другие строят мечети. Третьи благоустраивают родники, устанавливают указатели, мол, эта дорога вела в такую-то деревню. На повороте к д. Эмикеево, что исчезла в 1979 году, установили памятный знак - белый камень-куб. Памятник стоит и на месте деревни Казыево-Ключище, исчезнувшей в 1981 году 77-летний Николай Соловцов в одиночку пытается сохранить д. Ново-Сергиево. Поставил летнюю кухню с названием «Родина», рядом с домом - обелиск павшим в Великой Отечественной войне землякам, самодельную мини-часовню. Он живёт без электричества и газа, пьёт из родника.

В Рыбно-Слободском районе на берегу реки Ошнячки каждый год встречаются жители несуществующей ныне деревни Брынка. Они ночуют в палатках, варят уху, поют. Раньше тут кипела жизнь, был сад, потом большой колхоз, ферма, кузница, клуб, теперь всё поросло травой. Деревня исчезла в 1971 г. Через 45 лет на её месте установили камень с памятной надписью. Готовят к изданию книгу о Брынке по воспоминаниям старожилов.

Крепостное право

Чахнут Старые Нохраты Алькеевского района. В 4 км от райцентра живут четыре человека. Столько же душ во Владимировке Аксубаевского района. По данным переписи населения, к 2010 г. на грани вымирания были 9 деревень в Высокогорском районе, 8 - в Пестречинском, по 7 - в Агрызском, Альметьевском, Зеленодольском, по 6 - в Заинском, Кукморском, Мамадышском, Чистопольском. При этом сельское население сокращается стремительнее, чем число населённых пунктов, - с 1959 по 2010 год сельчан стало на 44% меньше. Как следствие, почти на 80% выросло число малых деревень с населением до 50 человек - всего их 707. А крупных сёл убавилось. В большинстве сёл РТ живут от 201 до 500 человек.

Деревня Брынка. Фото: Из личного архива/ Ирина Коновалова

«Для опустения деревень были предпосылки, - рассуждает Роза Чумакова. -Две мировые войны, революция массово забирали мужчин. С 1920-х рабочие руки утекали на стройки предприятий. До 1958 года каждый колхозник должен был сдавать мясо и молоко (даже если не было коровы!), платить от 12 до 120 руб. за то, что имеет сотку колхозного поля. Свободу крестьяне почувствовали только в 1961 г., когда получили паспорта. Это напоминает отмену крепостного права. Все стремились в город за образованием и на крупные предприятия - за зарплатой».

Дороги не найдёшь!

К 2010 году лишь каждый четвёртый татарстанец жил на селе. Больше 100 деревень сохранилось в Мамадышском, Арском, Высокогорском, Кукморском и Зеленодольском районах. Меньше 40 сёл - в Новошешминском, Менделеевском, Ютазинском и Бавлинском районах.

Деревня Брынка. Фото: Из личного архива/ Ирина Коновалова

Обитатели малых деревень попадают в замкнутый круг - на них не рассчитаны программы строительства дорог. Зачем тратиться на дорогу до села, если никто там жить не хочет? Если крупные сёла могут собрать деньги на условиях само-обложения и получить доплату из бюджета РТ, то деревням на три-пять дворов это не под силу. Да мало построить дорогу, нужно транспорт организовать. А тут само-обложение не поможет!

Ренат Халиуллин из Зеленодольска не может доехать до родного села Татарское Ходяшево в Пестречинском районе. Раньше он держал возле отчего дома пчёл, кормил мёдом всю округу. «Село находится на маршруте «Казань - Богатые Сабы», ехать 45 минут, - рассказывает Халиуллин. - Но регулярное сообщение на этом маршруте отсутствует с мая 2015 года. Зимой 2016 года объявили было, что появилось новое расписание - три рейса в неделю. Но к лету перевозчик, который выиграл обслуживание этого маршрута, отказался от него, так как там нет устойчивого пассажиропотока. Неужели придётся совсем порвать связь с родной деревней?»

Фото: Из личного архива/ Ирина Коновалова

«С инициативой организовать межмуниципальные маршруты выходят муниципалитеты, и по всем заявкам сейчас рейсы организованы, - говорит пресс-секретарь миндортранса РТ Наиля Клевлеева. - А в малые населённые пункты из-за одного-двух человек перевозчики просто не поедут». Впрочем, сейчас в минтрансе разрабатыают порядок планирования регулярных перевозок, документ позволит организовать регулярное сообщение на межмуниципальных маршрутам, в том числе по направлению Казань-Б.Сабы.

Пока теплится надежда…

И всё же приходят из малых деревень радостные вести. Так, первую за 25 лет свадьбу сыграли в Смысловке Нижнекамского района. А в пос. Восточная Звезда Верхнеуслонского района родился первый за 45 лет малыш. Каждое такое событие даёт сельчанам пусть и маленькую, но всё же надежду на возрождение.

Если у вас душа болит за родное село, которое раньше славилось на весь район, а потом зачахло, напишите в редакцию и не забудьте указать телефон для обратной связи. Самые интересные письма и истории мы опубликуем.

На чём держимся?!

Елена Кузнецова, жительница с. Чирпы Лаишевского района:

«Не первый год я добиваюсь благоустройства родного села. Освещения нет, дороги непроходимые, озёра нужно чистить. Собираю документы, отправляю по всем инстанциям, отовсюду отписки. Школу закрыли лет шесть назад, детсад не строят. Старый клуб хотели продать, но мы воспротивились. Сейчас он пока «базируется»… в коридоре бывшей школы. ФАП работает три часа в день. Весной соседке стало плохо, поздним вечером вызвали скорую помощь из Лаишева, так она не приехала, мол, дороги развезло, а света в селе нет.

Работы нет, молодёжь едет за ней в город. Раньше у нас был колхоз, маслозавод, 3,5 тыс. га пашни, больше 1000 коров. В 1961 году у нас дали свет, почти в каждом доме появились корова, гуси, поросята. Но в 90-е фермы пустили под бульдозер, технику распродали, мы остались ни с чем.

Мы в прошлом году по 300 рублей собрали и сделали ограждение на кладбище. Нынче хотим на средства самообложения сделать детскую площадку и фонари развесить. Парни своими силами расчистили поле под спортплощадку, а нам даже на сетку для волейбола денег не дали. Многие бы уехали в город, да возможности нет».

Официально

Председатель совета муниципальных образований РТ Минсагит Шакиров:

«За 10 лет сельское население Татарстана поредело на 44 тысячи человек, хотя в республике действует 49 программ поддержки производителей продукции сельского хозяйства, создают социальную, грантовую инфраструктуру. 44 тысячи - это же население двух районов! В некоторых районах каждый год жителей становится на 2% меньше. Особенно стремительно сокращается число жителей в Камско-Устьинском, Тетюшском, Мензелинском и Дрожжановском районах. Сельчане стали меньше строиться, так как больше не связывают своё будущее с деревней. На селе нет работы, платят мало. Муниципалитетам не хватает бюджетных средств, чтобы решить проблемы села. За счёт самообложения в Дрожжановском районе построили 41 км дорог, в Кукморском - расширили 35 км улиц, в деревнях построили мосты».

Почему нас тянет в деревню?

Замдиректора Института социально-философских наук КФУ Мария Ефлова:

«Вернуться на малую родину, человека толкают воспоминания детства. Они всегда приятные. Во-вторых, сейчас модно знать историю рода, люди идут в архивы. Многие берут фамилии предков. Закончился советский период, когда все были равны, не было связей между поколениями. Теперь родословная - ресурс, которым человек хочет подчеркнуть своё достоинство, что он не из неоткуда появился, а у его рода есть история. В-третьих, есть те, кто за свой счёт обустраивает родные места. Таким образом, они также показывают свою значимость. Те же, кто просто приезжают на субботники, проявляют уважение к предкам. Они восстанавливают кладбища, мемориалы, а фактически происходит то, что называют реконструкцией памяти».