Миграционный учет

Путешествие на Кольский полуостров. Летучий камень. Самые любопытные достопримечательности кольского полуострова Подземные города Гипербореи

Среди чарующих ландшафтов Европейского Севера внимание привлекают необычные каменные конструкции.

Установленные так внешне неустойчиво, что, кажется, и стоять не должны, они сумели-таки выстоять под напором временных факторов и событий.

Это сейды - культовые изваяния древних саами.

В саамской традиции «сейд» - одухотворенный объект всеобщего поклонения. Им может быть дерево, гора, камень и рукотворное каменное сложение.

Характерные особенности сейдов

В расположении святилищ древних саами в Карелии выделяется несколько характерных признаков:

  • культовые комплексы располагаются на пологих, часто безлесых, вершинах гор;
  • скопления камней сейдов всегда располагаются на скальных поверхностях (сейды никогда не возводились на других, послеледниковых формах рельефа);
  • сейдам сопутствуют небольшие верховые озера - палеоводоемы;
  • один из первостепенных ландшафтных атрибутов святилищ - наличие ущелий, трещин в скалах, разломов и подобных образований.

Результат с источниками и уточнения особенностей сейдов Карелии позволил определить места возможного расположения крупных скоплений культовых камней древних саамов на Кольском полуострове и посетить эти места в 2004 и 2005 гг.

Фото 5. Для сейдов часто выбирались валуны, имеющие повреждения, выветривания. Гора Двойная, Кольский полуостров

Были обследованы северные районы Кольского полуострова от Лиинахамари до горы Северный Сейдпакх.

В этой полосе было выявлено несколько крупных комплексов, по предварительной оценке, состоящих из нескольких тысяч культовых камней.

Обзор плато сейдов Кольского полуострова позволяет выделить конструктивные и ландшафтные внешние признаки, по которым с большой степенью вероятности можно отнести тот или иной сейд к рукотворным объектам.

К первым относятся особенности установки камня, условно названные архитектурой сейда.

Так, валуны околосферической формы имеют опоры под центром, плоскиеобломки скал обычно возводились горизонтально на трех-четырех опорах, камни околокубической формы часто удерживались на ребре при помощи одной опоры.

Стандартные признаки сейдов - визуально неустойчивая установка валунов, использование опорных камней цвета, отличного от цвета самого сейда, использование , нехарактерной для данной местности.

Фото 6. Редкая компоновка: один трехопорный сейд опирается на другой. Гора Двойная, Кольский полуостров

На плато сейдов собственно камням-сейдам часто сопутствуют другие конструктивные элементы: каменные кучи и пирамидки, очажные и квадратные выкладки, заложенные камнями трещины в скалах.

Выявлены даже характерные для данной местности «стили».

Их существование в установке камней может говорить о длительном времени развития и существования этого культа, а также, вероятно, о некоторых отличиях в культурном плане между племенами, обитавшими в различных районах Карелии и Кольского полуострова.

С другой стороны, различные стили соответствуют различным формам рельефа.

Рукотворность комплексов плато сейдов подчеркивают и ландшафтные признаки.

Они установлены только на скальных поверхностях, на доминирующих над местностью высотах, вблизи небольших или источников.

Фото 7. В сейдах часто наличествует не только инженерная, но и эстетическая составляющая. Териберка

Сейды никогда не возводились на хаотических скоплениях валунов, оставленных ледником.

Условные центры культовых комплексов - и рукотворные конструкции, отличные от сейдов, и естественные образования.

На горе Кивакка в Карелии (название которой происходит от Киви Акка - «Каменная Баба») сейды группируются вокруг разлома, проходящего через вершину горы, а на горе Двойной центрами служат скальный останец на одной вершине и небольшая каменная пирамидка, возведенная над трещиной, на другой.

На карельской горе Нуорунен - собственно центральная вершина, на террасе вокруг которой сгруппированы сейды.

По этим признакам можно предположить, что древние обитатели Севера выбирали места для возведения культовых комплексов на некотором удалении от определенных природных объектов - останцов, скал, ущелий, провалов, которые, видимо, обожествлялись, как и сами сейды.

Культ сейдов

Для сооружения сейдов использовались валуны, принесенные ледником из других мест, а в некоторых случаях обломки скал, удаленных не более чем на несколько сотен метров.

Но откуда возник культ сейдов?

Фото 8. Треснувший валун, обе части которого приподняты на опоры. Подобная компоновка зафиксирована в комплексах сейдов горы Воттоваара, Лиинахамари. На фото: сейд на горе Нуорунен, Северная Карелия, Паанаярви

В Скандинавии по некоторому внешнему сходству принято считать культ сейдов заимствованным от культа дольменов Южной Швеции.

Истоки культа сейдов кроятся в специфике северной природы.

На чем хочется остановить свой взор в окружающем ландшафте?

На то, что из него выделяется, - на запрятаный среди камышей скалистый остров, на самую крутую гору, бездонный или таинственное ущелье.

Именно возле таких «темных пятен», именовавшихся термином «урочища», наши предки чаще всего возводили свои святилища.

Немногочисленные валуны, оставшиеся на возвышенностях после схода ледников, не могли не вселять в древних саамов благоговение и страх, не способных объяснить происхождение столь странных природных образований.

Фото 9. В распространенном представлении лапландский сейд выглядит именно так: эффектная глыба на трех опорах, парящая над тундрой. Район горы Северный сейдпакх

Отсюда и наделение сейдов магическими свойствами вплоть до их обожествления.

Распространение сейдов вполне укладывается в эту традицию копирования магических символов.

В тундре на подступах к горе Двойной возвышается небольшая сопка среднего высотного диапазона, но доминирующая над местностью.

На вершине ее ни одного сейда, и только у подножия, на небольшой террасе возле двух малюсеньких водоемов, располагается компактное скопление из десятка сейдов.

Наличие воды требовалось для отправления ритуалов, приношений и других или мистических действ.

Фото 10. Неустойчивая вертикальная постановка. Один из отрогов горы Двойной, Кольский полуостров

Была определяющим фактором в выборе места для расположения сейдов.

Саамы издревле увязывали горы с раем, а верховые озера считали прообразами источников мировых запасов воды.

Неподалеку от озер располагались и сейды, возведенные некогда на территории современных Швеции (озеро Виксиярви, гора Мионювара) и Финляндии (озера Кикасярви, Наккалаярви, Сомасярви).

Сосредоточение множества культовых камней на плато сейдов подчеркивало «святость» данных мест.

Вероятнее всего, плато были своеобразными религиозными и культурными центрами древних саами.

Очевидно, что обнаруженные святилища далеко не последняя точка в их исследовании. Впереди новые поиски, новые экспедиции.

В середине марта в топ-20 наиболее популярных туристических направлений в 2016 году по версии журнала National Geographic Traveller неожиданно попало расположенное на Кольском полуострове село Териберка. Сам полуостров славен своей древней историей, и на его территории есть немало мифических и загадочных мест. «Лента.ру» выяснила, какие еще достопримечательности непременно стоит осмотреть при посещении Кольского полуострова.

Декорации «Левиафана»

Село Териберка неслучайно попало в список National Geographic. Именно здесь проходили съемки номинированного на «Оскар» фильма Андрея Звягинцева «Левиафан». После их завершения в селе специально был организован фестиваль «Териберка. Новая жизнь», а сотни иностранцев захотели посмотреть на природу Русского Севера.

Фото: Сергей Ермохин / «Коммерсантъ»

Помимо декораций «Левиафана», в Териберке также можно посмотреть на водопады и кладбище кораблей, посетить местную 127-летнюю метеостанцию, а также осмотреть сооружения береговой оборонительной линии времен Великой Отечественной войны.

Сейды

Загадочные каменные сооружения чаще всего встречаются в Норвегии и других скандинавских странах, но многие из них можно встретить и на Севере России - в Карелии и на Кольском полуострове. По одной из версий, сейды в религиозных целях возводили древние саамы, начавшие освоение полуострова около 7,5 тысячи лет назад. Некоторые из них представляют собой какое-то особенное место в горах, тундре и тайге, например чем-то выделяющуюся скалу, камень или пень. Такие сейды с трудом обнаруживают даже опытные исследователи, а их расположение знают преимущественно потомки древних саамов.

Другой вид сейдов также носит название гурии или туры и представляет собой небольшие пирамидки, сложенные из валунов одинакового размера. Но на Кольском полуострове встречаются и массивные скалы, поставленные на небольшие каменные подпорки. Несмотря на кажущуюся неустойчивость, такие сооружения смогли простоять тысячи лет. Сейды также часто сгруппированы в большие скопления, насчитывающие десятки и сотни объектов разного размера.

В силу слабой изученности региона и бедности археологических находок, истинное предназначение сейдов до сих пор вызывает у историков вопросы. Согласно одной из саамских легенд, уходившие в море рыбаки оставляли часть своей души на берегу в каменном сейде, чтобы ее не сожрало некое чудовище. Сейды также выполняли роль религиозного объекта во время определенных праздников, а некоторые из них имели отношение к конкретным людям, по легендам, обращавшимся в камень после смерти. Согласно преданиям саамов, к ряду сейдов можно подходить лишь в определенное время, и рядом с ними запрещается стоять женщинам.

Сейды Кольского полуострова в первую очередь примечательны тем, что древние саамы дали им имена. Так, на на реке Поной стоят скальные останцы Старик и Старуха, а на горе Сейдапакх в среднем течении реки Поной покоится сейд Летучий камень. Впервые он был описан участником Лопарской экспедиции 1926-1929 годов этнографом Владимиром Чарнолусским и с тех пор неизменно привлекает путешественников и туристов. По саамской легенде, этот камень прилетел из Скандинавии и долго искал спокойное и благодатное место, пока не осел на высоте 188 метров над уровнем моря.

Ловозерские тундры и Сейдозеро

На западе Кольского полуострова лежит горный массив, который местные жители называют Ловозерскими тундрами. Это дикое место с первозданной природой издавна славится своей мистической атмосферой, чему немало способствует обилие древних наскальных изображений и сейдов. В центре горного массива располагается большое озеро Сейдозеро протяженностью около восьми километров, которое саамы также зовут Шаманским.

На его скалистом берегу покоится фигура Куйва - одна из главных достопримечательностей Ловозерских тундр. На высоте 74 метров отвесная стена образует выступ, по своим чертам напоминающий человека. По легенде, древние саамы во время сражения со шведами окружили их предводителя - непобедимого Куйву. Не имея возможности сбежать, он «застыл на скале, что над озером висит». Немногочисленные местные жители всегда относились к Куйве с особым почтением, хотя и никогда не обожествляли загадочную фигуру.

Популярен среди саамов и миф о самой высокой точке Ловозерских тундр - горе Нинчурт. По легенде, в ней спрятан тайный город шаманов или древних людей с большими пирамидальными зданиями и мощеными ровными плитами мостовыми. В 1934 году группа советских исследователей под руководством Ольги Воробьевой действительно нашла в горе следы пещер и подземных ходов, но большинство из них были залиты водой или засыпаны оползнями.

«Кровь саамов»

В Ловозерских тундрах и Хибинском массиве можно встретить крайне редкий минерал эвдиалит, крупные запасы которого, помимо Кольского полуострова, есть только в Канаде и Гренландии. Из-за этого его редко используют в ювелирном деле, хотя он обладает абсолютно неповторимым розово-малиновым оттенком, напоминающим сверкающую на солнце кровь. Из-за этого его часто принимают за красные разновидности граната - альмандин и пироп - от которых он отличается формой кристаллов и высокой хрупкостью.

Саамы связывают историю рождения минерала с легендой о Куйве и борьбе с нашествием шведов. В той битве древнее население Кольского полуострова одержало верх, а легендарный предводитель врагов Куйва превратился в камень.

Но в бою полегло так много саамов, что вся тундра на километры вокруг была покрыта кровью павших. Ее капли и превратились в красные камни, напоминающие о борьбе народа за свою независимость. Из-за этого в саамской мифологии эвдиалит считался талисманом воинов. Люди верили, что на поле боя камень придаст им отваги и мужества, а также защитит от увечий и гибели.

Природные заповедники

На территории Мурманской области расположено сразу несколько природных заповедников: Пасвик, Лапландский и Кандалакшский. Все они очень привлекательны для экологического туризма. У каждого есть свои особенности. Например, старейшим является Лапландский - он был основан еще в 1930 году. Сейчас в нем действует жесткий режим посещения. Въезд в заповедник возможен только при наличии разрешения от дирекции. Лапландский заповедник предлагает путешественникам круглогодичные экскурсии на Чунозерскую усадьбу, во время которой участники смогут увидеть «смену растительных поясов, «бараньи лбы» и старовозрастной лес.

Кандалакшский заповедник появился в 1932 году. Он был создан для защиты морской утки - гаги обыкновенной. Заповедник разделен на 13 участков. Большая часть из них - морские архипелаги с прилегающей территорией. Морская акватория занимает 74,2 процента территории заказника. Для посторонних лиц доступ в заповедник ограничен. Однако существует туристический маршрут Кандалакшский залив - Остров Ряжков, который не заходит на охраняемые территории, но дает представление о местной природе.

Самым молодым заповедником Мурманской области является Пасвик. Его история началась в 1992 году. Заповедник расположен в Печенгском районе области - на крайнем северо-западе России. Охраняемая зона Пасвика пересекает границу – часть заповедника находится на территории Норвегии. Основная задача Пасвика - сохранение и изучение водоплавающих птиц.

Крупные российские компании поддерживают заповедники Мурманской области. Например, в Лапландском заповеднике при участии «Норникеля» ведется реконструкция центральной усадьбы. В Пасвике компания помогает создать современный визит-центр в городе Никель. Он должен стать площадкой для проведения научных форумов и иных мероприятий по вопросам охраны окружающей среды.

На Кольском полуострове расположился и мемориал Долина Славы - памятник советским солдатам, в 1941 году остановившим наступление немецких войск на Мурманск. Для захвата города через тундру был направлен егерский корпус «Норвегия» генерала Дитля, преимущественно состоящий из австрийцев и норвежцев. 2 июля части противника подошли к реке Западная Лица и попытались форсировать ее, но вынуждены были отступить под шквальным огнем занявших господствующие высоты красноармейцев.

Кровопролитные бои продолжались до начала сентября, когда немцы предприняли финальное наступление. Бои шли более 10 суток, но в итоге корпус «Норвегия» понес тяжелые потери и вынужден был отступить, а наступление на Мурманск провалилось.

Я родился и вырос в Мурманске и считал, что достаточно много знаю о своём крае. Но 10 лет назад попрощался с работой моряка, стал трудится на берегу. Появилось больше времени на походы по родным краям. Я и раньше знал про сейды — моя бабушка называла их — «летающие камни саамов», а тут столкнулся с таким огромным количеством камней, что это привело в увлечению связанному с поиском, классификацией, историей и т.д. Удивительное рядом, просто иногда его не видно, даже если смотришь прямо на это чудо… Смотрим…

Остров БРАНДВАХТА в Кольском заливе, Является «святым» для саамов. Разрез идёт строго по прямой линии через весь остров. Серый камень — гранит, чёрный камень, по некоторым данным похож на шунгит, который встречается только южнее на 400-500км

В большинстве случаев это работа природы, скорее всего моря, а не ледника

Снято издалека, подойти ближе мешает ущелье,поэтому сказать насчёт рукотворности ничего не могу

Этот камень явно трогала чья-то рука, только не саамская…Датировка ведётся по реликтовому лишайнику — прирост составляет 0,001мм в год.

Его «возраст» больше 10000 лет

«Жертвенник» — у этих камней часто находят обгорелые кости животных, а в тундрах деревьев очень мало…

Этой груде явно поставленных камней больше 2000 лет. Саамами тогда в этих краях не пахло…

«Охранник»

Классика жанра — несколько ножек и шапочка

Некоторые сейды стоят против всех законов физики, кажется ткни пальцем и скатятся… но нет. В этом малыше около 30 тонн

Портрет предка — одинаково смотрится с обеих сторон. Такие камни тоже являются сейдами или святыми

«Медведь» Около 2000 тонн. Удивительная штука — в районе 10-15 метров от этого сейда и ближе уменьшается даже солнечный радиационный фон, примерно на треть.

- 2671

Ещё одна сакральная загадка русского Севера – огромные ходячие камни – сейды. Некоторые экспедиции наблюдали уникальное явление самопроизвольного передвижения или переворачивания гигантских камней. Геологи, повторно посещая плато сейдов в Ловозерских горах (Мурманская область), обнаруживали: некоторые сейды находятся на других местах. Но следы какого-либо передвижения отсутствуют! Поневоле вспоминаются саамские легенды о священных сейдах – летающих камнях. Известный этнограф Владимир Чарнолусский весь Север называл Страной летучего камня.
– Действительно, существует феномен так называемых ходячих камней, – подтверждает мнение этнографа Чарнолусского археолог Кирилл Веселаго. – Факт способностей огромных камней загадочно перемещаться не оставляет безучастными учёных-физиков уже много лет.

СЕЙДЫ КОЛЬСКОГО ПОЛУОСТРОВА

Сейд не может не привлечь взгляд. Когда я впервые увидел такой камень, мне сказали, что это – просто метка, которой лопари обозначили оленью тропу через перевал. Массивная глыба полутораметровой высоты почти квадратной формы была отчетливо видна на фоне снега, странно удерживалась на склоне горы. Она была видна отовсюду. Просто летающий камень – сказали мне. Просто сейд.

“Бог Сторюнкаре часто появляется во время рыбалки, охоты на птиц в виде фигуры человека очень прекрасного роста, одетого в одежды такие же, как там, в обычае, только черные... и единственная разница, что ступни у него как у птиц. Фигуру Сторюнкаре делают из камня... и говорят, что идолы лаппов – большие камни в лесах, пустынях или на горах... Эти камни грубы и никак не оформлены, но они воздвигают их и делают, таким образом, статуи Бога меж скалами, на горах, на берегах рек или близ троп.” Так отзывался о скандинавских сейдах королевский географ из Уппсалы И. Шеффер в знаменитом труде “Лаппония” в 1673 г.

В Эдде встречается слово Seidhr в смысле “волшебство”, еще чаще находятся слова с корнем seid в сагах: sidha – колдовать, seidhberendr – волшебник. Но скорее всего прав Шеффер: „Слово “сейд” - пишет он - обозначает всякого рода божественность.” Сейд – русское слово, в других языках, например, в финском, оно звучит как “сеита” (seita), в норвежском и шведском как “seide”, в лапландском “sieidde” (сайад). На территории четырех этих стран и находится Саамиедна – страна саамов (лаппов или лопарей), страна сейдов. В России это территория Кольского п-ова. Или полуострова Кола (“рыба” по-саамски), как он назывался до революции и до сих пор зовется на всех других языках.

Древние финские корни “lappes” – “изгнанные” или “lapu” – “предельная граница” и “ведьма” одновременно... Датчане боялись шведских колдунов, те опасались норвежских, норвежцы верили в финскую ворожбу, но даже финны боялись лаппов. Еще в 1584 г. Иван Грозный послал за самыми лучшими волхвами – лапландцами, дабы истолковать явление кометы. Те предрекли ему смерть, что и сбылось 18 марта того же года.

Они, возможно, первые оленеводы в Европе, до сих пор сохраняющие свой образ жизни. От времен последнего Ледника. Туманная и темная Похъяла – олицетворение “нижнего мира” в карело-финском эпосе “Калевала” – это Лапландия. Страна вечного мрака. Или, наоборот, незакатного солнца. В зависимости от сезона. Может, “предельная граница” – это то, что мы называем “полярным кругом”?

Классический сейд – это камень размером от среднего валуна до изрядной глыбы, поставленный на один или несколько меньших камней-подставок. Часто еще один или несколько камней лежат сверху. Иногда сейды поставлены на самую неустойчивую часть – ребро или узкую вершину. Бывает, что камни стоят к тому же на крутом склоне или самом краю обрыва. Вообще кажущаяся “неустойчивость” – их характерная особенность. Будто бы глыба упадет при малейшем прикосновении. Но она стоит тысячи лет! Рискну предположить, что сейд, как и большинство культовых сооружений, может представлять собой модель мира, внешне неустойчивого, но очень стабильного.

Академик Б. Рыбаков предполагал, что сейд символизирует волшебную мельницу Сампо из эпоса “Калевала”, а та – гигантская неолитическая зернотерка – примитивное устройство из двух плоских камней. Трудно представить себе мифическую Сампо. Изготовленная в начале времен кузнецом Ильмариненом из двух камней (не напоминает ли это классический сейд – один камень на другом?) и имеющая некие “корни” (“подставка” Сейда?), огромное сооружение хранилось в утесе. Похищение Сампо из мрачных земель Похьялы – основной сюжет эпоса. Пленение идола другого племени – распространенная тема в мифологии. Сделайте выводы сами. Только нужно сказать, что принадлежность земледельческого культа – зернотерка среди ягеля и гранита Лапландии – явление маловероятное. К тому же, зернотерка с корнями... Может быть, Сампо – символ коловращения мира?

Многие сомневаются в том, что сейды – рукотворные сооружения. В самом деле, камни, пусть и странно поставленные, никак не обработаны. Но еще сложнее было бы объяснить их существование результатами движения и таяния ледника. Во-первых, ничего подобного нет в других местах планеты, также бывших подо льдом. Во-вторых, целые комплексы камней в одних местах полуострова и отсутствие их в других мало объяснимы природными причинами. Втретьих, “подставки” сейдов – часто камни других пород, нередко камней именно три. Можно привести еще много доводов. Да и Шеффер писал, что cейды “воздвигают”.

По всей Лапландии вплоть до XIX в. были описаны приношения сейдам рыбы, мяса, крови и оленьих рогов. Рога клали обязательно концами вверх. Возможно, каждый саамский род (сайво) имел собственный камень. Женщин к священным камням не допускали, да и сам глава рода опасался подходить к камню близко. Во многих известных камнях жил дух того или иного “нойды” – лапландского шамана. В случае недостатка внимания к себе он мог принести большие неприятности, покинуть камень или улететь вместе с ним. Считалось, что камни Стоунхенджа были перенесены из Ирландии кудесником Мерлином. Думали также, что все сейды – окаменевшие волшебники. Нойда мог превратиться в камень, если его называли настоящим именем. Но дух его в камне оставался.

Лапландцы никогда не претендовали на то, что мегалиты были воздвигнуты ими, так же как Стоунхендж не был сооружен историческими племенами Британии. В археологии существует термины “культура комса” и “прото-саамы”. Воздвижение сейдов приписывается именно им. Часто саамы называют сейд просто стариком или старухой. Не память ли это о древнем народе? Возможно, саамский язык, который сильно отличается от других языков финно-угорской группы, имеет влияние языка этого древнего народа...

И. Свенск. Геология и минерагения Кольского региона. Труды Всероссийской (с международным участием) научной конференции и IV Ферсмановской научной сессии, посвященных 90–летию со дня рождения акад. А.В. Сидоренко и д.г.-м.н. И.В. Белькова.

Что может быть обворожительней старой доброй Англии, её неоготической архитектуры, строгости этикета, морского величия и внутренней перипетии страстей, которые нам описывал Шекспир? Но что мы знаем об истинном укладе жизни англичан?

АНГЛИЯ ПОД ПОКРОВОМ ОПИУМА

В Викторианскую эпоху употребление наркотиков, в основном опиатов и кокаина, было очень распространено. Из-за жёстких антиалкогольных законов спиртное стоило дорого, и большинство людей предпочитало покупать опиум. Это было универсальное средство: способ расслабиться или уйти от реальности; девушки использовали его для красоты волос; доктора выписывали лекарства больным взрослым и даже детям из-за непонимания всей опасности.

Опиумной зависимостью страдали все слои населения Англии. Бедняки предпочитали опиум благодаря его легкодоступности и малой стоимости, а высший класс употреблял для успокоения нервов. Чаще всего это были светские дамы, которым выписывали опиумные настойки при нервозности, истеричности, болезненных менструациях и любых недомоганиях.

В Лондоне нередко можно было встретить так называемые «клубы», где аристократы любили покуривать опиумные трубки. Это были притоны, где обкуренная светская богема могла лежать на полу с уличными проститутками. Подобная картина ярко описана в романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Так же это были и солидные заведения, обволакиваемые шиком, где подходили серьёзно к дизайну опиумной трубки, она была немного длинней обычной и всегда разрисована каким-нибудь интересным орнаментом, чтобы её было приятно держать в руках, так как это усиливало ощущения.

Правительство не стремилось решать эту проблему, ведь алкоголь считался на тот момент большим злом. К тому же во времена процветания Ост-Индской компании тонны опиума отправлялись в Китай. В стране очень пристрастились к такому виду наркотиков, что повлекло за собой знаменитые Опиумные войны. Император Даогуан приказал полностью закрыть вход для торговли с иностранцами. Причиной этому послужило то, что до 60% людей из окружения императора употребляли опиум.

Только в начале 20 века власть обратила внимание на наркоманию и впоследствии была подписана Международная опиумная конвенция, объединяющая тринадцать стран в борьбе с этой проблемой.

ЛОНДОНСКИЙ СМРАД

Вспомним роман Патрика Зюсканда «Парфюмер. История одного убийцы». Примерно теми же эпитетами можно воссоздать атмосферу XIX века, царившую в Англии: провинциалы приезжали в Лондон и жаловались, что конюшни пахнут и то приятнее. Проблемы с кладбищами, или как их называли «освещённые выгребные ямы», казались мелочью в сравнении с отсутствием канализации. Если граждане не хранили содержимое горшков в подвале, то выливали его в окна на улицы. Хотя предприимчивые англичане сумели найти в этом выгоду: они продавали отходы фермерам для навоза, но их было столько, что не успевали скупать. Молитвы были услышаны, и к середине XIX века появились туалеты со сливами. Правда, и это доставляло немало хлопот: люди в Викторианскую эпоху были столь стеснительны, что могли долгое время просиживать в уборных, пока за дверью не прекращались голоса, ведь звук смыва был очень громким, а располагался санузел рядом с гостиной.

КРИЧАЩАЯ РОСКОШЬ, ЗАРАБОТАННАЯ ПОД ОДЕЯЛОМ

Интереснейшим образом боролись с проституцией в Англии. Правительство долгое время не обращало внимания на куртизанок и только проблемы с венерическими заболеваниями стали толчком для действий.

Нововведённый Акт о заразных болезнях гласил, что проститутки могли быть подвергнуты медосмотру во всех портах, в любое время. Если врач находил у них сифилис, то их могли отправить на 9 месяцев в венерическую больницу, а если женщина отказывалась, то представала перед судом и платила штраф. И вроде всё хорошо, после такого закона должно бы всё и наладиться, но парирования в Палате приводили к новым вопросам: почему не повысить уровень жизни девушек и не предоставить им рабочие места; офицеров, которых не решались осматривать, считали переносчиками болезней, да и почему не разрешить солдатам жениться и выделять средства на их обеспечение? Это было бы куда эффективнее.

Доходило до того, что по улице вели девушку на осмотр, а какая-нибудь активистка-феминистка пихала ей листовку и спрашивала, с её ли согласия будет проводиться процедура. А та даже могла не знать, куда её ведут, и не быть проституткой вовсе.

Но самой серьезной проблемой выступал вопрос детской проституции. Тогда не знали, кого считать ребенком. По закону малолетние имели право торговать своими телами с 12 лет. Многих таких девочек сутенёры путем обмана пристраивали к себе, и малышка уже не могла ничего поделать. Чаще всего девочек забирали из небогатых семей, а родителям говорили, что та будет работать в доме горничной. И многим не казалось, что в этом есть что-то подозрительное, ведь многие так и делали.

Содержательницы борделей опаивали новоприбывших опиумом, и те наутро просыпались в крови, с болью и слезами. Но в таких ситуациях всегда найдутся нужные слова, как, например, то, что, если девочка хочет быть леди и жить в достатке, то остаться единственный выход, ведь теперь она падшая и никому такая не нужна. Об их благополучии сильно не пеклись, разве что отправляли к акушеру, да и там девушки могли получить травмы при осмотре.

Потребовалось много времени и скандалов в прессе, чтобы правительство всерьёз начало задумываться о проблеме. По Лондону прокатилась масса выступлений из-за бездействия властей. Естественно, никто в парламенте не хотел представать в качестве растлителя юных дев, и в 1885 году возраст согласия был поднят с 12 лет до 16. А триумфом стала отмена Акта о заразных болезнях.

ПАТРИОТИЧНЫЕ КОНТРАБАНДИСТЫ

В XIX веке контрабанда в Англии была в особенности развита из-за начавшейся войны с Францией. Упорствующий Наполеон никак не мог захватить морскую державу благодаря её сильному флоту. Тогда он решил запретить всей захваченной им Европе торговые отношения с англичанами. Это во многом ударило по европейским странам, так как они остались без английской шерсти, чая, сахара, а собственное производство без английских рынков сбыта. Контрабандисты не упустили возможность подставить плечо помощи и перевозили товары тайно. Это не составляло большого труда: когда товар доставлялся на берег, его прятали в пещерах или туннелях и потом передавали заказчику. Если контрабандисты и сталкивались с неприятностями, то лишь в лице таможенников. Но и здесь они ухитрились придумать механизм сохранения груза: ящики и бочки с контрабандой они затапливали и выуживали позднее. Товары прятались в бочках для пресной воды с двойным дном, под фальшивой палубой или под фальшивым потолком в каютах. Интересно то, что Наполеон и сам прибегал к услугам контрабандистов для перевозки золота из Англии для оплаты собственных войск.

В большинстве своем контрабанда была связана с войнами. Несмотря на английские колонии, из которых в столицу Британской империи ввозились экзотические фрукты, такие как ананасы и бананы, контрабанда не унималась. Яркий тому пример - харизматичный Том Джонстон из Лиминтона. Довольно ловкий и изворотливый, он быстро согласился шпионить за Англией и доносить все сведения Бонапарту. Не успев сбежать и стать честным контрабандистом, его поймали англичане и наняли на каперство против французов. Ненасытный Джонстон влез в долговую яму и бежал обратно к французам. Он прославился тем, что отверг предложение Наполеона помочь ему привести французский флот к берегам родной Англии. Его яркая жизнь, оборвалась на 67-ом году.

Но в 20-е годы правительство решило в серьез заняться контрабандистами. Уловка с ящиками под водой уже не была столь действенна. Таможенники научились простукивать груз, и если ящик оказывался с «секретом», то они безжалостно вскрывали его. К середине XIX века с морской контрабандой в Ла-Манше было покончено. Такое упорство со стороны властей было вызвано знаменитой своей жестокостью Хокхерсткой бандой, успешно орудовавшей в конце XVIII столетия, и непатриотичными действиями Тома Джонстона.

В ТЮРЬМЕ, КАК В МОНАСТЫРЕ

Если говорить о тюрьмах XIX века, то они попрощались с обветшалыми стенами и тесной жизнью. Это был новый, совсем иной образец арестантской жизни и, на первый взгляд, даже приятный.

В то же время начались дебаты, как именно должна обустраиваться тюрьма, и пришли к тому, что хорошо бы превратить её в «монастырь», где заключенные дадут «обет молчания». А то неповадно будет, если отпетые преступники будут молодёжь чему не надо учить. В целях полной изоляции в тюрьме «Пентонвилл» насчитывалось 520 одиночных камер с приличными условиями: окном, гамаком и зимним отоплением.

Правда, обстановка была настолько гнетущей, что люди частенько сходили там с ума. А как не свихнуться, когда на тебя надевают маску во время прогулки? Каторжные же работы были не лучше: люди проводили за ними по 8 часов в день просто для изнашивания тела и моральных сил.

Участь преступниц была не лучше. Известная женская тюрьма Брикстон имела свои особенности: арестантка попадала туда и первые четыре месяца жила в одиночной камере. После она выходила к остальным заключённым женщинам, но разговаривать по-прежнему с ними не могла. За хорошее поведение женщинам разрешались свидания, переписки с родственниками и небольшая еженедельная выплата для благополучной жизни по отбытию срока.

Малолетних преступников отправляли в тюрьму «Тотхилл Филдз», где они отбывали срок от нескольких дней до полугода. Среди них встречалось много рецидивистов. Часто можно было увидеть картину, как ребятишки разбивают витрины или окна, и ждут «бобби», чтобы те отправили их в заключение согреться и скудно поесть...