Разрешение

Троице гледенский монастырь церковь успения. Троице-гледенский монастырь в великом устюге. Гледенский женский монастырь

Гледенский Троицкий мужской монастырь.

С 1912 года Гледенский Троицкий женский монастырь.

Описание Зверинского В.В. №162

«Гледенский Троицкий или на Глядене, мужской, приписанный к Архангельскому Устюгскому монастырю, Вологодской губернии Устюгского уезда, в четырех с половиной верстах к югу от Устюга, на высокой горе Гледень, при слиянии рек Сухоны и Юга. Основан, как полагают, в 12 столетии праведником Иоанном ещё в то время, года самый город Устюг находился здесь, на этом самом месте. Во всяком случае он уже существовал в начале 13 столетия, когда в нем принял иночество преподобный Киприан, основатель Архангельского монастыря в Устюге. По штатам 1764 года положен в 3 классе, но в 1841 году приписан к Архангельскому Устюжскому монастырю».

Описание Зверинского В.В. № 1615

«Ивановский, мужской, ныне церковь в селе Пухове Вологодской губернии Устюгского уезда в четырех с половиной верстах от Устюга и в полверсте от Гледенского монастыря. Построен на месте рождения (История Российской иерархии) или на месте погребения (Словарь исторический о святых) Устюжского юродивого Иоанна, скончавшегося в 1494 году 29 мая, в каковый день и чтится его память. Церковь состояла приписною к Гледенскому монастырю».

Уточнения и дополнения к описаниям

Местоположение

Гледенский Троицкий монастырь находился на правом берегу Сухоны на высокой горе Гледен.

Ныне – деревня Морозовица Великоустюжского района Вологодской области.

В «Церковно-историческом атласе Вологодской области» место Гледенского монастыря показано на листе карты № 38, шифр 37-5.

Гледенский мужской монастырь

Основан в конце 12-го века.

Управляли монастырём игумены и архимандриты.

В 1744 году за Гледенским монастырем числилось 994 души.

При проведении монастырской реформы в 1764 году Троицкий Гледенский монастырь оставлен штатным мужским монастырем 3-го класса с настоятельством игуменским.

В 1841 году стал приписным к Устюжскому Михаило-Архангельскому монастырю. Все земли Гледенского монастыря и его имущество переданы Михаило-Архангельскому монастырю.

В это время на территории Гледенского монастыря находились три церкви:

1. Троицкая соборная каменная пятиглавая церковь, окруженная с 3-х сторон папертями, построенная в 1701 году. Церковь заложена в 1659 году на средства купца Силы Грудцына. Колокольня с часами соединена с соборной церковью.

2. Тихвинская с трапезной - каменная одноглавая церковь 1736 года постройки. На южной стороне трапезной - придел святителя Николая.

Между Троицкой и Тихвинской церквями сделаны каменные переходы на столбах.

3. Успенская при воротах каменная одноглавая церковь 1740 года постройки.

В связи с Успенской церковью располагались каменные одноэтажные братские кельи.

Одноэтажные настоятельские кельи были деревянными.

Ограда на северной и половине западной стены каменная, в остальной части – деревянная. В юго-восточном углу располагались конюшенный и скотный дворы.

Вне территории монастыря в Пухове находилась приписная каменная одноэтажная одноглавая церковь, освященная во имя святого Иоанна Устюжского.

Праведный Иоанн Устюжский Христа ради юродивый, родился в Пухове. Мать Иоанна, овдовев, постриглась в Троицком Орловском монастыре. Иоанн после смерти матери поселился при Успенском соборе в Устюге в хижине и стал юродствовать. Умер он 29 мая 1494 года. В 16 веке канонизирован. Память блаженного Иоанна Устюжского празднуется 11 июня. Мощи святого покоятся под спудом в Ионновской (Происхожденской) церкви в городе Великий Устюг.

Пуховская церковь устроена на месте рождения святого. Сюда в Духов день совершался крестный ход от Гледенского монастыря.

Гледенский женский монастырь

В 1912 году Троицкий Гледенский монастырь стал женским.

Ему принадлежали 4 каменные церкви (одна из них за оградой монастыря, в Пухово), одна деревянная часовня, один каменный корпус, один деревянный дом. Внизу Тихвинской церкви размещались сестринские кельи, кухня, трапезная, просфорня, вверху жила настоятельница.

В монастыре в 1914 году проживали 44 человека: игумения Рипсимия, монахиня Серафима, 7 указных послушниц, 32 послушницы на испытании и 3 работницы.

Послушания у послушниц были разные и соответствовали их способностям.

Большинство насельниц монастыря прибыли из Рдейской пустыни.

Служил священник Прахов Павел Афиногенович, 1862 года рождения, выпускник ВДС 1883 года.

Монахини и указные послушницы в 1914 году

№№ Монашеское имя, имя указной послушницы, год поступления в Гледенский монастырь В миру Год рождения Год поступления в Рдейскую пустынь Год пострижения
1 Настоятельница монастыря игумения Рипсимия. В 1911 году по просьбе Священного Синода допущена епископом Никоном временно поселиться близ Гледенского монастыря для устроения обители. С 1912 года – исполняющая обязанности настоятельницы Гледенской пустыни, с 1914 года – настоятельница. Мавра Тимофеевна Ионичева, дочь крестьянина Новгородской губернии 1844 1858 год – поступила в Новгородский Десятинный монастырь. В 1889 году переведена в Рдейскую пустынь, с 1903 года – игуменья, в 1911 году уволена на покой. 1885
2 Монахиня Серафима. В 1912 году поступила в Гледенский монастырь. Алтарница и чтица. Мария Константиновна Бистерфельд, дочь коллежского советника из Черниговской губернии, окончила Вятское епархиальное училище 1857 1895 год – поступила в Николаевский Косинский монастырь Новгородской епархии. 1912
3 Горлина Пелагея. В 1911 году приехала к Рипсимии для трудов в Гледенском монастыре. Указная послушница с 1912 года. Послушание – шитьё церковных вещей и клиросное Горлина Пелагея Петровна, дочь мещанина из Холмска Псковской губернии 1876 1902 нет
4 Никитина Евдокия. В 1911 году приехала к Рипсимии для трудов в Гледенском монастыре. Указная послушница с 1912 года. Послушание – церковница, просфорня. Никитина Евдокия Ивановна, дочь крестьянина из Новгородской губернии 1878 1893 нет
5 Орлова Евдокия. В 1911 году приехала к Рипсимии для трудов в Гледенском монастыре. Указная послушница с 1912 года. Послушание – клиросное, ризничая Орлова Евдокия Васильевна, дочь крестьянина из Новгородской губернии 1882 1903 нет
6 Петрова Екатерина. В 1911 году приехала к Рипсимии для трудов в Гледенском монастыре. Указная послушница с 1912 года. Послушание – по назначению. Петрова Екатерина Петровна, дочь крестьянина из Новгородской губернии 1875 1897 нет
7 Самойлова Васса. В 1911 году приехала к Рипсимии для трудов в Гледенском монастыре. Указная послушница с 1912 года. Послушание – по назначению. Самойлова Васса Филипповна, дочь крестьянина из Новгородской губернии 1867 1890 нет
8 Тиханова Пелагея. В 1911 году приехала к Рипсимии для трудов в Гледенском монастыре. Указная послушница с 1912 года. Послушание – экономка. Тиханова Пелагея Ивановна, дочь крестьянина из Новгородской губернии 1875 1895 нет
9 Федорова Евдокия. В 1911 году приехала к Рипсимии для трудов в Гледенском монастыре. Указная послушница с 1912 года. Послушание – шитьё церковной и монастырской одежды. Федорова Евдокия Егоровна, дочь крестьянина из Новгородской губернии 1882 1896 нет

Сельскохозяйственная коммуна после революции 1917 года

Игумения Рипсимия утверждена в должности настоятельницы Гледенского монастыря в 1914 году, через четыре года она избрана председательницей Гледенской коммуны.

Было решено заниматься огородничеством, садоводством, пчеловодством, а в зимнее время – шитьем и вязанием. В 1919 году сестры - коммунарки поработали отлично.

В 1920 году руководство земотдела решило соединить три коммуны (бывшие Яиковский, Гледенский и Великоустюжский Предтеченский женские монастыри) в одну общину «Путеводная звезда». Все три коммуны должны быть расформированы, насельниц моложе 50-и лет обязали написать заявления о приёме их в члены единой общины. Ненаписавшие приравнивались к дезертирам трудового фронта. Для пожилых насельниц создавалась своего рода богадельня в бывшем Гледенском монастыре. Однако проект не осуществился и «Путеводная звезда» погасла, не успев посветить.

В этом же году коллектив Гледенской общины раскололся на 2 лагеря: сторонники игуменьи Рипсимии и казначеи Пелагеи Захаровой и сторонники Серафимы Бистерфельд.

В 1921 году избран новый совет Гледенской коммуны. Рипсимия, Пелагея и родственница Рипсимии Анна Ионичева вышли из общины и поселились поблизости - в монастырском доме в деревне Морозовица. В Гледенской коммуне остались не только их противники, но и сторонники, поэтому раздоры продолжались. Было не до работы. Производительность труда падала.

В 1922 году губисполком вынес решение о высылке из Северо-Двинской губернии зачинщиков скандалов - Захаровой и Бистерфельд. Серафима Бистерфельд выехала, Пелагея Захарова не подчинилась и стала писать жалобы о неправильности решения о выселении её. В 1923 году она добилась отмены решения о высылке. Но её победа не имела никакого значения. Так как коммуна оставалась по свой сути монастырем, решено было закрыть общину.

Не действующий православный монастырь в 4 км от Великого Устюга. Его здания находятся в ведении Великоустюгского музея-заповедника.

О самом городе сведений сохранилось очень мало. Его история овеяна легендами и преданиями, в которых Гледен предстает богатым и славным городом. Погубили его якобы злые татары, польстившиеся на золото устюжан. Доподлинно же известно, что он был разрушен в середине XV века в результате жестоких междоусобных войн русских князей. Город восстановлен не был, но Троице – Гледенский мужской монастырь устюжане отстроили заново.

Возвращаясь из Опок, решили заехать и в Морозовицу. Я там была раньше, но в монастырь как-то не получалось попасть. То закрыт, то на реставрации.




Едем, любуюсь небом)


Странные постройки. Я думаю-зерносушилки.


Какой новенький домик!


Бабуля вышла погулять...


Эх, дороги...


Мы едем по более-менее приличной дороге. Дорога к храму.


И здесь работают художники на каждом углу, как и в В-Устюге


Строится часовенка


Подъехали

Троице – Гледенский монастырь расположен в отдалении от Великого Устюга, возле деревни Морозовица, на высоком холме при слиянии рек Сухоны и Юга.
Ансамбль монастыря доступен для внешнего осмотра круглый год, Троицкий собор открыт для посетителей только в летний период.


В незапамятные времена здесь стоял город Гледен, заложенный князем Всеволодом Большое Гнездо в последней четверти XII века. Примерно тогда же близ города был основан и монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы, который по праву считается одним из древнейших на Русском Севере.


Место слияния рек Сухоны и Юга.


Вид на Великий Устюг от Троице – Гледенского монастыря


Любуемся красотами


Сторожевая башня монастыря(1759-1763)


Трава по пояс)


Святые и Северные (хозяйственные) ворота


Примечательно, что почти все каменные постройки Троице – Гледенского монастыря не подвергались поздним переделкам и сохранили неизменными свои первоначальные формы, что придает комплексу особое очарование.


Монастырь - не действующий, поэтому вид монастырского дворика очень отличается от двора действующего монастыря. Здесь на территории живёт сторож, но двор выглядит как-то неприглядно, не по-монастырски.


Главная достопримечательность монастыря – великолепный резной золоченый иконостас Троицкого собора


Его возведение продолжалось восемь лет (1776 - 1784 год) на пожертвования устюжан.


Используя традиционные для ХVIII века мотивы (гирлянды, волюты, рокайли, завитки и т.п.), они украсили иконостас резьбой, поражающей богатством и редкостным разнообразием форм.


Редкостный по красоте иконостас, возрожденный в 70–е годы ХХ века московскими реставраторами, вызывает восхищение всех, кто приезжает в Троице – Гледенский монастырь...


Общее впечатление богатства иконостаса усиливается позолотой, выполненной артелью П.А. Лабзина в сложной технике двойника со сплошными цировками (фигурными оттисками по сырому левкасу).


Для выполнения резных работ были приглашены тотемские мастера братья Николай и Тимофей Богдановы.


Композиции икон отходят от традиционных канонов, поскольку писаны с печатных листов (западноевропейских гравюр), и напоминают больше светскую живопись.


Иконы, отличающиеся изяществом, точностью рисунка, богатой цветовой палитрой, написаны устюжскими иконописцами купцами А.В. Колмогоровым, Е.А. Шергиным и протоиереем устюжского Успенского собора В.А. Аленевым.

Он просуществовал еще несколько веков, став свидетелем многих событий, происходивших в этих местах. Пережил и реформы Петра I, и секуляризацию церковных владений в правление Екатерины II, был упразднен в 1841 году, открылся вновь в 1912 году в качестве женской обители и был окончательно закрыт в 1925 году. После этого монастырские постройки использовались под колонию для беспризорников, детский дом–изолятор, пересыльный пункт для раскулаченных, дом для престарелых. С начала 1980 – х годов архитектурный комплекс Троице–Гледенского монастыря является филиалом музея.
Ансамбль монастыря сложился в конце XVII – первой половине XVIII века, когда на средства богатых устюжских купцов в камень оделся сначала Троицкий собор, затем – теплая Тихвинская церковь с трапезной, церковь Успения Богоматери и больничная палата. Немного позднее Тихвинская церковь была соединена с Троицким собором крытой галереей и началось возведение каменной ограды, которое осталось незавершенным из–за нехватки денег. Примечательно, что почти все каменные постройки Троице – Гледенского монастыря не подвергались поздним переделкам и сохранили неизменными свои первоначальные формы, что придает комплексу особое очарование. Искусствоведы относят его к числу наиболее совершенных монастырских ансамблей Русского Севера...

А мы выходим из собора и отправляемся в Великий Устюг.


Снова проезжаем деревню Морозовицу.


А впереди - заливные луга


Широка и привольна
Ты, родная страна!
Как светла твоих рек,
Твоих озер глубина!
Как обширны поля
И обильна земля,
Сколько сил таит она!


Заливные луга Красного острова


Наше будущее. И так приятно смотреть на этих ребятишек!!! А они любуются просторами!


Меж кустов течёт речка Шарденьга


Подъезжаем к мосту через Сухону


Вид на В-Устюг (перед въездом на мост)


ДЫМКОВО. (напротив В-Устюга) ВИД С МОСТА через Сухону

Троицкий собор считается самым красивым храмом Устюга. Собор – пятиглавый, построен на месте обветшавшей деревянной церкви, в 1659 году. Храм построен на средства купца С. Грудцына. Годом раньше купеческая семья Босых пожертвовала монастырю на строительство церкви 1500 руб. Начатое строительство было впоследствии профинансировано И. Грудцыном. Однако когда братья умерли, работы пришлось приостановить. Тогда старец Филарет, завещал третьему брату, В.Грудцыну достроить храм. Он даже дал ему деньги на строительство. Однако Василий возобновил строительство только после того, как игумен монастыря написал жалобу патриарху Иоахиму. Строительство было закончено в 1690-х годах.

Над строительством собора и всего монастыря работали зодчие, которые ранее возводили Михайло-Архангельский монастырь. Троицкий собор практически аналогичен с Михайло-Архангельским. Почти идентичны композиции находящихся рядом церквей и трапезных. Надо отметить, что Троицкий собор имеет, все-таки, более взвешенные пропорции. Его архитектурная композиция симметрична. Особое внимание заслуживают отдельные части собора, как, например, апсиды. Они имеют плавные, мягкие очертания с изящно украшенным наличниками центральным окном. Изразцы, использованные в декоративной обработке, типичны для вологодско-устюжской архитектуры.

Основной объем храма имеет кубическую форму, с трех сторон к нему пристроена двухэтажная галерея. Храм украшен цветными изразцами, уступчатым карнизом с закомарами и обычными пилястрами. Алтарный придел выстроен с правой стороны основного объема и состоит из волнообразных трехлопастных апсид, плавно примыкающих к основному объему.

Сооружение – стройное, устремленное ввысь, удачно подчеркивающее собранное на граненых барабанах пятиглавие. У основания барабанов выстроен ряд кокошников. Окна храма обрамлены «муравлеными» изразцами зеленого цвета. По верхнему периметру галереи находится ширинчатый пояс. Идентичными мотивами декорирован и четверик колокольни.

Колокольня построена отдельно от храма, что обеспечивает оптическое равновесие объемов. Она поставлена на четверик, состоящий из арок, соединенных мощными четырехгранными столбами. Звон имеет форму восьмерика и увенчан невысоким шатром с двухрядными слуховыми окнами. Нижние окна больше, чем верхние, поэтому создается оптический эффект перспективного сокращения, так что конструкция представляется выше и грандиознее. Колокольня Троицкого собора расположена посередине западного фасада храма, с выстроенным у основания входом, и лестницей, выходящей на паперть. В целом, здание колокольни имеет стройный, законченный вид.

Значительную художественную ценность имеет пятиярусный иконостас в стиле барокко. Он изумляет своей необыкновенной тонкой резьбой. Его создание было возможным благодаря пожертвованиям устюжан, и продолжалось долгие восемь лет – между 1776 и 1784 годами. Строительство иконостаса было задумано игуменом Геннадием, добившимся благословения епископа Иоанна. В архивах монастыря сохранились договора с резчиками и иконописцами, что в значительной мере помогло восстановить историю создания иконостаса и имена мастеров, работающих над ним. Именно тотемские резчики Богдановы придали иконостасу барочный стиль, тогда как в Устюге в эти годы уже увлекались новым стилем, позаимствованным у петербуржцев – классицизмом. Позолота на царских вратах и иконостасе была выполнена под руководством искусного мастера П. Лабзина. Большинство икон написано известным иконописцем А.Колмагоровым. Впечатляющий своим богатством и красотой, иконостас представляет стоящих в царских вратах евангелистов, над которыми парят серафимы, а рядом с ними находятся ангелы. Все эти образы выполнены в виде скульптур, автор которых, к сожалению, не известен. В художественном плане иконостас является образцом итальянской школы.

В 70-е годы 20 века, древний иконостас, как главное достояние Троицкого собора был отреставрирован, и теперь его можно созерцать в первоначальной красе.

На самом северо-восточном краю Вологодской области расположен древний город Великий Устюг. А на другом берегу находится один из самых древних на севере России Троице-Гледенский монастырь. Летописи рассказывают нам, что названием своим это место обязано тому, что расположено на пригорке, сам виден издалека, и с него открывается красивый вид на слияние рек Сухоны и Юг, воды которых теперь образуют Северную Двину. Летописец, восхиящаясь силой Северных рек писал: «Слившись, две реки расширяются пространством великим и широко начинают течь в великое море-океан, в Соловецкую пучину». Тот же летописец рассказывает нам, что владели этой местностью князья Святослав, Владимир, а потом владимиро-суздальские князья. О самом городе Гледен известно мало, знаем только, что заложен он был князем Всеволодом Большое Гнездо в 1178 году, и здесь же возник монастырь Живоначальной Троицы, который все древние летописцы называют не как иначе, как Лаврой. И только спустя примерно 40 лет на другом берегу Сухоны появляется град Устюг. Но не мирная жизнь ждала эти места, а постоянные набеги и битвы. Особенно пострадали здешние места от набегов золотоордынских татар, а позже и от междоусобицы русских князей. Всем им надо было одно - богатства здешних лесов пушниной и рыбой. И Троицкий монастырь не один раз сжигали и грабили. В середине XV века и город Гледен и монастырь разрушили, но будучи известен по всей округе, монастырь быстро восстанавливался. В 1597 году в летописи упоминается, что помогали его строить архангелогородцы, на постройку давали хлеб и работников, которые валили лес и возили его на Гледен. В 1613 году польско-литовский отряд хотел сжечь только что отстроенный монастырь, но отряд легких лыжников, отправленный из Устюга выкрал польского пана, и в Устюге, после страшных пыток его казнили. Ансамбль строений монастыря сложился в конце XVII – первой половине XVIII века, когда на средства богатых устюжских купцов перестроили в камне сначала Троицкий собор, затем – теплую Тихвинскую церковь с трапезной, а рядом церковь Успения Богоматери и больничную палату. Немного позднее Тихвинская церковь была соединена с Троицким собором крытой галереей, которая сейчас не сохранилась. Как и соседний Великий Устюг, Гледенский монастырь с тех пор почти не претерпел изменений. Каменные постройки не подвергались поздним переделкам и сохранили неизменными свои первоначальные формы. Искусствоведы относят его к числу наиболее совершенных монастырских ансамблей Русского Севера. Классическая для Руси шатровая колокольня, венчающая вход в храм, массивный куб собора, окруженный крытой галереей, стена с необычными низкими башенками и больничной палатой. Игумены монастыря с конца 17 века получили чин архимандрита, а число братии доходило до 40 монахов, а всего насельников и работников насчитывалось больше ста. За монастырем некогда находилась пристань, а монастырь торговал зерном и солью. И только в начале XIX века, во время одного из очередных половодий, река Юг сменила русло и пристань потеряла свое значение. Но что же тогда делает этот монастырь одним из самых известных среди специалистов по древнему искусству? - Чтобы понять это, достаточно зайти внутрь Троицкого собора. «Невероятный, захватывающий дух и впечатляющий своим мастерским исполнением» - так отзываются искусствоведы о резном иконостасе, скрывающем алтарь древнего храма. Неслучайно Президент Российской Федерации Владимир Путин побывал здесь на Рождество 2008 года. Иконостас Троицкого Гледенского собора - одна из жемчужин русского зодчества, и равного ему по сложности исполнения просто нет. В 1772 году у плотника Прокопия Старостина монастырь закупил липовые кряжи, а у купца Василия Курочкина краски, листовое золото и осетровый клей. Особая делегация ездила зарисовывать оформление Спасо-Яковлевского собора Зачатия святой Анны. И лишь после нескольких лет подготовки работы были заказаны тотемским мастерам-резчикам Николаю и Тимофею Богдановым. Более 8 лет ушло у мастеров на резьбу всех этих деталей, соединение и укрепление элементов. Работы пришлось распределить между артелями и объемные фигуры вырезали уже не Богдановы, а другие мастера. Золочение и роспись деталей выполняла отдельная артель. Иконы писали устюжане Алексей Колмогоров и протоиерей Василий АлЕнев, а затем и другие мастера. Ведь наполнить пять ярусов иконостаса единым живописным ансамблем образов было крайне непросто. Даже при беглом взгляде на иконы, заметен европейский стиль живописи. И это не случайно. Предполагается, что образцы брались из иллюстраций Виттенбергской Библии, отдельные листы которой продавались в то время в Москве как картины. Еще более необычным были упоминавшиеся в 1785 году зеркала, вставленные сзади резных царских врат, для усиления эффекта роскоши. Никогда и нигде более мы не увидим зеркал в православных храмах, и эти тоже спустя некоторое время были сняты, очевидно, чтобы не нарушать церковную традицию. Необычны и сюжеты живописи. Слева от царских врат расположена икона Божией Матери с Младенцем. На Ее главе венец из 12 звезд, Она стоит на лунном полумесяце, а ногами попирает красного дракона, исполняя слова Откровения апостола Иоанна Богослова - «И явилось на небе великое знамение - Жена, облеченная в солнце: под ногами Ее луна, и на главе Ее венец из двенадцати звезд...» А весь образ символизирует Богородицу, попирающую диавола. Иконостас собора уникален еще и тем, что это один из немногих памятников церковной старины сохранившийся до наших дней в неизменном виде. Образы, исполненные торжественности и тайных символов, когда каждый взгляд, мановение руки или мерцающая на небе звезда имеют сокровенное значение... Вырезанные со старанием и терпением ветви виноградных лоз, и диковинных плодов, словно вышедшие из детской мечты человечества о потерянном рае... Совершенное творение северных мастеров,- источник любви к нашим прапрадедам и вдохновение для будущих поколений. В храме тишина, горят лампады, прямо впереди иконостас, и Спаситель ясными очами смотрит в душу каждому из нас. И под этим взглядом ощущаем всю греховность трепетной души, не случайно видно повторяем: "Господи, помилуй и спаси" (Стихи неизвестного автора).

Великий Устюг > Троице-Гледенский монастырь. Д.Морозовица. 02.08.2009 (23 Фото)

Троице-Гледенский монастырь. Д.Морозовица. 02.08.2009

Троице-Гледенский монастырь - недействующий православный монастырь в 4 км от Великого Устюга Вологодской области, при слиянии рек Сухоны и Юга. В настоящий момент входит в состав Великоустюгского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
Находится на том месте, где в Средние века стоял русский город Гледен, заложенный князем Всеволодом Большое Гнездо. Тогда же, в конце XII века, появился и мужской монастырь, освящённый в честь Живоначальной Троицы. В 1697 г. В Троице-Гледенском монастыре учреждается архимандритское правление.
Ныне существующий ансамбль монастыря сложился в конце XVII - первой половине XVIII века: на средства богатых устюжских купцов был построен каменный Троицкий собор, затем - теплая Тихвинская церковь с трапезной, церковь Успения Богоматери и больничная палата. В XVIII веке Тихвинская церковь была соединена с Троицким собором крытой галереей. Возведение каменной ограды не было завершено из-за нехватки денег. В 1784 г. были завершены работы по созданию нового иконостаса, длившиеся 8 лет. Иконостас сохранился и знаменит своей изумительной резьбой по дереву.
Троицкий собор монастыря
Монастырь был упразднен в 1841 году и приписан к Михайло-Архангельскому монастырю. Вновь открылся в 1912 году в качестве женской обители. В 1925 году упразднён. Троицкий собор с иконостасом как памятник архитектуры закреплен за музеем, остальные монастырские постройки использовались под колонию для беспризорников, детский дом-изолятор, пересыльный пункт для раскулаченных, дом инвалидов, дом для престарелых.
С начала 1980-х годов архитектурный комплекс Троице-Гледенского монастыря работает в музейном режиме. В настоящий момент сохранились следующие постройки: Собор Святой Живоначальной Троицы (1659-1701 гг.), Церковь Тихвинской иконы Божией Матери с трапезной (1729-1740 гг.), Церковь Успения Пресвятой Богородицы с больничной палатой (1729-1740 гг.), Сторожевая башня (1759-1763), Святые врата обители и Северные хозяйственный ворота.