Туристские маршруты относятся к линейным формам организации туризма. Туристский маршрут с расположенными в его рамках туристскими центрами можно определить как линейно-узловую форму организации туризма. Любые путешествия, поездки и туры проводят по заранее определенным маршрутам. Следовательно, туристский маршрут есть географически определенная, привязанная к данной местности и особенным объектам и описанная с различной степенью детальности трасса похода, путешествия.
Туристский маршрут определяют как заранее спланированную трассу передвижения туристов в течение определенного периода времени с целью получения предусмотренных программой обслуживания и дополнительных туристско-экскурсионных услуг. Туристские маршруты – один из основных видов обслуживания, предоставляемых туристам.
Маршрут определяется как путь следования туриста, обозначенный перечнем всех географических пунктов и мест, последовательно посещаемых им во время путешествия, с указанием видов транспорта, используемых туристом для передвижения между пунктами остановок на маршруте. Исходной и конечной точками маршрута служат пункты начала и окончания путешествия. Началом маршрута является место оказания туристу первой туристской услуги, оговоренной в договоре, а концом маршрута – место оказания последней туристской услуги. В зависимости от перемещения по пути следования на маршруте различаются линейные, кольцевые, радиальные и комбинированные типы туристских маршрутов (рис. 7.3.).
Линейный маршрут – путь следования, начало и окончание которого происходят в разных географических пунктах. Это наиболее распространенная разновидность маршрута. Турист пребывает в дестинации в течение определенного времени, совершая при этом однодневные экскурсии из места своего пребывания. После отдыха турист возвращается обратно в место постоянного проживания.
При этом следует рассмотреть одну особенность линейных маршрутов. Существует два варианта их организации. Первый предполагает, что начальная и конечная точки маршрута не совпадают. К примеру, круиз по Волге «Саратов – Самара – Ульяновск – Казань» – классический пример линейного туристского маршрута. Начальной точкой путешествия является Саратов, а конечной Казань.
Однако здесь есть одно но. Предположим, что турист, добравшись до Казани, вернулся обратно в Саратов тем же теплоходом, посетив при этом тот же набор туристских центров, что и по пути из Саратова в Казань. В данном случае этот вариант следует также рассматривать как линейный туристский маршрут. Если же турист, добравшись до Казани на теплоходе, возвращается домой на поезде, то этот вариант (второй) не укладывается в определение линейного маршрута, так как его путь организован по кольцевому маршруту.
Но кольцевым этот маршрут будет только в том случае, если туристское обслуживание продолжается во время всей поездки. Большая часть круизов предполагает обслуживание только в одну сторону. Вопрос возвращения домой решается туристом самостоятельно и за свой счет. В этом случае маршрут остается линейным.
1. Линейный тип туристского маршрута
2. Кольцевой тип туристского маршрута
3. Радиальный тип туристского маршрута
4. Комбинированный тип туристского маршрута
Рис. 7.3. Типы туристских маршрутов
Радиальный маршрут – путь следования, начало и окончание которого происходят в одном географическом пункте пребывания, располагаясь в котором турист совершает путешествия в другие пункты пребывания, возвращаясь при этом в пункт начала путешествия. К примеру, туристы из Волгограда приехали в Санкт-Петербург и после трехдневного пребывания в городе, оставив за собой забронированные заранее места в гостинице, совершили несколько выездов в Новгород, Псков и Пушкинские Горы.
Основным условием реализации радиального маршрута является факт сохранения брони в гостинице того туристского центра, из которого совершаются выезды в другие туристские центры. Наличие ночевок в стационарных средствах размещения Пскова и Новгорода несколько усложняет задачу, сохраняя при этом радиальный характер перемещений.
Кольцевой маршрут – путь следования, началои окончание которого происходят в одном географическом пункте пребывания. Классическим примером маршрутов подобного рода является маршрут тура «Золотое кольцо России», который проходит через следующие города: Москва – Владимир – Суздаль – Ростов – Ярославль – Кострома – Плес – Иваново – Москва.
Место прибытия в дестинацию может быть:
а) неизменным , когда туристы, прибывая в туристскую дестинацию, проходят только через 1-2 транзитных города. Такие города получили название «шлюзов». В России шлюзами являются Санкт-Петербург и Москва. Часто шлюзами являются города, в которых расположены крупные аэропорты или вокзалы – например, Чикаго, Франкфурт-на-Майне, Гонконг, Лондон, Дублин и др.
б) отличным от места прибытия , когда туристы прибывают в один город, а вылетают домой из другого города. К примеру, турист начинает тур по России из Москвы, прилетев в аэропорт Шереметьево, а заканчивает его, улетая домой из аэропорта Пулково в Санкт-Петербурге. Такие туры получили название кроссинг-туров .
Комбинированный маршрут – путь следования, который содержит элементы двух или трех других типов маршрутов в той или иной комбинации. Например, можно совершить речной круиз по Волге с организацией трансферов автобусным транспортом в удаленные от основного русла Волги туристские центры, такие как Ростов, Владимир, Семенов, Елабуга, Иваново и др.
Туристские маршруты делятся по сезонности действияна: круглогодичные , то есть действующие в течение всего года и сезонные , функционирующие в течение какого-либо сезона. В отдельную группу выделим холидей-маршруты , привязанные к определенным праздничным дням. По продолжительности путешествия маршруты подразделяются на многодневные (отпускные) и маршруты выходного дня (уик-энд-туры).
Туристские маршруты необходимо классифицировать и по видам используемого транспорта. Выделяют авиационные, железнодорожные, автобусные, автомобильные, речные, морские и комбинированные туристские маршруты.
Авиационные туристские маршруты сводятся к использованию в качестве основного авиационного транспорта и реализуются в двух формах: а) регулярные авиамаршруты и б) авиационные маршруты на чартерных рейсах (нерегулярные, по назначению). Продолжительность авиационных маршрутов может колебаться в широких пределах, хотя собственно процесс авиаперевозки достаточно короткий – не более 10-12 ч.
Железнодорожные туристские маршруты предполагают использование железнодорожного транспорта в двух основных формах: а) регулярные туристские маршруты и б) специальные туристско-экскурсионные (чартерные) поезда. Продолжительность железнодорожных туров, как правило, достаточно велика – от одной до двух недель и более.
Автобусные туристские маршруты есть организованные путешествия туристов с использованием туристских автобусов. Автобусные туры могут быть как регулярными, так и нерегулярными. Продолжительность автобусных маршрутов может варьировать в широких пределах – от часовой экскурсии до трехнедельных автобусных туров по всей Европе.
В отличие от автобусных, автомобильные туристские маршруты предполагают путешествия неорганизованных групп туристов как на собственных, так и на арендованных автомобилях. Продолжительность таких путешествий определяется туристами самостоятельно и может колебаться в широких пределах – от одного дня до полугода.
Речные и морские туристские маршруты основаны на путешествиях организованных групп туристов с привлечением в качестве основных видов транспорта – морского и речного. Путешествия с помощью водных видов транспорта реализуются в трех формах: а) морские и речные круизы; б) экскурсионные и прогулочные рейсы; в) яхтинг и индивидуальные путешествия. Продолжительность водных путешествий может быть весьма различной – от одного дня (экскурсионные и прогулочные рейсы) до полугода (дорогостоящие круизы).
Комбинированные туристские маршруты предполагают использование двух и более видов транспорта в разнообразных комбинациях. Смешанные перевозки получили широкое распространение в практике туристского бизнеса, так как позволяют оптимизировать структуру тура и временные затраты на его реализацию.
Рассматривая пространственную организацию туристских маршрутов, необходимо отметить, что именно завершенность их системы является фактором, который помогает выделить туристские районы и особенно микрорайоны. При оконтуривании территории с завершенной системой маршрутов фактически создается элементарная территориальная система туризма. В систему, помимо сети туристских маршрутов, будут входить и населенные пункты как места формирования спроса, а также транспортные коммуникации как средство связи между дестинацией и местом формирования спроса. О туристских центрах и дестинациях мы расскажем в следующем параграфе.
экскурсия (от лат. excursio - прогулка, поездка) - коллективное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста - экскурсовода, который передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Экскурсии могут быть как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристских услуг. (Википедия):
технологическая карта экскурсии - технологический документ, определяющий логическую последовательность осмотра достопримечательных объектов на маршруте. (из ГОСТ Р 50681-94.)
Туроперейтинг - вид туристского предпринимательства по комплектации туров из услуг, предлагаемых партнерскими организациями-поставщиками услуг (транспортными компаниями, гостиничными предприятиями, экскурсионными, развлекательными предприятиями и т.д.). Однако на деле туроперейтинг значительно шире и предполагает предоставление туристам как основных (пакет тура), так и дополнительных (потребляемых на месте за наличный расчет) услуг.
Развитие туризма в пределах страны, включающее в себя внутренний и въездной туризм, невозможно без развития внутреннего туроперейтинга. На рынке существует две модели туроперейтинга - инициативная и рецептивная. Инициативный туроперейтинг - это туроперейтинг на отправке, рецептивный - на приеме. В общем смысле и тот, и другой вид предпринимательской деятельности на туристском рынке определяется как деятельность туроператоров, т.е. деятельность по комплектации туристского продукта. Однако при общем сходстве деятельности инициативного и рецептивного туроперейтинга есть все же и значительные отличия.
Отправляя туристов за рубеж, инициативный туроператор формирует свой туристский продукт из комплексов услуг рецептивных туроператоров на приеме в странах посещения, транспортных, визовых, страховых и некоторых других услуг. Инфраструктура обслуживания для его потребителей создана поставщиками услуг.
Туристский продукт (тур) состоит в основном из перевозки, размещения и развлечений. На производство туристского продукта работают авиационные, морские, железнодорожные, автомобильные компании, а также отели и другие средства размещения, музейно-экскурсионный бизнес , места массовых развлечений, спортивные, курортные организации и т. д. Изготовители туристского продукта - туроператоры (ТО) продают свою продукцию как напрямую покупателю, так и опосредованно - через турагентов (ТА). (см. схему на рис 1).
Туроператор - это туристская фирма (организация), занимающаяся комплектацией туров по договорам с поставщиками услуг и в соответствии с потребностями туристов. Туроператор - это производитель туристского пакета. Он занимается разработкой туристских маршрутов и комплектацией туров; обеспечивает их функционирование, организует рекламу, рассчитывает цены на туры по этим маршрутам, продает туры напрямую туристам или через посредничество туристских агентств. Туроператор обеспечивает туристам разнообразие выбора туристских услуг и одновременно упрощает заказ обслуживания в других городах и местностях, беря эти функции на себя.
Функции туроператора на рынке можно сравнить с деятельностью предприятия оптовой торговли: он закупает в больших объемах услуги гостиниц, транспортных и других предприятий туриндустрии и комбинирует из них собственные программы туров, которые реализует через турагентства или напрямую потребителю (туристу).
На рис.1 представлена схема формирования тура (турпакета) и его реализации.
Функциями туроператора являются:
1. Изучение потребностей потенциальных туристов на туры и туристские программы.
2. Составление перспективных программ обслуживания, туров и апробация их на рынке с целью выявления соответствия потребностям туристов.
3. Взаимодействие с поставщиками услуг на туры на договорной основе, с:
Гостиницами - на предоставление туристам мест проживания;
Предприятиями питания - по предоставлению туристам питания;
Транспортными предприятиями, фирмами и компаниями - на предоставление транспортного обслуживания туристов;
Экскурсионными фирмами, музеями, выставочными залами, парками и прочими заведениями - по предоставлению туристам экскурсионного обслуживания;
Фирмами, оказывающими различные бытовые услуги, - на соответствующее обслуживание туристов;
Администрацией спортивных сооружений - на возможность для туристов пользоваться спортивными сооружениями;
Менеджерами шоу, кино, видео, театральных предприятий - на посещение их туристами;
Дирекциями заповедников, заказников, садово-парковых, охотничих и рыболовных хозяйств - с целью обеспечения туристам отдыха и обслуживания в таковой местности;
1.1 Содержание тура
Как уже сказано, «пакет услуг » является одной из двух составляющих тура, которая по своему содержанию, функциональным и качественным свойствам должна удовлетворять, путешествующего туриста. Первой составляющей тура является туристский маршрут, который играет большую роль в придании ему необходимой привлекательности, удовлетворении мечты, пожеланий и интересов туристов.
Пакет услуг – это вторая составляющая тура, которая по своему содержанию, функциональным и качественным свойствам должна удовлетворять путешествующего туриста. Пакеты услуг могут иметь самые различные варианты в зависимости от количества, функциональных свойств и качества включённых в них услуг. Типичной моделью пакета, является комплекс, включающий в себя услуги размещения, встреч и проводов, питания и экскурсий (см. рис. 2).
Туристско-экскурсионный маршрут - это комплекс услуг, предоставляемых туристскими предприятиями гражданам (туристам). По мнению М.Б. Биржакова, "туристский маршрут есть географически определенная, привязанная к данной местности и особенным объектам и описанная с различной степенью детальности трасса похода, путешествия". В любом случае путешествия (пребывания, поездки, туры) проводят по заранее выбранным маршрутам, и они имеют определенную продолжительность и цель.
Часто туристский маршрут определяют как заранее спланированную трассу передвижения туристов в течение определенного периода времени с целью получения предусмотренных программой обслуживания и дополнительных туристско-экскурсионных услуг. Туристские маршруты - один из основных видов обслуживания, предоставляемых туристам. Туристско-экскурсионные организации заранее разрабатывают маршруты, включая в них определенный комплекс услуг (питание, проживание, экскурсии, спортивные и досуговые мероприятия и т.д.).
Маршрут есть путь следования туриста, обозначенный перечнем всех географических пунктов и мест, последовательно посещаемых им во время путешествия, с указанием видов транспорта, используемых туристом для передвижения между пунктами остановок (пребываний) на маршруте. Исходной и конечной точками служат пункты начала и окончания путешествия. Начало маршрута - место оказания туристу первой услуги, оговоренной в договоре, а конец маршрута - место оказания последней туристской услуги.
Классифицируются маршруты по различным признакам:
типу, сезонности действия, построению трассы, продолжительности, способам передвижения и содержанию.
По типам маршруты бывают:
- * тематические - с преобладанием экскурсионного обслуживания и познавательной направленностью;
- * походные - маршруты с активными способами передвижения;
- * физкультурно-оздоровительные - с преобладанием в программе спортивных и оздоровительных мероприятий.
По построению трассы:
* Линейные - с посещением одного или нескольких пунктов (кроме начального), находящихся на трассе;
Линейный маршрут - путь следования, начало и окончание которого происходит в разных географических пунктах пребывания. Вместе с тем это наиболее распространенная разновидность туристического маршрута. Турист пребывает в дестинации в течение 7-10 дней и более, совершая однодневные экскурсии из места своего пребывания. После отдыха турист возвращается в место постоянного проживания.
* Радиальные - с посещением одного пункта на трассе;
Радиальный маршрут - путь следования, начало и окончание которого происходят в одном географическом пункте пребывания, располагаясь в нем турист совершает путешествия в другие пункты пребывания, возвращаясь при этом в пункт начала путешествия. К примеру, туристы из Саратова приехали в Москву и после двухдневного пребывания в столице России, оставив за собой места в гостинице, совершили двухдневные выезды в Смоленск, Ростов Великий и Владимир.
* Кольцевые - с совпадением точек начала и конца маршрута и посещением нескольких пунктов на маршруте.
Кольцевой маршрут-путь следования, начало и окончание которого происходят в одном географическом пункте пребывания, например тур "Золотое кольцо России" (Москва - Сергиев Посад - Ростов Великий - Ярославль - Кострома - Иваново - Суздаль - Владимир - Москва).
При этом место прибытия в страну или местность может быть:
неизменным, когда туристы, прибывая в дистинацию, проходят только через один - два транзитных пункта - города (для России такими "шлюзами" считаются Москва и Санкт-Петербург)
* Комбинированный маршрут - путь следования, который содержит все элементы линейного, кольцевого и радикального маршрутов в той или иной комбинации. К примеру, можно совершить тур "Золотое кольцо России" в комбинации с посещением не входящих в туристский маршрут старинных городов России - Смоленска, Твери, Нижнего Новгорода и других.
По сезонности действия туристские маршруты подразделяются на круглогодичные, к которым относятся все виды маршрутов путешествий при круглогодичном графике их действия, и сезонные, функционирующие в течение какого-либо сезона или сезонов.
По продолжительности путешествия маршруты подразделяются на многодневные (отпускные) и маршруты выходного дня.
По принадлежности транспорта:
- * Туры на собственном транспорте, принадлежащем транспортным хозяйствам турфирм;
- * Туры на арендованном специализированном транспорте, принадлежащем транспортным организациям, который турфирмы используют на правах аренды на определенный срок;
- * Туры на транспорте общего пользования - на графиковом пассажирском транспорте, где туристов перевозят на правах пассажиров;
- * Специальные туры на личном транспорте туристов - для владельцев личных автомашин, с предоставлением всех видов услуг по маршруту, кроме проезда.
По видам используемого транспорта туристско-экскурсионные маршруты подразделяются:
- * Теплоходные маршруты - на теплоходах речных и морских пароходств; морские: круизные - более суток, экскурсионно-прогулочные -не более суток; речные: туристско-экскурсионные рейсы - более суток, экскурсионно-прогулочные - не более суток;
- * Авиационные туры: групповые - с использованием части мест в самолетах пассажирских авиалиний; спецавиарейсы - полная аренда самолета для специальных туристских перевозок;
- * Автобусные рейсы: туристско-экскурсионные - с предоставлением проживания и питания, различного обслуживания, прогулочные - без обслуживания, может использоваться городской транспорт;
- * Железнодорожные туры: групповые путешествия с использованием части мест в графиковых поездах; специальные - арендованные составы с использованием мест в вагонах как базы размещения на данном маршруте;
- * Комбинированные туры - путешествия с использованием двух и более видов транспорта.
- * отдых на природе (морском побережье, в горах и т.д.)
- * охота и рыбная ловля и т.д.
- * посещение археологических раскопок, исторических памятников и других достопримечательностей.
Правила туристско-экскурсионного обслуживания на трамвайных (автобусных) маршрутах.
1. Исходя из основных задач, возложенных на транспортные и туристско-экскурсионные организации по обеспечению высокого качества и уровня культуры обслуживания туристов и экскурсантов при пользовании пассажирским транспортом, примерные Правила транспортного и туристско-экскурсионного обслуживания предусматривают создание необходимых условий:
1.1. Разработка надлежащей документации туристского или экскурсионного маршрута, его согласования и сертификации;
1.2. Подача автобусов для туристско-экскурсионных поездок в установленное время, в технически исправном состоянии, с соблюдением санитарных норм;
1.3. Движение трамваев (автобусов) строго по утвержденному маршруту
следования с соблюдением установленного графика;
1.4. Безопасность движения и перевозок туристов и экскурсантов;
1.5. Соблюдение надлежащего порядка среди туристов и экскурсантов, обеспечивающего нормальные условия для работы водителя, чистоту и сохранность оборудования, приятный отдых во время поездки;
1.6. Проведение туристско-экскурсионной поездки в соответствии с утвержденной программой обслуживания туристов и экскурсантов и графиком движения трамваев (автобусов);
1.7. Принятие необходимых мер для доставки туристов и экскурсантов в место назначения в случаях возникновения в пути следования чрезвычайных обстоятельств.
2. Примерные Правила транспортного и туристско-экскурсионного обслуживания туристов и экскурсантов при пользовании пассажирским транспортом предусматривают регулирование взаимоотношений между транспортными предприятиями и туристско-экскурсионного предприятия при выполнении туристской поездки. Эти Правила должны быть указаны в договоре на транспортное обслуживание как обязательные для транспортных, туристско-экскурсионных организаций и туристов (пассажиров, экскурсантов).
3. Настоящие типовые Правила не заменяют действующих Правил дорожного движения, Особых условий перевозки туристов и экскурсантов пассажирским транспортом общего пользования и Положений об экскурсоводе туристско-экскурсионных учреждений и руководителе туристской группы на транспортном маршруте.
4. В своей совместной работе по обслуживанию туристов и экскурсантов водитель трамвая (автобуса), экскурсовод, руководитель туристской группы обязаны обеспечивать туристам и экскурсантам приятный отдых в соответствии с программой туристского путешествия, набором (пакетом) туристских услуг, указанных в туристской путевке, и высококачественное туристско-экскурсионное обслуживание.
5. Водитель, экскурсовод, руководитель туристской группы обязаны:
5.1. Содействовать полному и адекватному выполнению мероприятий программы туристско-экскурсионного обслуживания группы. Досрочное прибытие трамвая (автобуса) в пункт назначения не дает экскурсоводу, руководителю туристской группы право требовать от водителей дополнительной работы, не предусмотренной графиком движения;
5.2. Устранять совместными согласованными действиями срывы и неполадки в обслуживании туристов и экскурсантов, возникающие из-за изменившихся или непредвиденных обстоятельств;
5.3. Быть чисто и аккуратно одетыми. В общении друг с другом и туристами быть корректными, вежливыми, не допускать грубости и резкости, придерживаться правил официально принятого обращения.
6. Водитель обязан выполнять указания и распоряжения экскурсовода, руководителя или сопровождающего туристской группы, если они не связаны с изменением маршрута следования, нарушением правил дорожного движения и не угрожают безопасности перевозки, а также не противоречат существующим инструкциям. Если водитель считает распоряжение экскурсовода, руководителя туристской группы неправильным, он должен заявить о своем несогласии, сославшись на соответствующий документ. Если экскурсовод, руководитель туристской группы будет настаивать на выполнении отданного им распоряжения, водитель обязан подчиниться, сделав при этом соответствующую запись в наряд-путевку или наряд экскурсовода, а по прибытии на место поставить об этом в известность транспортное предприятие, которое впоследствии доводит нарушение до сведения соответствующей туристско-экскурсионной организации (заказчика). Распоряжения, влекущие нарушения правил дорожного движения, необоснованное изменение маршрута следования и режима работы, создающее угрозу безопасности транспортных средств и пассажиров, водителем не исполняются. В случаях отклонения от маршрута по техническим причинам или по вине водителя экскурсовод, руководитель туристской группы (групповод) делает запись в путевом листе и справке-наряде.
7. Экскурсовод, руководитель туристской группы и водитель не имеют права:
7.1. Изменять или продлевать запланированный в соответствии с паспортом тура и заявкой маршрут, если это не вызывается особыми условиями, угрожающими безопасности движения;
7.3. Разрешать проезд в трамвае (автобусе) лицам, не входящим в туристско-экскурсионную группу, за исключением лиц, вписанных в путевой лист, и работников, проверяющих экскурсовода, руководителя туристской группы на маршруте.
8. Водитель обязан ставить в известность экскурсовода, руководителя туристской группы обо всех замеченных фактах нарушения туристами, экскурсантами правил пользования трамваем (автобусом), а последний обязан принимать меры пресечения нарушений.
9. В случае умышленных или повторных нарушений правил пользования трамваем (автобусом) экскурсовод, руководитель туристской группы в качестве последнего предупреждения имеет право прервать движение по маршруту, а в случае дальнейшего неповиновения высадить нарушителя из трамвая (автобуса), привлекая для этого при необходимости работников милиции.
10. При обнаружении порчи туристами трамвая (автобуса) и его оборудования водитель обязан немедленно поставить об этом в известность экскурсовода, руководителя туристской группы, прервать движение по маршруту и потребовать от них составления акта. После передачи акта водителю движение по маршруту должно быть продолжено. О составлении акта делается запись в путевом листе водителя.
11. Водитель, экскурсовод, руководитель туристской группы обязаны оказывать содействие и помощь туристско-экскурсионным группам, трамваи (автобусы) которых остановились из-за аварии или технической неисправности. Проезжая мимо неисправного туристского или экскурсионного трамвая (автобуса), водитель, экскурсовод, руководитель туристской группы обязаны остановиться, выяснить требующуюся помощь и оказать ее. Помощь в пути должна оказываться всем без исключения туристским и экскурсионным группам, независимо от того, каким транспортным предприятием предоставлен трамвай (автобус). Отказ в оказании помощи должен расцениваться как серьезное нарушение настоящих Правил.
12. Спорные вопросы разрешаются экскурсоводом, руководителем туристской группы (групповодом) и водителем без участия туристов. Вовлекать туристов и экскурсантов в споры, апеллировать к их мнению категорически запрещается.
Маршрут следования и график движения трамвая (автобуса),
программу и условия обслуживания группы в каждом пункте маршрута (правила и порядок проезда, план экскурсионного обслуживания, место и порядок организации питания, размещения на отдых и ночлег, калькуляцию стоимости обслуживания и т. д.);
Содержание и правила оформления всех документов, связанных с обслуживанием туристов и экскурсантов на трамвайном (автобусном) маршруте; иметь надлежащие туристские документы (списки группы, путевки, ваучеры, наряды, накладные, страховые полисы, доверенности и разрешения и др.), в том числе групповые документы. Знать все необходимые реквизиты принимающих организаций, все адреса и телефоны организаций, к которым он может и должен обратиться по пути следования при возникновении чрезвычайных обстоятельств;
Оформлять в установленном порядке надлежащие документы на транспорт, экскурсионное обслуживание и другие услуги, оказываемые группе;
В случае неявки (или отставания от группы) кого-либо из туристов или экскурсантов ко времени и месту отъезда экскурсовод, руководитель туристской группы: уточняет личность не явившегося и по возможности причину неявки; задерживает отправление трамвая (автобуса) на 15 мин и делает в путевом листе и наряд-путевке запись о причинах задержки; в случае неявки туриста, экскурсанта из-за трагических обстоятельств или групповой неявки туристов, экскурсантов действует применительно к сложившимся обстоятельствам, при этом в путевые документы вносится запись о длительности и причинах задержки и принятых решениях.
До начала поездки экскурсовод, руководитель туристской группы обязан:
Убедиться, что трамвай (автобус) по своему техническому, санитарному состоянию и оборудованию отвечает требованиям;
Проверить наличие необходимых документов и списка туристов и убедиться в соответствии числа туристов и экскурсантов количеству мест для сидения;
Проверить наличие у туристов паспортов или документов, их заменяющих, загранпаспортов и визы, если таковые требуются. Лица, не имеющие при себе документа, удостоверяющего личность, а также страхового полиса (обязательного добровольного медицинского страхования для выезжающих за рубеж с надлежащим покрытием) медицинского страхования, не включаются в группу туристов и снимаются с маршрута;
Дать разрешение водителю на начало посадки туристов, экскурсантов;
Представиться туристам или экскурсантам, представить водителей и познакомиться со старостой группы, а в сборной группе - назначить старосту и разъяснить ему его обязанности;
Ознакомить туристов, экскурсантов с маршрутом следования, программой и содержанием туристской поездки, правилами пользования трамваем (автобусом) и поведением в пути следования, графиком остановок, недопустимости отставания от группы, что делать в случае отставания;
Разъяснить водителю путь следования по городу и дать распоряжение на начало движения.
В пути следования по маршруту экскурсовод, руководитель туристской группы обеспечивает:
Ведение экскурсии в соответствии с методическими указаниями и применительно к особенностям контингента туристов, экскурсантов;
Соблюдение туристами и экскурсантами Правил пользования трамваем (автобусом), чистоты в салоне и сохранности оборудования и не допускает отвлечение водителя во время работы и другие нарушения, мешающие нормальному отдыху туристов и экскурсантов;
Удовлетворение запросов и пожеланий туристов и экскурсантов, если они не изменяют маршрут следования и график движения и не выходят за пределы допустимых на маршруте действий;
Назначение в особых случаях дополнительных остановок в интересах инвалидов, туристов, экскурсантов преклонного возраста или заболевших;
Своевременное указание водителю места остановки и стоянки трамвая (автобуса).
Экскурсоводу, руководителю туристской группы запрещается:
отдавать распоряжения, противоречащие правилам дорожного движения; делать громкие замечания водителям в присутствии туристов; делать замечания и отдавать распоряжения водителям через звуко-усилительную установку; изменять установленный режим работы водителя. Таким образом, процесс экскурсионного обслуживания должен базироваться на типовых положениях и правилах, с целью обеспечения безопасности и качества экскурсионных услуг.