Вид на жительство

Венеция: Мощи святителя Николая есть не только в Бари. Православие в венеции Храм иоанна предтечи в венеции

Протоиерей Алексий Ястребов, настоятель русского прихода в Венеции, рассказывает о том, как собирал материал для своей книги «Святыни Венеции», презентация которой в ноябре состоялась в Москве, о венецианских святынях, своих поисках и открытиях. А также о том, кто сегодня приезжает жить и работать в этот древний город, становясь прихожанином русского храма.
- Отец Алексий, расскажите, пожалуйста, кто сегодня интересуется святынями Венеции, и как Вы сами начали собирать всю эту информацию?
- Когда я приехал в Венецию, мне стало важно понять, чем дышит этот город, откуда он вырос и какие у него духовные основы.
Венеция совершенно уникальна. Во-первых, она стоит на воде, что само по себе необычно, во-вторых, в ней нет ни языческих, ни современных напластований: это сохранившийся до нашего времени средневековый христианский город, насыщенный святынями. Бывает, что в одном небольшом храме собраны несколько святынь, которые поражают своей значимостью.
- Рим не такой?
- В Риме много исторических пластов: мы видим «языческий Рим», «христианский Рим», «современный Рим». Венеция более однородна. К тому же, в Риме много места, так что для особо значимых святынь можно было специально выстроить большой храм или монастырь, чтобы они там пребывали. Венеция намного более компактна, так что максимум, что можно было сделать - устроить для святынь реликварий в уже построенной церкви.
Когда началось мое служение в Венеции, сразу возникло желание эти святыни описать. Сперва я сделал для себя их общий список, потом более подробный список, со временем добавил туда аннотации, а потом меня заинтересовало, как эти святыни попали в Венецию. Атрибуция целого ряда святынь до сих пор вызывает споры, и мне стало интересно узнать, почему венецианцы думают, что именно у них хранятся подлинные святыни. Так вот постепенно и сложилась моя книга.
- Истории каких святынь Вам самому особенно запомнились?
- Таких много. Например, известнейшая авантюра с мощами святого апостола Марка. Люди, которые везли мощи, должны были, как любые путешественники, пройти на границе досмотр сарацин. Свинина для мусульман - мясо нечистое, и, проводя таможенный досмотр, сарацины старались к нему не прикасаться. Зная это, путешественники спрятали мощи между свиными тушами в одной из корзин, и ценный груз остался незамеченным.
Другая история связана с византийской принцессой Марией Аргиропулой, благодаря которой в Венецию попала глава святой Варвары. На рубеже X–XI веков Мария вышла замуж за сына венецианского дожа, и ее дядья, византийские императоры-соправители, передали ей эту святыню в качестве приданого. Казалось бы, молодую жену дожа, которая, к тому же, привезла в город такое сокровище, нужно встретить радушно и гостеприимно, но не тут-то было.
Венецианцы хоть и были знакомы с византийскими обычаями и жили вблизи Византии, принимали далеко не все, что было принято у ромеев. У них вызвало просто бурю негодования, что Мария пользовалась декоративной косметикой, вилками и ножами. Петр Дамиани, известный богослов того времени, написал целый обличительный трактат о том, что Мария пользуется такими же вилами, как те, которыми сатана мучит грешников в аду. Использование косметики и вовсе считалось позорным. Неизвестно, как бы развивались отношения Марии и венецианцев в дальнейшем: прожив в Венеции всего год, принцесса умерла от чумы.
- Вот так история! А как Вы собирали всю эту информацию, где брали материал?
- Когда меня назначили в Венецию, я уже достаточно хорошо говорил по-итальянски, поэтому просто приходил в местные храмы (по большей части, конечно, католические) и разговаривал со священниками. Католики отнеслись к моим поискам с большим пониманием, всегда были готовы помочь и вообще общались очень доброжелательно и открыто, так что у меня не было необходимости преодолевать какие-либо предубеждения или препятствия. Когда мне понадобилась более подробная и специальная информация, я обратился к библиотекам и архивам.
- Разве Вам не могли помочь современные источники, например, итальянские путеводители?
- В современных источниках мне удавалось найти крайне мало: к сожалению, сегодня древности мало кому интересны. В путеводителях упор делается в основном на предметы искусства, а не на святыни.
- Много ли в Венеции православных паломников?
- Десять лет назад, когда церковная жизнь у нас только начиналась, приходилось общаться с паломниками или координаторами паломнических программ, которые не считали нужным заезжать в Венецию. Сегодня ситуация иная. Мне не приходилось встречаться со статистикой, но, насколько могу судить, сейчас все паломнические группы из России или Украины, которые отправляются в путешествие по Италии, обязательно бывают в Венеции. Информация о святынях стала доступна всем, и люди, естественно, стремятся приехать и почтить святыни, так что паломников немало.
Добавим к ним тех, кто едет в паломничество самостоятельно (в наши дни таких все больше) и тех, кто приезжает поклониться святыням, будучи в Италии на отдыхе, в отпуске. Это не паломники в полном смысле этого слова, но приехать в Венецию их побуждает именно вера. Можно сказать, что сегодня православные паломники составляют неотъемлемую часть Венеции.
- А многие пользуются вашим путеводителем?
- В основном путеводитель рассчитан на тех, кто путешествует самостоятельно, потому что паломническую группу ведет квалифицированный гид, который и так расскажет о самых важных для верующего человека местах и святынях города.
- Сегодня есть проверенные паломнические маршруты?
- Многие наши верующие стремятся попасть к мощам святителя Николая Чудотворца на остров Лидо, часто бывают у мощей святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, едут и святой великомученице Варваре на остров Бурано. Я часто вижу православных у мощей преподобного Павла Фивейского в церкви святого Иулиана и, конечно же, в базилике святого Марка. В разных храмах, где находятся святыни, приходится слышать, что проходили русские паломники, молились у мощей.
- Как Вам удается сочетать паломническую и культурную составляющую? Ведь, кроме мощей и других материальных святынь, Венеция - уникальный город с точки зрения христианского искусства разных эпох и конфессий, начиная от мозаик Сан-Марко и до удивительных барочных архитектурных и живописных образцов. Православным паломникам это интересно? Удается ли «развернуть» их в сторону искусства?
- Не знаю, удается ли мне то, о чем Вы спрашиваете, но хотелось бы, чтобы это так или иначе получилось.
«Культура» несет в своей основе именно «культ», а значит, она тогда только по-настоящему культура, когда культоцентрична. Приближаясь к священному, культура приобретает цельность и целесообразность, отдаляясь от веры, становится холодной и жестокой. Очень интересно наблюдать, как в течение веков идет эволюция живописи, пластики и архитектуры: постепенно творчество отдаляется от Церкви, идет от обожения к очеловечиванию, от богословия к гуманизму. Несмотря на эту тенденцию, плеяды знаменитых архитекторов, скульпторов, художников творили в Венеции именно с целью прославить тех самых святых, к которым ныне приходят православные паломники. Знакомство с лучшими образцами западной художественной мысли, воплощенными в самом необычном городе мира, лежит не только в чисто эстетической плоскости, но также питает духовно. Поэтому совершенно логично, что нужно говорить об этих скульптурах и полотнах.
- Что Вы могли бы посоветовать путешественникам из России из того, о чем молчат стандартные путеводители?
- Светские путеводители воспринимают шедевры искусства как ценность саму по себе, но сами авторы и их современники воспринимали эти произведения как обрамление священного пространства храма. И в полной мере их содержание открывается только тогда, когда мы помним об этом и понимаем их именно с учетом религиозного контекста.
- Вашему приходу в Венеции десять лет. Это единственный приход Православной Церкви или есть другие?
- В Венеции есть 500-летний греческий храм, действует румынский приход. Если говорить о приходах Русской Православной Церкви, да, наш храм - единственный. Он был открыт в 2003 году в ответ на письмо православных верующих Венеции, которые обратились в Священный Синод с просьбой прислать им священника.
- Начало довольно мирное, и можно было бы ожидать, что в Венеции очень благодатная почва для начала приходской жизни, если сами люди хотят, чтобы им прислали священника. Но на самом деле ведь не все так просто?
- Конечно. Под тем письмом в Синод стояло около сотни подписей, а реально из подписавших я сам видел только пять-семь человек.
Особенность приходской жизни за границей - огромнейшая текучка. И потом, у нас нет своего храма. Католическая Церковь временно дала нам в распоряжение древнюю венецианскую церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, и последние два года мы служим в ней постоянно. Здесь установлен временный иконостас, аналои, подсвечники. У нас действует Воскресная школа и есть помещение, где можно организовать чаепитие после литургии.
- Служение за границей воспринимается как что-то очень престижное. А на самом деле?
- Я бы сказал, что, скорее, это служение ответственное.
- Кто же те венецианские православные, которые приходят в Ваш храм?
- В основном граждане Молдовы и Украины, которые работают в Италии сиделками при пожилых или больных людях. Обычно они приезжают в Италию на несколько лет, и в течение этих лет становятся нашими прихожанами. Потом им на смену приезжают другие. Поэтому я и говорю о текучке.
- Эти люди приезжают со своими местными обычаями, представлениями об отношениях священника и прихожан, суевериями. С одной стороны, с этим надо бережно обходиться, с другой стороны, под это невозможно подстроиться Вам, человеку с несколькими высшими образованиями и долгим церковным опытом. Как удается найти баланс?
- Я постарался сразу же воспринимать все как данность, в том числе то, что невозможно изменить. Людям, которые приезжают работать за границу, и так довольно несладко, поэтому я стараюсь принимать их такими, какие они есть, понимать, что у них есть уже сложившиеся взгляды, представления о многом, в том числе и о церковной жизни и взаимоотношениях в храме. Я стараюсь не учить их чрезмерно.
Когда относишься к людям не свысока, стараешься, по слову апостола, «плакать с плачущими и радоваться с радующимися», определенные разности во взглядах на жизнь и даже какие-то «странности» воспринимаются спокойно, без возмущения или осуждения. Например, я уже как нечто нормальное и обыденное воспринимаю молдавские обычаи «освящения воды» для роженицы или поднимание и помахивание столом с приношениями во время панихиды.
- Жизнь сиделок, уборщиц, нянь довольно трудная. В какой помощи они чаще всего нуждаются, и удается ли вам их как-то поддерживать? Вот отец Арсений в Лиссабоне и отец Андрей в Мадриде занимаются помощью русскоязычным заключенным, попавшим в тюрьмы в Португалии и Испании, но это уже крайний пример, в Италии, наверное, с этим как-то получше. А вот в повседневности, какова их жизнь? Удается ли им ходить на службы? Участвовать в каких-то приходских мероприятиях?
- Жизнь сиделок - тяжелый крест.
Возьмем типичную ситуацию: человек приезжает, например, из Украины, где занимал заметное социальное положение и был уважаем согражданами, имеет семью, в которой у него также важное место, и вдруг оказывается на достаточно низкой ступени социальной лестницы. Все его звания и дипломы здесь никому не нужны, он начинает жизнь сначала, притом без особой надежды чего-то достичь, и это в 50 лет, когда большая часть жизни уже за плечами! Первые впечатления людей очень горькие, такая перемена места и образа жизни - настоящее испытание на прочность.
К сожалению, итальянцы практически не замечают моральных страданий сиделок. Наоборот, они считают себя благодетелями бедных народов, протягивающими им руку помощи, и часто забывают, что их соотечественники на эти тяжелые работы идти отказываются. Когда я говорю о непонимании итальянцами глубокой внутренней драмы разорванных семей, я не имею в виду, что они как-то по-особенному плохо относятся к нашим соотечественницам, хотя и это тоже имеет место время от времени. Но даже если бы все условия были идеальными, человеку все равно очень тяжело без родины, без своих близких, и в большинстве случаев местным жителям это непонятно.
- Эти люди как-то успевают проникнуться духом города, в который их забросила судьба, появляется ли что-то особенное в каждом, кто прожил какое-то время в Венеции, этом сложном, мистическом, романтичном городе?
- Мне не кажется, что кто-то успевает проникнуться каким-то мистицизмом или романтизмом. Грубо говоря, им не до романтики! Вот необходимость поклониться святыням у кого-то возникает, поэтому путеводитель отчасти востребован и на нашем приходе. Хотя, как это ни странно, по-прежнему очень мало прихожан, изучивших святые места Венеции.
- Мы знаем, что в венецианском аэропорту есть часовня. Расскажите об этом поподробнее, пожалуйста.
- Действительно, в аэропорту есть культовое помещение (sala di culto), ибо это не часовня в строгом смысле слова, туда могут прийти помолиться и нехристиане. В Венецию ежедневно прилетают два рейса Аэрофлота плюс рейсы Трансаэро - наши туристы в Венеции занимают по численности одно из первых мест.
Несколько лет назад мне подумалось, что кому-то из них могло бы оказаться полезным общение со священником или участие в кратком богослужении во время ожидания посадки на самолет. Со стороны дирекции аэропорта и руководства филиала Аэрофлота было полное взаимопонимание: я получил пластиковую карточку капеллана, а на стойке регистрации Аэрофлота появилось объявление о том, что в такой-то час в молитвенном зале состоится молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу, покровителю путешествующих.
Несколько месяцев я исправно приходил в аэропорт каждое субботнее утро, наблюдал переполненные стойки регистрации рейса Венеция-Москва (самолет вмещал по 300 пассажиров), ожидал верующих у входа в молитвенную комнату, но за все эти месяцы в часовню не пришел никто! Ни один человек не захотел написать записку, помолиться при чтении акафиста, просто пообщаться со священником. Люди ходили мимо меня с полными сумками беспошлинных товаров, в основном спиртного, и кто с удивлением, кто с усмешкой поглядывали на мою священническую одежду.
Мало того, когда на стойке регистрации люди видели мои объявления, они спрашивали, все ли в порядке с самолетом! Ибо зачем тогда предлагается участие в молебне с акафистом? Представляете, сколько людей прочло за эти несколько месяцев мое объявление? И ни один человек не пришел! Понятно, что люди торопятся, суетятся перед посадкой в самолет. Им нужно купить сувениры и столь необходимую русскому человеку выпивку. Но чтобы ни одного - это я себе никак не мог представить.
Как вы видели, где-то люди даже были близки к жалобам, они видели в моем предложении некое, как они считали, навязывание молитвенной помощи или свидетельство неисправности самолета. Так что если уж вы спрашивали о суевериях моих прихожан, то, скорее, они распространены не у них, а у моих сограждан, обремененных дипломами о высшем образовании и высоким социальным статусом.
- Большинство ваших прихожан находятся в очень тяжелых обстоятельствах и вряд ли они способны делать значительные пожертвования. На что же живет приход?
- Люди все равно стараются помогать и относятся к этому достаточно ответственно, так что ощущение общины, единой семьи и поддержки от нее есть. Приезжают паломники, есть и те, кто помогает нам целенаправленно, например, чтобы мы могли организовать какое-то мероприятие. Определенные дотации высылает священникам Московская Патриархия.
- Наверняка есть потребность в общении не только с прихожанами, но и с теми, кто занимается таким же, как у Вас, служением. С кем из духовенства Вы общаетесь?
- С греками, румынами. В греческом соборе, который я уже упоминал, служит митрополит и клирики собора. У нас замечательные отношения, мы ходим к ним и сослужим, а на десятилетие прихода к нам приходил один из священников собора и приветствовал всех от лица митрополита.
- А много ли в Италии русских священников?
- Буквально на днях у нас состоялось собрание, и записались 56 или 57 клириков - священников и диаконов Русской Православной Церкви.
- Наверное, в основном они служат в Риме?
- Нет-нет! В основном это север Италии, где почти в каждом небольшом городке есть наши приходы. Конечно, есть священники и в Риме. А вот на Юге приходов мало, за исключением Бари, Неаполя и Сицилии.
- Жизнь этих приходов ориентирована в основном на мигрантов?
- Не только. В Риме, Милане и других крупных городах есть и другой социальный слой, например, наши бизнесмены, русские домохозяйки - жены тех, кто работает за границей.
- За 10 лет служения в Италии что для Вас было самым ярким впечатлением?
- Самое яркое - это ежедневная встреча с человеческими судьбами и исканиями. Я уже говорил о том, что подчас наши люди вынуждены ухаживать за тяжело больными стариками или находиться рядом с человеком в неадекватном психическом состоянии. Этот опыт - мощнейшая встряска. Часто такая работа способствует выработке смирения и переоценке жизни. Нередко именно за границей люди обращаются к Богу, и каждое такое обращение поразительно. Когда видишь и чувствуешь, что хоть каким-то образом способствуешь тому, чтобы человек обрел Бога и пришел в храм - это, конечно, потрясает воображение.

Что мы знаем о Венеции? Знаменитые на весь мир гондолы, каналы, венецианские маски, фестиваль… А ведь
сегодня это второй в Европе - после Рима - город по количеству святынь неразделенной Церкви . Город, в свое время осмелившийся не подчиниться указу папы римского. Город, бывший в Италии форпостом Византии, а после - спонсировавший Крестовый поход на Константинополь. Город, изначально свободный от языческого прошлого. «Республика Святого Марка».

Книга-путеводитель «Святыни Венеции»

Автор книги — протоиерей Алексий Ястребов, по благословению священноначалия с 2003 года окормляющий приход Русской Православной Церкви в Венеции. Отец Алексий на протяжении нескольких лет собирал данные о святынях города, исследуя параллельно предпосылки возникновения такого удивительного собрания святынь. Таким образом, путеводитель не просто является полным каталогом реликвий веры, но содержит сведения исторического характера, изъясняющие особенности геополитического положения Республики Святого Марка на перепутье между Востоком и Западом. Венецианский цивилизационный «мост» не потерял своей актуальности и в наши дни. Город был и остается важным центром общественной и культурной жизни планеты, местом межправославных встреч и площадкой межхристианского диалога.

Район святого Марка

Имя апостола и евангелиста святого Марка носят главный храм Венеции и сестьере. Этот районявляется средоточием политической, религиозной и культурной жизни столицы. Будучи резиденцией богатейших фамилий республики, не уступал он бойкостью своей торговли и коммерческому району Сан Поло, благо венецианские аристократы были в то же самое время и купцами – явление неслыханное для средневековой Европы. Торговля, доныне кипящая в переулках, примыкающих к Риальто, в районе Сан Марко соседствует с чинным рядом изысканных дворцов-палаццо, которые, словно жемчужины, составляют драгоценное ожерелье Большого канала.

Каждый уголок сестьере как в древности, так и в наши дни наполняют толпы людей. Тут находятся две основные достопримечательности города – базилика св. Марка и Дворец дожей. Здесь же ныне располагаются органы городского управления – мэрия (Ca’ Farsetti), префектура, коммунальные службы. Эта человеческая круговерть успокаивается, да и то частично, лишь на период «низкого сезона» – в декабре-январе.

Район Кастелло

Своим названием (castello — замок) район обязан древнему преданию, гласившему, что некогда, еще в римские времена, на острове Оливоло, что на восточной окраине Венеции, возвышалась крепость.

Кастелло – самая большая из венецианских «шестин»-сестьере. Начинаясь за комплексом зданий базилики св. Марка и Дворца дожей, район простирается до самой восточной оконечности города. Главными его достопримечательностями являются бывший кафедральный собор – величественный храм св. апостола Петра, знаменитый венецианский Арсенал, описанный еще Данте Алигьери в «Божественной комедии» (Ад, песнь 21), принимающий в своих стенах не менее «достопримечательную» Бьеннале – выставку современного искусства, проходящую раз в два года (отсюда название: la Biennale, «двухгодичная»). В этом же районе расположена и усыпальница дожей – церковь свв. Иоанна и Павла (San Zanipolo).

Район Каннареджо

Начинаясь в центре города, недалеко от моста Риальто, этот обширный сестьере тянется вдоль берега Большого канала до самой железнодорожной станции.

Очень разнородный по атмосфере, этот район, как и Кастелло, полон жилых кварталов, сохраняющих подлинную атмосферу венецианской повседневности.

Здесь появилось и до сих пор существует первое в мире еврейское гетто.

В этом же районе жил прославленный живописец Тинторетто. Сын простого красильщика тканей, он достиг европейской славы еще при жизни, но, по словам современников, всегда оставался простым и очень богобоязненным человеком. Украшенная многими его произведениями церковь Мадонна дель Орто, рядом с которой до сих пор стоит его дом, считается жемчужиной сестьере с точки зрения христианского искусства.

Район святого Павла

Этот небольшой сестьере находится в самом сердце города, в гуще торговых рядов, неподалеку от моста Риальто. В центре района расположена площадь Сан Поло, получившая свое имя от возвышающейся на ней церкви во имя св. апостола Павла (San Polo). На западной же границе шестины возвышается колоссальная базилика Пресвятой Прославленной Девы Марии «Братьев» (Santa Maria Gloriosa dei Frari), а рядом с нею – церковь и знаменитая своими картинами Тинторетто Скуола Гранде св. Роха (chiesa e Scuola Grande di San Rocco). Именно обилием объектов культурного притяжения объясняется переполненность сестьере туристами.

Район Дорсодуро

Достопримечательностями района, кроме Галереи Академии, являются музей Гугенхайм, многочисленные палаццо, расположенные по берегу Большого канала, площади Сан Барнаба и Санта Маргерита, Венецианский университет Ка Фоскари и множество церквей. Самой грандиозной из них является Санта Мария делла Салюте, венчающая собой восточную оконечность Дорсодуро – мыс Догана.

Район святого Креста

Сестьере Святого Креста как и сестьере Святого Павла, относится к малым венецианским шестинам. Его территория охватывает кварталы, примыкающие к Большому каналу, начинаясь от Палаццо Корнер делла Реджина и простираясь до автовокзала Пьяццале Рома. Но в отличие от Сан Поло это – не туристический район города.

Название сестьере происходит от находившегося здесь некогда монастыря Cв. Креста, впоследствии упраздненного Наполеоном. Все, что дошло от обители до наших дней, это одинокая колонна на углу кирпичной стены парка. Ее можно видеть с Большого канала, проплывая или проходя по набережной мимо Садов Пападополи в районе автовокзала.

В этом районе находится церковь св. апостола Иакова является центром католического прихода, включающего в себя еще два храма – св. Евстахия (chiesa di San Stae) и Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (chiesa di San Zan Degolà) , где совершаются богослужения общины прихода святых жен-мироносиц Русской Православной Церкви .

Острова Венеции

Венеция расположена на 118 островах . Ее основу составляют «сросшиеся» кусочки суши, соединенные 400 мостами и образовавшие город из шести районов-сестьере. Даже на «главном острове» до сих пор есть топонимы, напоминающие о том, что и он когда-то не был единым. Таковы, например, острова Святой Елены и Оливоло, по прежнему окруженные водой, но уже давно с помощью мостов прочно «пришвартованные» к Венеции. Джудекка и Сан-Джорджо также практически входят в ядро Венеции, как ее неотъемлемые части. Большие острова – Бурано, Мурано, Лидо, Джудекка – имеют свои особенности, начиная с типов ремесел, распространенных на разных островах, заканчивая манерой строить и украшать дома. Особенности проявляются даже в диалекте, который, например, на острове Бурано отличается от обычного венецианского.

Остров Лидо — Lido di Venezia
Протяженность Лидо – около 12 километров, тогда как ширина колеблется от одного километра до трехсот метров. С древних времен заселенная выходцами из Падуи, эта узкая полоса суши служит естественной защитой залива от морских волнений. С 742 г. в южной части острова, именуемой Маламокко, находилась резиденция дожей. На острове Лидо находится церковь святителя Николая на острове Лидо — chiesa San Nicolò a Lido, в которой покоятся мощи святителя Николая , архиепископа Мир Ликийских (память 6/19 декабря, 9/22 мая), мощи святителя Николая «Дяди», архиепископа Мир Ликийских (местное празднование 11 декабря), мощи священномученика Феодора (местное празднование 24 января).

Православные святыни в Венеции — Документальный Фильм

Николай Чудотворец — Чтоб печаль превратилась в радость

Православные приходы в городе Венеция

Приход в честь святых Жен-мироносиц
Настоятель: протоиерей Алексий Ястребов
Адрес: Campo San Zandegolà, 1, Santa Croce, Venezia
Тел.: +393384753739

Казалось бы, понятия "Италия" и "Православие" на первый взгляд несовместимые. Италия на протяжении тысячи лет является центром и оплотом Католической церкви. Отсюда веками раздавались призывы об обращении в "истинную католическую веру". Но именно здесь, в Италии, в последние годы возник огромный интерес среди верующих и католического духовенства к православной культуре и богословию.

Свидетельством этого стала православная литургия, совершенная у мощей святого Марка в знаменитом соборе Святого Марка в Венеции, втором по важности (после собора святого Петра в Риме) для Католической церкви храме.

С исторической точки зрения Венеция является особой областью Италии, где в XV веке нашли приют многочисленные греческие беженцы после падения Константинополя. Еще раньше после IV Крестового похода в 1204 году, во время которого был разграблен Константинополь, венецианские церкви буквально наполнились мощами святых угодников, почитаемых Православной церковью. Достаточно назвать самую известную святыню - часть мощей святителя и чудотворца Николая, покоящуюся на острове Лидо, мощи великомученика и целителя Пантелеимона, апостола и евангелиста Луки и многих других. Здесь же находятся мощи святого мученика Сергия, чье имя принял при постриге отрок Варфоломей, ставший одним

из самых почитаемых в России святых - Сергием Радонежским. Церковная область Венеции и сейчас имеет статус патриархата, а местный епископ носит титул патриарха.

Рассказать о значении знаменательного события мы попросили священника Алексея Ястребова, совершившего в соборе Святого Марка торжественное богослужение. После защиты кандидатской диссертации в области патрологии в Свято-Тихоновском богословском институте отец Алексей Ястребов в Университете Урбаниана в Риме приступил к написанию докторской диссертации о творчестве отца Павла Флоренского. В 2002 году по предложению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла принял сан священника и был направлен в новообразованный приход Святых Жен Мироносиц в Венеции. Продолжая работу над диссертацией, преподает в Институте Сан-Бернандино, который специализируется в области межхристианского диалога.

Вот что рассказал нашим читателям отец Алексей:

Образование прихода Московского патриархата было инициативой группы верующих. Мои прихожане - это по большей части те, кто бросился из бывшего СССР за границу в поисках куска хлеба для себя и своих семей, остающихся на родине. Огромный процент составляют женщины. Они трудятся там, где сами итальянцы работать не хотят. В основном это уход за тяжелобольными и стариками. Все наши люди очень нуждаются в духовной помощи. Отрадно, что далеко от родины многие из них находят дорогу к православному храму.

По благословению патриарха Венецианского нашему приходу выделен в Венеции древний византийский храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи XI века, где мы совершаем воскресные и праздничные богослужения. Древняя земля Венеции долгое время была частью Византийской империи. Ее еще тогда называли "мостом между Востоком и Западом". Соответствует она этому названию и сейчас. Доброе отношение простых католиков к православным я почувствовал еще в Риме. Эти ощущения полностью подтвердились и в Венеции. Искреннее внимание и мирян, и клириков совершенно очевидно. Я вижу заинтересованность среди деятелей Римско-католической церкви к изучению традиций восточного православия, творчества религиозно-философских писателей XX века. Настоятели многих венецианских церквей рады видеть православных паломников, приезжающих все чаще поклониться мощам святых угодников, которых в Венеции великое множество. По числу святынь Венеция вместе с Римом стоит на первом месте во всем христианском мире. В дни памяти святых в нашем приходе установилась традиция совершения богослужения у этих святынь. Все чаще на эти молебны стали приезжать паломнические группы из России. Одно из таких богослужений было совершено в известном на весь мир соборе Святого Марка.

Учитывая значение Венеции для православия, святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил создание здесь собственной православной церкви, которая еще больше могла бы сплотить всех прихожан. Конечно, для постройки церкви, а тем более паломнического центра, нужны средства. Мы уповаем на поддержку и помощь православных верующих.

По данным ВЦИОМ, число граждан, которые не планируют уезжать из страны, выросло с 75% до 88%. При этом, хоть ежегодно из России на постоянное место жительства за границу и уезжают более 40 тысяч граждан, в последнее время наблюдается обратная тенденция - количество россиян, желающих эмигрировать из страны, снижается.

Эмигрирующие из России сегодня - кто они? Ситуацию в комментирует настоятель храма Святых жен–мироносиц в Венеции священник Алексий Ястребов.

– Отец Алексий, кто сегодня приезжает в Италию, чтобы остаться здесь надолго или навсегда?

– Я буду говорить всё-таки про Венецию, а не про всю Италию. Из России как таковой эмиграции не очень заметно. То есть можно сказать, что приезжают бизнесмены, которые заводят здесь своё дело, женщины, выходящие замуж за итальянцев. Но в целом определить, сколько здесь русских, я затрудняюсь.

К сожалению, это горькая констатация нашей воцерковлённости: то, что русские – самый редко заходящий на православные приходы элемент. То есть если и есть эмигранты из России, Церковь им чаще не нужна. Для меня, как для русского, это очень и очень прискорбно. А трудимся мы в основном для молдаван и украинцев.

Побуждения тех, кто приезжают из и понятны: их заставляет тяжелая экономическая ситуация на родине. С Украины люди в основном приезжают на заработки. Очень часто это женщины старшего и среднего возраста, они зарабатывают для своих детей – молодых специалистов, получающих дома за свой квалифицированный труд 10 долларов в месяц. Они порой возвращаются домой – от усталости: тяжело в немолодом возрасте работать без выходных и праздников… А вот из Молдовы приезжает молодежь, не считающая для себя зазорным трудиться на оплачиваемой, но низкоквалифицированной работе. Они потом остаются, создают семьи.

– Ну а русские прихожане всё-таки есть?

– Их – меньшинство. В 99% случаев это вышедшие замуж соотечественницы. Например, есть у нас женщина, человек из научной среды, которая познакомилась с мужем в России и приехала ещё в 90-е годы. Несколько человек приехало пять или шесть лет назад. Есть несколько смешанных пар, которые я повенчал, и которые благополучно исчезли из поля зрения прихода. У некоторых из них появились дети, и у кого-то я крестил ребёнка в православной Церкви, а кто-то уже крестил детей в католической.

– А есть ли среди ваших прихожан те, кто уехал совсем недавно из России по политическим мотивам?

– Абсолютно никого. По-моему, это всё абсолютно надуманно.

– Случается, что студенты, которые приезжают на учёбу, потом решают не возвращаться?

– Насколько я знаю, почти все студенты возвращаются домой. Правда, один студент, с Украины, который помогал нам делать сайт, не вернулся на родину, уехал в Амстердам, там женился.

– А каково социальное положение прихожан-эмигрантов, их культурный уровень?

– Наверное, нужно говорить о бывшем социальном статусе приехавших. Ведь здесь всё обнулилось, все стали полностью равны и находятся в одинаковых условиях, будь то главные инженеры, люди с двумя высшими образованиями и люди без высшего образования. Здесь они чаще выполняют работу по уходу за стариками, по уборке и так далее.

Я знаю случаи, когда люди, которые у себя на родине были бандитами, бежали в Венецию от проблем. А здесь, придя к Богу, становились другими. То есть было реальное, зримое перерождение.

А что касается общекультурного уровня – он разный. Хотя в основном наши прихожане – люди простые. Мы пытаемся потихонечку что-то делать в смысле образования, ведь люди восприимчивы к культуре… Например, в ближайшее воскресение с прихожанами едем в Равенну – смотреть знаменитые мозаики. Народ воспринял это позитивно, несмотря на то, что раньше могли только согласиться на паломнические поездки. Скоро поедем в Аквилею – в этом городе тоже есть чудесные мозаики.

– Сложности местной жизни?

– Самая банальное – то, что ты живёшь не на родине. Ты – иного племени, рода. Порой непросто найти общий язык с аборигенами, принять их очень разное отношение.

Есть и такой момент, что некоторые говорят: «понаехали в нашу страну». Во многом это обуславливается поведением самих приехавших, но есть и предубеждения. Людям, которые живут в своём месте, на своей родине нет необходимости мириться с какими-то ксенофобскими проявлениями. Нам приходится мириться.

Потом мы, как приход, 9 лет живём без постоянной церкви, буквально на птичьих правах. Приход может быть выставлен за дверь хоть завтра, и психологически это тяжело. Люди несут в храм что-то, чтобы его украсить, приходится отказывать: чего украшать, если нет постоянного места жительства.

В России, как бы там ни было, но ты находишься дома, при всех каких-то негативных моментах, ты можешь поднимать храм, идти к тем же благотворителям за помощью… Здесь ты никому не нужен, кроме нескольких десятков людей, которые объединились вокруг прихода, людей не то что не богатых, а – стеснённых материально.

– Поддержка эмигрантами друг друга присутствует?

– Среди русских поддержки практически нет. По крайней мере, я не слышал и не видел. Есть культурные ассоциации соотечественников, есть координационный совет соотечественников. В основном их деятельность – концерты и другие мероприятия подобного рода. Украинские сообщества более деятельны, их помощь соотечественникам более реальна, вплоть даже до поиска работы.

Нет и сотрудничества между приходами и культурными ассоциациями. Отношение благожелательное, но деятельного совместного общения нет. В основном каждый идёт своей дорогой.

– Трудности, возникающие в смешанных семьях?

– Трудно приходится, когда выходят замуж не по любви, ведь потом приходится жить с человеком, который может быть даже неприятен, ведь бывает, выходят замуж за стариков… Движущим фактором может стать желание спокойной безбедной жизни, да и итальянцы выгодно отличаются от русских мужчин: они прекрасно ухаживают, чудесно относятся к детям, мечтают о них, там просто культ детей.

Кроме того, поскольку итальянское законодательство защищает права женщин, некоторые русские дамы даже пользуются этим, чтобы отсудить у мужа часть имущества, которое жена никаким образом не помогала создавать.

Но в целом, если люди выходят замуж по любви, если у них главная цель – именно создать семью, то мы видим, как у них неплохо складывается жизнь.

Хотя всё равно русским женщинам приходится непросто. Сказывается разница менталитетов. И, несмотря на хорошие условия, на любовь супруга, даже на любовь родни супруга, женщины зачастую чувствую себя не в своей тарелке. С этим приходится часто сталкиваться. Человек страдает, хотя в его жизни действительно всё хорошо.

Разница менталитетов может выражаться, например, в том, что итальянцы в Венеции свои мысли открыто высказывать не привыкли. Вместо того, чтобы сказать «нет», они скажут «да» и будут добиваться, чтобы ты понял, что на самом-то деле «нет». Человеку, привыкшему к более открытому диалогу, может показаться, что его обманывают. Подобное проявляется и в хождении по инстанциям – это выводит из себя: ты слышишь ответы, что-то планируешь, а оказывается, никто и не думал что-то делать.

Разные и культурные, и семейные традиции. Это заметно и в бытовых моментах по устройству дома, и в семейной иерархии. Здесь мама мужа – это человек, который живёт с молодой семьёй, присутствуя чуть ли не в спальне супругов. Итальянские сыновья очень инфантильны, поэтому сорокалетний «парень», как здесь принято говорить – абсолютно беспомощен. Поэтому, кстати, русские жёны так ценятся: итальянки более эмансипированы, а русская женщина – любящая, красивая, не предъявляет особых претензий. Но женщине хочется жить своей, отдельной семьёй, а не получается: все вопросы приходится решать не с мужем, а с его мамой.

Когда рождаются детки, все родственники на них набрасываются и каждый хочет понянчиться, помочь, даёт советы по воспитанию. И для православных это проблема.

Родственники хотят крестить их в католической Церкви, и часто даже не потому, что сами придерживаются веры, а потому, что так принято. «Что мы скажем соседям?!» У них празднование крещения – традиция, обязательно с размахом, со множеством гостей. А тут – несут в какую-то непонятную церковь, тем более у нас она почти не выглядит как обычная православная церковь. И говорят непонятно, на непонятном языке… Для людей, которые идут на то, чтобы принципиально покрестить младенца в православии, – это целый подвиг.

Оказавшись среди дворцов, каналов и шумного веселья многоязычной толпы, откройте для себя иную Венецию, бережно хранящую в своих храмах многочисленные христианские святыни.

По самым важным местам этого удивительного города нас провел настоятель русского православного прихода святых Жен-мироносиц протоиерей Алексий Ястребов.

В честь святого покровителя

Миновать главную площадь, на которой расположен знаменитый собор Святого Марка, просто невозможно, поэтому отец Алексий, как и десятки других гидов, начинает свой рассказ именно здесь.

– В 828 году венецианские купцы Буоно и Ристико, спасая от осквернения мощи апостола Марка, тайно вывезли их из захваченной мусульманами Александрии. Этот святой, некогда проповедовавший в городах северо-востока Италии, был объявлен покровителем Венеции, а его символ – крылатый лев – стал изображаться на флаге, гербе и зданиях республики.

Специально для мощей апостола была построена базилика, но в Х веке во время дворцового переворота вспыхнул пожар, пламя перекинулось на базилику, и она полностью сгорела.

На этом месте отстроили новый храм. Однако в 1063 году он был перестроен. Новая базилика была создана по образцу константинопольского собора двенадцати Апостолов – знаменитого «Апостолеона». Ее освящение состоялось в 1094 году. Но и эту дату нельзя считать годом окончания строительства – на протяжении всех последующих столетий храм непрерывно расширялся и благоукрашался. Неповторимый облик собору придает знаменитая квадрига, вывезенная крестоносцами из Константинополя, и колоннада из разноцветного мрамора. В целом же Сан-Марко – редкий пример византийской архитектуры в западной Европе.

И действительно, глядя на этот собор, ты понимаешь, что уже никогда не спутаешь его ни с каким другим. Он поражает и врезается в память сразу и навсегда.

На земле или на небе?

Мы заходим в базилику и попадаем в окружение золота, драгоценных камней и искрящейся мозаики, которые создают неповторимую атмосферу Сан-Марко.

– Древнейшая мозаика собора занимает площадь 4240 квадратных метров, – продолжает свой рассказ отец Алексий, – и покрывает собой не только фасад храма, но и своды куполов, арок внутри собора, а также украшает пол. В центре базилики, в алтаре собора, покоятся мощи апостола и евангелиста Марка.

Сан-Марко – редкий пример византийской архитектуры в западной Европе. Древнейшая мозаика собора занимает площадь 4240 кв м

Древнейшая мозаика собора занимает площадь 4240 квадратных метров

За престолом находится настоящий шедевр византийского искусства – «Золотой иконостас» (Пала де Оро). Это древнейшая, веками намоленная святыня. Пала выполнена в технике перегородчатой эмали и состоит из двух частей.

В ее верхней части – семь византийских икон, которые были вывезены из константинопольского монастыря Пантократора, усыпальницы византийских императоров. А нижняя представляет собой четырехъярусный иконостас, в центре которого находится образ благословляющего Господа в окружении четырех евангелистов.

Всего в Палу входит 250 эмалей, богато украшенных драгоценными камнями.

C чем можно сравнить это поистине царское великолепие? Пожалуй, только с храмом Святой Софии в Константинопле. Вслед за русскими послами, которые прибыли в Византию знакомиться с христианством, хочется сказать: «И не знали – на небе или на земле мы…»

Сокровищница храма

Мы обходим иконостас и оказываемся в приделе базилики, где находится чтимый образ Божией Матери «Никопея».

– Первое упоминание об этом образе относится к 610 году, – рассказывает наш спутник. – Согласно древнему преданию, он весьма почитался в Византии и особенно – в императорском войске. Отсюда и греческое название иконы «Никопея», что значит «Победоносная». Императоры всегда брали святыню с собой в походы. В бою она и была захвачена франками накануне падения Константинополя в 1204 году.

Из правой боковой галереи мы переходим в сокровищницу собора, которую редко посещают шумные туристы. Здесь в одиннадцати нишах хранятся редчайшие святыни: реликвии Страстей Христовых и мощи Божьих угодников.

Перечислю лишь некоторые из них: часть камня Гроба Господня, часть ткани, пропитанной Кровью Христовой, часть Древа Креста Господня, четыре шипа из Тернового венца Спасителя, святой гвоздь Господень, честные власы Пресвятой Богородицы, честная нога Георгия Победоносца, часть мощей Феодора Стратилата, часть главы Иоанна Предтечи, часть мощей Николая Чудотворца, честный перст святой Марии Магдалины, часть мощей великомученика Пантелеимона.

Есть даже личные вещи святого Марка – кольцо и Евангелие, написанное, как предполагают специалисты, рукой самого апостола.

Такое средоточие христианских святынь на небольшом пространстве кажется невероятным! Для каждой из них мог быть построен отдельный храм или монастырь, но венецианцы, конечно же, никогда не расстанутся со своими сокровищами, которые собирались веками.

Поклонившись святыням, мы подходим к витринам с древней церковной утварью. Эта коллекция уникальна. Многие предметы вывезены из императорской сокровищницы и ризницы храма Святой Софии в Константинополе.

Один из старейших в городе

Покинув собор Сан-Марко, мы направляемся к храму Христа Спасителя – одному из старейших в городе. С VII века он пережил несколько реконструкций. Сейчас это трехнефная церковь, построенная в форме латинского креста.

Здесь отец Алексий обратил наше внимание на две работы Тициана «Преображение» и «Благовещение». Но главное, ради чего батюшка приводит сюда паломников, – это возможность поклониться мощам святого великомученика Феодора Стратилата, которые хранятся в раке над престолом справа. Через стеклянную крышку хорошо видна глава святого,

увенчанная короной, нетленная кисть руки и ступни, обутые в сандалии.

В ризнице храма хранится честная глава праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, но, к сожалению, она недоступна для поклонения верующих.

К Василию Великому

А есть ли в Венеции православные храмы? Выясняется, только один. Это греческая церковь Святого Георгия. Именно туда нас и ведет отец Алексий.

– Работы по строительству каменного храма и колокольни были выполнены в XVI веке, – поясняет батюшка. – Иконы, фрески и мозаика датируются XVI–XVII веками. Над внутренним убранством храма работали лучшие мастера того времени. Так, иконостас был создан известными критскими иконописцами – Михаилом Дамаскиным и отцом Эммануилом Дзанес Буниалисом.

Главная святыня храма – серебряный мощевик, выполненный в форме кисти руки. В нем хранится десница святителя Василия Великого. По просьбе паломников священнослужители выносят святыню из алтаря и накладывают ее на голову верующих.

Где крестили Антонио Вивальди?

Осматривая достопримечательности венецианского района Костелло, мы очень скоро дошли до церкви святого Иоанна Предтечи.

– В этом древнем храме, основанном еще в VIII веке, был крещен знаменитый композитор Антонио Вивальди, – продолжает свой рассказ батюшка. – А мы сюда идем, чтобы поклониться святителю Иоанну Милостивому, Патриарху Александрийскому.

Мощи святителя Иоанна были перенесены в Венецию в XIII веке. Их прибытие ознаменовалось настоящим чудом. Первоначально предполагалось, что они будут храниться в соборе Святого Марка, но галера с ковчегом, проходя мимо церкви святого Иоанна Предтечи, встала вдруг как вкопанная. Ее так и не смогли двинуть с места. Тогда было решено нести ковчег по суше. Однако, он оказался таким тяжелым, что никто, кроме настоятеля Предтеченского храма, не смог его поднять. Священник понес драгоценную раку на главную площадь города, но начался такой сильный ливень, что все участники торжественной процессии попрятались в ближайшей церкви. Это оказался храм святого Иоанна Предтечи. Здесь рака и осталась – по тем или иным причинам перенести ее в другое место так и не удалось.

В храме все желающие могут приложиться к святым мощам, которые находятся под стеклом в мраморной раке, а кроме того – поклониться и другим великим святыням. Здесь хранятся два шипа из Тернового венца Спасителя, часть Животворящего Древа Креста Господня, часть ребра Иоанна Предтечи и монашеский крест преподобного Саввы Освященного.

Церковь святой Елены

Следующая остановка на нашем маршруте – церковь святой Елены, которая находится на одноименном острове. До нее можно дойти пешком: сначала по набережной, затем по мосту.

– На этом месте уже в XII веке стояли храм и больница, – говорит батюшка. – В ХIII веке его реконструировали и освятили в честь святой царицы Елены. Это произошло, скорее всего, сразу после перенесения ее мощей.

В 1211 (или 1212-м) году священник по имени Аикардо, находясь в захваченном крестоносцами Константинополе, разыскал мощи святой Елены и вывез их в Венецию.

До наших дней сохранилась лишь честная глава святой царицы, облаченная в серебряный реликварий.

На острове Лидо

Не все приезжающие в Венецию знают, что поклониться мощам Святителя Николая можно не только в Бари, но и на острове Лидо. Туда мы отправляемся на непривычном для нас транспорте – водном трамвайчике. С воды у выхода из лагуны открывается чудесный вид на монастырь Святителя Николая – покровителя путешественников и моряков. По дороге отец Алексий рассказывает:

– В этом храме мощи Николая Чудотворца хранятся с XI века. История их появления в Венеции поистине удивительная. Как мы знаем, в Миры Ликийские, где служил и почил Святитель Николай, вначале прибыли жители Бари. Они в большой спешке вывозили мощи чудотворца, и часть этой бесценной святыни могла остаться в стенах храма.

Через несколько лет в Миры отправились граждане Республики Святого Марка с надеждой найти хотя бы небольшую часть святыни – Николай Чудотворец глубоко почитался жителями венецианских островов.

Прибыв в Миры Ликийские, венецианцы стали допрашивать служителей, где они прячут оставшиеся мощи, но те утверждали, что барийцы забрали все. Солдаты уже собирались покинуть церковь, как вдруг в одном из приделов почувствовалось чудесное благоухание.

Разобрав пол, венецианцы обнаружили медный ларец с мощами святого. Забрав драгоценную реликвию, они отправились на родину. Так было угодно Господу, что корабль со святыней прибыл в Венецию в день памяти Николая Чудотворца и был встречен местными жителями с большими почестями.

Отец Алексий – автор путеводителя «Святыни Венеции», в котором можно найти всю необходимую паломникам информацию. Помимо истории Венеции и полезных сведений о христианских реликвиях путеводитель содержит подробную карту города с обозначением храмов, которые следует посетить. В зависимости от свободного времени предлагаются маршруты, рассчитанные на несколько часов, целый день, 2–3 дня. Всего упомянуто 44 храма, где можно поклониться христианским святыням, поэтому совершать паломничества по городу «мостов и каналов»
можно неделю или две. Приобрести путеводитель можно в книжных лавках собора Святого Марка или прихода святых Жен-мироносиц

Двенадцать лет без храма

Два года назад приход святых Жен-мироносиц отпраздновал свое 10-летие. Но до сих пор у верующих нет своего храма. В 2003 году католическая епархия предоставила приходу возможность совершать богослужения в древней базилике Усекновения главы Иоанна Предтечи (San Giovanni Decollato, местн. диал. San Zan Degolà) в сестьере Святого Креста.

Язык богослужений в основном церковнославянский, но определенные части служб звучат по-итальянски и по-румынски. Приход святых Жен-мироносиц интернационален, его составляют выходцы из стран СНГ: России, Украины, Белоруссии, Молдавии. Есть также итальянцы, сербы и румыны.

Литургия и молебны совершаются не только в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи, но и в других католических церквях – у мощей святых. В таких богослужениях участвуют православные паломники из самых разных стран мира.

На вручении Макариевской премии отцу Алексию за путеводитель по Венеции

В свою очередь, община святых Жен-мироносиц сама нередко посещает места, связанные с жизнью и подвигом великих христианских подвижников. Уже трижды православные венецианцы побывали на Святой Земле, готовятся к четвертой поездке.

Не имея пока возможности выстроить на венецианской земле храм из камня, отец Алексий строит его в людях. Смысл своего служения за рубежом батюшка видит и в том, чтобы при любых возможностях доносить мнение Православной Церкви по различным событиям в современном мире.