Шенген

Возможно ли объехать весь мир. Как объехать весь мир без денег. Истории безумных путешественников. Публичные лекции о путешествиях

Из книги вы узнаете, как правильно организовать поездку, купить лучшие билеты, найти оптимальное проживание по своему бюджету, составить маршрут и выбрать средство передвижения, подобрать попутчика, купить еду и организовать свой досуг. Вы научитесь планировать путешествие и наслаждаться каждым днем, проведенным на отдыхе.

Из серии: Туризм в деталях

* * *

компанией ЛитРес .

Сбор информации

Поиск информации – ключевой навык путешественника. Именно он отличает человека, идущего куда глаза глядят, от того, кто отправляется в путь осмысленно и достигает своих целей. Этот навык тренируется как во время самого путешествия, так и в процессе подготовки к нему. Умение пользоваться Интернетом, бумажными источниками, узнавать нужное у других путешественников и местных жителей может не только сохранить деньги и время, но и сделать вашу поездку более насыщенной и разнообразной. Бюджетный путешественник, не стремящийся узнать что-то новое, мало чем отличается от «пакетного» туриста.

Будьте всегда на шаг впереди своего маршрута

Подготовка к предстоящей поездке не менее важна, чем она сама. И это главный способ его удешевления. Среди путешественников бытует такая мудрость: «На сколько едешь, столько по времени и готовься» . Хотя, если вы собираетесь в долгий путь, всю подготовку произвести заранее вряд ли получится. Поэтому процесс сбора информации продолжается и на маршруте, с особым вниманием на ближайший отрезок пути.

Прошли те времена, когда можно было полагаться на сведения из путеводителей пятилетней давности, а из уст в уста годами передавалось расписание парома на озере Танганьика. Сегодня любую информацию можно найти в Интернете, в том числе и самую свежую.

Не хочу лишать вас лавров первооткрывателя, но куда бы вы ни собирались направиться, это уже сделано и пройдено. Причем буквально вчера. И позавчера. И рассказ об этом есть в Интернете. Не поленитесь его найти – избавите себя от кучи проблем. Проверяя последние данные по следующему участку своего маршрута, можно, например, выяснить, какие пограничные переходы недавно закрылись из-за военных конфликтов или вспышек Эболы. Или узнать, как изменился за последние дни курс местной валюты и где теперь выгоднее менять – в банках или на черном рынке, а также каких районов города стоит избегать после заката и многое другое.

Путеводитель как властитель дум путешественников

У каждого путешественника существует свой набор вещей, которые он таскает с собой через моря и континенты. Кто-то берет с собой полшкафа одежды на все возможные температурные режимы, а кто-то кладет в рюкзак только смену белья – все остальное можно купить на месте по обстоятельствам. Одни тащат килограммы лекарств, другие – гору косметики. Многие набивают багаж техникой: айпод, айпад, айфон, но есть и те, кто предпочитает путешествовать офлайн. Даже фотоаппарат не каждый считает обязательным. Так что, увидев бредущего по городу туриста, можно лишь с уверенностью сказать, что у него есть с собой паспорт, зубная щетка и… путеводитель.

Как только не называют путеводители: «лучшие друзья путешественников», «дорожная Библия». И подобные высказывания недалеки от истины: к путеводителю обращаются постоянно, порой чуть ли не ежеминутно сверяясь с его страницами. Какой музей посетить в первую очередь? Где найти дешевый ночлег? Какие блюда местной кухни стоит обязательно попробовать? Как избежать ограбления? Как добраться на общественном транспорте до отдаленной достопримечательности? И где, черт возьми, я нахожусь?

Иногда подобная зависимость становится чрезмерной. В юмористической повести Уильяма Сатклиффа «А ты попробуй» (Are you experienced?) показан подозрительно достоверный портрет современных бэкпекеров. Путешествуя по Индии, главный герой постоянно встречает одних и тех же туристов, куда бы он ни направился: в отеле, за обедом, у городских достопримечательностей. Как и главный герой, все они прочли об этих местах в путеводителе Lonely Planet, именуя его между собой «Книгой» (The Book). В итоге самостоятельный путешественник, приехавший «оторваться от цивилизации», оказывается в своеобразной тургруппе, оператором и экскурсоводом в которой стал популярный путеводитель.

В общем, не стоит ограничивать свой кругозор и объем знаний о стране текстом путеводителя. Не надо забывать про общегеографическую и историческую литературу, травелоги, электронные энциклопедии и блоги. Но об этом разговор еще впереди, а пока сосредоточимся на главном вопросе: какой путеводитель выбрать?

Прошли времена, когда русскоязычные серии путеводителей можно было пересчитать по пальцам одной руки, а англоязычные книги продавались в одном-двух магазинах города. Теперь, выбирая путеводитель по Финляндии или Турции, покупатель растерянно смотрит на полтора десятка брендов. И это только в российских магазинах. Предлагаемая типология поможет вам сделать свой выбор.

Рынок бумажных путеводителей очень динамичен. Одни серии появляются, другие исчезают. За 10 лет (автор впервые составил данную типологию в 2004 году) набор популярных брендов сменился более чем наполовину.

В последнее время все чаще раздаются голоса, а зачем, мол, вообще теперь нужен путеводитель. Все есть в Интернете – и актуальные цены на отели, и расписания общественного транспорта. Во многом они правы. Массив полезной для туриста информации в последнее десятилетие настолько расширился и актуализировался, что путеводители, особенно практические, выглядят откровенно ретроградно. Цены, указанные в них, отстают в лучшем случае на год. А мнение автора по поводу отеля или ресторана легко перебивается сотнями отзывов интернет-пользователей.

Однако тем важнее стал так или иначе представленный раздел «Что посмотреть?», в котором автор путеводителя выбирает самое интересное из того информационного вала, что накрыл современное общество. Тем интереснее становятся сами путеводители – ведь теперь это не просто информационные справочники, но полноценные спутники путешественника, рассказывающие ему малоизвестные любопытные факты и выдающие проверенные данные. Сейчас все более популярны электронные путеводители, GPS-путеводители. Некоторые из них уже заговорили человеческим голосом, сделав метафору попутчика реальностью. Но все равно нет ничего лучше, чем сесть в уютном городском кафе, раскрыть потрепанный томик и произнести про себя или услышать от товарища по путешествию: «Ну что нам гайд говорит?»

Путеводители для любознательных

Многие из них можно покупать, вообще никуда не собираясь. Просто как книгу с хорошим текстом и иллюстрациями. Подобные путеводители подходят в качестве наглядного материала для уроков географии и истории искусств, а некоторые являются вполне серьезными научными исследованиями.

Они очищены от суетной шелухи типа списка отелей или расписания автобусов. На первый же план выдвинуты иллюстрации и глубина проработки текста. С такими сериями хорошо знакомиться, если вы вообще мало что знаете о стране (здесь подается не только текстовый, но и визуальный образ объекта исследования). Многие из подобных путеводителей из-за качественной бумаги довольно много весят, так что не каждый самостоятельный путешественник решится утяжелять ими свой рюкзак, предпочтя знакомство с ними до начала поездки.

Путеводители наглядные

Основной упор здесь делается на цветные фотографии и схемы, а текст зачастую подается лишь в случаях, когда невозможно заменить его доходчивым рисунком.

Наиболее яркий представитель подтипа – серия Dorling Kindersley (« Дорлинг Киндерслей» ). Эти книги – произведения искусства, которые не стыдно поставить на полку наряду с альбомами по живописи и архитектуре. В сверхнаглядной, иллюстративной манере подаются и городские достопримечательности, и исторический раздел, и даже практическая информация (только здесь дается доходчивое, в картинках, объяснение самого загадочного и ставящего в тупик путешественника процесса – использования местного метро). Недостатки серии – высокие вес и цена.

Другие серии подтипа – National Geographic Traveler и Insight Guides («Окно в мир») (последний уже давно не переводится на русский язык).

Путеводители информационные

На первом месте в этом подтипе текст, причем очень высокого качества. Путеводители – по сути своей – справочники для туристов. Но в данном случае они выходят за свои рамки, становясь интересными как страноведам, так и любителям красивого печатного слова.

Например, серия Odyssey , по сути, собрание отдельных научно-популярных трудов о камбоджийских храмах Ангкора, Шелковом пути, Гражданской войне в США, замаскированных под путеводитель. Огромным объемом информации (включая города и объекты, которые вряд ли могут заинтересовать туриста) отличаются российские серии «Исторический путеводитель», а также уже не выпускающиеся серии «Иди за мной» и «Твой путеводитель» .

Но главный представитель подтипа – городские путеводители «Афиша» . По формату серия скорее должна быть отнесена к типу путеводителей для туристов, но сделать это не позволяет качество текста. Это не просто описание городских достопримечательностей, а замаскированное под путевую эссеистику признание в любви отдельно взятому городу. Обычно путеводитель – книга, которая помогает в пути. «Афишу» же можно читать, чтобы захотеть отправиться в путешествие. В последние годы линейка серии сильно расширилась (теперь есть не только города, но и страны), и не все новые выпуски отвечают изначально заданной высокой планке качества. Но тексты путеводителей «первой волны» никуда не делись.

Путеводители для туристов

Самый многочисленный тип – ориентированный на туриста среднего класса, что легко заметить по списку предлагаемых отелей и ресторанов, в которых отсутствует бюджетный сегмент. Раздел практической информации в таких путеводителях вообще представлен довольно слабо. Особенно это касается транспорта. Предполагается, что читатель закажет экскурсию в отдаленный памятник старины или заповедник, а не отправится туда на общественном транспорте.

Путеводители для отдыха

Ориентированные либо на организованных туристов-отдыхающих, либо в принципе на отдых и развлечение без серьезной экскурсионной нагрузки. Описание страны дано довольно поверхностно и сводится к главным достопримечательностям и курортам. Часто такие путеводители – небольшие по объему, чтобы в багаже отдыхающего осталось побольше места для сувениров.

К подтипу относятся серии «Полиглот», «Ле Пти Фюте», «Глазами очевидца», «Путеводители Томаса Кука», «Город в фокусе» и т. д. Вышесказанное не означает, что эти книги можно смело пропускать. В городских путеводителях «Полиглота» отлично описана маршрутная часть, а выпуски уже винтажного «Ле Пти Фюте» по субъектам федерации РФ вообще не имеют аналогов. Плюс краткость изложения и упор на самое главное в туристском образе страны полезно для тех, кто про эту страну вообще ничего не знает.

Путеводители для туризма

Ориентированы на активно путешествующих представителей среднего класса. В странах Запада данный подтип – самый многочисленный. Выросшие из бэкпекеров туристы предпочитают спокойные поездки вдали от груд 100-литровых рюкзаков и шумных компаний молодежи. Их идеал – путешествия на автомобиле с ночевками в отелях с парой звездочек и завтраком на увитых цветами верандах. И путеводители им нужны под стать: элегантные, удобные, с цветными фотографиями и картами, где четко, словно в энциклопедии, изложена вся необходимая информация. Таковы серии Fodor’s, Frommers и переведенная на русский язык Michelin .

Большинство российских серий путеводителей также относятся к рассматриваемому типу. Разве что бо́льший упор в них делается не на практическую, а на информационную составляющую. Лидеры рынка – серии «Оранжевый Гид», «Вокруг Света» – не балуют выбором бюджетных отелей, но вдохновляют обилием культурно-исторической информации и специальными бокс-текстами, дающими любопытную информацию «к месту». На взгляд автора, это самые качественные российские бренды на сегодняшний день. «Путеводители с Дмитрием Крыловым» также отличаются высоким уровнем текста (популярный ведущий – лишь лицо серии, авторы – профессиональные журналисты и путешественники), но отстают по дизайну, картографии и весу.

Путеводители для путешественников

Отличаются обилием технической и практической информации, которая направлена прежде всего на экономию средств. Особое внимание уделено дешевым отелям и закусочным, а также общественному транспорту. Часто игра ведется на грани фола (раскрываются тайны черного рынка валюты и особенности попадания в закрытые зоны). Предлагаемые в путеводителях маршруты ориентированы на длительное знакомство со страной (1–3 месяца), в них часто попадаются фразы: «Дайте этому городу неделю, и вы увидите его настоящее лицо». Особое внимание придается responsible travel, т. е. этике путешествия. Любое нарушение экологии и традиционного уклада жизни считается тяжким преступлением для «настоящего» путешественника. В общем, это книги для тех, кто отправляется в путь всерьез и надолго.

Уже 35 лет данная категория путеводителей держится на «трех китах»: австралийском Lonely Planet , британском Rough Guide и американском Let’s Go . Первые две серии с недавних пор переводят на русский язык. Все они выросли из «гаражной» романтики самиздата и хиппи-трейла и за три десятилетия превратились во всемирно известные «Библии путешественника». Это толстые книги, набитые различными сведениями, набранными мелким шрифтом: все от лучших рок-коллективов страны до подробного описания содержимого уличных лотков на столичном рынке.

Обычно вначале идет общая информация о стране (история, география, экономика), потом практическая информация, необходимая туристу (от того, как получить визу, до того, как не заразиться кишечной инфекцией). За этим следует общий раздел по транспорту (как попасть в страну и как в ней перемещаться) и, наконец, региональные разделы с описанием городов, национальных парков и прочих интересных мест. Информация о городе включает разделы «что смотреть и что делать», «где жить», «что есть» и «как развлекаться».

Также интересны серии, сохранившие дух старого доброго Lonely Planet. Это Bradt – лучшие путеводители для путешествия по Африке, «отвязная» серия Trailblazer и «русский Lonely Planet» – серия «Путешествуем сами» .

Карты – какие взять?

Электронные карты

Из-за распространения планшетов и смартфонов бумажные карты постепенно отходят в прошлое. Для большинства современных устройств существуют приложения, позволяющие бесплатно загружать карты всех регионов мира и пользоваться ими как в режиме навигатора, так и отдельно. Многие карты (например, Google Maps) можно использовать и тогда, когда телефон или планшет не подключены к Интернету – для этого нужно выбрать опцию «загрузить офлайн-карту» и скачать карту искомого региона. Если офлайн-карта не загружена, придется выходить в Интернет и только потом пользоваться приложением.

При наличии GPS в устройстве можно определить свое местонахождение на электронной карте, просто посмотрев на нее или выбрав опцию «определить местоположение». Чтобы данная функция заработала, нужно разрешить приложению видеть местонахождение устройства. Приложение само запросит такое разрешение, или в противном случае это можно сделать в настройках.

Благодаря электронным устройствам можно вручную выбирать масштаб, приближая и удаляя карту. Функция поиска по карте и прокладывания маршрута позволяет быстрее найти искомое место и понять, как до него добраться. Многие электронные карты совмещают в себе функции навигатора. С некоторыми из них также реально совершить прогулку по городу в 3D и посмотреть на фотографии, сделанные в искомом месте.

Главный недостаток электронных карт – необходимость подзарядки устройства. Для автопутешественников этот недостаток не играет большой роли, так как устройства можно подзаряжать от прикуривателя, купив специальную зарядку или переходник на USB в любом салоне сотовой связи или магазине, торгующем электроникой. Тем, кто путешествует на общественном транспорте, попутках или пешком, придется регулярно заботиться о своевременной зарядке устройств. Существуют накопители, от которых заряжаются телефоны и планшеты в отсутствие розетки, можно приобрести один из них. Если в качестве основного устройства для карт используется планшет, то не лишним будет подстраховаться и установить карту также на мобильный телефон.

В неблагополучных странах многие люди боятся использовать электронные устройства на виду у местного населения, считая, что их могут ограбить. В целом это верно для тех мест, где и фотоаппаратом-то пользоваться не стоит, но их количество сильно ограничено, и для таких случаев лучше иметь бумажную карту. Там же, где все более-менее спокойно, человек, использующий смартфон или планшет, меньше похож на туриста, чем тот, кто склоняется над картой.

Навигаторы

Для автомобильного путешествия в некоторых регионах мира классические навигаторы оказываются удобнее приложений для мобильных устройств, но в целом распространение бесплатных приложений заметно потеснило рынок навигаторов. К плюсам классических навигаторов относятся их большая эргономичность и привычный дизайн, а также возможность не приобретать такой навигатор заранее, а заказать дополнительно к автомобилю в прокате.

Бумажные карты

Бумажные карты полезны не только для тех, кто планирует путешествовать по местам, где нет электричества или очень опасно доставать при аборигенах даже самый дешевый смартфон.

Тем, кто использует бумажные путеводители, минимальный набор бумажных карт достается в придачу к тексту и фотографиям. Большинство путеводителей снабжено общими картами региона и детализированными картами туристических зон популярных среди туристов городов. Такие карты полезны во время планирования путешествия и в процессе ориентирования в центре города. Общие карты регионов, как правило, очень схематичны, а карты городов ограничиваются центром.

Отдельные бумажные карты городов и регионов продаются в туристических магазинах и на заправках, а также выдаются бесплатно в киосках туристической информации большинства развитых и некоторых развивающихся стран. Бесплатные карты из таких киосков часто сильно уступают по качеству и детализации тем, которые можно купить.

Плюсы бумажных карт:

Наглядность . На многих бумажных картах отмечены достопримечательности и туристические маршруты.

Удобство чтения . Зона обзора не ограничена экраном. Не приходится напрягать глаза, читая текст с экрана.

Возможность легко делать пометки .

Безопасность использования . Редкий грабитель захочет лишить вас карты. Если бумажная карта получит механические повреждения, ее можно заклеить или купить новую. Сделать то же самое с планшетом или смартфоном не так просто.

Минусы бумажных карт:

Необходимость приобретать отдельные карты на каждый регион . В случае длительной поездки на старте вы получаете увесистый брикет из карт.

Сложность поиска карт для неразвитых регионов . Во многих странах Африки и Латинской Америки поиск хорошей карты оказывается весьма непростой задачей.

Стоимость . Цена карты на одну страну Европы часто начинается от 20 евро.

Полезные сайты

Среди некоторых людей бытует мнение, что Интернет – большая помойка, полная лжи и отвратительных отходов коллективного бессознательного. Однако это, конечно, не так. На самом деле Интернет уместнее сравнить с шахтой, где среди шлака и пустой горной породы можно найти алмазы знания.

Главное, что надо понять, отправляясь в плавание по просторам Сети, – это то, что к любой информации следует относиться критично, проверять ее и пропускать через сито собственного опыта и осознанности. Данное утверждение верно и для всей остальной информации.

Поисковики

Главным инструментом поиска в Интернете являются сайты-поисковики (google.com, yandex.ru и т. п.). Страницы, выдающиеся в ответ на вопрос, отсортированы по релевантности: сначала поисковик выдает сайты, которые, по его мнению, в большей степени связаны с запросом. Кроме того, показываются рекламные ссылки. Обычно они находятся вверху списка и выделены другим цветом или шрифтом.

Несколько советов для эффективного использования поисковиков:

1. Формируя запрос, надо думать о тех словах, которые будут встречаться на искомых сайтах. Например, если ищется медицинский сайт, лучше ввести запрос «головная боль», чем «у меня болит голова».

2. Конкретизация запроса позволяет отсечь ненужную информацию. Более общий запрос, наоборот, позволяет получить больше вариантов.

3. Заглавные буквы и предлоги практически не влияют на результат поиска.

4. Для академических целей есть специальные поисковики, использующие только компетентные источники (https://scholar.google.com).

5. Существует масса операторов, позволяющих специфицировать поиск. Например, поставив поисковый запрос в кавычки, получаем ссылки на точную цитату. Поставив знак «&» между словами, получаем результат с документами, где эти слова использованы в одном предложении. С полным списком таких трюков можно ознакомиться, набрав в любом поисковике «как пользоваться поисковиками».

Электронные энциклопедии

Электронные энциклопедии на базе wiki, посвященные путешествиям, для многих современных туристов являются альтернативой путеводителю. Информация в них представлена в гораздо более сжатом виде, и многие важные подробности упущены, но в ситуации отсутствия времени они незаменимы.

http://www.wikivoyage.org/

http://wikitravel.org/

Сама Википедия – тоже хороший ресурс для получения информации общего толка (география страны, экономика и т. п.). Информация о достопримечательностях на Википедии структурирована хуже, чем на путешественнических «вики».

Пародийная энциклопедия «Луркоморье» (http://lurkmore.to/) иногда тоже оказывается небесполезной – ироничный тон статей и непредвзятость позволяют посмотреть на тему под новым углом.

Национальные сайты-агрегаторы

Во многих странах существуют сайты, наполненные информацией, актуальной для этой страны. Например, для США очень полезен сайт http://www.craigslist.org/. На нем выкладываются предложения о краткосрочной аренде, работе, продаже и бесплатной раздаче вещей, поиске попутчиков и т. п. Для Австралии такой сайт – http://www.gumtree.com.au/.

Форумы путешественников

Интернет-форумы о путешествиях часто содержат более актуальную информацию, чем сайты, так как попадает она из первых рук. В этом же и главный их минус – сведения часто искажаются восприятием того, кто ими делится. Читая форумы, полезно сравнивать мнения разных людей и обращать внимание на даты, когда были написаны посты. Мир меняется очень быстро.

Прежде чем задавать на любом из таких форумов вопрос, полезно ознакомиться с разделом «FAQ» («ЧаВо») – «часто задаваемые вопросы». Есть высокая вероятность, что вопрос уже задавался ранее и ответ на него можно прочитать незамедлительно. На многих форумах существует встроенная опция поиска, позволяющая искать посты по определенной тематике.

Форумы путешественников:

Форум Винского: http://forum.awd.ru/ – самый популярный российский форум для путешественников.

Русский Backpacker: http://www.bpclub.ru/ – форум для бюджетных путешественников.

Thorn tree: https://www.lonelyplanet.com/thorntree – форум путешественников на сайте путеводителя Lonely Planet – отдельные ветки форумов по всем странам мира. На английском языке.

Помимо форумов про путешествия в целом существуют форумы, посвященные отдельным регионам мира. Группы в социальных сетях «ВКонтакте» и «Facebook», а также паблики обычно менее информативны, но они могут стать неплохим дополнением. Специальные вопросы о стране иногда можно задать на страничках типа «Русские в (название страны)». Люди, любящие определенный регион, часто рады делиться информацией о нем.

Некоторые региональные форумы и сайты:

http://www.gday.ru/forum/ – Австралия

http://polusharie.com/ – Китай

http://www.indostan.ru/ – Индия

http://www.jordanclub.ru/ – Иордания и Сирия

Блоги путешественников

Тревел-блоги и жж-сообщества могут оказаться полезными в процессе выбора маршрута и при планировании путешествия. Каждый блогер имеет свой характер, систему ценностей и взгляд на вещи. Это позволяет читателям выбрать тех из них, кто им близок по духу, интересам или стилю путешествия. Блоги русских экспатов, живущих в интересующей стране, часто рассказывают любопытные подробности из жизни этой страны и пишут о вещах, которые путешественник может не заметить ввиду краткосрочности своего пребывания в ней.

Сайты туристических агентств

Большинство текстов, которые выложены на таких сайтах, созданы для того, чтобы продать тур в определенную страну. Если в тексте несколько раз упоминаются эпитеты вроде «будоражащая воображение», «чарующе-экзотическая» и т. п., можно не дочитывать такой текст – в нем вряд ли содержится что-то полезное.

Из первых рук

Публичные лекции, посвященные путешествиям, проводятся во многих крупных городах, как и тревел-фестивали (см. «Поиск попутчика», стр. 64). Большинство из них бесплатны для слушателей. Анонсы лекций появляются в различных сообществах и на сайтах:


Лекции на Дебаркадере в Москве (регулярно проходят с января 2007 года): https://vk.com/debarcader (онлайн-трансляция и видео прошедших лекций)

Лекции на Дебаркадере в Петербурге : https://vk.com/debarcaderspb

Клуб путешественников «Миры»: http://club-miry.ru/

Лекторий Культурного центра ЗИЛ: http://zilcc.ru/

Лекторий Центра фотографии им. братьев Люмьер: http://www.lumiere.ru/


Плюс такого способа – возможность напрямую задать интересующий вопрос, не тратя время на поиск. Минус – ограниченность во времени. В Интернете можно, насколько позволяют обстоятельства, просидеть долго, а лекции длятся всего пару часов и проходят раз в неделю, а то и реже. Ввиду того что времени задать вопросы лектору будет не очень много, полезно приходить на лекцию подготовленным. Спрашивать совсем общие вопросы, даже если они не были освещены в процессе рассказа, не стоит – лучше получить на них ответы в Интернете и спросить что-то более специальное, что в других источниках найти трудно.


Электронные энциклопедии для путешественников:

Www.wikivoyage.org

Www.wikitravel.org


Форумы путешественников:

Форум Винского: www.forum.awd.ru – самый популярный российский форум для путешественников

Русский Backpacker: www.bpclub.ru – форум для бюджетных путешественников

Thorn tree: www.lonelyplanet.com/thorntree – форум путешественников на сайте путеводителя Lonely Planet – отдельные ветки форумов по всем странам мира


Публичные лекции о путешествиях:

Лекции на Дебаркадере в Москве: www.vk.com/debarcader

Лекции на Дебаркадере в Петербурге: www.vk.com/debarcaderspb

Клуб путешественников «Миры»: www.club-miry.ru/

Нужно учитывать, что любой, даже самый хороший рассказчик субъективен и сведущ не во всех областях сразу. Велотурист может не знать, куда пойти потанцевать в посещенных им городах, а автостопщик – не иметь представления о том, как арендовать машину.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как объехать весь мир на одну зарплату. Путешествуем дешево и хорошо (М. Оленева, 2015) предоставлен нашим книжным партнёром -

Во внутреннем оформлении использованы иллюстрации: Altana8, everything possible, Igor Zakowski, In-Finity, Juan Nel, Ken Benner, Kutsyi Bohdan, mariblackhair, Meowu, Niakris6, owatta, Phant, polygraphus, qwl, Serz_72 / Shutterstock.com

Используется по лицензии от Shutterstock.com; kameshkova, owattaphotos / Istockphoto / Thinkstock / Getty Images

© Павлюк С., Оленева М., текст, 2015

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2015

Вместо вступления

Вперед, к приключениям!

Последние годы я совершенно справедливо чувствовал себя доисторическим существом, хранящим массу архаичной информации о теории и практике путешествия. Эдаким рудиментом голодных студенческих лет, когда путешествие без гроша в кармане было общим местом любознательной молодежи. Сегодня студенты буднично шатаются на летних каникулах по Китаю, волонтерят по нацпаркам США и пишут магистерские диссертации по географии каучсерфинга. Мои же истории типа «А вот, помню, в 2003 году…» все больше воспринимают как легенды смутных времен, когда в Таиланд была еще нужна виза, люди не пользовались смартфонами, а Путин не был президентом.

В общем, я чувствовал себя мамонтом, который забыл вовремя вымереть, и старался, как мог, переквалифицироваться в «цивилизованного» путешественника, что ночует в отелях, летает на самолетах, а рюкзак за плечами носит лишь из чувства ностальгии. Получалось не очень, но я старался. И тут кризис. Как модно сейчас говорить – внезапно. Ценник путешествия лезет вверх, привыкшая к загранице общественность в панике. И тут на сцену снова выходим мы, динозавры той эпохи, когда самостоятельно в нашей стране путешествовали только два типа маргиналов: те, у которых денег было очень много, и те, у кого их не было вовсе. У нас есть опыт в бюджетных путешествиях, но за последние несколько лет мир сильно изменился. Накопленное сакральное знание о поиске районов дешевых отелей легко перебивается умелым использованием сайтов-агрегаторов по поиску бюджетного жилья. А навык нахождения ошибочных тарифов авиакомпаний (благодаря которым можно, например, улететь из Москвы в Бразилию и обратно за несколько сотен долларов) экономит больше, чем все возможные ухищрения олдового бюджетного путешественника.

Поэтому я надеюсь, что наша книга будет интересна и опытным путешественникам (неважно, бюджетным или не очень), хотя прежде всего она рассчитана на начинающих покорителей дороги и на тех, кто никогда раньше не задумывался о необходимости экономии бюджета в путешествии.

Наша философия – экономия в путешествии не делает последнее менее комфортным, она делает бюджет поездки более рациональным и позволяет посмотреть больше и даже лучше за те же (а то и за гораздо меньшие) деньги.

Авторы книги не только опытные путешественники, но и люди, знакомые с индустрией путешествий изнутри. Это прежде всего относится к моему прекрасному соавтору – Марии Оленевой, без преувеличения легендарной личности в среде самостоятельных путешественников, которая успела попутешествовать, пожить и поработать в туристической индустрии на всех континентах, кроме Антарктиды.

Книга построена по принципу движения от общего к частному. Первые главы касаются общих вопросов бюджетного путешествия, а затем разбираются его составляющие: сбор информации, визовые вопросы, проживание, перемещение и т. д. Чтобы не быть голословными, мы постарались дать, где это возможно, небольшой региональный обзор по каждому вопросу.

Мы очень надеемся, что, прочитав эту книгу, российский путешественник перестанет стесняться ездить автостопом, ночевать через каучсерфинг, летать хитрой комбинацией чартеров и лоукостеров и питаться лишь уличной едой. Ведь отныне он не нищеброд, а эффективный менеджер своих ресурсов в условиях кризиса. Выходите из сумрака, коллеги юрского периода и новые виды путешественника российского. Выходите на дорогу. И вперед, в путешествие своей мечты!

Семен Павлюк

Самый важный график путешественника

Обычно, когда говорят о путешествии, рассматривают соотношение времени и денег . Якобы можно добиться чего угодно, потратив или много денег, или много времени, или некую пропорцию и того, и другого. Много денег, но нет времени – покупайте авиабилет или берите такси до точки назначения. Много времени, но нет денег – пишите название точки назначения маркером на картонке и идите ловить попутку на трассу. В зависимости от соотношения денег и времени можно поехать на автобусе или арендовать автомобиль.

Но не менее важен и ресурс усилий , потраченных на организацию путешествия и достижение его целей и задач. Далеко не всегда эти усилия можно свести к денежному или временному эквиваленту, хотя они могут сэкономить и время, и деньги. Например, потратив определенное количество усилий, можно найти комфортный вариант разделения стоимости поездки (см. стр. 260), который позволит преодолеть необходимое расстояние на автомобиле дешевле и быстрее автобусного переезда. При поиске авиабилета в течение 4 месяцев он может быть в 4 раза дешевле, чем при поиске в течение недели. Потраченные несколько часов на оформление удобной для путешествия валютной банковской карты отобьются тысячами рублей экономии уже в первой поездке (ведь использование в поездке рублевой банковской карты влечет повышенные комиссии за конвертацию валют).

Усилия по подготовке путешествия отнимают время и моральные силы. Те, кто не хочет тратить усилия (а также нервы) на самостоятельное получение виз и поиск отелей, обращаются в турагентства. Кто не хочет мучиться с подготовкой маршрута, нанимает гида. Причем это не признак слабости или занятости – даже опытные путешественники при получении визы Китая в Москве обращаются в турагентства. Самостоятельный сбор требуемых документов отнимает слишком много усилий.

Плюс ресурса усилий в его нарабатываемости и совершенствовании. Усилия для подготовки к путешествию – это еще и умение. А любое умение можно развить, «прокачать». Чем больше у человека опыта, полезных навыков и знаний о путешествиях, тем меньше усилий ему приходится затрачивать на поиск дешевых авиабилетов, устраивающих его отелей и получение туристических виз. Чем больше усилий вложено в подготовку поездки, тем меньше времени в процессе путешествия придется уделять доработке маршрута. Данная книга не научит зарабатывать деньги и не найдет дополнительное время для поездки. Но она поможет минимизировать усилия для подготовки и проведения успешного путешествия.

Бюджет поездки

Бюджет путешествия в первую очередь зависит не от страны, куда планируется ехать, а от привычек и особенностей конкретного путешественника. У каждого есть собственное мнение о ежедневных денежных расходах. В длительной поездке средний путешественник в день тратит примерно ту же сумму, что и на родине. Просто в дешевой стране он получает за эти деньги больше комфорта, чем в дорогой.

Универсальных правил для составления бюджета не существует. Можно сделать примерный список неизбежных трат (авиабилет, визы, входные билеты в обязательные к посещению достопримечательности, снаряжение, которые необходимо купить в процессе путешествия). Потом прикинуть ежедневные расходы : сколько в выбранном регионе в среднем уходит на проживание, питание, транспорт и связь, умножив получившуюся сумму на количество дней в пути. В конце надо прибавить дополнительные расходы – некую константу на шопинг, сувениры и т. д., а также некоторое количество денег на непредвиденные расходы . Если финальная сумма кажется слишком большой, скорректируйте ее в сторону уменьшения, отказавшись от дорогих вариантов проживания в пользу дешевых и бесплатных (см. главу «Проживание», стр. 183). Подумайте также, как сэкономить на перемещении (см. главу «Передвижение», стр. 231) и питании (см. стр. 220), или исключите из маршрута самые затратные отрезки.

Экономия бюджета – отдельное искусство, которое у иных путешественников переходит в разряд своеобразного спорта. Иногда кажется, что цель некоторых из них – изучить границы человеческих возможностей. А можно ли путешествовать по этой стране на 5 долларов день? А на 3 доллара?

Ключевой момент успешного путешествия – видеть грань между здоровой и нездоровой экономией . Одно дело отказаться от лишнего коктейля за ужином и купить билет в плацкартный вагон вместо купейного. Другое – морить себя голодом и всю ночь ехать стоя в переполненном вагоне поезда самого низкого класса из возможных.

Те, кто пытается немного сэкономить, часто в итоге много теряют . Путешественники, пытающиеся найти отель на доллар дешевле, рискуют попасть в сомнительную ночлежку, где их обворуют. Те, кто выбирает место ужина по принципу «как можно дешевле», повышают риск пищевого отравления. Следующие за этим расходы на лекарства и внеплановую остановку в отеле на время болезни многократно перекроют выгаданную сумму. Чем дешевле и многолюднее общественный транспорт – тем выше риск кражи вещей. Можно пойти пешком от вокзала до отеля, пожадничав потратить 10 долларов на такси, вопреки советам путеводителя, и нарваться на вооруженное ограбление. Стоит ли экономия 10 долларов потери фотоаппарата за 500 долларов и всей наличности?

Составьте бюджет поездки:

Неизбежные траты (авиабилеты, визы, входные билеты);

Ежедневные расходы (проживание, питание, транспорт, связь);

Дополнительные расходы (шопинг, сувениры и т. п.);

Непредвиденные расходы.

Экономия – одна из основ продолжительного путешествия. Однако надо помнить, что основа бюджетного путешествия – не потратить как можно меньше денег, а продлить путешествие за счет разумной экономии.

Ступени комфорта

Каждый, кто отправляется в путь, должен спросить себя: что ему необходимо для комфортного путешествия. Не стоит чрезмерно увлекаться удешевлением поездки, отказываясь от интересных, но недешевых достопримечательностей, вкусной еды и удобного транспорта. Чтобы не перегнуть в вопросе экономии палку, важно осознанно подходить к своим потребностям. Не надо голодать или ставить себя в ситуацию, когда в течение дня единственные эмоции – усталость, фрустрация и раздражение. Также не стоит лениться, потакая сиюминутным желаниям и не давая себе возможности попробовать собственные силы. Здоровый аскетизм в сочетании с уважением к себе и заботой о своем организме – ключ к гармоничному путешествию.

У каждого человека свой минимальный уровень комфорта . Некоторые прекрасно обходятся тарелкой риса в день, другие не могут нормально высыпаться в дешевых отелях с неудобными кроватями. Приемлемый уровень комфорта – величина непостоянная. К его пониженному уровню можно привыкнуть, если для этого есть мотивация. Молодым путешественникам обычно легче справиться с этой задачей.

Очень часто достаточно поднять уровень комфорта на одну ступень – и путешествовать сразу станет проще. Жутковатого вида ночлежка в Бамако (Мали) обойдется в 10 долларов за ночь, а уютный гестхаус в колониальном стиле – в 15. Спартанский двухместный номер в шумном стокгольмском хостеле стоит 70 долларов, а аутентичная каюта корабля-отеля с видом на городскую ратушу – 75 долларов. Всего 5 долларов, а насколько разные эмоции.

Если вам это важно – прибавьте 10–20 долларов к дневному бюджету и используйте отели и рестораны чуть более высокого класса. Путешествие должно приносить радость, а не быть постоянным источником раздражения.

Смысл путешествия и приоритеты потребностей

Определить смысл поездки не проще, чем ответить на вопрос, зачем человек вообще путешествует. Ответов примерно столько же, сколько самих путешественников. Кто-то ищет себя, а кто-то от себя бежит. Кто-то стремится увидеть новые страны и познакомиться с иными культурами, а кто-то просто хочет хорошо провести время. Но, в общем, все ответы сводятся к двум основным группам: познание себя и познание мира.

Постарайтесь ответить на вопрос о смысле своего путешествия максимально честно. Оставьте красивые слова о поддержке мира во всем мире для рекомендательных писем и поиска спонсоров. Вслушайтесь в себя. Зачем вам ехать на другой конец земного шара или отправляться в трансазиатское путешествие? Хотите записать этот факт себе в биографию? Стремитесь отыскать страну с самыми красивыми девушками/мужчинами? Или, наоборот, самая красивая девушка уже найдена и это лишь способ произвести на нее впечатление?

В зависимости от ответа продумывайте маршрут. Если важен сам факт свершения – выбирайте максимально простую и скоростную траекторию. Или если задача найти идеальный пляж – не удаляйтесь от зоны тропиков.

Нет заранее заготовленного ответа? Придумайте «фишку» путешествия. Отправляйтесь по местам исторических событий или вслед за героями любимых книг. Повторите маршрут Великого шелкового пути или Гранд-тура. Проследуйте вслед за Марко Поло и Николаем Гумилевым, не выпуская из рук их путевых заметок. Поищите ответ на вопрос: «Кому на Руси жить хорошо?»

Нет настроения думать о высоком? Тогда пусть это будет прогулка от одного футбольного стадиона к другому. Или поиски идеальной чашки эспрессо. Или ежедневное селфи со встреченным в дороге незнакомцем. Все это придаст цельности путешествию, не позволит ему наскучить раньше времени.

Не менее важно определить собственные приоритеты потребностей в путешествии. Что важнее: увидеть больше городов и достопримечательностей, не выходить из зоны комфорта или получить экстремальные ощущения? Важен ли хороший отель каждый день или ради поездки в отдаленный природный парк и посещения племени пигмеев вы готовы несколько дней прожить в палатке? Важен ли индивидуальный транспорт или не смущает перспектива транспорта общественного? Вы сторонник гастрономического туризма и путешествуете, чтобы есть, или, наоборот, едите, чтобы путешествовать? Правильно расставленные приоритеты помогут сформировать адекватный бюджет поездки.

Продолжительность путешествия

Короткие путешествия в пересчете расходов на день получаются самыми дорогими. Стоимость визы, авиабилетов и других разовых расходов, поделенная на 10 дней, в ежедневном бюджете будет в десять раз выше, чем при делении на 100 дней. Другими словами, каждый дополнительный день путешествия если не удешевляет авиабилет, то уж точно оправдывает его.

Также с каждым днем путешествия снижаются ежедневные траты . В начале поездки путешественник тратит больше денег, чем под конец. Он еще не ориентируется в новой стране, не знает адекватного уровня цен, не умеет торговаться на рынке, не понял, какие продукты дешевле. Приходится докупать что-то из снаряжения. Уличные кафе для местных жителей пугают незнакомыми запахами – приходится идти в ресторан для туристов. Ходить пешком по жаре не хочется – проще сесть в кондиционированный автобус или в такси. Способы экономии еще не выявлены. Со временем привыкаешь к жаре, местной пище, рюкзаку за спиной, и тратить лишние деньги хочется все меньше и меньше.

Любая страна дешевеет с каждым днем пребывания в ней. В первые дни знакомства с Австралией или Исландией путешественник только и делает, что возмущается их дороговизной. Через пару недель эмоции уступают знанию местных особенностей и опыту экономии. И оказывается, что эти страны отличаются бесплатными музеями и природными достопримечательностями. Здесь легко путешествовать автостопом (причем он распространен и среди местного населения). При должном поиске можно найти дешевое жилье, а продукты в бюджетной сети супермаркетов не дороже, чем в соседних странах региона. По отзывам туристов о финансовой стороне пребывания в конкретной стране обычно легко понять, как долго пробыл в ней рассказчик.

Еще более радикально падают ежедневные расходы во время пребывания в дешевой стране Азии или Латинской Америки. В первые дни путешественник не может нарадоваться на низкие цены, а потому покупает и заказывает в кафе много лишнего («Весь стол нам уставили блюдами, и это всего на 300 рублей!»). Но постепенно он адаптируется к уровню цен и мыслит уже здешними категориями, сравнивая стоимость обеда или поездки на такси с местными аналогами, а не с московскими.

Все меняется

Это главное правило путешественника. При современной динамике развития международного туризма все меняется с калейдоскопической скоростью. Темпы, с которыми происходят изменения, поставили под сомнение всю индустрию практических путеводителей, устаревающих еще до выхода в печать. И речь не только о стоимости проживания или входов в музеи. В городах Ближнего Востока и Восточной Азии как грибы после дождя растут небоскребы и целые кварталы. Открываются новые терминалы аэропортов, линии метро, автострады. Можно вернуться в страну через пару лет и не узнать ее.

Ищите самую свежую информацию. Лучше – недельной давности. В некоторых странах, живущих в эпоху перемен (например, в Мьянме, Непале или в Зимбабве), ситуация может кардинально измениться в считаные месяцы. Например, в городах Мьянмы в конце 2011 года почти не было Интернета, а валюту было выгоднее менять с рук на черном рынке. А в середине 2012 года интернет-кафе и wi-fi уже были распространены повсеместно, валюту же стало выгоднее менять в государственных банках и обменных пунктах.

Как любит писать сверхпопулярный среди самостоятельных путешественников путеводитель Lonely Planet: «Хорошие места становятся плохими, плохие становятся банкротами». Это особенно верно для многих развивающихся стран, где не принято тратить силы на поддержание инфраструктуры в должном состоянии. Работающий в сфере индивидуального туризма друг как-то рассказывал нам, что при выборе для клиента отеля на Мальдивских островах принято ориентироваться прежде всего на год открытия отеля. Если он открыт только что – все будет замечательно. Но даже в зарекомендовавший себя отель уже нельзя селить туристов, как только ему исполнится два года. Ремонтом на Мальдивах заниматься не принято, а потому в условиях влажного тропического климата как номер, так и состояние инфраструктуры может оказаться неудовлетворительным.

То же верно и для бюджетного сектора. Вместо «раскрученных» в путеводителях хостелов и ресторанов, где от потока клиентов упал уровень обслуживания и выросли цены, пользуйтесь только что открывшимися заведениями с уютными и недорогими номерами и отличной кухней. Узнавайте о них на тревел-форумах, в онлайн-путеводителях и из советов встреченных по дороге коллег-путешественников.

Путешествия самостоятельные и не очень

Туристы и путешественники

Туристы и путешественники – диалектика современной индустрии туризма. Казалось бы, все просто: путешественник – самостоятелен, турист – зависим от турфирмы. Но на самом деле все немного сложнее. Это пересекающиеся категории, а не две стороны одной медали. И порой турист – больший путешественник, чем самостоятельный бэкпекер. Самостоятельность путешествия – лишь одна из возможных характеристик, а не знак качества. Но обо всем по порядку.

Путешественник

Путешествие должно отвечать двум основным характеристикам: передвижение и познание . Во-первых, путешественник должен смещаться в географических координатах. Этим он отличается от путешественника на диване, который изучает глубины Африки вместе с героями любимых книг и знакомится с достопримечательностями Парижа по картинкам в глянцевом путеводителе. А также от виртуального путешественника, который может наблюдать закат в заповеднике Масаи-Мара или панораму Манхэттена при помощи установленных в нужных точках веб-камер.

Во-вторых, путешественнику следует осознавать пространство, по которому он передвигается. Или себя в этом пространстве. Не важно, занимается он познанием мира или познанием себя, но путешествие должно вести к приращению знания. Должна быть рефлексия увиденного и прочувствованного. В конце концов, путешествию необходим смысл или хотя бы подспудный поиск смысла. Иначе мы говорим просто о бродяжничестве – состоянии, когда человеку уже все равно, куда он движется и что его окружает. Бродягу интересуют другие вещи: что поесть, где поспать, как бы раздобыть денег. Фактически он ведет ту же жизнь, что и большинство из нас, только в отличие от подавляющего количества обычных людей дома у него нет. Передвижение в пространстве и есть его будни, его рутина.

Турист

За последнюю четверть века понятие «турист», по крайней мере в нашей стране, поменяло свое значение. В советские времена различали «туриста » и «отдыхающего ». Первый ходил по горам с рюкзаком, тогда как второй отдыхал «на югах». С падением «железного занавеса» и появлением турфирм понятие «туризм» из образа спортивного и активного отдыха (его теперь все чаще заменяют модным словом «экстрим») трансформировалось в нечто расслабленное и гедонистическое. Турист теперь, в современном понимании этого слова, и есть отдыхающий. Человек, проводящий отпуск в иных географических координатах, нежели его работа и обыденная жизнь.

Среди тех, кто вздрагивает от слов «турфирма» и «массовый туризм», «турист» – слово ругательное. Это якобы такой безвольный тип, который и шагу не может ступить без гида, да и вообще редко делает хоть какие-либо шаги. Часто он даже не выходит за территорию своего отеля, предусматривающего программу «все включено». Антитезой антигерою-туристу служит герой-путешественник.

Но так ли справедливо подобное разделение? Безусловно, человек, приехавший по путевке в Анталию и не выходящий за пределы отеля, – это не путешественник. Он прибыл не ради познания, а для отдыха. А вот турист, также прибывший по заранее оплаченной путевке, но активно пользующийся предлагаемыми в отеле экскурсиями, – уже путешественник. Он стремится увидеть окружающий мир и хочет узнать о нем больше. И у такого туриста может быть миллион причин, почему он выбрал экскурсионный тур, а не самостоятельную поездку: например, незнание местного языка или возраст, когда путешествовать в одиночку уже сложно, или привычка к комфорту, или ему кажется, что с гидом можно узнать гораздо больше, чем самостоятельно. Наконец, организованный туризм иногда бывает банально дешевле самостоятельной поездки в те же самые места.

В конце концов, даже самые известные путешественники не обходились без услуг местных гидов. Вряд ли бы Ливингстон открыл водопад Викторию, а Стэнли пересек Африку от океана до океана без проводников из числа туземцев.

10 октября 2013 года 34-летний житель Дании Торбьорн Педерсен вышел из дома и пообещал вернуться, только когда объедет все страны мира, ни разу не ступив на борт самолета. Желая усложнить задачу, Тор обязался провести в каждой стране не меньше 24 часов. А чтобы не сойти с дистанции на полпути из-за нехватки денег, бывший логист поставил себе еще одно условие: не выходить за рамки бюджета - $20 в день.

В своем блоге путешественник называет себя первым, кто отважился на такое приключение. Формально с ним можно поспорить. В 2015 году галочку напротив последнего пункта в списке из 193 признанных ООН стран поставил Артемий Лебедев - однако он не был так ограничен в средствах, делал перерывы между поездками и использовал воздушный транспорт. Еще раньше, в 2012-м, мир облетела новость об окончании путешествия британца Грэма Хьюза, побывавшего в 201 стране без использования самолета. Но Грэм засчитывал страны независимо от того, сколько времени он в них провел, — пусть даже одну минуту. В 2013-м звание самого молодого человека, посетившего все страны в мире, завоевал норвежец Гуннар Гарфорс. Он увидел 198 государств, путешествуя по выходным.

203 - столько стран Тор увидит, прежде чем сможет вновь побывать в Дании.

Тор не планирует делать перерывы и намерен строго соблюдать поставленные самому себе условия. Исключив из списка большинство территорий со спорным статусом, он остановился на цифре 203 - столько стран он увидит, прежде чем сможет вновь побывать в Дании. По прогнозам самого путешественника, к оседлой жизни в родном королевстве он вернется уже 40-летним набравшимся опыта викингом - нелегкое испытание для его девушки, которой приходится отправляться в новую незнакомую страну каждый раз, когда хочется повидать любимого.

Тор пользуется общественным транспортом или бесплатными попутками (иногда попуткой может оказаться даже пирога), предпочитает ночевать у новых знакомых, которых заводит в дороге, и не привередничает в еде. Но его самый действенный способ экономить — отказ от авиаперелетов. Идея кажется особенно разумной, если твое путешествие длится уже три года, за которые скромный лимит $20 в день сложился в пугающие $21 900.

Но что делать, если следующий пункт твоего маршрута находится на другом краю Земли? За эти годы Тор девять раз перемещался на дальние расстояния на контейнеровозах. Благодаря сотрудничеству с Красным Крестом, амбассадором которого он выступает в своем кругосветном путешествии (он рассказывает о работе организации журналистам и делится историями ее волонтеров в своем блоге), почти каждый раз ему удавалось договориться о погрузке на судно бесплатно. Впрочем, в одну из поездок ему все же пришлось потратить $60 на страховку, заплатить за ночлег и питание на борту ($15 в день) и вдобавок пообещать жизнерадостную статью о прелестях этого путешествия. И хотя такой способ пересечения, скажем, Атлантики может занять две недели вместо сносных 10 часов на самолете, о полученном опыте Тор не жалеет. «Все время, пока длится этот проект, у меня почти не бывает передышек. Я разбираюсь с визами, выясняю, как пересечь границу, завожу новых знакомых, встречаюсь с представителями Красного Креста или прессой. Когда я путешествую на контейнеровозе, я словно беру отпуск», - объясняет он в интервью для Vice.

Ставшее традиционным название лодок индейцев и народов Океании. Произошло от названия лодок, в XVI–XIX веках распространенных у побережья Карибских островов, Южной Америки и Африки.

За время путешествия Тор переболел малярией, чуть не потерялся в Гренландии и готовился прощаться с жизнью на борту контейнеровоза во время шторма.

Иногда эти поездки оказываются даже роскошными. На некоторых судах можно подключиться к Wi-Fi, а последний раз на борту была даже сауна и крытый бассейн. Среди дополнительных бонусов, которые перечисляет Тор, - возможность увидеть дельфинов, китов и северное сияние, хотя «большую часть времени ты видишь только воду».

За время странствий датчанин переболел малярией, вплотную познакомился с бюрократией, процветающей на границах некоторых африканских государств, чуть не потерялся в Гренландии, прощался с жизнью на борту контейнеровоза во время шторма посреди океана, побывал на мусульманской свадьбе в Сьерра-Леоне и похоронах в Церкви адвентистов седьмого дня в Сан-Томе, встречался с пятидесятниками в Нигерии, был на службе в синагоге в Найроби и сделал любимой предложение на высоте 4 985 метров - на одном из самых высоких пиков Кении, второй по величине горы в Африке после Килиманджаро (сказав «да», она заплакала и тут же испугалась, что слезы заледенеют прямо на лице).

Одна из главных целей Тора в этом проекте - показать, что мир лучше, чем кажется по заголовкам новостей.

Решение посвятить несколько лет жизни этому проекту Тор объясняет несколькими причинами. Во-первых, смертельно устав после многих лет офисной работы, он однажды решил сделать то, чего еще никто не делал прежде, и своим примером вдохновить других: «Не уверен, что в начале этого проекта мной руководило что-то, кроме жажды приключений. Мне очень нравились слова, сказанные альпинистом Джорджем Мэллори, когда его спросили, почему он хотел взойти на Эверест: „Потому что он есть!“» Во-вторых, как амбассадор Красного Креста важной частью своей миссии он называет распространение информации о деятельности организации.

Но одна из главных целей Тора в этом проекте - показать, что мир лучше, чем кажется по заголовкам новостей. «Хотя мир полон ужасов, большинство из тех, с кем мы живем на этой планете, - хорошие люди… И каждая страна в мире имеет право считаться лучшей». Тор не скрывает разочарований, которые неизбежны для путешественника с очень скромным бюджетом и целью посетить даже самые непопулярные уголки Земли. И хотя иногда, по его словам, хочется все бросить, заказать хороший стейк и отдохнуть, он слишком далеко зашел, чтобы сдаваться.

Участник трех британских экспедиций на Эверест (в 1921-м, 1922-м и 1924 году), считается первым человеком, предпринявшим попытку восхождения на его вершину. Пропал без вести во время восхождения 8 июня 1924 года вместе с напарником по связке Эндрю Ирвином.

Путешествовать по всему миру, видеть захватывающие места и не платить за это деньги - мечта многих украинцев. Однако далеко не каждый решится оставить все и уехать за тридевять земель, не имея при себе ни копейки.

Макс Бурцев и Леонид Кантер делали это не один раз. Именно отсутствие денег, говорят они, помогает открывать настоящую страну, без туристических маршрутов и завтраков в гостиницах.

INSIDER выяснил у путешественников плюсы и минусы таких поездок, куда лучше ехать и что взять на заметку, собираясь в путь.

Зачем ехать?

"В первый раз хотелось выйти из зоны комфорта и по максимуму забыть обо всех клиентах, проектах, договорах, налоговых и пр. После того, как месяц провел в Шотландии, понял, что ни одна обычная поездка не даст столько эмоций, неожиданных встреч и сценариев, опыта и впечатлений, как поездка без денег", - рассказывает Макс.

Макс Бурцев

По его мнению, гораздо глубже можно погрузиться в культуру страны, если едешь без денег. Ты начинаешь общаться с совершенно неожиданными людьми и попадаешь в необычные ситуации.

"Мы ехали без денег. Соответственно, спали, где придется. УБундестага, в полях. Ели, где придется. Был случай, когда спали прямо возле Бундестага. Даже не знаю, почему нас не "повязали". Мы проснулись в окружении японских туристов. Они сначала фоткали нас, потом пошли фоткать Рейхстаг. Нас обходили уборщицы. Мы проснулись на листве, а все вокруг было убрано. Очень нежно, трогательно, классно", - говорит Макс.

Режиссер и путешественник Леонид Кантер обошел почти весь земной шар в рамках культурной экспедиции "С табуретом". Одно из его путешествий затянулось на год - ребята обошли всю Северную и Южную Америку, достигнув мыса Горн.

По мнению Леонида, нас с детства учат, что для всего нужны деньги. При этом большинство людей на планете мечтают о двух вещах: путешествовать по миру и иметь уютный дом в красивом месте. Но отсутствие денег замораживают эти мечты.

"В первое свое путешествие без денег я ехал для самопознания. Ведь, попадая в неизвестные обстоятельства, человек моментально сбрасывает наработанные за жизнь маски и начинает видеть, кто он есть на самом деле. Также это знакомство с собой и миром, в котором выпало счастье жить. Драйв. Оказаться без денег в чужой стране - это ощущение подобное прыжку с парашютом, точнее даже свободного падения. Каждый день абсолютное ощущение "тут и сейчас", - рассказывает Леонид.

На что жить?

По словам Леонида, с работой проблем нет. Ведь во всем мире нужны честные, трудолюбивые, самоорганизованные сотрудники. "В ресторанах и кафе платят каждый день, что очень удобно. Но следует помнить, что зарабатывать деньги без разрешения незаконно. Это может вызвать проблемы, вплоть до депортации", - говорит он.

Во время похода к Атлантическому океану Леонид с друзьями, показывал театральную постановку "Коза" местным жителям. А те в свою очередь приглашали их поесть или переночевать.


Максим Бурцев спит в парке перед зданием Бундестага

Практически не было проблем с едой и ночевкой и у Макса во время поездки в Данию и Германию. Они с другом ловили авто, заводили беседы с водителями, которые очень часто потом кормили их, реже - оставляли у себя на ночлег.

"В Шотландии я кем только ни работал: столяром, уборщиком, маляром, мойщиком посуды, собирателем улиток, рекламистом. Есть даже рекомендательное письмо", - рассказывает путешественник.

Как утверждает Макс, вся работа была необычной. Самым страшным было получать отказ, предлагая свои услуги. "Чтобы найти одно место работы приходилось обойти около 40-50 заведения. Но голод заставлял. Он и заставил первый раз познакомиться с бездомным. Но если не знаешь, как найти решение - просто начни общаться, неважно, с кем. И даже не совсем важно, о чем", - говорит он.

Также нужно улыбаться. Даже если болит спина, даже если растер ногу в кровь, даже если от голода злишься на весь мир - улыбайся! "Никому не в кайф помогать человеку с мрачным лицом", - добавляет Макс.


Леонид Кантер с женой и дочкой. Семейный автостоп

Что брать с собой?

По словам Леонида, нужно брать все. И если не влезет в один рюкзак, то брать нужно два. Дорога быстро учит, что лишнее.

"Я брал палатку, рюкзак, спальник, каремат, телефон, одежду и аккумулятор. Все остальное у меня появлялось по пути. Есть люди, которые путешествуют с маленькими сумочками или вообще без вещей. Но это высший пилотаж", - говорит Макс.

Бюджет

"Решение о Шотландии было принято за пару минут, и через месяц я уже летел в самолете. К поездке по Европе и США мы готовились около месяца. Например, поездка в Шотландию мне обошлась приблизительно в $450, где билеты лоукостами стоили $350, + $100 на первый завтрак, дорогу из аэропорта в Эдинбург и сим-карта. С Европой все проще - там самолет необязателен", - делится Макс.

По словам Леонида, расходы могут быть очень индивидуальными. Кто-то не может без утреннего кофе, кто-то без сигарет или сладкого. Но если нет зависимостей, то расходы минимальны.

Что следуют увидеть

Мир прекрасен по-своему. По словам Леонида, конечно, бедные страны более уникальны, аутентичны.

"Я бы посоветовал посмотреть все. Только когда путешествуешь, начинаешь ценить и любить свою страну не за популистские лозунги, а своей собственной любовью. Каждому украинцу я бы посоветовал посетить монгольскую пустыню Гоби. После этого они бы поняли, что мы со своими черноземами живем как в раю", - говорит Леонид.

По мнению Макса, нужно обязательно посетить остров Скай в Шотландии, потому что там невероятная по своей красоте природа и нет людей. Внимания также стоит Лондон за его атмосферу и визуальную культуру. Амстердам - за каналы и атмосферу вседозволенности. Чикаго - за его пляжи для собак и купание в озере. Мичиган в окружении небоскребов, а также грузинский Сигнахи, потому что он чертовски уютный и красивый.

Выгоды от поездок

"Для меня все это было источником нового опыта и впечатлений. Не могу назвать ни одного минуса. Для кого-то вся поездка может оказаться сплошным минусом - отсутствие еды, дискомфортные условия, нехватка денег, языковой барьер…", - говорит Макс.

Леонид также видит в своих поездках только положительные стороны. Ведь везде, в основном, добрые люди.

"Я путешествую со своей женой Дианой и дочерями автостопом и пешком. Мы спим, где придется, едим так же, и при этом мы абсолютно счастливы, потому что жизнь прекрасна. У меня такой принцип: где бы ты не ночевал, солнце все равно взойдет и утро все равно наступит. Так что не стоит об этом беспокоиться", - говорит он.

"Однажды я купался в реке Мароньон в Перу. Местные жители заверили, что крокодилов там нет, при этом на мой заплыв они смотрели с опаской и недоверием. Когда я вернулся на берег, то узнал, что река кишит пираньями", - рассказывает Леонид.

Следующая точка

Сейчас Леонид отправился в Африку. На прошлой недели он с семьей прилетел в Египет. Мои дети, ощутив теплый ветер, сняли обувь и босиком побежали по аэропорту - навстречу морю и Африке. Начался путь "В гости к племени Хамер" - делится Леонид.

"Последнее время меня восхищают маленькие громады. Пару лет назад, я жил в племенах индийцев Амазонки и островов Карибского моря. Много чему научился. Теперь мечтаю об Эфиопии. Их опыт не цивилизованный, он глубже - природный, и это то, что я хочу воплотить на нашем хуторе в Обирок", - добавляет он.

В планах Макса - поездка в Исландию. "Это северная страна, а я люблю север. К тому же она достаточно маленькая, я думаю обойти ее пешком", - говорит он.

Кому подходит такой лайфстайл?

"Кому подходит - не знаю. Думаю, тем, у кого шило в заднице, тем, для кого сильные эмоции и впечатления - главный жизненный ресурс, тем, кто любит выходить из зоны комфорта и видит в этом источник собственного роста. А поехать может любой. Тот, кому понравится - продолжит. Остальные поймут, что это не для них и займутся чем-нибудь другим", - говорит Макс.

Он убежден, что мечты нужно реализовывает, даже если что-то мешает.

"Нет денег, нет времени, завалы на работе, девушка/жена, которая не отпускает и устраивает истерики, собака, которую не с кем оставить, нестабильная политическая и экономическая ситуация в стране, здоровье шалит, депрессия, открытие своей компании, банкротство, закрытие своей компании или тупо просто "пока не время" или "… но вот через гоооодик".

Всегда что-то мешает. Всегда. Именно поэтому реализация мечты — это такая же тяжёлая работа, как и та, которой вы занимаетесь ежедневно. Только в данном случае это работа по решению всех вопросов, стоящих на пути воплощения в жизнь мечты. Мечты надо реализовывать. Хотя бы для того, чтобы освобождать место для новых. И потом не говорить "Чёрт, я тебе так завидую" незнакомцу на скамейке", - добавляет Макс.


Где-то в Мексике

В свою очередь Леонид считает, что каждому человеку необходима самореализация. "Слава Богу, войны нет, но подвигов хочется. Доказать себе, что ты на что-то способен. Отнести табуреты к четырем океанам… Это очень приятное чувство, когда ты достигаешь цели, казавшейся фантастической мечтой. После этого уже не хочется ни с кем и ни с чем мериться", - рассказывает Леонид.

Все фото - из Facebook

«МР» попросил трех участников проекта дать советы тем, кто решится отправиться путешествовать без виз.

«Ситуация может поменяться неожиданно»

Фото из личного архива Валерия Шанина.

Валерий Шанин: «Прежде, чем отправляться в какую-то страну, даже безвизовую, полезно уточнить текущую ситуацию. Например, в Мьянме приняли решение о выдаче виз на границе. И поначалу их действительно оформляли по прилету. Но затем эту практику приостановили - из-за грядущих выборов. Но выборы прошли, а отменить запрет забыли. Поэтому формально визу в Мьянму можно оформить на границе, а на практике это пока невозможно.

Во многих формально визовых странах создаются специальные безвизовые зоны. Например, без виз можно въехать в курортные районы или свободные экономические зоны Китая, Кореи, Египта, Иордании. При этом я платил деньги на выезд из Иордании, так как въезжал через свободную экономическую зону - без визы и бесплатно, а выезжал из другого места.

Египетскую визу можно оформить по прилету - за 15 долларов. Так это и делают миллионы наших туристов, приезжающих отдохнуть в Шарм-эль-Шейхе. Однако они могли бы этого и не делать. В Египте Синайский полуостров находится на особом положении - въехать на него можно и без визы, а значит, бесплатно. Проблемы могут возникнуть только при попытке поехать в африканскую часть Египта - например, к пирамидам в Гизе или в Луксор. Но те, кто за территорию отеля выходить не собирается, могут не платить за египетскую визу, а получить бесплатный синайский штамп. На границе пограничники его никому не навязывают, предпочитая собирать деньги за визу. Но и не отказываются ставить, если попросить.

С проблемами я столкнулся при поездке по малазийской части острова Борнео. Формально между штатами Саравак и Сабах есть сухопутная граница - в непроходимых джунглях. Единственная автомобильная дорога проходит через территорию независимого Брунея. Связываться с оформлением даже транзитной визы в эту страну не хотелось - очень уж долго. Из Сабаха я попал на островок Лабуан на пароме, а оттуда пришлось лететь - чтобы попасть из одной части страны в другую. Хотя все рядом.

Есть страны, которые дают предпочтение тем , кто приезжает из России. Например, в Тунис без визы пускают только тех, кто прилетает из нашей страны (а потом улетает опять же в Россию). И туда мне удалось въехать из Марокко, а уехать в Египет. Но формально могли бы и не пустить. Просто повезло.

Визовые формальности лучше не нарушать . Но если очень нужно, то можно. Например, в Лондоне транзит только на 24 часа, но я был там трое суток, и ничего. В Ливане я тоже просрочил трехдневный безвизовый транзит. И опять же попался не занудный пограничник и не стал цепляться к такой «мелочи».

Будьте готовы к сюрпризам. Крупный прокол у меня был при попытке пересечь очень маленький участок чилийской территории, вклинивающийся в Аргентину. Уже было подписано соглашение между Россией и Чили о безвизовом въезде, но, оказывается, его еще не успели ратифицировать. Развернули на границе и отправили назад. Пришлось перелетать чилийский участок на самолете.

Визовая ситуация может поменяться совершенно неожиданно. Поэтому в путешествии следите за новостями. Например, у меня во время второй кругосветки был случай - когда я выезжал из Москвы, Коста-Рика была безвизовой. Но за несколько месяцев, которые потребовались, чтобы до нее добраться, она ввела для россиян въездные визы. Пришлось оформлять визу в пути. Я зашел в посольство Коста-Рики в Буэнос-Айресе (Аргентина), там заполнил анкету. А получил ее уже в Лиме (Перу).

Безвизовых для россиян стран (я отношу к ним и те, где визу можно оформить в момент пересечения границы) намного больше, чем обычно думают. Ничего утопичного в том, чтобы объехать весь мир без виз, нет. Проблемы могут возникнуть только в Западной Европе, Северной Америке и Австралии с Новой Зеландией.

В первую очередь я бы посоветовал отправиться в Турцию (плюс Северный Кипр) и Таиланд (плюс все соседние страны Юго-Восточной Азии за исключением Мьянмы и Брунея).

Более ненавязчивых пограничников, чем албанские, встречать не приходилось. Они не поставили мне в паспорт штампа ни на въезде, ни на выезде. Притом, что Албания - сама по себе страна интересная, большинство россиян используют ее, чтобы «обновить» въездной черногорский штамп».

«Внимательно читайте все условия»

Фото из личного архива Александры Богомоловой

Александра Богомолова: «Часто бывают недоразумения с визой в Камбоджу. Ее можно сделать в интернете на официальном сайте за 25 долларов, всего на 5 долларов больше, чем на границе. Но на земле у путешественников за визу могут незаконно потребовать и 40 долларов - я дважды с этим сталкивалась. Так что намного проще оформить визу на сайте и вложить в паспорт. Но есть еще сайты-посредники, которые в примечаниях пишут мелким шрифтом, что сбор за оформление - 25 долларов. Внимательно читайте все условия, пока вы не ввели данные своей кредитной карты.

К путешествиям без виз надо тщательно готовиться и узнавать все бюрократические подробности. Иметь при себе несколько фото для документов. Узнавать заранее, сколько стоит въезд или выезд из страны, и в какой валюте лучше иметь эту сумму. Знать, как обстоит дело с наземными пограничными переходами.

Можно делать визы в других странах . Например, я делала бразильскую визу (когда она еще была нужна) в аргентинском городе Мендоса. Просто пришла в консульство, подала документы и через два дня виза была в паспорте. Так же можно сделать визу в Мьянму, пребывая в Бангкоке или Куала-Лумпуре. То есть в длительном путешествии отсутствие визы – не повод менять планы или избегать страны.

Есть нюансы по транзитам. В Сингапуре можно находиться транзитом четыре дня. Но важно, чтобы у вас был прилет и вылет в разные города. Так же надо позаботиться о том, чтобы у вас была распечатана бронь отеля или хостела.

Начать путешествовать стоит с Черногории , так как народы Балкан нам очень близки по духу, и объясняться с ними можно, не зная английского. Конечно же, надо ехать в Юго-Восточную Азию – Таиланд (30 дней без визы), Вьетнам (14 дней), Малайзия (30 дней), Сингапур (четыре дня). Весь этот регион - рай для самостоятельных путешественников, даже девушке там безопасно. С Южной Америкой чуть сложнее из-за дорогих перелетов и обстановки. Но Аргентина и Бразилия того стоят.

Меня порадовало развенчание мифов о Турции, Египте, Таиланде, как о примитивных туристических местах с исключительно отельным отдыхом».

«Будет масса сюрпризов»

Фото из личного архива Олега Семичева

Олег Семичев: «Попадая в новый город, чувствуешь себя ребенком, когда все в новинку, постоянно решаешь разные задачи - от «Где поесть?» до «Куда дальше ехать?». В каждом путешествии будет масса сюрпризов, и главное - получать от всего этого позитивные ощущения.

При этом заранее надо проверить детали и требования для въезда, иначе есть риски потерять купленные авиабилеты, время, деньги и нервы. Многие страны очень упростили въезд. Но некоторые придумывают препятствия – от размера фотографий до требования приглашений принимающей стороны, ваучера туроператоров или брони на отель. В Иран, к примеру, требуется приглашение принимающей стороны. Мы забронировали отель на одну ночь, они выслали письмо с подтверждением, это и было нашим приглашением. А внутри страны переезжали каждый день из города город и по необходимости искали себе жилье - это и гостиницы, и ночевка в палатке, и по гостям, в Иране очень гостеприимный народ, как и во всем Ближнем востоке...

Помните, некоторые страны берут мзду на выезде. В Венесуэле, когда мы истратили всю местную валюту, на вылете с нас потребовали дань, пришлось срочно менять доллары по грабительскому курсу.

Пробовать обходить таможенные посты и въезжать в страны без виз (если они требуются) и без штампиков не советую, шутки с законами плохи, тем более в чужой стране.

Некоторые визовые страны дают разрешения на безвизовое пребывание в случае транзита. Так транзитом мы были три дня в Боснии, два дня в Сингапуре, более суток в Лондоне.

Топ стран без виз, куда бы я советовал поехать : Таиланд – 30 дней без визы, Непал - виза по прилету до трех месяцев, Иран - виза по прилету на 15 дней (нужно приглашение принимающей стороны), Мексика – бронь через интернет на сайте миграционной службы, Вануату – без визы».

Справка «МР »

Бюджет путешествия в проекте «Мир без виз» планируется из расчета $20-50 в день на общие расходы (транспорт, ночлег, питание, достопримечательности) – в зависимости от стран. Дополнительно: авиабилеты; поборы на границах; медицинская страховка – на весь срок.