Информация

Старый гоа. Открыть левое меню старый гоа. Церковь Святого Франциска

В 1510 году город стал столицей Восточных Португальских владений еще при Альфонсо де Альбукерке. В те времена Старый Гоа часто сравнивали с Амстердамом, поскольку объемы продаж зашкаливали. Вместе с экономической успешностью город также воспринимался как религиозный центр.

Достопримечательности старого Гоа

Итак, Старый Гоа был столицей в период, когда португальцы господствовали на территории. На тот момент его население превышало количество жителей Лондона или Лиссабона. На сегодняшний день католические соборы города относятся ко Всемирному наследию ЮНЕСКО. Именно Франциск Ксаверий, святой покровитель Гоа и ранее знаменитый миссионер поспособствовал такому вниманию к городу со стороны туристов. В базилики Иисуса Милосердного хранятся нетленные мощи святого.

Один раз в десять лет можно попасть на демонстрацию мощей святого в Старом Гоа, но стоит предупредить, что в последний раз данное мероприятие собрало более миллиона паломников. Стоит также упомянуть об истории, когда во время одной из таких демонстрации на фоне религиозного экстаза одна набожная прихожанка откусила покойному святому палец левой ноги. С тех пор мощи показывают исключительно под стеклянной крышкой гроба.

Каждый турист, посещеющий Старый Гоа, просто обязан посетить Собор Святой Екатерины, расположенный через дорогу от упомянутого выше базилика Иисуса Милосердного (Бом Хесус). Данная христианская церковь является наиболее крупной среди всех соборов Юго-Восточной Азии. Еще одна местная святыня – «растущий крест», хранящийся в одной из капелл собора. Легенда гласит о том, что однажды пастух решил вырезать деревянное распятие, чтобы украсить дом. Во время работы ему явился образ самого Иисуса, именно тогда монахи решили хранить вырезанное пастухом распятие в специально отведенной часовне. Пока часовня строилась, распятие каким-то образом увеличилось до размеров Голгофского креста. Ходят слухи, что он и до сих пор растет, исполняя желания приходящих.

Сегодня в Старом Гоа есть еще множество действующих церквей, несмотря на то, что многие превратились в музеи государственного типа. Каждое монументальное строение отображает гармоничную последовательность разных стадий архитектурной эволюции – это и ранняя португальская готика, и итальянский ренессанс, и причудливые линии барокко. Как набожные туристы, так и ценители архитектуры откроют для себя много интересного в Старом Гоа.

Старый Гоа представлял собой крепость, внутри которой, а, впоследствии, и за пределами которой, строились здания и сооружения для разных целей. Сегодня крепостные стены практически не видны, доки перестроены, а жилые дома сосредоточились далеко за пределами старого центра, ставшего достопримечательностью.


Дошедшие до наших дней достопримечательности Старого Гоа это, в основном, монументальные религиозные постройки. (1510) стоял сразу за воротами с внешней стороны стены, выходившей к Мандови. Рядом с ним позже появились (1521), в монастыре при этой церкви и (ок. 1510). Почти одновременно с собором, Афонсу ди Албукерки распорядился начать строить обитель, на месте которой через тридцать лет возвели (ок. 1510). Она стоит на самом высоком холме в окрестностях Старого Гоа, где была ставка Афонсу ди Албукерки во время завоевания города. На этом же холме можно увидеть руины монастыря благодати Божией, колледжа Богоматери Пополо, принадлежавшие августинцам (под общим названием «»), и колледжа Святого Рока, принадлежавшего иезуитам, а также (1537-1572), комплекс (1690; сейчас там дом престарелых) и огромный монастырь Святой Моники (1606-1627; сейчас там ), который был единственным женским образовательным учреждением на всём Португальском Востоке. Любопытно, что церкви, построенные в долинах между холмами, были покинуты первыми, поскольку воздух здесь был самый нездоровый. Среди них – стоявшие к востоку от крепостной стены (1541-1543), монастырь Святого Доминика и монастырь Босых кармелитов (от последних двух не осталось даже руин).

К западу от крепости старого города располагалась обширная площадь, на которой стоял иезуитский (1594-1605). Сейчас он является одной из самых главных достопримечательностей Старого Гоа, поскольку в нём хранятся мощи Святого Франциска Ксаверия, самого известного проповедника католичества в Азии.

В километре к югу от Старого Гоа можно увидеть (1619). В километре к востоку от города стоят (ок. 1560) и (ок. 1510), а чуть поближе, на берегу реки Мандови, располагается (1655-1661).

Карта основных достопримечательностей Старого Гоа

Кликните, карта откроется в новом окне и увеличится

Другие достопримечательности Старого Гоа

Алтарная часть церкви Богоматери Холма
Координаты: 15.502052,73.913164 (GPS: 15°30’7.39″N, 73°54’47.39″E)

Монастырь Босых кармелитов
Координаты: 15.50312,73.918413 (GPS: 15°30’11.23″N, 73°55’6.29″E)

Церковь Святого Иоанна Сахагуна
Координаты: 15.48954,73.93475 (GPS: 15°29’22.34″N, 73°56’5.10″E)

Место церкви Святой Люсии
Координаты: 15.509687,73.92323 (GPS: 15°30’34.87″N, 73°55’23.63″E)

Место церкви Богоматери Света
Координаты: 15.494469,73.91138 (GPS: 15°29’40.09″N, 73°54’40.97″E)

Место августинского колледжа Богоматери Пополо
Координаты: 15.4987,73.90557 (GPS: 15°29’55.32″N, 73°54’20.05″E)

Место иезуитского колледжа Святого Рока
Координаты: 15.501042,73.905085 (GPS: 15°30’3.75″N, 73°54’18.31″E)

Место монастыря Святого Доминика
Координаты: 15.505725, 73.918364 (GPS: 15°30’20.61″N, 73°55’6.11″E)

Ворота форта Мангвейрал
Координаты: 15.480467,73.945133 (GPS: 15°28’49.68″N, 73°56’42.48″E)

Стены Старого Гоа
Сохранилось лишь несколько кусков стены

Арка генерал-губернаторов
Координаты: 15.505554, 73.914197 (GPS: 15°30’20.0″N 73°54’51.1″E)

Ворота Моула
Координаты: 15.481095,73.910855 (GPS: 15°28’51.94″N, 73°54’39.08″E)

Место Талаулимских ворот
Координаты: 15.484814,73.899577 (GPS: 15°29’5.33″N, 73°53’58.48″E)

В четырех предыдущих главах мы узнали, как два туриста из Москвы отправились в Мумбаи самостоятельно и изучали тамошние достопримечательности: места, описанные в романе Шантарам, пещеры острова Элефанта и Болливуд. Также мы вдоволь нагулялись по пустынным пляжам Южного Гоа, которые в середине октября выглядят совершенно дикими. Сегодня предлагаю вместе с автором отчета отправиться на осмотр достопримечательностей Goa Velha.


Поездка на поезде в Гоа-Велья. Отзыв о самостоятельной экскурсии на Гоа

Известно, что любая коллекция стремится к своему завершению, коллекция впечатлений и примечательных мест — не исключение, но также известно, что коллекция, почти никогда не бывает полной.

Нам для большей полноты гоанского комплекта впечатлений не хватало пляжей северней Панаджи, самого Панаджи и бывшей столицы Португальской Индии – Старого Гоа.

Когда я сказал, что поездку в Старый Гоа я откладывал из лени – это половина правды, вторая – страх, боязнь неизвестности, нового опыта. Дело в том, что мы решили добраться до бывшей столицы на поезде. Не буду повторять рассказы, описывающие ужасы (вагоны набиты битком, спят на полу, грязно, дырка в полу вместо туалета и т.д.) индийской железной дороги, которыми полон Интернет. У каждого из нас свой опыт, у меня – вспоминания о переполненных озлобленными дачниками электричках Подмосковья, да о московском метро в час пик. Неимоверная давка, отсутствие воздуха, хамство, дышащие в лицо перегаром – вот то, что до сих пор объединяет эти два вида транспорта на родине. Поездка на поезде в чужой стране пугала другим – не проехать станцию, как и на чем вернуться обратно, не обчистили бы карманы…

Так или иначе – решились. В один из предвечеров идем в сторону городка Чауди (Chaudi) на станцию Канакона (Canacona) узнать расписание и купить билеты.

Оговорюсь, мы достаточно часто ходили в Чауди с чисто утилитарными целями: пополнить запас дистиллятов (в Палолеме, Чауди и по дороге между ними какое-то невероятное количество «алкошопов»; в Колве я помню только один), купить фруктов, в это время в Палолеме продавали фрукты только в одном месте с машины (ларьки еще только строились), в супермаркет — за сыром, хлебом и йогуртами.

Сделанные в эти походы «зарисовки» на камеру уличных сцен для меня самые интересные и самые сложные за всё путешествие по Индии. Сложные, потому что индийцы, особенно женщины, не склонны позировать, укрывают лица платком, отворачиваются; приходилось прибегать к хитрости – я прятался за спину жены, настраивал камеру и в нужный момент командовал – отходи!

Интересные потому что некоторые кадры, даже при неглубоком знании индийских реалий, могут рассказать целую историю пытливому наблюдателю; например, историю об упомянутой выше «пугливости» индийских женщин, но это — тема уже другой статьи и задача для настоящих журналистов.

Другая история, уже более оптимистичная и многообещающая — электрики, подключающие зарытый в землю кабель к подстанции. Пройдет какое-то время и на Гоа не придется сидеть в темноте после ливня.

Но не будем отвлекаться от главной темы. Найти станцию Канакона совсем не сложно: надо просто идти от Палолема в сторону Чауди, никуда не сворачивая, пока дорога не приведет к железнодорожному мосту над ней. Пройдя под ним, надо свернуть направо и пройти еще метров пятьсот (может меньше) вдоль высокой, заросшей кустарником насыпи железнодорожного полотна. Нормальным шагом от нашего отеля «Palolem Inn» до станции – 35…40 минут, специально засекали, чтобы рассчитать время подъема.

Нужный нам поезд, делающий остановку в Гоа-Велья (Goa Velha, португальское – Старый Гоа), через Канакону следует всего один раз в день. Начало своему пути он берет, чуть ли не в Каньякумари, а конечная станция, если не вру, в Дели (подробные записи стали нечитабельны от пота – размокли в кармане). По расписанию, на станцию Канакона поезд приходит в 06:33, время в пути — 2 часа. Нужная нам остановка – Кармали, она шестая по счету, поезд останавливается на всех. Стоимость проезда – 25 рупий на человека в одну сторону.

В нашем случае, 16 октября 2015 года, поезд в Канакону опоздал минут на десять, а в Кармали прибыл на десять минут раньше, хотя приличное время простоял на станции Мадгаон (Madgaon), а именно так называется железнодорожная станция в Маргао.

Наверное, я никого не удивлю признанием, что самым запоминающимся и необычным опытом в экскурсии в Старое Гоа оказалось поездка на поезде.

Прежде всего, стандартный по размеру вагон имел непривычный вид из-за дополнительных дверей в центре, а окна были забраны толстой решеткой. На потолке — стройные ряды огромных, постоянно работающих вентиляторов. Двери и окна раскрыты нараспашку, по вагону гуляет ветер. Состав битком набит людьми, на лавочках втиснулось по четыре-пять человек, и эти счастливцы спят, а остальные вынуждены стоять, или сидеть на полу, в проходах и тамбурах. Беременным женщинам, пассажирам с детьми и инвалидам никто место не уступает. Названия станций не объявляют.

Пока мы ждали наш поезд, в Канаконе остановился следующий в обратную сторону, на юг, состав, его ярко освещенные вагоны были абсолютно пусты. Честно говоря, я рассчитывал на такую же пустоту вагонов и в сторону Старого Гоа, но как говорится – в тесноте, да не в обиде, тем более, что в Маргао, через час пути, почти все пассажиры сошли. Этим поезд мне напомнил утреннюю электричку «Тула – Москва», битком набитую трудовыми резервами Подмосковья, и на станции Царицыно извергающую всю эту массу полусонного рабочего люда в метро.

Неожиданно дарованная в Маргао свобода передвижения по вагону позволила расчехлить камеру. Дальнейший путь я провел в тамбуре, увлеченно фоткая открывающиеся за распахнутыми настежь дверями состава виды Гоа, изредка возвращаясь в салон поезда проведать жену.

Виденное, впрочем, не было откровением. Просто утренний мягкий свет и туман позволяли взглянуть другими глазами на привычные, но быстро сменяющие друг друга пейзажи. Да и сама задача сфотографировать движущиеся картинки оказалась увлекательной, требующей определенной сноровки, а порой и цепкости – очень не хотелось вывалиться на ходу из поезда.

Особенно взбудоражил нервы адреналином проезд по мосту через широко разлившуюся реку Зуари (Zuari River — все названия и переводы географических мест даны по карте Google). Металлический грохот поезда, отраженный и усиленный металлическими фермами моста, открытая дверь и пропасть за краем порога – заставили крепче цепляться за поручень.

От станции Кармали до Гоа-Велья, не смотря на настойчивое желание таксистов нас довезти, решили прогуляться пешком, размяться после поездки – не самое мудрое наше решение. По дороге, то поднимающейся в гору, то спускающейся под неё, смотреть нечего. Тротуаров вдоль проселочных дорог не изобрели, приходилось идти с оглядкой и глотать пыль проезжающих мимо машин. Было что-то около девяти утра, но солнце пекло немилосердно.

Экскурсия в храмы Старого Гоа. Отчет и фотографии

Истории колонизации Индии и Гоа португальцами я уже касался в своих предыдущих статьях, посвященных Индии. Чтобы ни повторяться, коротко перечислю только основные вехи в истории бывшей столицы Португальской Индии.

Поселение на острове между реками Мандови и Зуари (от континента остров отделен каналом Кумбарджуа, полным крокодилов) под именем Говепури было известно с древних времен. Подлинный рассвет города начался в 1310 году, когда махараджи династии Кадамба перенесли сюда столицу княжества из Чандрапура. С этого момента город-порт на реке Зуари (точное место указать не могу) — важнейший центр торговли всего региона от Аравийского полуострова до Бенгалии. Двумя годами позже с севера началась экспансия мусульман и Гоа на несколько веков становится ареной борьбы сначала между мусульманскими и индийскими династиями, а потом (после утраты власти над Гоа Виджаянагарскими царями в 1470 году) династических интриг князей распавшегося в 1490 году Бахманидского султаната. Примерно в это же время султан Биджапура Юсуф Адил-Шах (именно султаны Биджапура стали хозяевами территории от Карнатаки до Махараштры после распада Бахманидского султаната) для поддержания и развития морской торговли решает строить новую столицу и порт на левом берегу реки Мандови, в девяти километрах от нынешней столицы современного Гоа – Панаджи. Главная причина переноса столицы – заиление реки Зуари, что осложняло судоходство, а другая причина – многочисленные войны превратили постройки Говепури в руины.

Следующий этап истории Старого Гоа начался с появлением у берегов Индии в мае 1498 года флота Португальцев. В 1510 году португальская армада под командованием Альфонсо Д’Альбукерке (Alfonso d’Albuquerque) становится на якорь у берегов Гоа и захватывает столицу. С этого момента начинается история Старого Гоа как столицы Португальской Индии.

Нынешний свой архитектурный вид город стал приобретать в середине XVI века, когда на Гоа стали прибывать монашеские ордена и их проповедники. Так в 1542 году Франциск Ксаверий основал здесь первую иезуитскую миссию. Вслед за проповедниками на Гоа в 1560 году пришла и Святая инквизиция, прежнее терпимое отношение португальцев к индуизму меняется на политику полного искоренения, индуистские храмы подвергаются разрушению, а на их месте строятся католические соборы. В XVII – XVIII веках из-за частых эпидемий малярии и холеры население Старого Гоа постепенно переселилось в Панаджи, который позднее и стал столицей Гоа.
Болезни — не тема для шуток, но все же, думаю, если бы португальцы потребляли бы не ром (ром, как известно, помогает моряку сохранять равновесие на палубе в шторм) и портвейн, а джин и тоник, как это делали британцы в Индии и Африке, то столица Гоа и сейчас находилась бы в Гоа-Велья.

(Основной ингредиент тоника – хинин, обладает жаропонижающим и обезболивающим свойством и выраженным действием против малярийных плазмодий.)

Основные достопримечательности города расположены вдоль центральной улицы с незамысловатым названием Старое Гоа. На отрезке дороги длиной 400 (мерил по карте) метров от площади Ганди до следующего перекрестка, по обеим ее сторонам, расположено четыре католических собора и археологический музей в стенах бывшего монастыря.

Мы попали к храмам самым коротким путем, но вошли, если так можно сказать, в город-музей с черного хода – навигатор привел нас к турникету ограды базилики Милосердого Иисуса с тыла.

Базилика — самая почитаемая и самая знаменитая церковь Гоа. Здесь покоятся мощи Св. Франциска Ксавьера (что тоже правильно, на баска. Frantzisko Xabierkoa), и здесь же расположена экспозиция музея, посвященная миссионерскому подвигу святого в Индии, Юго-Восточной Азии и Японии. Правда, этот музей скорее ориентирован на школьников местных католических школ, чем на взрослых. Первый камень в фундамент храма был заложен 24 ноября 1594 года, а освящен — 15 мая 1605 года. Мощи Св. Франциска Ксавьера были привезены на Гоа 11 декабря 1553 года и долго хранились в церкви колледжа Св. Павла, которым он когда-то руководил (теперь это — руины, вернее, стена фасада с фронтоном, расположенные недалеко от площади Ганди), а в 1624 году они были перенесены в базилику.

Через дорогу от базилики Доброго (Милосердного) Иисуса, в парке с огромным газоном и фонтаном в центре широкой аллеи, расположены Кафедральный собор Святой Екатерины, коротко именуемый — собор Се, монастырь и храм Св. Франциска Ассизского, ныне — археологический музей. Надо отметить, что большинство церквей в Старом Гоа не действуют, базилика и кафедральный собор в том числе, но предприимчивые индийцы продают свечи и другие атрибуты церковной службы туристам, не считая такой обман большим грехом.

Кафедральный собор, если верить путеводителям, считается самой большой церковью Индии и всей Азии. Первое здание церкви было построено из глины, соломы и камней в 1510 году. Строительство собора в нынешнем виде было начато в 1562 году, а алтарь был священ в 1619 году.

Монастырь и храм Св. Франциска Ассизского соединяет с кафедральным собором дворец архиепископа. Монастырь и церковь (почти ровесники кафедрального собора), начавшиеся с часовни и нескольких келий в 1529 году, приобрели к 1602 году нынешний вид. С 1964 года в стенах монастыря располагается археологический музей.

Прогуливаясь от одного храма к другому, я поймал себя на мысли, что никак не могу привыкнуть к виду христианских крестов под сенью пальм и солнца тропиков. Знаю, что колыбель христианства — Азия, но подсознательно соотношу Церковь с Севером.

Пройдя мимо монастыря и храма Св. Франциска Ассизского, мы спустились по узкой дорожке мимо выставленных для обзора надгробных плит первых поселенцев, к часовне Св. Екатерины. Неприметная снаружи, она имеет огромное историческое значение: на этом месте стояла часовня, заложенная сразу после завоевания Гоа Альфонсо Д’Альбукеркой 25 ноября 1510 года.

Наша экскурсия продолжалась уже пару часов, мы устали, взмокли и проголодались. Напротив базилики Милосердного Иисуса, на пересечении улицы Старое Гоа и безымянной улочки, огибающей весь комплекс храмов, рядом со стоянкой такси обнаружилось кафе. Прохладу мы там не обрели, но голод утолили. Кафе – приемлемого вида «фастфуд», две кухни: вегетарианская и «мясоедская».

Следующая цель — руины храма и монастыря Св. Августина. Мимо стоянки такси, по узкой асфальтированной дороге поднимаемся в горку, на фоне серо-голубого неба виднеется силуэт колокольни из красного камня. Когда-то — самый большой храм на Гоа, с четырьмя 46 метровыми колокольнями, с 12 алтарями, по числу апостолов Христа, и, что любопытно, столько же братьев-августинцев основали монастырь.

В 1572 году, сразу по прибытии на гоанскую землю, 12 братьев, странствующего и нищенствующего ордена Августинцев, заложили монастырь, а через какое-то время рядом с монастырем, на месте старой, построенной в 1512 году церкви, была заложена ими новая и освященная в 1602 году, церковь. Церковь и монастырь около двухсот лет служи прихожанам Гоа, но в результате буржуазной революции в 1820-1823 годов, когда Португалия встала на путь секуляризации (огосударвстления) церковного имущества и земель и, в силу закона от 1834 года, ликвидирующего религиозные ордена, в 1835 году церковь и монастырь Св. Августина стали бесхозными. В результате семи лет запустения рухнул свод церкви (некоторые источники указывают, что без пожара не обошлось), а еще почти через 90 лет (в 1931 году) обрушались и стены. Сейчас руины — объект изысканий археологов и кладоискателей, которые регулярно сюда наведываются в поисках легендарных сокровищ нищенствующих августинцев.

Позволю себе пояснить – «нищенствующих» в том смысле, что братья не должны были иметь личного имущества. Святому Августину приписывают слова: «Сегодня я скажу — это моя Библия, а завтра уже прикажу – подай мне мою Библию». За дословность цитаты не поручусь, но смысл точен! Правда, жил Блаженный Августин за семь веков до объединения нескольких монахов-отшельников в орден.

Не доходя до руин, слева от дороги, ведущей на холм, расположена церковь Святого Иоанна и монастырь госпитальеров, иначе — Мальтийских рыцарей или Иоаннитов.

Монастырь и храм были построены в 1685 году, а в середине прошлого века полностью перестроены. Сейчас в монастыре располагается богоугодное заведение для душевно больных (чисто автоматически толкнув калитку, я оказался в маленьком и ухоженном садике, лицом к лицу с обитателями этого христианского приюта).

С другой стороны дороги — церковь и монастырь Святой Моники, построенные в 1627 году. В 1636 году они пережили пожар, и заново были отстроены через год. По преданию, после пожара и реконструкции, глаза деревянной статуи Иисуса открылись, а из тернового венка на голове закапала кровь. Сейчас в церкви проводится реставрация, поэтому мы смогли разглядеть только строительные леса и отдельные детали декора, не укрытые пленкой. В пристройке церкви расположен музей Христианского искусства с не очень богатой, но достаточно любопытной экспозицией христианских реликвий, многие из которых изготовлены были на гоанской земле.

От монастыря Св. Моники мы поднялись по дороге еще чуть выше и заглянули в безлюдный дворик часовни Св. Антония. Часовня оказалась на замке, наш исследовательский энтузиазм угас, а силы исчерпаны.

От Святого холма (так еще называют холм с руинами церкви Св. Августина) мимо стоянки такси и базилики Милосердного Иисуса направляемся к железнодорожной станции Кармали. Тут у билетных касс выяснилось, что поезд, следующий через Кармали, и останавливающийся в Канаконе, тоже всего один (хотя, можно было догадаться об этом и в Канаконе), а мы на него опоздали. Делать нечего — берем такси.

Подводя итог, замечу: экскурсию в Старое Гоа лучше совместить с визитом в Панаджи. Главный аргумент — разнообразить впечатления, осмотр десятка католических храмов в одном месте и за один раз — утомителен. Другой мотив – возможно, из Панаджи ходит больше поездов. А если говорить совсем начистоту, если экскурсия не для галочки – мол, были в Старом Гоа, то туристам с дальних пляжей, как мы из Палолема, достаточно экскурсии в Маргао, например. Мы несколько раз проезжали на машине через Маргао, и я успел заметить (а плотный трафик в центре города позволил это) множество интересных архитектурных объектов. Это и старинные виллы португальцев, и множество католических храмов, которые соседствуют с индуистскими, а главное – это живой город.

Индийский штат Гоа – это азиатская «Ибица», место расслабленного отдыха, ночных вечеринок, свободы и ощущения непрекращающегося праздника. Некоторые иностранцы настолько вдохновляются этой атмосферой, что переезжают в Гоа насовсем. Их можно увидеть на побережье пляжей Арамболь и Палолем, медитирующих на закат и занимающихся блаженным «ничегонеделанием».

Но отдых не должен ограничиваться только пляжем и вечеринками. В штате очень много ярких достопримечательностей колониальной эпохи, есть очаровательные городки с архитектурой в португальском стиле. Старый Гоа включен в список ЮНЕСКО и является обязательным для посещения. Также в Гоа имеется несколько живописных природных заповедников. Разнообразить отпуск может прогулка по традиционным рынкам, где продаются интересные сувениры и поделки местных мастеров.

Лучшие отели и гостиницы по доступным ценам.

от 500 рублей/сутки

Что посмотреть и куда сходить в Гоа?

Самые интересные и красивые места для прогулок. Фотографии и краткое описание.

Панаджи является столицей курортного штата Гоа. Сначала это было небольшое селение, но после переноса сюда резиденции португальского наместника в XVIII веке, город начал активно развиваться. На территории Панаджи еще сохранились памятники колониальной архитектуры прошлых столетий, которые сегодня представляют исторический интерес. Население города вместе с пригородами едва доходит до 100 тысяч человек.

Старый городской квартал, где располагаются дома потомков португальских колонизаторов. Основная застройка района производилась около 170 лет назад после объявление Панаджи столицей Гоа. Исторические фасады домов Фонтейнес окрашены в яркие цвета, что придает кварталу интересный колорит. Дома выстроены в смешанном стиле португальской и традиционной индийской архитектуры.

Анжуна – небольшой городок на побережье штата Гоа, известный своим блошиным рынком. Базар появился в 60-х гг. XX столетия в самый разгар эпохи хиппи. Все начиналось с того, что представители этой субкультуры собирались на одном из местных пляжей для круглосуточных песен и плясок. Иногда им приходилось продавать что-нибудь из вещей, чтобы раздобыть денег на дальнейшее беззаботное существование. Так и появился знаменитый рынок в Анжуне.

Рынок расположен между селениями Анжуна и Арпора. Он представляет собой не просто торговые палатки, где можно купить интересные вещи и яркие сувениры. Это целая аутентичная ярмарка с балаганом, где люди танцуют поют, смотрят импровизированные представления, едят и веселятся. По краям рынка расположены диско-бары, в центральной части сооружена специальная сцена для концертов и перфомансов.

Музей примыкает к аэропорту Гоа. К слову, сама воздушная гавань Даболим активно используется индийскими ВВС. Экспонатами музея являются европейские, российские и американские самолеты и вертолеты прошлого века. Коллекция не очень велика, едва наберется полтора десятка экземпляров, но от этого не менее интересна. Все летательные аппараты размещены на площадке под открытым небом.

В штате Гоа весьма благоприятные климатические условия, поэтому здесь выращиваются специи в промышленных масштабах для всей Индии и для экспорта в другие страны. Плантации специй являются популярным туристическим аттракционом, сюда привозят организованные экскурсии. Поля расположены около города Понда, что примерно в 40 км. от Панаджи. На некоторых плантациях создана развитая туристическая инфраструктура с ресторанами, магазинами и отелями.

Португальская базилика XVII века, расположенная в Старом Гоа. Основной архитектурный стиль сооружения – пышный колониальный барокко. Мраморный пол церкви украшен полудрагоценными камнями, на стенах висят ценные картины, посередине храма установлена 3-х метровая статуя Игнатия Лойолы – великого магистра и основателя Иезуитского ордена. Базилика является одной из главных архитектурных достопримечательностей Гоа.

Большой католический собор, который является самым крупным христианским храмом в Индии. Он был возведен в честь победы португальцев в битве за Гоа в 1510 году. Это событие совпало с днем Святой Екатерины, поэтому решено было заложить собор и назвать его в честь этой святой. Строительство завершилось в 1619 году. Собор был возведен в архитектурном стиле португальского мануэлино.

Храм был возведен в XVII столетии, он является частью комплекса собора Святой Екатерины в Старом Гоа. Внутри церковь богато украшена фресками, отделана деревом и мрамором. Следует отметить, что росписью стен занимались местные мастера. Сначала они создавали изображения о жизни Святого Франциска, вплетая в сюжет персонажей из индийской мифологии, отчего португальский король пришел в ужас.

Храм посвящен богине Парвати, которая, согласно индуистским верованиям, является супругой бога Шивы. Здание было возведено в XVIII веке во время царствования раджи Чатрапати Шаху. Храмовый комплекс состоит из главного сооружения и нескольких побочных построек. Все здания выкрашены в приятный терракотовый цвет. Последняя масштабная реконструкция храма была произведена в 1966 году.

Церковь расположена в центре Панаджи, она была возведена в середине XVI столетия. До наших дней дошло здание начала XVII века, так как первоначальная постройка была уничтожена в результате постоянных войн за Гоа. Архитектура и внутреннее убранство церкви отличаются изяществом и сдержанностью. Ко входу в храм ведет система лестниц с фигурными перилами, которые гармонируют с церковным фасадом.

Монастырский комплекс был возведен в самом начале XVII века. Обитель просуществовала до XIX столетия, после чего была покинута в связи с решением португальского правительства о роспуске религиозных орденов. Все внутреннее убранство и имущество монастыря было передано в другие церкви, продано или утеряно. В середине XIX века упал главный свод церкви, к XX веку комплекс окончательно превратился в руины.

Старая португальская крепость, возведенная в 1612 году для защиты вновь завоеванных земель от посягательств голландцев. Форт состоит из двух частей. Нижняя расположена у кромки моря, она служила для оборонительных целей. Верхняя занималась обслуживанием гарнизона форта. В наши дни на территории нижней части находится тюрьма, остальные постройки крепости открыты для свободного осмотра.

Форт был построен в 1550 году (по другим источникам – в 1490 году). В начале XVIII века крепость сумела выдержать натиск маратхи, которые захватили все окрестные земли и готовились потеснить португальцев с прочно занятых позиций. В пределах форта находился гарнизон, оружейный склад, тюрьма и подземные хранилища. Во время строительства здание было оснащено множеством тайных ходов. В наши дни на территории укрепления находится музей.

Природный парк, занимающий площадь 240 Га. На его территории находится несколько популярных достопримечательностей, таких как храм Махадева XII века и самый крупный в Индии водопад Дудхсагар. В заповеднике обитают пантеры, леопарды, медведи, дикобразы, гауры, рыси и другие животные. Для туристов организовано джип-сафари, во время которого можно насладиться живописными пейзажами и понаблюдать за животными.

Небольшой заповедник в джунглях, который больше напоминает сад. Его площадь – всего 8 км². Здесь водятся кабаны, бизоны, белки и зубры. Некоторые животные спокойно разгуливают по территории, другие обитают в вольерах. Также в заповеднике живет множество разнообразных птиц. Туристы могут совершить прогулку на слоне или полюбоваться на развалины древнего индуистского храма, расположенного в пределах парка.

Заповедник располагается на территории мангровых болот. Здесь живет около 400 видов птиц, а также крокодилы и шакалы. В зимний период с октября по март в Салим Али наблюдается максимальное скопление пернатых, так как многие стаи прилетают сюда на зимовку. За повадками птиц можно понаблюдать со специальной вышки. Во время экскурсии туристов возят на специальных лодках.

Мощный водопад высотой 10 метров, расположенный в северной части штата Гоа. У подножья низвергающихся водяных струй образуется озеро, вполне пригодное для купания. Рядом с водопадом находится оборудованная смотровая площадка, откуда можно осмотреть живописные окрестности. Неподалеку от потока расположен храм бога Рудрешвару, где проводятся индуистские погребальные ритуалы.

Пещеры находятся неподалеку от водопада Арвалем. Считается, что они возникли в период V-VI вв. н. э. Стены пещер содержат надписи на санскрите, датированные XIII веков. По одной из версий, их прорубили древние поклонники языческого культа. Позже пещеры стали использоваться приверженцами индуизма, которые и нанесли надписи. В подобных пещерных храмах могли проживать сотни монахов.

Водопад является самой посещаемой природной достопримечательностью штата Гоа. Он включен в программу практически всех организованных экскурсий. «Дудхсагар» переводится как «молочное море». Если присмотреться, то пенистые струи воды издалека действительно напоминают молоко. В сезон дождей Дудхсагар особенно сокрушителен, его потоки с грохотом падают в полноводное озеро у основания.

Пляж расположен в южной части Гоа, которая считается более спокойной, чем «тусовочная» северная часть. Протяженность береговой линии – порядка 3 км. На Агонде почти не развита туристическая инфраструктура, здесь есть только жилые бунгало и несколько отелей. На пляже обитают и откладывают яйца оливковые черепахи – особо охраняемый в Индии вид. Место прекрасно подходит для спокойного семейного отдыха.

Палолем считается лучшим пляжем южной части Гоа, поэтому в высокий сезон здесь очень многолюдно. Пляж расположен в бухте, поэтому имеет удобный пологий спуск в море. По индийским меркам, здесь соблюдается идеальная чистота и почти нет свободно разгуливающих коров, что свидетельствует о хорошей работе службы уборки. Вдоль пляжа расположены бунгало, бюджетные гостевые дома и более дорогие отели.

Арамболь находится в северной части Гоа. В отличие от других пляжей этой части штата, здесь нет такой масштабной застройки. Береговая линия тянется на целых 16 км., она окружена живописными скалами и густыми джунглями. На Арамболе царит свободная «богемная» атмосфера, здесь много колоритных личностей. Когда-то пляж облюбовали хиппи, с тех пор он стал «родным домом» для творческих и нестандартных людей.

Казино располагается на борту круизного корабля, стоящего на реке Мондови. Оно считается одним из крупнейших в Индии и является самым большим на территории Гоа. Здесь есть 50 столов для игры в покер, рулетку, блэкджек и 30 игровых автоматов. Казино также может предложить речную прогулку и ужин в неплохом ресторане. Сюда можно приходить даже с детьми – для них оборудована специальная развлекательная зона.

Популярное ночное заведение на вершине холма Арпора, куда стремятся попасть все любители электронной музыки и танцев до утра. Клуб делится на две зоны – бар и танцпол с бассейном. Достаточно часто здесь выступают известные западные диджеи. Особенно популярны вечерники у бассейна, так как в душную индийскую ночь есть большое желание освежиться после энергичных и утомительных танцев.

Даже сегодня величие Старого Гоа не уменьшилось, а множество захватывающих дух ориентиров и привлекательных архитектурных сооружений способны очаровать даже видавших многое любителей истории. Большинство зданий и достопримечательностей Старого Гоа были хорошо сохранены, что привело к присвоению этому району статуса объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Лучший способ исследовать Старый Гоа это пешая прогулка, так как район на самом деле небольшой. Он расположен в довольно удобном месте, недалеко от большинства пляжей штата Гоа.

На этой странице:
1. Расположение на карте
2. Как добраться
3. История
4. Достопримечательности
4.1. Церковь Святого Кайетана
4.2. Часовня Богоматери на горе
4.3. Архитектура
4.4. Мероприятия
4.5. Арка Викероя
4.6. Базилика Бом-Иисуса
4.7. Кафедральный собор Се
4.8. Руины святого Августина
4.9. Археологический музей

Старый Гоа на карте

Основанный португальским исследователем Альфоносо-де-Альбукерке в 1510 году Гоа-Велья или Старый Гоа стал столицей обширной империи, разделяющей те же гражданские привилегии, что и Лиссабон. Это удивительное место находится на берегу реки Мандови, примерно в 9 км от столицы Гоа, Панаджи. Отметим, что до основания здесь города на месте Старого Гоа уже было небольшое поселение.
Старый Гоа - историческая часть Гоа, которая находилась под властью португальцев в течение 450 лет. Лучшее время для посещения этого района - период с октября по май. С декабря по февраль здесь может быть особенно много народу.
Основные достопримечательности области включают: церковь святого Франциска Ассизского, Базилику Божьей Матери, монастырь Святой Моники, мавзолей Фрэнсиса Ксавьера, Кафедральный собор, археологический музей, церковь и монастырь Святого Иоанна Богослова и другие старые памятники.

Как добраться до Старого Гоа

Если вы хотите приехать сюда из другого региона Индии, то можете добраться по воздуху или по железной дороге. Железнодорожная станция Васко-да-Гама соединена с крупнейшими городами Индии.
Для того чтобы доехать до Старого Гоа из других районов штата, можно воспользоваться такси или автобусами. Конечно, если вы планируете брать в аренду байк, то можете поехать на нем. Для этого достаточно знать, где находится этот район.

История Старого Гоа

Было бы неправильно говорить, что Старый Гоа сегодня - это просто тень того, что было в прошлом. Старый Гоа охватывал обширную территорию и имел население 200000 человек, что в два раза больше, чем население сегодняшней столицы Панаджи. Город также назывался "Римом Востока".
Как будто проклятый с момента его основания город страдал от вспышек смертельных болезней, таких как холера, малярия, чума. Экономический спад в торговой деятельности также привел к сокращению инфраструктуры.
Старый Гоа был основан Султанатом Биджапуром в 15 веке в качестве порта на берегу реки Мандови. Он использовался порт во времена правления Кадамбы и Империи Виджаянагар. Это также место, куда зашел Афонс-де-Альбукерке после его завоевания 17 февраля 1510 года. Впервые с того момента, как Александр ушел из Индии в 326 году до н.э., индийская территория оказалась под европейским контролем.
30 мая 1510 года город был отбит Султанатом Биджапур, что заставило Альбукерке отступить в море. Из-за начала муссонов Альбукерке не смог отправить свои корабли в плавание, поэтому должен был провести весь сезон дождей на якоре за пределами города, на достаточном расстоянии от орудий противника.
В августе 1510 года Альбукерке, наконец, смог отправиться домой, чтобы вернуться через три месяца с более сильным флотом. Он отвоевал город, победив силы Султаната Биджапура и их османских союзников 25 ноября 1510 года. После этого последовало массовое убийство мусульманского населения.
Поскольку город был взят в день Святой Екатерины, в ее честь была построена церковь. Месторасположение церкви также является важным пунктом битвы и тем местом, откуда Афонс-де-Альбукерке вошел в город.
Старый Гоа вскоре стал столицей португальской колонии (ранее он служил второй столицей Султаната Биджапур). По мере того, как португальцы доминировали в торговле в Аравийском море, этот город процветал. В этом районе было построено много красивых зданий, настолько красивых, что даже европейские гости были в восторге.
В 1543 году в Гоа-Велью пришла холера, так как примитивные канализационные системы не смогли справиться с растущим населением. Проблема была вызвана просачиванием через пористую почву отходов, загрязнявших систему водоснабжения. Малярия еще больше увеличила численность погибших.
В середине 17 века начался экономический спад, из-за которого инфраструктура города начала рушиться. В 17-м веке население города, которое когда-то превышало 200000 жителей, было сокращено до 20000 человек. Снижение население и ухудшение инфраструктуры продолжилось, и в 1684 году были выдвинуты предложения о переносе столицы. Мормугао был выбран в качестве места для основания новой столицы, и здесь даже началось строительство, которое позже было приостановлено, а потом и вовсе заброшено. В конце концов, королевским указом столицей португальского Гоа в 1843 году был объявлен город Панаджи.
После того, как столица была перенесена в Панаджи, Гоа-Велья продолжал уменьшаться, и в какой-то момент население сократилось до 2000 человек. В основном сокращение населения было вызвано смертельными заболеваниями, охватившими город, что сделало его опасным местом для жизни.
Поскольку многие здания были либо снесены, либо заброшены, пустынный район медленно покрылся лесом. Сегодня почти ничего не осталось из славного прошлого этого города. Но все, что осталось сегодня, находится под защитой ЮНЕСКО.

Достопримечательности Старого Гоа

Хотя многие отдыхающие приезжают в Гоа, чтобы исследовать длинное и красивое побережье штата, здесь есть много интересных в плане культуры и истории районов. Одним из лучших мест для знакомства с интересной историей региона является Старый Гоа, который демонстрирует прошлое богатство, которое было здесь в португальскую колониальную эпоху.
В XVI веке Старый Гоа назывался "Римом Востока", что ясно говорит о его былом величии и значительном положении в Азии. Сегодня многие из сокровищ того города находятся в руинах, а Старый Гоа включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь вы можете увидеть некоторыми хорошо сохранившиеся здания и достопримечательности, которые перенесут вас в ушедшую эпоху.

Церковь Святого Кайетана

Этот собор находится в полукилометре к северо-востоку от Кафедрального собора в Старом Гоа. Построенная в 1655 году церковь первоначально называлась Церковью Богоматери Божественного Провидения, поскольку главный алтарь был посвящен ей. Позже итальянский католический священник и религиозный реформатор, Кайетан, был признан святым в католической церкви, а его днем было объявлено 7 августа.
Поскольку святой Кайетан был соучредителем Театского ордена, современника святого Франциска Ксавье, церковь была названа в его честь. Ему был посвящен один из алтарей на правой стороне входа.
Церковь имеет большой купол с латинскими надписями из Евангелия от Матфея на внутренней стороне. Фасад церкви создан в коринфском стиле и имеет четыре гранитных статуи святых Петра, Павла, Иоанна Евангелиста и Матфея. В церкви есть семь алтарей, а главный алтарь посвящен Богоматери Провидения.
Строительство церкви осуществлялось под руководством итальянских архитекторов Карло Феррарини и Франческо Марии Милаццо. Фасад этой прекрасной церкви, как говорят, был смоделирован по проекту базилики Святого Петра в Риме. Построенный из латеритного камня и оштукатуренный известью собор имеет внешний вид и интерьер в коринфском стиле, а сложная резьба по алтарям внутри сделана в стиле барокко. Грандиозный фасад церкви дополняют две башни с обеих сторон, которые служат колокольнями. Есть коринфские колонны и пилястры, поддерживающие фронтон, и четыре ниши, в которых хранятся статуи апостолов.
Если вы войдете в церковь, то с левой стороны увидите три алтаря, посвященные Святой семье, Богоматери Благочестия и Святому Клэр. Справа располагаются алтари Святого Иоанна, Святого Кайетана и Святого Агнеса. Самый большой алтарь на правой стороне церкви посвящен Богоматери Провидения. У алтарей также есть картины итальянской школы на холсте, некоторые из которых изображают сцены из жизни святого Кайетана. В нишах по бокам свода имеются деревянные статуи святых.
Под куполом на поднятой квадратной платформе находится колодец, который в настоящее время покрыт. Присутствие колодца привело к убеждению, что на месте когда-то был индуистский храм. Кладбище под алтарем было в 1842 году превращено в хранилище для тел мертвых португальских солдат, прежде чем их отправляли в Лиссабон.
Здание, в котором расположен Театский монастырь возле церкви, в настоящее время является местом епархиального пасторального центра. На территории церкви находятся остатки дверного проема, который когда-то был входом в исламский дворец, принадлежащий Адиль-Шаху, правителю Гоа до того момента, как португальцы взяли область под свой контроль.
Церковь Святого Кайетана - прекрасная работа архитекторов и является обязательным местом для посещения для всех и каждого.

Часовня Богоматери на горе

На холме, высоко над бывшей столицей Гоа во время португальского режима, стоит красивая часовня. Она известна как Часовня Богоматери на горе или Капела-да-Носса Сеньора-ду-Монте на португальском языке.
Часовня Богоматери на горе имеет очень интересную историю. Она была построен Альфонсо-де-Альбукерке после его победы над мусульманским правителем Гоа Адиль-Шахом в 1510 году. Из-за ее уединенного расположения часовня часто остается упущенной из виду. Она была реконструирована дважды и отреставрирована в 2001 году и теперь находится в первозданном состоянии.
Альфонсо-де-Альбукерке впервые начал атаку на армию Адиль-Шаха, чтобы овладеть Гоа, в марте 1510 года. Его попытки были сорваны. Вторую атаку он начал 25 ноября 1510 года, и она завершилась успехом. Альфонсо осознал важность высокого холма и его стратегического расположение. Часовня Богоматери на горе была построена спустя много лет после завоевания Гоа, чтобы отметить место, где армия Адиль-Шаха заняла свою позицию. Старый храм уступил место церкви. Португальский археологический комитет разместил надпись на мраморе в 1931 году: "Здесь магометанская артиллерия стояла против Альфонсо-де-Альбукерке в мае 1510 года".

Архитектура

Построенная в стиле маньериста и имеющая длину 33 метров и ширину 14 метров структура имеет довольно большие размеры для часовни. Стены ее имеют толщину 2,7 метра и поддерживают крышу из плитки Мангалора. Часовня состоит из трех секций. Секция первого этажа имеет входы с окнами, увенчанными треугольными фронтонами на верхней части.
На протяжении многих лет в часовню было внесено множество дополнений, самой ранней из которых является двухэтажная лоджия, прикрепленная к северной стене. Некоторые расширения были также проведены на северо-восточной стене и восточном фасаде, который находится за алтарем.
В часовне есть три алтаря. Главный алтарь имеет в центре изображение Богоматери на горе, где находится ребенок Иисус. Над ним изображена коронация Девы Марии, а внизу - изображение Богоматери Успения.

Мероприятия

Обычно часовня не открыта для публики ни по какому событию. Для проведения здесь свадьбы требуется специальное разрешение из дворца епископа. Каждый год в часовне проводится фестиваль музыки, который направлен на интеграцию индийской и западной форм классической музыки. Люди приезжают сюда из разных стран мира, чтобы принять участие в фестивале, а также стать его свидетелем. Это поистине потрясающий праздник для глаз и ушей всех любителей музыки.
В заключение хотелось бы сказать, что ранее до этой часовни можно было добраться, поднявшись по ступенькам на одной из сторон холма, но теперь есть дорога, ведущая к ней. Полиция также проявляет бдительность в отношении людей, посещающих часовню, поскольку в темное время суток это, вероятно, не самое безопасное место в Гоа.

Арка Викероя

Эта арка была построена в память о Васко да Гаме в 1597 году его великим сыном Франсиско да Гамой после того, как он стал наместником. При португальском правительстве имело место церемониальное значение. Каждый губернатор, который отвечал за Гоа, должен был пройти через арку.
Арка Викероя построена с использованием красного латеритного камня. На ее входе стоит статуя Васко да Гамы, смотрящего на реку Мандови. Он был первым европейцем, который обогнул мыс Доброй Надежды, чтобы добраться до Индии.
Надпись внутри арки описывает причины ее строительства. Еще одна украшенная плита отмечает независимость Португалии от испанского короля в 1640 году. Надпись на ней переводится: "Законный и истинный король Дом Жоао IV, реставратор португальской свободы".
На задней стороне арки находится статуя дамы. На ней есть корона и длинный украшенный халат. Она держит меч в одной руке и открытую книгу в другой и смотрит вперед. Под ее ногами лежит фигура человека в таком же украшенном халате, тапочках и тюрбане, что подтверждает его высокий ранг. Голова этого человека подперта локтем. Считается, что статуя имеет символическую ценность.
Арка Викероя была местом, где новому вице-королю вручали ключи от города Старого Гоа. Структура потеряла свое торжественное значение, когда столица Гоа была перенесена в Панаджи в 1843 году.

Базилика Бом-Иисуса

Эта Базилика славится тем, что хранит останки святого Франциска Ксавье и считается лучшим примером архитектуры барокко в штате. Базилика была построена в 1605 году и сегодня является одной из самых популярных достопримечательностей в Гоа.

Кафедральный собор Се

Он является крупнейшим собором во всей Азии и одним из самых знаменитых религиозных зданий в Индии. Конечно, это одна из самых увлекательных достопримечательностей в Старом Гоа. Построенный в 1563 году собор имеет одну из самых известных особенностей - большой колокол, известный как "Золотой колокол". Это самый большой колокол в Гоа, и он также признан одним из лучших колоколов в мире благодаря своему богатому тону.

Руины святого Августина

Рассыпающиеся останки церкви Святого Августина, возможно, служат прекрасной метафорой для падшей эпохи португальской колонизации. Все, что осталось от старой церкви, - это башня высотой 46 метров, которая когда-то была колокольней данного строения. Церковь была построена в начале 1600-х годов. Вскоре она была заброшена и постепенно разрушилась в период между 1842 и 1938 годами. Колокол церкви, однако, все еще сохранился, но он находится в церкви Богоматери Непорочного Зачатия в Панаджи.

Археологический музей

Археологический музей и портретная галерея превратились в место, где каждый желающий может получить широкое представление об археологической и художественной истории Гоа. Многие артефакты, скульптуры и предметы из португальского владычества являются одними из самых интригующих экспонатов музея, который имеет восемь галерей и охватывает даже доисторическую эпоху.