Вид на жительство

Этрусской наукой называли в риме. Что римляне позаимствовали у этрусков? Выбор между латинством и византийством

С самого начала своего существования этрусский народ предстает в глазах Древнего мира богатой и могущественной нацией . Самоназвание этрусков – «расена» , их имя внушало великий страх, постоянно появлялось в «Анналах» который отмечает: «Даже альпийские племена, особенно ретийцы, имеют то же происхождение, что и этруски»; а Вергилий в своём эпосе о возникновении Рима подробно рассказывает древней Этрурии.

Этрусская цивилизация была, преимущественно, городской цивилизацией, в древности сыгравшей важную роль в судьбе Рима и всей западной цивилизации. Этрурия пала под натиском римских легионов к середине III века до н. э., но она не утратила своей культурной роли. Этрусские жрецы говорили на этрусском языке и в Тоскане, и в Риме вплоть до падения Римской империи, то есть до конца V века н. э. Начиная греческие мореплаватели начали селиться на южных побережьях Италии и Сицилии и торговали с жителями этрусских городов.

Жители Этрурии были известны грекам как «тирренцы» или «тирсенцы» , а римляне называли их тусками, отсюда и нынешнее название Тосканы. Согласно Тациту («Анналы», IV, 55), во времена Римской империи сохранил память о своем далеком этрусском происхождении; лидийцы и тогда считали себя братьями этрусков.

«Тирренцы» — это прилагательное, скорее всего, образованное от слова «тиррха» или «тирра» в Лидии есть место с называнием Тирра — turris – «башня», то есть «тирренцы» — это «люди цитадели». Корень очень часто встречается в этрусском языке. Царь Тархона, брата или сына Тиррена, основал Тарквинию и додекаполис – . Имена с корнем tarch давали богам или , Причерноморья и Малой Азии.

Этруски представляют собой один из народов древней цивилизации, переживший индоевропейское вторжение с севера в период с 2000-го по 1000 г. до н. э., и катастрофу уничтожения почти всех племён. Обнаружено родство этрусского языка с некоторыми до-эллинскими идиомами Малой Азии и островов Эгейского моря — доказывает связь этрусков с и ближневосточным миром . Вся история этрусков разворачивалась в бассейне Эгейского моря, именно, отсюда происходят этрусские религиозные представления и обряды, их уникальное искусство и ремесла, которые ранее не были известны на тосканской земле.

На острове Лемнос в VII веке до н. э. говорили на языке, похожем на этрусский. Этруски, видимо, произошли от смешения этнических элементов различного происхождения. Не подлежит сомнению многообразие корней этрусского народа, появившегося на свет благодаря слиянию различных этнических элементов.

Этруски имеют индоевропейские корни и появились на земле Апеннинского полуострова в первые годы VII века до н. э. Гаплогруппа этрусков G2a3a и G2a3b обнаружена в Европе; гаплогруппа G2a3b шла в Европу через Старчево и далее через археологическую культуру Линейно-Ленточной керамики, была обнаружена археологами в центре Германии.

Культура этрусков оказала значительное влияние на культуру римлян : жители Рима восприняли от этрусков их письменность и так называемые римские цифры, которые первоначально были этрусскими . Римляне восприняли навыки этрусского градостроительства, древние этрусские обычаи и религиозные верования и весь пантеон этрусских богов был принят римлянами.

При этрусском царе Тарквинии Древнем (VI веке до н. э.) в Риме началось осушение болотистых районов города посредством ирригационных каналов, в Риме была устроена сточная система канализации и сооружена Cloaca maxima, клоака в Риме действует и поныне.

стоял на высоком фундаменте – подиуме и имел лишь один вход, ориентированный на юг. Подиум и фундаменты храмов этруски строили из камня, а сами здания, арки, своды потолков, сложную систему стропил они строили из дерева. Это говорит о древней традиции этрусских мастеров деревянного зодчеств а. Римляне до сих пор удивляются тому, что этруски строили свои дома из дерева (срубы), и не строили домов из мрамора.

Рим позаимствовал у этрусков основы их , монументальный характер римской архитектуры унаследован от этрусков и воплощён в мраморе и камне. Архитектурная планировка внутренних помещений , атриумы – центральные помещения в домах этрусков, позаимствованы римлянами у этрусков. «Синьор Пиранези утверждает, что, когда римляне впервые захотели возводить массивные здания, основательность которых приводит нас в изумление, они были вынуждены обратиться за помощью к своим соседям – этрусским архитекторам.» Римляне на всех захваченных землях строили Капитолийский храм с южным входом – копию легендарного здания этрусских зодчих Тарквиниев и соблюдали ритуалы всех этрусских религиозных праздников.

Этруски разбирались в геодезии и измерительной технике, и римские землемеры учились у них . Деление итальянских земель и территории всех провинций на квадраты со стороной 710 метров — это заслуга этрусков.


В сущности, на семи холмах в Риме обосновалась этрусская цивилизация. К концу IV века до н. э. этрусским буквам. Первоначально в этрусских городах существовала монархия.

Этрусские цари Тарквинии в Риме носили золотую корону, золотой перстень и скипетр. Их церемониальной одеждой служила красная тога-пальмата, а царскую процессию возглавляли ликторы , несущие на плечах фасции – знак неограниченной власти повелителя. Фасции состояли из розог и топорика – церемониального оружия и символа политической и религиозной власти Тарквиниев.

В VI веке до н. э. монархия в Риме сменилась республикой; царя сменили, регулярно переизбиравшиеся, должностные лица. Новое государство по сути было олигархическим, с постоянным и сильным сенатом и ежегодно сменявшимися магистратами . Вся власть оказалась в руках олигархии, состоявшей из principes – ведущих граждан. Аристократический класс – ordo principum – контролировал интересы общины.

Семьи этрусков отличались именами – nomen gentilicum, этрусский «генс» - «gens» — семейная группа и cognomen — родовые ветви, и каждый этруск имел личное имя. Ономастическую систему этрусков в точности приняли у себя римляне. Ономастика (от др.-греч. ὀνομαστική) - искусство давать имена, была воспринята римлянами от этрусков.

Этруски повлияли на историю Рима и судьбу всего Запада. Латинские народы входили в конфедерацию этрусков , созданную по религиозному признаку .

В VI веке до н. э. возникла Этрусская лига, которая была религиозным объединением этрусских земель. Политическое собрание Этрусская лига проводилось во время всеобщих этрусских ежегодных религиозных праздников, устраивалась большая ярмарка, избирался верховный вождь Этрусской лиги, носивший титул rex (царь ), позднее — sacerdos (верховный жрец), а в Риме — избирался претор или эдил пятнадцати народов Этрурии.

Символ верховной власти сохранился в Риме после изгнания этрусской династии Тарквиниев из Рима в 510 году до н. э., когда возникла Римская республика, существовавшая 500 лет.

Потеря Рима была серьезным ударом для Этрурии, предстояли тяжелые битвы на суше и на море с Римской республикой и с в период 450-350 гг. до н. э.

На протяжении всей римской истории римляне повторяли все религиозные ритуалы , исполнявшиеся этрусскими царями. Во время празднования триумфа, победы над врагом, торжественная процессия шла на Капитолий, для жертвоприношения Юпитеру, а полководец стоял в своей боевой колеснице, во главе кортежа пленников и солдат, и временно уподоблялся верховному божеству.

Город Рим был заложен по плану и обряду этрусков. Закладку города сопровождали этрусские сакральные ритуалы . Место будущего города очерчивали по кругу городской чертой, и по ней пахали плугом ритуальную борозду, ограждающую будущий город от внешнего враждебного мира. Пропаханная окружность вокруг территории города соответствовала представлениям этрусков о Небесном мире – Темплум (лат. templum) — «Храме». Священные стены города на этрусском назывались ТУЛАр Спулар (лат. tular spular) у римлян стал называться – померий.

В этрусском городе обязательно строили три главные улицы, трое врат, три храма – посвященные Юпитеру, Юноне, Минерве. Ритуалы строительства этрусских городов – Etrusco ritu – переняли римляне.

Мундус — яма в земле, где обитали души предков, в Риме находился на Палатинском холме. Бросание в общую яму (Мундус) горсти земли, принесенной с родины – важнейший обряд при закладки города, так как этруски и италики верили, что в родной земле заключены души предков. Поэтому, заложенный по такому обряду город становился их истинной родиной, куда переселялись души предков.

Другие этрусские города были основаны и построены в Этрурии (на Апеннинском полуострове) с соблюдение всех этрусских градостроительных правил и согласно религиозным канонам. Так был построен этрусский город Вольтерра, по-этрусски – Велатри, Лукумоний и другие были окружены высокими городскими стенами, а городские ворота Велатри Порта-дель-Арко, украшенные скульптурами – головами божеств сохранились до сих пор. В Южной Италии этруски основали города Нола, Ацерра, Ноцерра и город — крепость Капуя (итал. Capua), этрусский город Manthua, позже Мантуе.

Знаменитые древнеримские дороги, существующие и поныне, например, Виа Аппиа, были построены не без участия этрусков.

Этрусками был возведён самый большой ипподром Древнего Рима – Циркус Максимус, или Большой Цирк. По легенде, первые состязания в гонках на колесницах были устроены на ипподроме в VI веке до н.э. этрусским царём Рима Тарквинием Приском , который был родом из этрусского города Тарквинии.

Древняя традиция боёв гладиаторов берет начало из этрусской культуры жертвоприношений, когда пленным воинам стали давать шанс выжить, и если пленнику случалось выжить то, они считали, что так угодно богам.

В Этрурии, гробницы располагались за пределами городских стен — это этрусское правило неизменно соблюдалось во всём античном Средиземноморье: поселения мертвых должны быть отделены от поселений живых.

Римляне взяли за образец устройство этрусских усыпальниц, внутренней отделки гробниц, саркофагов, урн с прахом, а также погребальных ритуалов этрусков, веривших в загробную жизнь, аналогичную земной жизни.

Римляне верили во власть древних этрусских клятв, имевших магическую силу, если они обращены к этрусским божествам Земли. Этруски строили свои дома из дерева, недолговечного материала, но свои усыпальницы этруски строили на века для вечной жизни, каменные гробницы выбивали в скалах, скрывали их в курганах, украшая настенными с изображениями пиров, танцев и игр, и наполняя усыпальницы драгоценностями, оружием, вазами и другими ценными предметами. «Жизнь — мгновенье, смерть — на века»

Римские храмы строили из камня и мрамора, но украшали по типу этрусских деревянных храмов, существовавших в древней Козе, Вейи, Тарквинии, Вольсинии, столице Этрусской конфедерации.

Найденный в этрусском городе Вейи храм (Аполлона), с множеством терракотовых статуй богов в натуральную величину, исполненных с поразительным мастерством, работы этрусского скульптора Вулка.

Римляне ввели в свой пантеон почти всех этрусских богов. Этрусские боги стал Аидом, (Aritimi) — Артемида, — Земля, (этрус. Cel) — Гео (земля). На этрусском языке «Селс клан» - Celsclan - «сын Земли», «колено Земли». (Satre) — Сатурн; (Turnu), Туран, Тураншна (этрус.Turansna) - эпитет богини Туран - Лебедь, Лебёдушка; — Менерва. Этрусского бога растительности и плодородия, смерти и возрождения (этрусск. Pupluna или Fufluna) возник в городе Популония. Этрусский Фуфлунс царствует на симпозиумах и поминальных трапезах — соответствует римскому Бахусу, или Вакху, греческому Дионису.


Верховные боги этрусков составляли троицу , которой поклонялись в тройных храмах — это . Греческая богиня Геката стала зримым воплощением триединого этрусского божества. Культ троицы, которой поклонялись в этрусских святилищах с тремя стенами, – каждая была посвящена одному из трёх богов – также присутствует в крито-микенской цивилизации.

Так же, как этруски, римляне проявляли большой интерес к прорицаниям, гадателям, гаруспикам. Этрусские гробницы нередко окружают яйцеобразные этрусские колонны cippi – низкие каменные столбы (как у скифов каменные бабы) с украшениями, являющимися символом божественного присутствия.

В Этрурии игры и танцы имели ритуальное происхождение и характер. Этрусские воины с древнейших времен учились военным танцам в гимнасиях, танцы были не просто разновидностью воинской тренировки, но и для завоевывания расположения богов войны.

На фресках Этрурии мы видим вооруженных людей в шлемах, танцующих и стучащих копьями по щитам в такт ритму — , посвящённый богу Пирру

Римские салии – жрецы-воины – исполняли пиррический танец в честь Марса, жестокие гладиаторские бои (лат. Munera gladiatoria) римляне тоже позаимствовать из этрусской Тосканы в 264 г. до н. э.

Этруски были большими любителями музыки – под звуки двойной флейты, они и воевали, и отправлялись на охоту, и готовили, и даже наказывали рабов, о чем пишет с некоторым возмущением греческий учёный и философ Аристотель.

Рим призывал на свои торжества этрусских танцовщиков и мимов, которых римляне называли «хистрионес» - «histriones» – этот термин римляне тоже взяли у этрусков. Согласно Титу Ливию, этрусские танцоры и мимы ритмом своих движений умиротворили злых богов, наславших на город Рим ужасный бич – чуму в 364 году до н. э.

Этруски владели специфическими способами обработки золота и серебра. Найденные в 1836 году в кургане Черветери золотые украшения и тончайшая гравировка серебряных и бронзовых зеркал представляют собой вершину мастерства VII века до н.э. — в это время римского ювелирного искусства не существовало!

Сокровища из гробницы Реголини-Галасси поражают совершенством и технической изобретательностью украшения из янтаря и бронзы, изделий из золота и слоновой кости , коробочки для косметики, фибулы, гребни, ожерелья, диадемы, перстни, браслеты и архаические серьги свидетельствуют о высоком мастерстве этрусских ювелиров.


Д остижения выводят этрусков в VII веке до н.э. на лидирующие позиции среди художников Западного Средиземноморья.В изобразительном искусстве чувствуется связь с финикийским, крито-микенским и , изображены те же фантастические звери – химеры, сфинксы и крылатые кони. Фантастическая этрусская химера на самом деле представляет собой звериный образ триединого божества — , повелевающей Рождением — это образ Козы-кормилицы, повелевающей Жизнью — образ Льва, повелевающей Смертью — образ Змеи.

В середине III века до н. э. Рим подчинил себе Этрурию (Таскану), военная и политическая роль Этрурии была ликвидирована, но Этрурия не лишилась своей самобытности. Религиозные традиции и ремесла процветали в Этрурии до начала христианской эры, и романизация шла очень медленно. Римляне посылали делегатов на всеобщее ежегодное религиозное собрание двенадцати племён этрусков из 12 этрусских городов в главном святилище Вольтумны – Fanum Voltumnae ; оно называлось «concilium Etruriae».

Города южной Этрурии рядом с Римом, вскоре пришли в упадок, а северная Этрурия представляла собой горно-рудный район — Кьюзи, Перуджа, Кортона, сохранили знаменитые производственные мастерские, выпускавшие предметы из ковкой стали и бронзы , Вольтерра и Ареццо — крупный промышленный центр, Популония — металлургический центр добычи руды и выплавки металлов , даже под властью Рима сохраняла своё промышленное и торговое могущество.

Порассуждаем, опираясь на факты.

Красивое русское слово мир . А сколько с ним связано в истории.

Все помнят нашу последнюю орбитальную станцию Мир . Старшее поколение граждан СССР ещё помнит лозунги на крышах домов: Миру мир , Мир во всем мире .

Смысл этого слова хорошо знали коммунисты, церковь и цари. Это слово притягивало тогда, магнитит и сегодня.

Ещё в школьной истории мы видим, как стремились к миру Византии наши князья. Сначала совершали набеги, словно мальчишки, которые знакомятся с девочкой подзатыльниками. Позднее Русь и Византия уже закрепляли связь династическими браками, а князья не сопротивлялись религиозному слиянию с Византией. Их не остановила даже потеря самобытности и части суверенитета. Утраты от , очевидны, но было что-то, что оказалось важнее этих потерь.

В нашей истории есть и таинственная неожиданность, с какой возникла философская идея «Москва - Третий Рим». Вроде бы ей и возникнуть неоткуда, но как ярко в грамотке смиренного монаха Филофея прозвучало: «Два Рима падоша по грехам своим, третий же стоит, а четвертому не бывать».

Не считали на Руси Парижи и Лондоны, а вот Римы сосчитали. Любопытно это. А ведь не просто сосчитали. С Римом даже свою географию связывали.

Прочтем мало известное стихотворение Тютчева «Русская география», 1886 года. Попытайтесь увидеть скрытый в нём смысл.

Москва и град Петров, и Константинов град -

Вот царства русского заветные столицы…

Но где предел ему? И где его границы -

На север, на восток, на юг и на закат?

Грядущим временам судьбы их обличат…

Семь внутренних морей и семь великих рек…

От Нила до Невы, от Эльбы до Китая,

От Волги до Евфрат, от Ганга до Дуная…

Вот царство русское… и не прейдет вовек,

Как то провидел Дух и Даниил предрек.

Оставим библейское пророчество и взглянем на град Петров , который у поэта - отнюдь не Петербург, а Рим! Город апостола Петра упомянут в одной строке со вторым Римом - Константинополем и третьим - Москвой.

За много веков до христианства,Первый Рим получил свое исконное первое название - Мир , и слово это как вы понимаете русское. Мир в обратном прочтении дает наше же звучание - Рим . А на любом иностранном языке он - Рома .

Интересная заморочка «Рим=Мир», стала предметом внимания ученых. А раскрытие этой тайны привело к обнаружению, может и большему чем просто страница в истории. Разумеется, этому открытию хода не дают. Потому что «здесь русский дух, здесь Русью пахнет».

Именно история Рима и является темой нашего сегодняшнего исследования.

Когда крестили страну, и когда создавали будущую Россию и СССР, все и Владимир креститель, и Иван III , и коммунисты действовали в русле одной идеи. Во все времена руководители страны считали себя восприемниками древней Империи. В истории тому множество свидетельств. Так, например, считал князь Святослав сын Великой княгини Ольги. Он заявлял: «Не любо мне жить в Киеве. Хочу жить на Дунае, в Переславце. Тот город есть середина моей земли...» . И как вы думаете, где эта земля с центром в Переславце? Тоже думал и Иван III , провозглашая себя правителем не существующего, а будущего государства . Он видел в составе Руси Балканы и черноморские проливы со Святой Землей. Вот выдержка из пасхалии Ивану III в 1492 году. «Сам Бог поставил Ивана III - нового царя Константина новому граду Константина - Москве» . Не отстали от них и коммунисты, когда в своей Конституции СССР 1924 года писали про Мировую Социалистическую Советскую Республику . Что бы считать себя наследниками Римской империи нужно иметь хоть какие-то для этого основания. И похоже они эти основания имели.

Кстати в те стародавние времена историки насчитали Киевов аж 16 штук. Про один из них ещё сказал Адам Бременский: «Киев — соперник Константинополя, славнейшее украшение… Греции » . Куда только та география подевалась из истории?

Продолжим про начало Империи Рима.

В статье В.А. Чудинова «Велитернский крест - раннее христианство или поздний ведизм?» сообщается:

«Слева мы читаем слово РИМ, справа - слово МИР, что еще раз убеждает нас в том, что РИМ = МИР, то есть, что город Рим, когда-то был назван русским словом Мир».

На изображении вынесены увеличенные фрагменты.

«При чтении этрусских надписей я понял, что город Рим был наименован русскими, которые его заложили и построили. МИР, однако, при чтении справа налево, которое тогда входило в моду, стали читать РИМ».

Это что же? Этруски предшественники римлян по паспорту оказываются русскими?

Начнем по порядку.

Историкам известен т.н. Велитернский крест.

Крест как артефакт,датируется VI веком н.э., обретен в центре Апеннинского полуострова.

По пропорциям это христианский католический крест! Языческие кресты равноконечные, этот вытянут в длину. Но по изображениям - крест славянский!

На обратной стороне все лики зооморфные; в центре лик Агнца-Яра, вверху лик сокола-Яра, слева - лик Агнца в качестве азиатского Исы, справа - лик Агнца-Христа, внизу - лик медведицы Макоши .

Так что это скорее крест Яра, чем Христа.

Теперь о названии города.

Славянское слово МИР как название города не случайно. Оно входит в гнездо славянских слов для наименования городов, например, Владимир = Владей Миром; Владикавказ = Владей Кавказом. И сегодня известен Мир — исторический город в Белоруссии.

Короткое название Мир в Белоруссии вовсе не случайно. Как мы увидим дальше, эта традиция принадлежит белорусским кривичам.

Как Мир стал Римом и Ромой.

Обратное произнесение слова отражает реально существовавшее противоречие чьих то интересов. Потому и слово «Рим» живет только в русском языке.

Каноническая формула латинских законодательных постановлений, выражаемая словами «Urbis et orbis» - переводимая как «городу и миру» имеет и ещё один вариант перевода дословный - «городу и его окружению». Так что латинские постановления имеют исходное русское значение «Миру и Риму», т.е. «русскому городу и окружающему его латинскому населению».

Сначала имело место этническое противостояние, выражавшееся в словесной форме. Из-за различия в языках русское название города Мир окружающими латинянами произносилось как А-мор .

Возникновение слова Амор объяснено В.А. Чудиновым («Боги меняются. Мои ответы Михаилу Задорнову»):

«…Ну вы знаете, как абхазы, они не могут сказать «магазин», они пишут «амагазин». Они не могут сказать «ларёк», а пишут «алариок». Так и тут».

Этническое противоречие русских горожан с окрестными латинянами проявилось и в лингвистических перестановках. Русский Мир , произносимый латинянамикак А-мор, при обратном прочтении превратился в известный всем Рома .

Итак мы имеем в истории РИМСКУЮ или МИРОВУЮ Русь с центром в городе МИР.

И это не красивая фантазия с обратными прочтениями. Подобные метаморфозы окружают нас и теперь. В литературе нередко можно встретить слово гой . Но при обратном прочтении по правилам идиш мы видим первоначальное сакральное слово йог .

Перед нами однозначная цепочка рассуждений. Русский Мир конфликтовал с латинским Римом и Рим в конце концов одержал верх. Этруски, а теперь кажется все-таки русские, утратили контроль над городом. Что было дальше пока неясно. Латиняне вроде стали хозяевами, но до VI века н.э славяно-христианские кресты на той же территории изготавливаются по славянской мифологии.

Ясно одно. (Цитирую Сомсикова)

В окрестностях города Мир латинское доминированние. В городе происходит изменение соотношения русского и латинского населения в сторону нарастания латинской составляющей. Процесс завершается латинским переворотом. Отныне город носит наименование от победителей. Нет больше никакого Амора, есть чисто латинский город Рома.

Это подтверждается метафорической историей двух братьев-близнецов Ромула (Рома) и Рэма (Рим). Здесь отражено традиционное русское отношение к окружающим, как к братьям. Русские князья обращались к равным себе и называли друг друга брат. Вспомним недавно существовавшие «братские» республики стран народной демократии. Это естественно именно для русского восприятия. Затем «брат» Ромул (Рома) убивает своего «брата» Рэма, т.е. окружающее латинское население врывается в город и истребляет русских. Русские (или этруские) естественно исчезают из истории Апеннинского полуострова и никогда более не упоминаются, зато возникает «научная загадка этрусков».

Предшественники римлян имели более высокую городскую культуру, и затем неведомо куда и как внезапно и навсегда «исчезают». Подобные «таинственные исчезновения» можно наблюдать в новейшей истории в городе Грозном, в котором после военных действий также «таинственно исчезли» русские жители. Не менее «таинственно» сокращается численность русских в когда-то тоже братских союзных республиках бывшего СССР.

Как видим «научная загадка этрусков» не такая уж и научная и вовсе не загадочная.

Как возник термин этруски .

Вероятно, русские и латиняне уверенно различались по внешнему виду. Предположительно русские были повыше ростом и более светловолосые. Недаром у римлян возник миф о высокорослых Атлантах. Южане-латиняне соответственно - ниже и чернее. Русские в толпе выделялись, что обозначалось указательными высказываниями «это русский» и «это русские» - слитное редуцированное произношение даёт «этЪруски».

Выбор между латинством и византийством.

Итак, наших предков победили латиняне, затем потеснили германцы и греки. Так же были «освоены» и прочие территории Руси, включая восточную Прибалтику с её городами, основанными русскими князьями.

Наши княжеские и царские предки про то ведали. А вот для нас все это удивительное открытие и где-то даже неправдоподобные. И теперь мотивы княжеских поступков, при установлении отношений с Римом и Константинополем становятся понятными. Рим - наш древний исторический враг, а Константинополь антипод Рима, и следовательно наш потенциальный союзник. Вот почему в ситуации выбора и не пожелали принять латинское католичество, а предпочли византийский обряд - Православие.

Этруски, кто они.

Справочники и энциклопедии сообщают следующее.

«Этруски (лат. Etrusci, самоназвание Rasenna) — древний народ, населивший в первом тысячелетии до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова. Этруски создали развитую цивилизацию, предшествовавшую римской. Этруски подарили миру своё инженерное искусство, умение строить города и дороги, арочные своды зданий и бои гладиаторов, гонки на колесницах и погребальные обычаи. В VII веке до н.э. народы, населявшие Этрурию, владели письменностью».

А теперь взгляните на письмена этрусков. Буквы ничего не напоминают? А до Кирилла и Мефодия ещё более тысячи лет. Не говоря уже о государственном празднике «создания» греками славянской письменности. А здесь мы четко видим письмо, написанное справа налево. Взгляните на инвентарные музейные номера внизу фотографии. Перед нами свидетельство обращенного письма и обратного чтения у этрусков. Позднее на Велитернском кресте мы видим уже письмо протокириллицей слева направо. Данный пример конкретно подтверждает существование прямого и обратного письма на одной территории.

На лицо все основания выступить в ЮНЕСКО с предложением об учреждении памятника Славянам - основателям европейской письменности.

Рим находился под влиянием этрусков до середине VI в. до н.э. Около 510 г. до н.э. этрусские правители были изгнаны из Рима, а заодно и из истории .

Точных свидетельств о происхождении этрусков наука почему-то не знает, хотя археология располагает значительным количеством артефактов именно культуры этрусков, включая письменные свидетельства. Сообщается, что и письмена до сих пор также не прочитаны. Такое случается в науке всякий раз, когда на самом деле речь заходит о славянах и предков русских. Существует лишь современное «общепринятое» предположение, поддержанное ещё Папой Пием II о том, что этруски это выходцы из Лидии, области в Малой Азии, вынужденные покинуть родину из-за страшного голода и неурожая.

Как утверждал в V веке до н. э. Геродот, этруски пришли на Апеннины с севера, когда рухнула микенская цивилизация и пала империя хеттов, то есть появление этрусков можно датировать XIII веком до н.э. Датировка связана с событиями, происходившими в соседних римлянам и грекам странах, где все друг друга хорошо знали. Но это вовсе не доказывает, что этруски пришли в будущую Италию от соседей по Средиземноморью. Странно, Геродот почему-то указывал на север. Но гордые патриции славян равными себе не признавали, что до сих пор отражается и в исторической науке.

Из версии Геродота былсоздан миф о том, чторимское государство основано героем Энеем после гибели Трои и его бегства на запад, и никаких этрусков учителей римлян. Но дело не так просто. Отсюда от Энея рукой подать до славян-венедов. А венеды у нас в истории Рима отметились очень ярко. Венеды исповедовали культ Венеры-Лады, который и принесли будущему Риму.

Венера в Древнем Риме почиталась как прародительница римского народа, а Рим основал троянец Эней - сын Венеры. Дальше лингвисты приводят нас к латинскому прочтению имени сына Венеры. Слог Aen в латинском написании Энея - Aenea читается как Ven, в русской транскрипции - Вен , и мы получим для Энея - Веней , для энейцев Aeneadae - венеды.

Сегодня эти сказания прячут в тень и наоборот выпячивают историю про волчицу вскормившую братьев Ромула и Рема. Но как мы уже видели, история братьев является метафорическим отражением того древнего противостояния этрусков и латинян.

Итак, создание Римского государства связано с предшествующей цивилизацией этрусков и переплетается с венедами в мифах самих римлян.

Процитируем фрагмент интервью академика В. Чудинова, данное газете Красная звезда, 18 апреля 2007 года:

«Этрусский язык - это разновидность белорусского языка. Они пришли от кривичей. Как известно, кривичи жили на востоке Европы...» (но севернее Апеннин, куда указывал ещё Геродот, прим А.Ш.). Далее Чудинов сообщает: «Приступая к дешифровке этрусской письменности, я исходил из гипотетического предположения, что этруски были славянами, а потом понял, что они ими и были. Это восточные славяне со Смоленщины».

Вот и явное подтверждение перевода . Этимология названия «кривичи» основана на санскрите, древнем варианте русского языка.На языке Ариев «кри» означает - письмо, письменность. А «вич» - значит «жизнь». Следовательно, термин кривичи можно понять как «живущие с письмом», или по-простому, - грамотеи. Ещё раз взгляните на колонну из Перуджи с этрусскими письменами кривичей. И после этого вы по-прежнему верите в этрусскую загадку, и в греческий письменный подарок славянам?

Продолжим цитировать Чудинова. «Позже стало выясняться, что они не только создали Рим, но и были первыми его обитателями, то есть в Риме первой прозвучала славянская речь».

Термины русский и славянин.

Определимся с терминами. В современном понятии и русских и славян в рассматриваемый период не было. Но существовали народы принявшие общую религиозную философию, определявшую их общий образ жизни. Генетически предки тех, кого мы сегодня именуем как славяне и русские это общность различных народов, но повторюсь принадлежавших к одной религиозной культуре, а отсюда и общность языка.

Кстати о языке. Этруски венеды оставили римлянам целый ворох своих слов памятников. Вот только некоторые их них. На латыни слово храм прозвучит как ведес (aedes), знаменитый латинский эфир (aether) - как ветер . И нас не будет уже удивлять, почему по-древнеримски топор - это секира от знакомого нам глагола сечь , а пастух - пастор от нашего же глагола пасти ; латинский окулист - от слова око , а юстиция - от слова устав , уста . Стоит задуматься, а такое ли римское это Римское право , на котором основана современная юстиция. "Мифы древних славян". М., 1993

Продолжение следует.

Римская культура ранней эпохи развивалась на местной, латинской основе, но подвергалась воздействию более культурных народов, в первую очередь греков, а затем этрусков.

Римляне говорили на латинском языке, который обогащался за счет греческих и этрусских слов. Возможно. Уже в VIII в. до н. э. они пользовались письменностью. Об этом рассказывают античные авторы, но никаких письменных памятников этого времени не сохранилось. Древнейшая латинская надпись датируется концом VII. до н. э. Латинский алфавит сложился на основе греческого, но в передаче греческой письменной традиции участвовали этруски.

В IV до н. э. были введены в Риме сценические игры по образу этрусков исполнявшиеся профессиональными артистами - гистрионами, а также демонстрации одноактных пьес, ателлан, изобретенных кампанцами и названных так по кампанскому городу Ателла.

До сих пор ученые не раскрыли многих загадок этрусков. Неизвестно, откуда пришел этот народ в Италию, к какой расе он относился. Многие надписи на памятниках так и не удалось расшифровать, хотя этруски использовали греческий алфавит.

Расцвет культуры этрусков пришелся на то время, когда в Греции царило эпоха архаики. Этрурия тогда была сильной морской державой, а ее жители - прекрасными мореплавателями и войнами. Римом первоначально управляли этрусские цари, хотя вскоре их оттеснили римляне. Но даже после того, как Этрурия была покорена Римом, а ее население смешалось с римским, этрусская культура еще долгое время имела большое значение.

Представление об архитектуре этого государства дают главным образом некрополи, которые археологи обнаружили возле городов Этрурии - Вертулонии, Церы, Популонии, Вульчи и др. Города мертвых, состоящие из множества величественных гробниц, играли для этрусков не меньшую роль, чем для древних египтян.

Большинство этрусских гробниц найдены в XIX столетии, причем не профессиональными археологами, а любителями и охотниками за сокровищами. Так, патер Реголини и генерал Галасси открыли одно из самых интересных захоронений в Цере. Гробница представляет собой сооружение из плит, вытесанных из туфа, в виде длинного коридора со сводом в форме пирамиды. К средней его присоединены две круглые камеры. Когда они зашли в гробницу, они увидели на ложе тело женщины в богатых одеждах. На сосудах, стоящих рядом, исследователи прочитали ее имя - Лартия. К сожалению, воздух, проникший вместе с ними в помещение, мгновенно превратил тело Лартии в прах.

Гробницы этрусков имели круглую форму: в древности круг символизировал небо. Потолок гробницы представлял собой свод, образованный рядами нависающих друг над другом камней. Хотя такой ложный свод фактически не опирался на стены, он был достаточно крепким. Поэтому не совсем ясно, с какой целью во многих гробницах ставился столб в середине погребальной камеры. Возможно, он имел символическое значение, представляя собой так называемую космическую ось, соединяющую небесное пространство с земным и подземным.

На близость к египетской культуре указывает и форма многих гробниц, представляющих собой насыпанные курганы, по форме отдаленно напоминающие пирамиды египетских фараонов.

К великому сожалению, не сохранилось ни одного храма, построенного этрусками. В отличие от гробниц они сооружались из кирпича - сырца или дерева, поэтому не могли быть долговечными. Но то, как выглядели эти храмы, известно: они имели квадратную форму и с трех сторон окружались колоннами. Этрусский храм стоял на подиуме. Через портик открывался вход одновременно в три храмовых помещения. В основе подобных сооружений лежал ордер, называемый тосканским или этрусским. Он являлся вариантом дорического ордера но, в отличие от последнего, имел более массивные пропорции и базу.

С традициями этрусской архитектуры связан италийский тип жилого дома. Его композиционным центром является атрий - большой зал с отверстием прямоугольной формы в центре перекрытия.

Крыша этрусского храма украшалось ярко раскрашенными терракотовыми масками сатиров, силенов, менад, Медузы горгоны. Они предназначались для отпугивания нечистой силы - злых духов и демонов, которые могли проникнуть в храм.

В отличие от греческих римские храмы имели более устойчивый и прочный вид. Они были не так изящны и красивы, как греческие: вероятно, этруски большее значение придавали тому, что внутри, а не снаружи. Боги Этрурии разделялись на несколько триад, главной среди них была триада, состоящая из Тинии, Уни и Менервы, анологичных Зевсу, Гере и Афине в Греции и Юпитеру, Юноне и Минерве в Риме.

Именно этруски создали первый римский храм, который жители Древнего Рима считали главной своей святыней, - храм Юпитера, Юноны и Минервы на Капитолии. Он был построен из недолговечных материалов, поэтому римляне постоянно ремонтировали его. Тем не менее, сооружение в целости и сохранности простояло довольно долго, до V в. н. э., когда вождь вандалов Гензерих сорвал с храма часть его позолоченной крыши.

Благодаря этрускам у римлян появилась и эмблема - статуя легендарной волчицы, вскормившей основателей Великой империи - Ромула и Рема. Талантливые этрусские мастера отлили ее из бронзы.

Города этрусков пока еще не раскопаны. Но известно, что жители Этрурии одними из первых среди других народов начали создавать города с регулярной планировкой. Этруски обладали прекрасными инженерными способностями. Они строили мосты, арки, дороги. Об их архитектурных талантах говорят ворота, игравшие огромную роль в жизни этрусков: они являлись завершением крепостных стен и защищали от вторжения чужеземцев. Таковы ворота, называемые аркой Августа в Перудже. Над пространством арки между колоннами размещены щиты - символы неба.

Период, когда талантливые мастера - этруски строили храм на Капитолийском холме и создавали бронзовую волчицу, стал завершающим в их истории. К этому времени былое могущество Этрурии осталось в прошлом. Близость конца отразилось и в искусстве, более мрачном и трагичном, чем прежде. Гробницы, как и раньше, походили на жилища живых - дома с предметами быта, одеждой, оружием. Но теперь эти вещи стали попросту бутафорскими, их нельзя взять в руки, отделить от стен, с которыми они составляют единое целое.

К III в. до н.э. большинство городов Этрурии находились уже под властью Рима. Римляне заселяли земли, на которых с давних времен жили этруски, постепенно смешавшиеся с римским населением и забывшие свой язык.

Этрусков считают создателями первой развитой цивилизации на Апеннинском полуострове, к достижениям которой, еще задолго до Римской республики, можно отнести крупные города с замечательной архитектурой, прекрасные изделия из металла, керамику, живопись и скульптуру, обширную дренажную и ирригационную системы, алфавит, а позднее и чеканку монеты. Возможно, этруски были пришельцами из-за моря; их первые поселения на территории Италии представляли собой процветающие общины, располагавшиеся в центральной части ее западного побережья, в области, называвшейся Этрурией (приблизительно территория совр. Тосканы и Лацио). Древние греки знали этрусков под именем тирренов (или тирсенов), и часть Средиземного моря между Апеннинским полуостровом и островами Сицилия, Сардиния и Корсика именовалась (и именуется ныне) Тирренским морем, поскольку на протяжении нескольких столетий здесь господствовали этрусские мореплаватели. Римляне называли этрусков тусками (отсюда совр. Тоскана) или этрусками, сами же этруски называли себя расна или расенна. В эпоху их наивысшего могущества, ок. 7-5 вв. до н.э., этруски распространили свое влияние на значительную часть Апеннинского полуострова, вплоть до подножий Альп на севере и окрестностей Неаполя на юге. Покорился им и Рим. Повсюду их главенство несло с собой материальное процветание, широкомасштабные инженерные проекты и достижения в сфере архитектуры. Согласно традиции, в Этрурии существовала конфедерация двенадцати основных городов-государств, объединенных в религиозный и политический союз. В их число почти наверняка входили Цере (совр. Черветери), Тарквинии (совр. Тарквиния), Ветулония, Вейи и Волатерры (совр. Волтерра) - все непосредственно на побережье или близ него, а также Перузия (современная Перуджа), Кортона, Вольсинии (совр. Орвьето) и Арретий (совр. Ареццо) во внутренней части страны. К числу других важных городов относятся Вульчи, Клузий (совр. Кьюзи), Фалерии, Популония, Руселлы и Фьезоле.

Происхождение этрусков

В VII веке до н. э. народы, населявшие Этрурию, овладели письменностью. Поскольку они писали на этрусском языке, правомерно называть регион и народ упомянутыми выше именами. Однако точных свидетельств, доказывающих какую-либо одну из теорий о происхождении этрусков, не существует. Наиболее распространены две версии: по одной из них, этруски родом из Италии, по другой этот народ мигрировал из Восточного Средиземноморья. К античным теориям можно добавить современное предположение о том, что этруски мигрировали с севера.

В пользу второй теории служат труды Геродота, появившиеся в V веке до н. э. Как утверждал Геродот, этруски - это выходцы из Лидии, области в Малой Азии, - тиррены или тирсены, вынужденные покинуть родину из-за страшного голода и неурожая. По мнению Геродота, это произошло практически одновременно с Троянской войной. Гелланик с острова Лесбос упоминал предание о пеласгах, которые прибыли в Италию и стали именоваться тирренами. В то время рухнула микенская цивилизация и пала империя хеттов, то есть датировать появление тирренов следует XIII веком до н.э, или чуть более поздним временем. Возможно, с этим преданием связан миф о бегстве на запад троянского героя Энея и основании римского государства, имевший большую важность для этрусков.


Сторонники автохтонной версии происхождения этрусков отождествляли их с обнаруженной в Италии более ранней культурой Вилланова. Подобная теория была изложена в I веке до н. э. Дионисием Галикарнасским, но приведенные им доводы вызывают сомнения. Археологические раскопки свидетельствуют о преемственности, проходящей от культуры Вилланова I через культуру Вилланова II с импортом товаров восточного Средиземноморья и Греции до ориентализирующего периода, когда возникают первые свидетельства проявления этрусков в Этрурии. В настоящее время культура Вилланова ассоциируется не с этрусками, а с италиками.

Вплоть до середины XX в. «лидийская версия» подвергалась серьёзной критике, особенно после дешифровки лидийских надписей - их язык не имел ничего общего с этрусским. Однако по современным представлениям, этрусков следует отождествлять не с лидийцами, а с более древним, доиндоевропейским населением запада Малой Азии, известным как «протолувийцы» или «народы моря».

По мнению А. И. Немировского, промежуточным пунктом миграции этрусков из Малой Азии в Италию была Сардиния, где с XV века до н. э. существовала весьма сходная с этрусками, но бесписьменная культура строителей нурагов.

Итальянские археологи объявили о сенсационном открытии: найдена прекрасно сохранившаяся этрусская вилла. Сохранившаяся настолько прекрасно, что ученые назвали эту находку первой в своем роде за все время изучения этрусской цивилизации. По всем параметрам - датировка, место, насыщенность исторической информацией - археологи получили уникальный объект для исследований.

Вилла была обнаружена на территории этрусского полиса Ветулония (Ватлуна, Ватл), руины которого находятся возле современного городка Гроссето в Тоскане. Раскопки здесь возобновились в 2009 году. Ветулонию часто называют последним этрусским городом: из 12 общин Этрусского союза (знаменитого Двенадцатиградия), исчезавших одна за другой по мере экспансии Рима, Ветулония просуществовала на пару веков дольше остальных. Для сравнения, о захваченном римлянами этрусском никто не слышал с 280 года до н.э., тогда как Ветулония погибла после 80 года до нашей эры.

Известно, что римляне переняли у этрусков очень многое, от строительных и инженерных знаний до традиций и знаков отличия. Подобное «наследование интеллектуальной собственности» стало возможным, среди прочего, благодаря островкам этрусской цивилизации, не сразу уничтоженным Римом - таким как Ветулония.

Знаменитые атрибуты должностной власти, многие из которых прочно ассоциируются с Древним Римом, на самом деле имеют этрусское происхождение - об этом писали древние авторы, это подтверждают современные археологические находки. Ликторские фасции (связка перевязанных прутьев с закрепленной секирой, стилизованные изображения которой до сих пор фигурируют на многих государственных гербах и эмблемах), курульное кресло , тога претекста (белая тога с пурпурной каймой по борту) - это лишь часть культуры власти, которую римляне переняли у поверженных этрусков. В процессе «присвоения» Ветулония сыграла не последнюю роль.

Богатая вилла, найденная археологами, рассказывает историю сосуществования этрусков и римлян в одном городе. Особняк быстро получил прозвище Domus dei dolia, «дом долиев», по самой первой находке: исследователи сначала наткнулись на помещение, плотно заставленное долиями - большими сосудами для хранения оливкового масла.

Раскопки южной части Domus dei dolia. Фото: Marco Merola

«Это огромная вилла площадью не менее 400 кв. метров. Мы насчитали десять жилых помещений и несколько подсобных, хозяйственных. Судя по внутреннему убранству и расположению на холме с видом на окрестности, дом принадлежал зажиточному представителю этрусской знати», — рассказала итальянскому изданию National Geographic археолог Симона Рафанелли (Simona Rafanelli), работающая на раскопках в Ветулонии с 2015 года.

Примечательно, что на городском плане вилла располагалась посреди центральной улицы, связывавшей римские и этрусские районы Ветулонии. Рафанелли так объяснила соседство заклятых врагов: «С III века до нашей эры в Ветулонии начался период мирного сосуществования с Римом. Для города это было время экономического роста и процветания, что выразилось в обновлении культовых построек, строительстве новых особняков и увеличении городского населения».

Domus dei dolia - лишнее доказательство благополучия города и его жителей. Земля сохранила все детали строения, от фундамента до крыши.

Фрагменты терракотовой черепицы и пальметты, украшавшей крышу здания. Фото: Marco Merola

Стены из камня, великолепная отделка (одна из жилых комнат была изначально украшена фресками в раннем помпейском стиле, известном также же как «инкрустационный» или «структурный» — он придавал дому строгий благородный вид), терракотовая плитка и черепица, полы по технологии opus signinum (еще одна технология, перенятая римлянами у этрусков - в Италии она известна до сих пор под названием cocciopesto, по-русски — цемянка: известковый раствор с добавлением керамической крошки)… Археологи нашли даже железные гвозди, скреплявшие деревянные балки-перекрытия, и украшение-пальметту, венчавшую крышу здания.

Железные гвозди, скреплявшие деревянные перекрытия этрусской виллы. Фото: Marco Merola

В углублении под полом той самой комнаты с фресками археологи обнаружили несколько чрезвычайно ценных бронзовых фигурок. Одна из них - на заглавном фото: судя по остаткам руки, фигурка некогда изображала всадника на коне и служила декоративным навершием светильника. Фигурку датировали IV веком до нашей эры.

Среди артефактов, найденных за время раскопок, отдельный интерес представляют монеты, этрусские и римские. Независимость этрусков закончилась в III веке до нашей эры, однако два города, Ветулония и Вольтерра, еще пытались поддерживать свою этрусскую идентичность - в том числе путем чеканки собственной монеты с высочайшего дозволения победителя, Рима.

По мнению нумизматов, это любопытное явление продлилось недолго, возможно, несколько десятилетий - все найденные ранее монеты относятся к тому же III веку до нашей эры. Этрусские деньги циркулировали параллельно с римскими, но не наравне: ими могли расплачиваться только «этнические этруски» и только на территории выпустившего монеты города.

Ситуация кажется унизительной, однако этруски Ветулонии использовали монеты как своеобразный манифест или этническую декларацию: большой ценности серебряные и бронзовые монеты с невысоким номиналом не представляли, зато были насыщены символами и смыслами. Надпись на аверсе всех монет (Ватл или Ватлуна, этрусское имя Ветулонии) недвусмысленно сообщала, что древний город существует и процветает, раз имеет возможность чеканить собственные деньги.

Нумизматам известно четыре разновидности монет Ветулонии, но самая распространенная (до раскопок Domus dei dolia таких было найдено почти 300 экземпляров) - с изображением мужской головы на аверсе, возможно, водного божества Нетунса (Nethuns), этрусского предшественника Нептуна. На реверсе фигурирует изображение трезубца в окружении двух дельфинов - возможный намек на связь этрусской Ватлуны с морем и морской торговлей, поскольку город находится всего в 20 км от побережья Тирренского моря. Эти символы были понятны современникам, как и смысл послания: город не утратил свою этрусскую идентичность и не забыл свое славное прошлое, вопреки растущему могуществу Рима.

На раскопках Domus dei dolia археологи обнаружили множество монет, однако именно такой бронзовый сестерций, с трезубцем и дельфинами, ученые назвали наиболее ценным экземпляром.

Символично, что другая монета, римская, найденная археологами рядом с виллой, рассказывает свою историю - историю гибели Ветулонии и кровавого окончания «мирного сосуществования» двух великих культур.

Речь идет о серебряном денарии Луция Тория Бальба - то есть монете, выпущенной при монетарии (триумвире по чеканке монет), имя которого хорошо известно историкам и позволяет совершенно определенно датировать монету 105 годом до нашей эры.

Серебряный денарий Луция Тория Бальба (105 год до н.э.), найденный при раскопках этрусской виллы. Фото: Marco Merola