Виза

Сбитый в Сирии самолет: почему не сработала система «свой — чужой»? Военные по ошибке сбили самолет Что произошло с российским самолетом в сирии

Россия винит Израиль и оставляет за собой право на ответные действия. Если следовать заявлению российского Минобороны, Ил-20 был уничтожен ракетой сирийской ПВО, которая стреляла по израильским самолетам. Те прикрылись российским бортом, намеренно создав опасную ситуацию, утверждают в министерстве

Самолет Ил-20. Фото: Максим Кузовков/ТАСС

Обновлено в 14:42

Вина за сбитый на территории Сирии российский Ил-20 и за гибель экипажа полностью лежит на израильской стороне. Об этом заявил глава Минобороны России Сергей Шойгу в телефонном разговоре с израильским коллегой Авигдором Либерманом.

«Минобороны России по различным каналам взаимодействия неоднократно призывало израильскую сторону воздерживаться от ударов по сирийской территории, создающих угрозу безопасности российских военнослужащих», — подчеркнули в министерстве.

Ранее в Москве признали, что Ил-20 российских ВКС был случайно сбит сирийскими силами ПВО. При этом вину за инцидент Москва возложила на Тель-Авив, поскольку рядом находилось несколько самолетов израильских ВВС — именно по ним или по их бомбам была выпущена сирийская ракета.

Позднее армия Израиля заявила, что страна скорбит в связи с гибелью российского самолета. При этом она считает, что ответственность за случившееся несет Дамаск, а также Иран и «Хезболла». Сирийскую сторону Израиль считает «полностью ответственной» в данной ситуации. Кроме того, страна готова предоставить российскому правительству всю необходимую информацию.

На борту сбитого самолета-разведчика находились 15 российских военнослужащих. О выживших не сообщается. Самолет упал в 30 километрах от побережья Латакии, в поисках были задействованы восемь кораблей и катеров ВМФ России.

С заявлением выступил официальный представитель Минобороны России Игорь Конашенков:

«Заход на цели осуществлялся на малой высоте со стороны Средиземного моря. При этом израильские самолеты преднамеренно создали опасную ситуацию для надводных кораблей и воздушных судов, находящихся в этом районе. Бомбометание выполнялось недалеко от места нахождения французского фрегата Auvergne и в непосредственной близости от заходившего на посадку самолета Ил-20 ВКС России. Прикрываясь российским самолетом, израильские летчики подставили его под огонь средств ПВО Сирии. В результате Ил-20, у которого эффективная отражающая поверхность на порядок больше, чем у F-16, был сбит ракетой комплекса С-200. Израильские средства управления авиацией и летчики F-16 не могли не видеть российский самолет, так как он заходил на посадку с высоты пяти километров. Тем не менее они преднамеренно пошли на эту провокацию. О планируемой операции Израиль командование российской группировки войск в Сирии не предупреждал. По горячей линии уведомление поступило менее чем за одну минуту до удара, что не позволило вывести российский самолет в безопасную зону. Расцениваем данные провокационные действия Израиля как враждебные. В результате безответственных действий израильских военных погибли 15 российских военнослужащих. Это абсолютно не отвечает духу российско-израильского партнерства. Мы оставляем за собой право на адекватные ответные действия».

В Кремле обеспокоены произошедшим инцидентом. Вот что заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков:

заместитель руководителя администрации президента — пресс-секретарь президента РФ «Ситуация анализируется. Вы знаете, что первые данные этого анализа были озвучены в заявлении Министерства обороны. Весьма недвусмысленно была дана оценка действиям, которые были названы как провокационные. Поэтому сейчас нет необходимости что-либо добавлять к такому четкому заявлению, которое было сделано нашим оборонным ведомством. Все остальное позже».

Как получилось, что у сирийских ПВО не сработала система «свой — чужой?» Рассуждает начальник аналитического отдела журнала «Солдаты России» Анатолий Матвийчук :

— Там такая ситуация, что наши самолеты как союзники Сирии оснащены системой «свой — чужой». Собственно говоря, [чтобы] навести оружие сирийских ПВО, этот самолет был довольно проблематичным. Эта система постоянно запрашивает…

— Система «свой — чужой» могла дать сбой? Почему она не сработала?

— Нет. Это гарантированная система. Туда вводятся определенные пароли. Эти пароли доведены и до ПВО Сирии, так как они наши союзники. Проблематично навести оружие, потому что система наводки обязательно даст сбой и откажется поражать свой самолет.

— Есть ли риск подобных повторных инцидентов?

— На ошибках учимся. После того как сбил наш самолет турецкий истребитель, мы начали летать с прикрытием. Может, и сейчас мы будем летать с прикрытием.

На этот же вопрос ответил председатель совета ПИР-Центра Евгений Бужинский :

— У ракеты нет [системы] «свой — чужой». Комплекс С-200 — это не «свой — чужой». Он просто засекает цель, захватывает и идет к цели. Другое дело, что действительно, если они стреляли или пускали ракету по F-16 и он прикрылся Ил-20, у которого отражающая поверхность, естественно, как Конашенков правильно сказал, на порядок больше, естественно, эта ракета вмазалась в Ил-20, а не в F-16. Ничего там она не перенацеливалась, просто израильтянин совершил маневр, прикрылся нашим самолетом. Но вы представляете, вот едете вы по дороге, и вдруг на вас сбоку летит (вы едете в крайнем правом ряду), а в соседнем идет грузовик. Вы — раз! — подставились под грузовик, и машина, которая летит сбоку, врезалась в грузовик, а не в вас. Я думаю, что так, потому что С-200 не самая умная ракета. Это достаточно старый комплекс. Это не С-400 и не С-500, где ракета уже более совершенна.

— Можно ли объяснить то, что произошло, версией о непосредственной ошибке сирийских сил ПВО?

— Что значит ошибкой? Сирийская система ПВО работает, они видят, что летят четыре F-16. Ну, естественно, они ж не просто летят крыльями помахать, а для того, чтобы наносить удар. Естественно, они приводятся в боевое положение и начинают перехватывать или обстреливать эти цели. Ничего, никакой ошибки. Там нормальная работа в условиях войны.

Посла Израиля вызвавали в МИД РФ из-за ситуации со сбитым в Сирии самолетом Ил-20.

Тель-Авив ситуацию в целом и новые заявления российских военных на момент выхода материала не комментировал. Особого интереса к инциденту в Израиле тоже не было, рассказывает израильский журналист и аналитик интернет-портала Izrus Александр Коган:

— Наступает день траура, Йом-кипур. То есть Сирия, Иран, Ирак и так далее — есть какие-то упоминания о том, что произошло на территории Сирии, о сбитом, как я понимаю, сирийскими ПВО самолете, но я вас хочу расстроить или обрадовать: это не ключевая тема для Израиля на сегодняшний день. У нас начинается пост через семь часов, который будет длиться 25 часов. Если израильтяне наносили удар на территории Сирии, то для того, чтобы воспользоваться идущим на посадку российским самолетом, они должны были досконально знать график посадок, вылетов, полетов российских самолетов. Вы думаете, что это действительно реальный вариант развития событий, что действительно как бы идет координация в таком плане — ребята, вот в 00:23 минуты наш самолет пойдет на посадку на таком-то аэродроме? Я сомневаюсь.

— Обычно ВВС Израиля атакуют иранские объекты на юго-западе Сирии, вблизи израильской границы. А что могли они, соответственно, делать в Латакии?

— Не знаю, не малейшего понятия, потому что, во-первых, еще раз, как я вам сказал, на данный момент нет никаких официальных подтверждений с израильской стороны по поводу того, что бомбились какие-то объекты в Латакии именно израильскими ВВС. Во-вторых, как бы в Латакии, насколько я знаю вообще, уровень координации и того, что происходит в Сирии между Израилем и Россией, всегда был на самом высоком уровне. Там несколько раз российские самолеты залетали на территорию Израиля, и подобного рода проблемы решались очень быстро. Не было никаких конфликтных ситуаций. В этом вопросе опять-таки, значит, может быть, что-то не так пошло в координации, если действительно речь идет об израильских самолетах. Я думаю, что на данный момент официальные лица будут воздерживаться от каких-либо комментариев, пока действительно не станет ясно, о чем идет речь.

В прессе и со стороны сирийских властей регулярно звучат сообщения об израильских авиаударах по территории Сирии. Обычно целями называют объекты «Хезболлы» и проиранских подразделений. Израиль занимает принципиальную позицию и, как правило, не комментирует возможное участие своей авиации в подобных операциях.

Одним из самых главных достижений XX-го века стала реактивная гражданская авиация. Современные экономичные и комфортные самолёты связали весь мир, позволяя добраться в любую точку планеты за считанные сутки. Поначалу реактивные самолёты демонстрировали низкую надёжность. Но уже к концу столетия летать самолётом стало безопаснее, чем ездить на машине. И с растущей надёжностью техники стало расти значение человеческого фактора. Человеческих ошибок. Сегодня катастрофы в авиации случаются только после многих ошибок разных людей, участвующих в обеспечении полёта.

Однако иногда катастрофы случаются и по совершенно чудовищным причинам, когда самолёты сбивают военные. Чаще всего это происходит из-за человеческих ошибок или стечения обстоятельств. Но были в истории ситуации, когда катастрофу совсем тяжело объяснить случайной ошибкой. Одна из них — сбитый 1 сентября 1983 года над Сахалином южнокорейский Боинг-747.

Причины катастрофы Boeing 747-230B авиакомпании Korean Air Lines (рейс KE007) берут своё начало в 1979 году. СССР ввёл свои войска в Афганистан, после чего резко ухудшились отношения с США. Вялотекущая после Вьетнама холодная война получила новый импульс. Показательное бряцанье оружием, провокации на границах, грандиозные военные учения с обеих сторон. Всё это происходило и на дальнем востоке. На протяжении 1982-83 годов американские авианосные ударные группы регулярно приближались к советским военным объектам в регионе. А например 4 апреля 1983 года 6 американских штурмовиков вошли в советское воздушное пространство на несколько десятков километров вглубь и устроили имитацию бомбометания. Обстановка была накалена, оставалось дождаться малейшей ошибки.

И ошибка произошла. Комиссии ИКАО, проводившие расследование катастрофы, наиболее вероятной причиной отклонения рейса KE007 от маршрута сочли ошибку пилотов, которые неправильно настроили автопилот, а затем не выполнили соответствующие проверки.

Boeing 747-230B HL7442

Южнокорейский Boeing 747 летел по обычному маршруту Нью-Йорк — Сеул с промежуточной посадкой в Анкоридже. Полёт должен был проходить над Тихим океаном восточнее Камчатки, огибая СССР. Однако из-за неправильно работающего навигационного оборудования лайнер с самого начала отклонился от курса. Ситуация осложнилась пересечением с находящимся в воздухе американским самолётом разведчиком RC-135. Советская сторона впоследствии представила данные, что в какой-то момент метки самолётов на экранах локаторов слились в одну. С этого момента советские радары вели пассажирский самолёт считая, что это американский военный разведчик. Гражданские пилоты летели в сторону советских границ, не подозревая о страшной ошибке.

При приближении Boeing 747 к советским границам на перехват были подняты истребители Су-15ТМ с аэродрома Елизово. Думая, что на них летит американский разведчик, советские военные прогнозировали развитие дальнейших сценариев. Они считали, что «RC-135» пройдёт вплотную к границе СССР, но не будет входить в советское воздушное пространство. И наводили перехватчики, исходя из этих соображений. Но пассажирский самолёт пошёл напрямик через границы. Пока ошибочно наведённые перехватчики пытались его догнать, они сожгли топливо, а Boeing 747 мирно прошёл практически над их аэродромом и вышел из воздушного пространства СССР. Теперь он находился над Охотским морем вне официального воздушного пространства СССР.

Американский разведчик RC-135

После такого «прорыва границ» СССР «вражеским самолётом» на командных пунктах царила двойственная атмосфера. С одной стороны, военных охватил охотничий азарт, ведь цель была «заперта» в Охотском море. С другой стороны, они боялись наказания за такой «прорыв». На перехват поднимаются новые истребители. И один из них, Су-15ТМ из дежурного звена 777-го истребительного авиаполка с аэродрома Сокол под управлением Геннадия Николаевича Осиповича, догоняет пассажирский самолёт. Отклонение от маршрута на этот момент составляло 500 км.

Геннадий Осипович, сблизившись с Боингом, доложил, что наблюдает аэронавигационные огни самолёта. В то же время он затруднялся с определением конкретного типа. Попытки запросить Боинг автоответчиком «свой-чужой» оказались безуспешными. С земли ещё раз уточнили, горят ли навигационные огни, на что получили утвердительный ответ. Пилоту перехватчика поставили задачу принудить наблюдаемый самолёт к посадке. Находясь вне зоны видимости пилотов Боинга, Геннадий Осипович на некоторое время включил свои навигационные огни. После этого с земли последовал приказ открыть предупредительный огонь из пушки. Су-15 сделал несколько длинных очередей израсходовав более 200 снарядов.

Су-15ТМ.

Тем временем пилоты Боинга принимают решение подняться на новый эшелон, где меньше расход топлива. Самолёт начинает набор высоты и снижает скорость. И в этот же момент Осипович получает приказ от находящегося на командном пункте Анатолия Корнукова (в тот момент командир 40-й истребительной авиационной дивизии в Войсках ПВО страны на Дальнем Востоке) на уничтожение цели. Из-за манёвра Боинга перехватчик проскакивает вперёд и оказывается ниже и впереди. Чтобы выйти на позицию открытия огня, он резко снижает скорость и проваливается вниз на 2 километра.

Нарушившему Боингу остаётся лететь в воздушном пространстве СССР всего 3 минуты. Его пилоты до сих пор не подозревают, что отклонились от курса и находятся во враждебном воздушном пространстве. А в это время нарастает нервозность советских военных. С земли требуют срочно уничтожать цель, пока она не улетела. Осипович включает форсаж, задирает нос и с интервалом две секунды выпускает по пассажирскому Боингу две ракеты Р-98. Первая ракета попадает в заднюю часть фюзеляжа, вторая сносит часть левого крыла. На земле напряжённо смотрят на экраны локаторов, потому что отметка огромного разваливающегося в воздухе самолёта не спешит исчезать. На отметку пытаются навести находящийся поблизости Миг-23, чтобы не упустить "врага". Но отметка исчезает. Вместе с 23 членами экипажа и 246 пассажирами.

На следующий день 2 сентября советские СМИ выдали следующее сообщение:

В ночь с 31-го августа на 1-e сентября самолет неустановленной принадлежности со стороны Тихого океана вошел в воздушное пространство над полуостровом Камчатка, затем вторично нарушил воздушное пространство СССР над о. Сахалин. При этом самолет летел без аэронавигационных огней, на запросы не отвечал и в связь с радиодиспетчерской службой не вступал.

Поднятые навстречу самолету-нарушителю истребители ПВО пытались оказать помощь в выводе его на ближайший аэродром. Однако самолет-нарушитель на подаваемые сигналы и предупреждения советских истребителей не реагировал и продолжал полет в сторону Японского моря.

Но, несмотря на желание советской пропаганды не замечать сбитый самолёт, в окружающем мире остались другие государства. В Южной Корее и США прошли многотысячные акции и шествия против действий СССР. Были сожжены советские флаги. 5 сентября выступил президент США Рональд Рейган, назвавший атаку корейского самолёта «преступлением против человечества» и «актом варварской жестокости». Заодно Рейган прорекламировал создающуюся систему GPS.

В СССР в это время лихорадочно соображали, как объяснять случившееся. 6 сентября американцы на заседании Совбеза ООН представили детальные расшифровки советских радиопереговоров и карты полёта пассажирского лайнера с отклонением от курса. Отрицать сбитый самолёт было безумием. К 9 сентября была подготовлена пресс-конференция, на которой начальник Генштаба маршал Огарков представил советскую версию произошедшего.

Маршал выразил сожаление из-за гибели людей и возложил вину за произошедшее на... Америку. По советской версии произошедшее было тщательно спланированной американцами акцией по вскрытию системы советской противовоздушной обороны.

Boeing 747 рейса KE007 вылетел из аэропорта Анкориджа с задержкой. И так вышло, что он очень точно синхронизировался с пролётами над Камчаткой американского спутника радиотехнической разведки Феррет-Д. Во время прохождения пассажирским самолётом воздушных границ СССР, спутник находился над регионом и наблюдал включающиеся советские системы ПВО.

Момент, когда Boeing 747 начал набирать высоту и при этом потерял скорость, советские военные представили как хитрую попытку оторваться от перехватчика, который не способен был лететь на столь низкой скорости.

Было заявлено, что отклонение от стандартного курса воздушных авиалиний и нарушение воздушного пространства СССР было намеренным действием пилотов.

«Неопровержимо доказано, что вторжение самолета южнокорейской авиакомпании в советское воздушное пространство было преднамеренной тщательно спланированной разведывательной операцией. Она управлялась с определенных центров на территории США и Японии. Гражданский самолет для нее был выбран сознательно, не считаясь, а возможно, и в расчете на человеческие жертвы. Отсюда и все тяжелые последствия этого чрезвычайного «инцидента», как называют его в западной прессе. Естественно, что вся ответственность за происшедшее целиком и полностью ложится на ее организаторов», — начальник Генерального штаба Вооруженный Сил СССР Николай Васильевич Огарков.

По мнению маршала советские перехватчики сделали всё возможное, чтобы предотвратить катастрофу: пытались выйти на связь, открывали предупредительный пушечный огонь, пытались принудить летящего без опознавательных огней «разведчика» к посадке. Всё это было ложью. Геннадий Осипович не пытался выйти на связь, потому что это требовало перехода на другие частоты. Предупредительный огонь открывался бронебойными снарядами, которые не видны ни ночью, ни днём. Пассажирский самолёт летел с включенными огнями.

Последней надеждой СССР доказать то, что это разведчик, была попытка поднять чёрные ящики сбитого Боинга раньше американцев. Чтобы оказаться первыми, была проведена целая спецоперация с фальшивыми маячками и имитацией работ над «найденными» маячками. Пока американцы отгоняли советский корабль и работали в этом районе, советские корабли подняли настоящие чёрные ящики. Но радости им это не принесло. Разведывательной миссией и не пахло. Корейские пилоты до самого последнего момента не подозревали о том, что отклонились от курса. Записи были засекречены и переданы в ИКАО только в 1993 году по указанию Бориса Ельцина. До того момента советская сторона говорила, что это была разведывательная миссия, и во всём виновата Америка, которая подставила пассажирский самолёт под советские ракеты.

Разные официальные точки зрения на произошедшее и засекреченность чёрных ящиков породили множество теорий об «истинных причинах» произошедшего. Среди них были и прекрасные истории про то, что СССР сбил разведывательный самолёт без пассажиров, а вот США, чтобы сделать кучу трупов и обвинить в этом СССР, специально сбили самолёт с пассажирами. Где-то вы уже слышали похожую историю, не правда ли?

Стоит упомянуть и то, что в 2015 году японский МИД рассекретил документы, в которых высокопоставленные представители администрации США сразу после катастрофы конфиденциально уведомляют японцев, что самолёт был перепутан с американским разведчиком и сбит по ошибке. В официальных заявлениях того времени Вашингтон настаивал, что Москва сбила самолёт преднамеренно.

Геннадий Николаевич Осипович.

К 20-летнему юбилею трагедии «Комсомольская правда» опубликовала интервью с пилотом Су-15ТМ Геннадием Осиповичем, которому на тот момент было почти 60 лет.

«Определить, что это именно "Боинг", я сначала не мог. Он далеко шел. А когда я приблизился, то увидел, что горят два ряда иллюминаторов. Людей я в салоне не видел. Особо не увидишь с трехсот метров. Потом мы корректировали запись нашего с землей радиообмена. Сделали так, будто я доложил: "Мигалка не горит". Чтобы убедить мир, будто мы не знали, что самолет гражданский. (Гражданские самолеты обязаны всегда идти с "мигалками" - включенными навигационными огнями. А военные - нет.) Хотя я честно докладывал, что "мигалка" горит. Чтобы на земле поняли, что это гражданский.

Я считаю, на сбитом самолете был только экипаж. И, очевидно, разведчики. Они думали, что включатся наши наземные средства ПВО, и они все их зафиксируют. Я ведь говорю то, что знаю. Я - исполнитель. Мне сказали: "Хорек!" Я и не буду говорить, что это суслик. Сказали: "Завалить!" - завалил.

Мне кажется, что "Боинг" с пассажирами сбили американцы. Им нужна была провокация. Выйдет - хорошо. Не выйдет - тоже. ЦРУ все было выгодно. Так вот, было два самолета. Я сбил не пассажирский, а разведчика. А лайнер с пассажирами сбили американцы, чтобы потом заявить, что СССР - империя зла! И убедить мир в том, что на самом деле разведчика не было!

Раньше [дату 1 сентября] отмечал. Собирались в кругу семьи или на работе. И - за мою, так сказать, профпригодность... Ведь я сумел завалить самолет! А это же не так просто! А сейчас уже не отмечаю.

Вопросов у меня нет. Кроме одного. К начальству. Шкурного. Многие получили у нас за сбитый мной самолет двойные оклады. Все, кроме меня. Есть справедливость? А про орден даже говорить не хочу! Вручили через год! "За успехи в боевой и политической подготовке". Орден Красной Звезды, который всем дают! А я ведь выполнил боевую задачу!»

«Молельная башня» на мысе Соя в Японии. Мемориал погибшим рейса KAL 007

Все знают мудрость, что нужно учиться на ошибках. Анализировать, делать выводы, предпринимать меры, чтобы не допустить подобное. Опыт, полученный кровью, должен считаться бесценным. Однако реальность демонстрирует, что военные продолжают сбивать самолёты из-за собственной криворукости. Вместо того, чтобы брать ответственность за свои поступки, они оправдывают собственную некомпетентность теми же алгоритмами, что и десятки лет назад. И пока в армиях существуют Корнуковы, Осиповичи и Огарковы - безопасность мирных граждан будет оставаться под вопросом.

Пост подготовил Алекс Кульманов

Минобороны России сообщило детали исчезновения российского военного самолета в Сирии. Как заявил официальный представитель ведомства Игорь Конашенков, израильские истребители преднамеренно создали опасную ситуацию и подставили российский Ил-20 под огонь средств ПВО арабской республики. В результате 15 наших военнослужащих погибли.

Место падения самолета уже обнаружено, это в 27 километрах западнее от населенного пункта Баниас в провинции Латакия. В поисково-спасательной операции участвуют восемь кораблей ВМФ России, в том числе судно с глубоководными аппаратами.

Связь с самолетом-разведчиком Ил-20 пропала накануне около 10 часов вечера. В этот момент он находился над Средиземным морем, в 35 километрах от побережья Сирии. Об этом сообщили в министерстве обороны России. Лайнер возвращался на авиабазу Хмеймим.

Именно в этот момент израильские военные самолеты атаковали сирийские объекты в районе города Латакия. Они использовали управляемые авиационные бомбы. Что это были за цели, не сообщается. Всего в налете участвовали четыре самолета F-16. Заход на цели, как уточняют в российском оборонном ведомстве, осуществлялся на малой высоте именно со стороны Средиземного моря.

«При этом израильские самолеты преднамеренно создали опасную ситуацию для надводных кораблей и воздушных судов, находящихся в этом районе. Бомбометание выполнялось недалеко от места нахождения французского фрегата «Оверн» и в непосредственной близости от заходившего на посадку самолета Ил-20 ВКС России», – сообщили в Минобороны РФ.

Как отмечают в министерстве обороны, израильские летчики фактически подставили российский самолет под огонь средств противовоздушной обороны Сирии, которые отражали налет. Ил-20 - довольно большое судно, созданное на базе гражданского Ил-18, способного вместить до ста двадцати двух пассажиров. Его отражающая поверхность на порядок больше чем у F-16. Ракета, выпущенная сирийцами из комплекса С-200, попала именно в российский самолет.

«Израильские средства управления авиацией и летчики F-16 не могли не видеть российский самолет, так как он заходил на посадку с высоты пять километров. Тем не менее, они преднамеренно пошли на эту провокацию. О планируемой операции Израиль командование российской группировки войск в Сирии не предупреждал. По «горячей линии» уведомление поступило менее, чем за одну минуту до удара, что не позволило вывести российский самолет в безопасную зону», – добавил Игорь Конашенков.

В настоящее время поисково-спасательная операция в районе крушения Ил-20 продолжается. В министерстве обороны подчеркнули, что расценивают данные провокационные действия Израиля, как враждебные. В результате этих безответственных действий погибло 15 российских военнослужащих. А это абсолютно не отвечает духу российско-израильского партнерства. Российские военные заявляют, что оставляют за собой право на адекватные ответные действия.

Самолет Ил-20 исчез накануне около 23:00 (мск). Он возвращался на российскую авиабазу "Хмеймим". Воздушное судно было в 35 км от побережья Сирии, когда пропала связь с экипажем. Об этом сообщили в Минобороны РФ. На борту находилось 14 человек. "Утро" следит за последними подробностями.

16:06. Министры обороны России и Израиля обсудили инцидент в Сирии по телефону. Подробности разговора пока остаются неизвестными, сообщает Тelegram-канал Daily Storm.

15:30. Армия обороны Израиля готова предоставить РФ все сведения, необходимые для расследования уничтожения Ил-20. "Израиль будет делиться всей соответствующей информацией с правительством России для изучения инцидента и подтверждения фактов", – приводит РИА "Новости" заявление пресс-службы Армии.

14:38. Армия Израиля наконец прокомментировала ситуацию со сбитым самолетом. Израиль скорбит в связи с крушением Ил-20, говорится в распространенном сегодня заявлении. Об этом пишет ТАСС.

11:55. В Совете Федерации заявили о необходимости жесткого разговора с Израилем на фоне его враждебных действий, которые привели к гибели 15 российских военных, передает РИА "Новости".

11:50. Тем временем состоялся телефонный разговор министра обороны Сергея Шойгу с его израильским коллегой Авигдором Либерманом.

"Вина за сбитый российский самолет и гибель экипажа полностью лежит на израильской стороне", – заявил Шойгу. Он напомнил Либерману, что Россия не раз призывала Израиль воздержаться от атак на территорию САР, которые могут угрожать жизни наших военных. Об этом со ссылкой на Минобороны РФ пишет ТАСС.

11:45. Обнаружено место крушения российского самолета. Ил-20 нашли в 27 км к западу от населенного пункта Баниас (Латакия).

"На борт российских кораблей подняты фрагменты тел экипажа и личные вещи, а также обломки самолета", – цитирует РИА "Новости" сообщение Минобороны.

11:25. Между тем Дамаск отказывается общаться со СМИ. "Комментариев по данному вопросу нет", – ответили РИА "Новости" в пресс-службе политуправления Сирийской армии на запрос об инциденте со сбитым российским Ил-20.

10:50. Минобороны официально , что Ил-20 был сбит по ошибке из сирийского ЗРК С-200. Самолет подставили под удар истребители Израиля, которые наносили удары по сирийской территории. В Минобороны заявили, что действия Израиля как враждебные и провокационные. В ведомстве добавили, что "оставляют за собой право на адекватные ответные действия".

10:25. Эксперты выдвинули новую версию случившегося с нашим самолетом. ПВО Сирии не могли сбить Ил-20. Наверняка о полете воздушного судна РФ предупреждали. С помощью переносных ЗРК сложно добиться того, чтобы такой крупный самолет с четырьмя двигателями рухнул на землю. Такое мнение высказал в беседе с РИА "Новости" руководитель Академии геополитических проблем Константин Сивков.

Он предполагает, что Ил-20 сбили израильские истребители.

10:20. Появилась информация о том, что российская авиация, флот и ПВО приведены в полную боевую готовность. Однако официальных подтверждений нет, отмечает Telegram-канал "СМИ_ли".

9:20. На борту самолета с российскими военными мог произойти "непредвиденный инцидент критического характера". Об этом "Интерфаксу" сообщил источник в органах международного поиска и спасения воздушных судов. Собеседник агентства выдвинул версию, что обломки самолета могли упасть в Средиземное море и затонуть.

8:50. Французы также открестились от ракетного удара. "Отрицаем любую причастность к этой атаке", – цитирует издание Francesoir представителя армии.

8:30. Израиль пока отмалчивается. Военные отказались от комментариев об атаке на САР и пропаже нашего самолета, передает РИА "Новости".

"Мы не комментируем сообщения из-за рубежа", – заявила агентству представитель пресс-службы армии обороны.

8:20. Между тем CNN со ссылкой на источник в американском правительстве сообщает , что российский самолет сбили ПВО Сирии во время перехвата израильских ракет.

8:15. О судьбе военнослужащих пока ничего не известно, сейчас Ил-20 ищут. Около порта "Тартус" находится спасательный буксир ВМФ "Профессор Николай Муров".

8:10. По сирийской территории ударили четыре самолета F-16 ВВС Израиля. Позже появились данные о пусках ракет с французского фрегата "Овернь" в Средиземном море. Это фрегат противовоздушной обороны FREDA, на вооружении у которого – 32 ракеты Aster 30 с дальностью пуска до 120 километров.

8:00. Ранее появилась информация о ракетном ударе Израиля по территории САР.

В Латакии прогремели несколько взрывов – атаке подверглись несколько предприятий и завод, а также электростанция, передает РИА "Новости". При этом военный источник в Сирии рассказал, что ракеты выпустили с моря. В результате атаки пострадали семь человек.

В Сирии в ночь на 18 сентября пропал российский самолет-разведчик Ил-20 с 14 военнослужащими на борту. Вскоре стало известно, что Ил-20 был сбит сирийскими ПВО.

Однако в России заявили, что инцидент произошел по вине Израиля - прикрываясь российским самолетом, израильские летчики подставили его под огонь средств ПВО Сирии. Корреспондент.net рассказывает подробности.

Ил-20 исчез в Средиземном море

Поздно вечером 17 сентября при возвращении на авиабазу России Хмеймим над акваторией Средиземного моря в 35 километрах от побережья Сирии пропала связь с экипажем российского самолета Ил-20.

Российские силы к утру 18 сентября обнаружили обломки самолета и останки погибших. На борту самолета находились 15 человек, все они погибли.

Минобороны РФ заявило, что он был сбит сирийскими ПВО, но по вине израильских летчиков, подставивших его под удар.

"Прикрываясь российским самолетом, израильские летчики подставили его под огонь средств ПВО Сирии. В результате Ил-20, у которого эффективная отражающая поверхность на порядок больше, чем у F-16 (их использовали израильские военные - ред.), был сбит ракетой комплекса С-200", - сказал представитель ведомства Игорь Конашенков.

Зенитная ракета комплекса С-200 оснащена полуактивной головкой наведения, то есть она наводится на цель, которую "подсвечивает" радар сопровождения.

Израильские самолеты, по которым пытались попасть сирийские силы ПВО, 17 сентября нанесли удары по объектам в районе Латакии. Атака была проведена со стороны моря. По данным сирийского государственного агентства SANA, целью атаки были промышленные предприятия.

Российская сторона убеждена, что израильские военные изначально создавали опасную ситуацию.

"Бомбометание выполнялось недалеко от места нахождения французского фрегата Auvergne и в непосредственной близости от заходившего на посадку самолета Ил-20", - говорит Конашенков.

Россия уверена, что израильские пилоты "не могли не видеть российский самолет", но "тем не менее они преднамеренно пошли на эту провокацию".

При этом заранее о своем намерении нанести удар израильская авиация не сообщила.

"По горячей линии уведомление поступило менее чем за одну минуту до удара, что не позволило вывести российский самолет в безопасную зону. Расцениваем данные провокационные действия Израиля как враждебные. Мы оставляем за собой право на адекватные ответные действия" , - заявил спикер Минобороны РФ.

Министр обороны России Сергей Шойгу в телефонном разговоре с израильским коллегой Авигдором Либерманом заявил, что вина за сбитый российский самолет и гибель экипажа полностью лежит на Израиле.

Армия обороны Израиля выразила соболезнования в связи со смертью экипажа российского военного самолета в Сирии и описала свою версию событий.

Причиной гибели российского военного самолета Ил-20 в Сирии стал "обширный и беспорядочный" огонь сирийских ПВО, заявили израильские военные в первом официальном ответе на претензии Москвы.

"Израиль полностью возлагает ответственность за инцидент на режим Башара Асада, чья армия сбила российский самолет. Израиль также считает Иран и Хезболлу причастными к случайному инциденту", - отмечает армия обороны Израиля.

Представители армии обороны Израиля готовы сотрудничать с Россией по инциденту со сбитым российским самолетом Ил-20 над Средиземным морем и готовы делиться с Москвой имеющейся у них информацией.

Ил-20 оборудован радиолокационной системой бокового обзора, инфракрасным сканером, оптическими датчиками и системой спутниковой связи.

Машина и ее модификации применяются для радиотехнической разведки, радиоэлектронной борьбы и сбора телеметрической информации во время испытаний ракетной техники. В Сирии Ил-20 наблюдали за демилитаризованными зонами.

Как Россия теряла самолеты

Ранее Россия теряла в Сирии истребители, штурмовики и транспортные самолеты.

В начале мая этого года в Сирии потерпел крушение российский истребитель Су-30СМ. Он упал после взлета с авиабазы Хмеймим, оба летчика погибли. Минобороны РФ называло возможной причиной крушения попадание в двигатель птицы.

Тогда общее число потерянных в Сирии российских самолетов достигло семи. При этом только два самолета были боевыми потерями - сбитый турецкими ВВС в ноябре 2015 года бомбардировщик Су-24 и штурмовик Су-25, сбитый боевиками в Идлибе в феврале 2018 года.

Самой крупной потерей российской авиации в Сирии стало крушение транспортного самолета Ан-26 в марте этого года, когда погибли 39 человек. Минобороны РФ тогда сообщало, что самолет не долетел до взлетно-посадочной полосы аэродрома Хмеймим около 500 метров и столкнулся с землей.

За время операции в Сирии российские власти официально признали гибель более 90 военнослужащих.

Россия начала военную операцию в Сирии осенью 2015 года, поддержав сирийского президента Башара Асада. За три года при поддержке российской авиации и иранских военных Асаду удалось взять под контроль практически .

Обострение в Идлибе

В начале сентября ситуация вокруг сирийской провинции Идлиб, последнего очага сопротивления Дамаску, обострилась. Wall Street Journal писала, что Башар Асад одобрил приминение химического оружия и США готовят ответ - военный удар или экономические санкции.

Российская сторона, в свою очередь, заявила, что в Идлибе Вашингтон готовит "инсценировку химической атаки, чтобы нанести ракетный удар по сирийским силам", но в ООН призвала США объединиться по Сирии.

17 сентября в Сочи состоялись переговоры президентов России и Турции, по итогам которых Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган объявили о намерении создать к 15 октября по периметру Идлиба демилитаризованную зону шириной 15-20 километров.

Шойгу при этом объявил, что ожидавшейся наступательной операции в Идлибе, от которой Москву и Дамаск отговаривали США и другие западные страны, не будет.

Израиль в Сирии

Израиль часто обстреливает территорию Сирии, а на сирийско-израильской границе постоянно происходят инциденты, связанные с ракетами или военными самолетами.

3 сентября сообщалось, что сирийские войска ПВО сбили два шпионских беспилотника-разведчика Израиля к востоку от Дамаска. Но израильские военные информацию о потерях БПЛА не подтвердили.

24 июля самолет Су-22 ВВС Сирии был сбит израильской противовоздушной обороной. В сирийский Сухой были запущены две ракеты-перехватчика комплекса Patriot после того, как воздушное судно, по данным израильской армии, на два километра проникло на территорию Израиля.

Видео перехвата ракеты сирийскими ПВО, которую Израиль якобы выпустил по аэропорту Дамаска 16 сентября:

Правительство Израиля намерено признать контроль властей САР над территориями в южной части Сирии - во всяком случае, об этом в конце июля писала Washington Post.

По данным издания, власти Израиля пойдут на этот шаг в рамках договоренностей с Россией. Как отмечается, Израиль также начнет работу по реализации соглашения о разъединении израильских и сирийских войск.

При этом в обмен на шаг Тель-Авива Россия договорится с Ираном о выводе подразделений иранской армии с юга Сирии.

Новости от Корреспондент.net в Telegram. Подписывайтесь на наш канал