Вид на жительство

Здание напротив зимнего. Дворцовая площадь. Площадь в XXI веке

Один из символов Санкт-Петербурга и одно из самых посещаемых туристических мест этого города - Дворцовая площадь. Этот архитектурный ансамбль начал складываться во второй половине XVIII столетия, его формирование завершилось в первой половине XIX века.

Площадь образована несколькими историческими и архитектурными памятниками - Зимним дворцом (эта достопримечательность и дала название площади), Зданием штаба Гвардейского корпуса, полукруглым Зданием Главного штаба и, конечно, знаменитой Александровской колонной. Размеры площади - примерно пять с половиной гектаров. В некоторых источниках можно найти информацию о том, что ее размеры - восемь гектаров, но это не соответствует действительности.

Площадь находится под охраной ЮНЕСКО: ее внесли в список Всемирного наследия.

С чего все начиналось...

В первые годы XVIII столетия в городе была заложена крепость-верфь, окруженная валами. Также вокруг крепости был вырыт ров, перед которым находилось свободное от какой-либо застройки пространство. Размеры его были огромны. Это пространство было необходимо в целях обороны: в случае нападения неприятеля на крепость со стороны суши оно помогло бы артиллеристам отразить атаку.

Но спустя короткое время после того, как крепость была достроена, она лишилась своего военного значения. А вместе с ней его лишилось и открытое пространство, расположенное за рвом. На этой пустующей территории стали складировать пиломатериалы, необходимые для различных строительных работ. Также там хранились якоря больших размеров и другие припасы, связанные с кораблестроением. Часть территории занимал рынок. К тому времени пространство, когда-то имевшее оборонное значение, заросло травой и стало настоящим лугом. Прошло еще несколько лет и территория снова изменилась: через нее тремя лучами прошли новые улицы. Они разделили территорию на несколько частей.

Затем наступил новый период истории будущей знаменитой площади. В это время она использовалась как место для народных гуляний. Над ней сверкали фейерверки, на ней били фонтаны, в которых вместо воды было вино.

В 40-е годы XVIII века вышло царское повеление, согласно ему на будущей площади (которая в то время еще была лугом) следовало посеять овес. Позже на лугу пасся придворный скот. Иногда здесь проходили строевые учения солдат. В тот период времени достраивался и перестраивался Зимний дворец, а открытое пространство перед ним нередко использовалось для строительных целей.

В середине 60-х годов XVIII века на этом пространстве состоялся своеобразный рыцарский турнир. Это был грандиозный праздник, специально для которого соорудили из дерева временный круглый театр без крыши. Одеяния участников праздника поражали роскошью.

От луга к плацу

В конце 70-х годов XVIII века по велению императрицы начат процесс преобразования площади. Был проведен конкурс проектов, после объявления победителя начались строительные работы. В конце столетия площадь выглядела так: огромное пространство было окружено домами с трех сторон и, согласно свидетельствам современников, напоминало амфитеатр.

В начале XIX века архитектор Антон Модюи предложил план перепланировки площади. Именно на этом плане площадь впервые приобретает те очертания, которые сейчас так хорошо нам знакомы. В первой половине XIX века облик площади постепенно меняется, трансформируется. В 30-е годы в ее центре была возведена знаменитая колонна. В начале XX века (также, как и XIX веке) на площади часто проходили военные парады и смотры.

Одной из самых мрачных страниц в истории площади стало событие, названное в последствии «Кровавым воскресеньем». На площади состоялся разгон шествия рабочих, которые несли царю петицию с экономическими и политическими требованиями. Во время разгона этой демонстрации погибли сотни людей: против безоружных демонстрантов было применено огнестрельное оружие.

В первые годы XX века все здания на площади были окрашены в кирпично-красный цвет, который как бы стал предвестником событий 1917 года. В 40-е годы XX века зданиям был возвращен первоначальный облик: их стены перекрасили в светлые тона. Вскоре после революционных событий на площади был установлен памятник литератору и философу Александру Радищеву. Бюст был изготовлен из гипса. Простояв примерно полгода, он был опрокинут порывом сильного ветра и с тех пор не восстанавливался.

В советское время на площади проходили парады и праздничные демонстрации. В первые послереволюционные годы на этой территории устраивались масштабные театрализованные представления на революционную тематику. В начале 30-х годов площадь была реконструирована: удалена брусчатка, пространство заасфальтировано; гранитные столбики, окружавшие знаменитую колонну, также удалены. В 40-е годы рассматривалась идея переноса колонны и устройства на площади аэродрома. Но этот план не был воплощен в жизнь. В 70-е годы на площади вновь были проведены реконструктивные работы. Асфальт заменили брусчаткой. На углах площади были установлены фонари.

Площадь в XXI веке

В начале XXI столетия на площади проходили реставрационные работы, в ходе которых была сделана археологическая находка - остатки флигеля, принадлежавшего Анне Иоанновне. Если говорить точнее, был найден фундамент этого здания - когда-то роскошного, состоявшего из трех этажей. Археологическая находка была тщательно изучена, было сделано множество ее фотоснимков, после чего ее вновь закрыли землей. Спустя несколько лет была отреставрирована Александровская колонна.

На территории площади часто проходят мероприятия общественного и спортивного характера, устраиваются концерты знаменитых исполнителей. В зимнее время была сделана попытка превратить площадь в каток с платным входом, но это вызвало возмущение множества общественных организаций и каток прекратил свое существование. Сравнительно недавно на площади был установлен павильон с зеркальными стенами, в которых отражался весь архитектурный ансамбль. Этот павильон простоял недолго: он был разрушен порывом ветра, после чего демонтирован.

Архитектурный ансамбль площади

Расскажем подробнее о тех исторических и архитектурных достопримечательностях, которые составляют ансамбль главной площади Санкт-Петербурга:

Александровская колонна была воздвигнута в память о победе русских войск над армией Наполеона. Автор этого величественного сооружения в стиле ампир - архитектор Анри Луи Огюст Рикар де Монферран. Разработанный им проект колонны был утвержден императором в конце 20-х годов XIX века, а в середине 30-х годов состоялось торжественное открытие монумента. Колонна изготовлена из розового гранита в одной из каменоломен, находившихся недалеко от Санкт-Петербурга. Транспортировка колонны в город стала сложной задачей. Для этой цели даже была построена специальная баржа. Сегодня колонна является одной из главных достопримечательностей города. Иногда, вспоминая знаменитое стихотворение классика русской поэзии, ее называют «Александрийским столпом», но это ошибочное название.

Зимний дворец - еще одна важная часть ансамбля площади. Он был построен в середине XVIII столетия. Автор проекта - Бартоломео Франческо Растрелли. Дворец выстроен в соответствии с канонами елизаветинского барокко (фасады и помещения отличаются пышной отделкой). Первоначально здание являлось резиденцией российских правителей, где они проводили зимние месяцы. Во второй половине 30-х годов XIX века во дворце случился страшный пожар, который не могли потушить в течение нескольких дней. Имущество, спасенное из дворца, было сложено вокруг знаменитой колонны. В конце 30-х годов XIX века дворец был восстановлен. В советское время в здании размещены экспозиции Государственного Эрмитажа.

В восточной части площади находится здание бывшего Штаба гвардейских войск. Автор проекта - художник и архитектор Александр Брюллов. Здание выстроено в соответствии с канонами позднеклассического стиля. Благодаря изяществу и строгости оно идеально вписалось в архитектурный ансамбль, что было очень непросто: с одной стороны от Штаба находится дворец в стиле барокко, с другой - здание в стиле ампир. Штаб был построен примерно за шесть лет: строительные работы были начаты во второй половине 30-х годов XIX века и завершены в начале 40-х годов. За несколько лет до разработки проекта и строительства здания существовала идея постройки на этом месте театра. Эта идея так и не была воплощена в жизнь.

С южной стороны площади высится здание Главного штаба. Оно было возведено в начале XIX столетия. Автор проекта - архитектор Карл Росси. Три корпуса здания образуют дугу, длина которой - пятьсот восемьдесят метров. Корпуса соединяет триумфальная арка. Она увенчана скульптурной группой, изображающей колесницу Славы. Архитекторами этой группы являются Василий Демут-Малиновский и Степан Пименов. В дореволюционное время в корпусах здания располагался не только Главный штаб, но также три министерства. В первые послереволюционные годы в здании разместился Народный комиссариат по иностранным делам РСФСР. Позже здесь находилось обычное отделение милиции. В настоящее время здесь размещен Штаб Западного военного округа, занимающий часть здания. Крыло, расположенное с восточной стороны, передано в начале 90-х годов XX века Государственному Эрмитажу.

Дворцовая площадь — место, особенно любимое жителями города и гостями Северной столицы. Это один из самых восхитительных архитектурных ансамблей мира.

На площади и рядом с ней расположены известные достопримечательности города: Зимний дворец , Здание штаба Гвардейского корпуса, Здание Главного штаба с его знаменитой Триумфальной аркой, Александровская колонна.

Дворцовая площадь считается одним из самых притягательных мест Санкт-Петербурга и является уникальным историческим памятником. Она включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Гостиницы у Дворцовой площади

Вблизи Дворцовой площади сосредоточены одни из самых востребованных у туристов вариантов проживания в Санкт-Петербурге: бюджетные хостелы, апартаменты и квартиры со всем необходимым, мини-гостиницы, отели разной звездности. Пешком недалеко до многих центральных музеев и основных достопримечательностей обзорного маршрута.

История и архитектура

Свое название площадь получила по названию старейшего здания — Зимнего дворца по проекту Ф. Б. Растрелли. Возведение огромного елизаветинского дворца началось в 1754 году и завершилось в 1762 году. По окончанию работ Зимний дворец стал высотной доминантой среди зданий в центре Петербурга. В нем находилось около 1500 комнат.

Несмотря на простую прямоугольную форму дворца, его богато украшенный барочный фасад в бледно-зеленых и белых тонах придает этому архитектурному памятнику торжественность, делает его узнаваемым.

В настоящее время в Зимнем дворце работает крупнейший петербургский музей — Эрмитаж . Рядом с дворцом расположен Эрмитажный театр, в который входит и часть здания петровского Зимнего дворца — в помещениях размещается тематическая экспозиция.

Единый архитектурный ансамбль Дворцовой площади разработал к 1819 году выдающийся архитектор К. И. Росси, ему же удалось органично объединить новые постройки с имеющимися к тому времени.

С 1819 по 1828 год велось строительство дугообразного здания Главного штаба, состоящего из двух корпусов, соединенных аркой. Общая протяженность здания составила 580 метров. Высота арки — 28 метров, ширина — 17 метров. В штабе расположилось командование Западного военного округа. Отдельного упоминания заслуживает скульптурное оформление здания — в первую очередь это Колесница Славы. Высота скульптурной группы, с шестеркой вздыбленных лошадей в колеснице крылатой богини Победы — Ники, составляет 10 метров (скульпторы Н.Пименов и В. Демут-Малиновский). Гениальному архитектору Росси удалось сочетать в единой композиции Зимний дворец и строгое здание Главного штаба.

Связующим звеном для архитектурного ансамбля площади стало завершенное в 1843 году здание Штаба гвардейского корпуса по проекту А. П. Брюллова. Его фасад украшен портиком из 20 ионических колонн.

Александровская колонна на Дворцовой площади

Высота монумента вместе с пьедесталом и скульптурой — 47,5 метра. Вес — 600 тонн.

Александровская колонна установлена на Дворцовой площади в честь императора Александра I и победы в Отечественной войне 1812 года. Выдающийся монумент воздвигнут по проекту архитектора Огюста Монферрана.

Памятник создавался в период с 1829 года по 1834 год. Для колонны использовался монолитный кусок розового гранита, добытый в Пютерлахти — местечке в Финляндии близ Выборга.

Колонна (она же Александрийский столп в стихотворении «Памятник» Пушкина) завершается скульптурой, созданной Б. И. Орловским. Это фигура ангела, который крестом попирает змею. Символика скульптуры — «Сим победиши!», восходит к истории животворящего креста.

Барельефы скульпторов И. Липце, П. Свинцова на постаменте колонны прославляют победы русского оружия.

Панорама — вид с высоты Александровской колонны

Мероприятия в Санкт-Петербурге на Дворцовой площади

Как и 300 лет назад, на Дворцовой площади Северной столицы проходят различные мероприятия: здесь организуют концерты, флешмобы, марафоны и другие культурные и спортивные события. 9 Мая по Дворцовой площади проходит Парад Победы.

В дни праздников увидеть Дворцовую площадь в Санкт-Петербурге можно онлайн. К тому же рядом установлено несколько веб-камер , обеспечивающих трансляции и в обычные дни (но видео может быть доступно не всегда).

В субботу и воскресенье на площади слышна музыка, бодрые крики ведущих и аплодисменты. Аниматоры в исторических костюмах работают на площади ежедневно, гостям города предлагают сфотографироваться или прокатиться в карете.

Если вы приехали в Санкт-Петербург на летний уикенд, будьте уверены — сегодня на Дворцовой площади обязательно есть какое-либо мероприятие.

Как добраться

Транспорт до Дворцовой площади — метро, автобусы и троллейбусы. Пешком близко от Исаакиевского собора , Михайловского сада, Марсова поля , Биржи и других достопримечательностей. Чтобы добраться на такси, удобно использовать приложения Gett, Uber, Яндекс.Такси и другими.

Метро до Дворцовой площади в Санкт-Петербурге

Если ваш пункт назначения — Дворцовая площадь, то удобнее всего добираться на метро, ближайшая станция метро — «Адмиралтейская» (фиолетовая линия), расположена на расстоянии примерно 200 метров от площади. Кстати, это самая глубокая станция не только в Санкт-Петербурге, но и в мире. Она уходит под землю на 120 метров, и чтобы подняться наверх, необходимо преодолеть целых два эскалатора.

Пройдите от станции по улице Малая Морская к Невскому проспекту и поверните налево в направлении Адмиралтейства. Дворцовая площадь будет справа от вас. Таким образом, путь пешком от метро займет не более 3-5 минут.

Также к площади можно пройти от станций метро «Невский Проспект» и «Гостиный Двор» (синяя и зеленая линии) вдоль Невского проспекта (расстояние примерно 800 метров) и от станции метро «Василеостровская» через Дворцовый мост (расстояние примерно 2,5 километра).

Автобусы и троллейбусы

Можно доехать наземным транспортом — автобусом № 7, троллейбусами № 1, 10, 7, идущими в направлении Адмиралтейства до остановки «Дворцовая площадь».

Дворцовая площадь и Александровская колонна: вид с высоты птичьего полета.

Дворцовая площадь – главная площадь Санкт-Петербурга и одна из красивейших в мире, ее образуют исторические памятники культурного наследия Российской Федерации: Зимний дворец, здания Главного штаба и штаба Гвардейского корпуса, Александровская колонна.

История и общая информация

Предыстория площади отсылает нас к петровским временам строительства Адмиралтейской верфи. На случай нападения неприятеля с суши для обеспечения действия артиллерии перед крепостью было оставлено открытое пространство — так называемый гласис. Его фортификационное значение вскоре было утрачено: участок занимали вначале склады адмиралтейских припасов, потом крупный Морской рынок (заросший травой он превратился в Адмиралтейский луг).

В 1735 году императорский двор Анны Иоанновны переехал из Москвы в Петербург, в перестроенный по проекту Ф. Б. Растрелли Зимний дворец, фасады которого выходили на Неву, и «луговую сторону». Огромная поляна с небольшими прудами, примыкавшая к дворцу, становится местом проведения великосветских развлечений и народных гуляний, размах которых поражает воображение. По высочайшему указу возводились павильоны, устраивались винные фонтаны, громадные туши быков жарились для съедения народом…

Императорская резиденция неоднократно подвергалась реконструкции под руководством незаменимого Растрелли. Ему же принадлежит первый проект организации площади перед южным фасадом дворца, выполненный в 1753 году, согласно которому она рассматривалась в виде круга с колоннадой. Незаконченная при жизни итальянского зодчего площадь неоднократно перепроектировалась и перестраивалась.

В 1762 году завершилось строительство Зимнего дворца. Его торжественному открытию к Пасхе мешали только груды строительного мусора, остававшиеся на большом участке перед дворцом. Благодаря неординарному решению императора Петра III, разрешившего всем желающим совершенно бесплатно забрать все, что находилось там, толпы горожан очистили огромное пространство за считанные часы. Однако благоустройством площади правивший всего несколько месяцев император заняться не успел.

В годы правления свергнувшей его Екатерины II, Комиссией каменного строения Санкт-Петербурга под руководством выдающегося градостроителя А. В. Квасова был разработан Генеральный план, который обозначил дугообразную границу Адмиралтейского луга, в 1763 году получившего официальное название Дворцовой площади. В 1779 году в рамках Генерального плана объявила конкурс на перепланировку площади, его выиграл простой и оригинальный проект Ю. Фельтена.

Фельтеновское оформление дворцовой площади существовало до грандиозного строительства в 1819-1829 годах , связанных в единое целое великолепной — гениальное творение К. И. Росси, дошедшее до наших дней, — одна из главнейших работ знаменитого архитектора, воплотившая мотивы победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года.

Фасад здания Главного штаба со стороны Дворцовой площади.

Акцент сделан на арке, придающей всему ансамблю легкость и торжественность.

Триумфальная арка, соединяющая Невский проспект и Дворцовую площадь.

Она украшена колесницей Славы с шестеркой вставших на дыбы коней, взмывающих в небо над площадью.

«Колесница славы» над Триумфальной аркой Главного штаба.

Соответствуя размерам Зимнего дворца шириной дуги и высотой, а также положением центра, сооружение являлось полной его противоположностью по стилю.

Главный штаб и Триумфальная арка.

По замыслу зодчего строгий величественный фасад нового здания должен был архитектурно уравновесить изящный нарядный вид Зимнего дворца.

Дворцовая площадь после дождя.

Центр тяжести композиции переносился на саму площадь, что подчеркивает возведенная в 1834 году Александровская колонна.

Дворцовая площадь, Александровская колонна и Главный штаб.

Расположенный в центре площади памятник выполнен архитектором О. Монферраном в стиле ампир по заказу Николая I в память о победе его брата Александра I над Наполеоном. Самый высокий гранитный монолит в мире весом 600 тонн удерживается на постаменте только за счет собственной массы. Скульптура работы Б. Орловского — позолоченный ангел с лицом императора Александра I — венчает колонну. Одна рука его воздета к небу, другой рукой ангел держит крест. Общая высота памятника – 47,5 метров. Постамент украшен барельефом, в аллегорической форме прославляющим русских воинов.

Завершило облик площади в 1843 году здание Штаба гвардейских войск, отлично вписанное в уже сложившийся ансамбль знаменитым русским художником и архитектором А. Брюлловым.

По странной, но роковой случайности площадь, окрашенная в светлые тона, к началу века приобретает темно-красный цвет. Именно на этом фоне разворачиваются кровавые события ее дальнейшей истории. В 1905 году здесь расстреляли мирное шествие рабочих с петицией царю, а во время Октябрьской революции состоялся решающий бой с войсками Временного правительства.

В 1918-1944 годы советского периода площадь носила имя М. С. Урицкого, председателя Петроградской ЧК, убитого в здании Главного штаба.
Во время Великой отечественной войны здесь планировали развернуть военный аэродром, но отказались от этой затеи.

Внушительные размеры Дворцовой площади (около 5 га) располагают к проведению масштабных мероприятий: государственных праздников, спортивных состязаний, концертов, красочных шоу-спектаклей. Здесь выступали многие звезды зарубежной эстрады от Пола Маккартни до Мадонны и сэра Элтона Джона, с 2000-х годов ежегодно проходит праздник выпускников школ «Алые паруса».

И все-таки самыми интересными и необычными остаются события начала прошлого века:

Военный спектакль-реконструкция, разыгранный 7 ноября 1920 года при участии 6 тысяч артистов, посвященный Октябрьской революции;

Уникальная шахматная партия, исполняемая моряками и красноармейцами, с настоящими лошадьми состоялась летом 1924 года: площадь расчертили в виде огромной шахматной доски, где солдаты-красноармейцы соответствовали черным фигурам, а моряки — белым. Команды отдавали по телефону знаменитые гроссмейстеры Илья Рабинович и Петр Романовский.

Самое красивое здание на Дворцовой площади — Зимний дворец, занимает 9 гектаров, в нем расположено около полутора тысяч помещений, в настоящее время является главным зданием .

Неповторимая и необъятная, выполненная в стиле русского классицизма, Дворцовая площадь внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и всегда будет являться гордостью петербуржцев, напоминая о доблести и славе города над Невой. Ежедневно это замечательное место посещают тысячи горожан и приезжих.

Панорама Дворцовой площади

Нажав и удерживая нажатой левую кнопку - покрутите мышкой в разные стороны: Вы можете осмотреться по сторонам, не сдвигаясь при этом с места. При нажатии на черный квадрат в правом верхнем углу окна интерактивного тура Вы попадете в полноэкранный режим просмотра.

1. Панорама Дворцовой площади.

2. Эрмитаж и Дворцовая площадь.

Где находится и как добраться

Удобное транспортное сообщение позволяет добраться сюда без затруднений. Станция метро «Адмиралтейская» — ближайшая. Наземный транспорт (автобус № 7, 24, троллейбусные маршруты № 1, 7, 10, 11) доставит до остановки «Дворцовая площадь».

Дворцовая площадь (по материалам книги "Санкт-Петербург и пригороды: Путеводитель по культурно-историческим памятникам / Ю.Г. Иванов, О.Ю. Иванова, Р.А. Халхатов. — Смоленск: Русич, 2010. — 336 с.: ил. — (Памятные места России)"):

Место расположения главной резиденции российских императоров — , — как и многих других сооружений , определил основатель города Петр Великий.

Самый первый дом «для зимнего пребывания царя» был срублен в 1708 г. Но уже в 1711 г. Д. Трезини на его месте возвел небольшой двухэтажный дом «голландской» архитектуры — первый Зимний дворец. Его фасад, обращенный на восток, имел три выступа: центральный — с высоким крыльцом и два боковых. Перед зданием в 1718 г. прорыли канал, соединивший реки Мойку и Неву, устроили пристань, как это было принято в Голландии, которую Петр считал образцом для подражания. Канал получил название — по дворцу.

Поспешно сооруженное здание вскоре оказалось тесным для царской семьи, и в 1716-1719 гг. по проекту архитектора Г.И. Маттарнови был построен новый каменный Зимний дворец, расположившийся ближе к . Фасадом, украшенным пилястрами и портиком, он был обращен к Неве. В этом дворце 28 января 1725 г. царь-реформатор и умер. (Позже часть этой постройки, в том числе комната, в которой умирал Петр I, вошла в объем — она сохранилась до наших дней.)

По распоряжению Екатерины I Д. Трезини расширил Зимний дворец — появились новый флигель и корпус, соединивший его со старым зданием. Во дворце, считающемся третьим Зимним, насчитывалось около 100 комнат. Правда, взошедшей вскоре на престол императрице Анне Иоанновне эти покои не понравились, и дворец отдали под проживание прислуги.

Царица затеяла новое строительство — четвертого по счету Зимнего дворца. Получивший название Анненского, он был спроектирован и возведен в 1732-1736 гг. придворным архитектором Б.Ф. Растрелли. Трехэтажное здание, в нарушение петровских предписаний, смотрело не на Неву, а на . Зодчий богато украсил его скульптурными композициями, искусно оформил и 130 внутренних помещений: при отделке залов и комнат, дворцового театра и церкви, нарядных лестниц и галерей обильно использовались мрамор и позолота.

Во время царствования Елизаветы Петровны резиденцию неоднократно переделывали, к основному зданию пристроили конюшню и мыльню, жилые и хозяйственные помещения. В итоге дворец утратил свой первоначальный облик. Его планировка оказалась сложной и неудобной. Растрелли предложил императрице проект нового дворца, а так как строить его предполагалось на месте Анненского, то он всего за семь месяцев 1755 г. создал временный, пятый Зимний дворец. Одноэтажное здание на углу и со 156 комнатами также было роскошно отделано.

После смерти императрицы дворец пришел в запустение, его убранство растащили, а еще не ветхое здание разобрали.

Создание монумента поручили Огюсту Монферрану. Перед архитектором стояла сложнейшая задача — в мире еще не существовало колонн таких размеров, высеченных из цельного камня. Впрочем, Монферран имел опыт установки гранитных колонн (пусть и вдвое меньших по размеру и в пять раз — по весу).

Работы начались в 1830 г. В каменоломне Пютерлакс, близ , в течение двух лет трудясь по 15 часов в сутки, каменотесы под руководством техника-самоучки Василия Яковлева откалывали гранитную глыбу длиной 30 м и толщиной 7 м. Когда громадина весом 3 754 т отделилась от скалы, ее уложили на грунт и приступили к обработке. Одновременно В. Яковлев вырубил гранитный блок под пьедестал весом 410 т.

Место для установки монумента Монферран выбрал в центре Дворцовой площади. Здесь выкопали котлован под фундамент, в основание которого вбили 1250 сосновых просмоленных свай длиной более 6 м каждая. На них уложили гранитные блоки толщиной 0,5 м, в один из них вставили бронзовую шкатулку со 105 золотыми, платиновыми, серебряными монетами и медалями, отчеканенными в честь победы в Отечественной войне 1812 г.

Началась доставка обоих монолитов на площадь. Первым транспортировали пьедестал. Глыбу подтащили к берегу Финского залива и погрузили на специально построенную баржу, которую благополучно отбуксировали к пристани, возведенной между и . Восемь дней потребовалось для того, чтобы передвинуть камень на расстояние в несколько десятков метров к месту установки. С помощью блоков, лебедок и воротов его приподняли и уложили на фундамент.

Сложнее оказалось перевезти колонну. Хотя каменотесы и придали ей проектные размеры — 25,58 м в длину, диаметр 3,66 м в основании и 3,19 м вверху, — ее вес составил 650 т! Когда колонну стали грузить на баржу, подломились опоры пристани… Спасти монумент удалось благодаря хладнокровию и смекалке В. Яковлева, самоотверженности работников, бросившихся укреплять трещавшие под чудовищной тяжестью опоры, и своевременной помощи солдат, примчавшихся на подмогу.

Установку колонны назначили на 30 августа 1832 г. Для этого устроили леса сложной конструкции высотой 30 м, где подвесили полиспасты — подъемные устройства из блоков с пропущенными через них канатами; вокруг разместили 60 лебедок; канаты сплели специально для этой операции из лучшей пеньки. При стечении огромного количества народа 400 рабочих и 2000 солдат — ветеранов войны с Наполеоном по сигналу — ударам колокола — начали установку колонны. Руководил ими В. Яковлев. Многие из зрителей с ужасом ожидали катастрофу — при таком весе колонны она казалась неизбежной. Но через 1 час 45 минут колонна встала на место, а на ее вершине взметнулся государственный флаг. Площадь огласилась громовым «Ура!». Утверждают, что потрясенный увиденным Николай I сказал Монферрану: «Этим вы обессмертили свое имя…»

Последующие пять месяцев 200 работников шлифовали и полировали колонну, затем установили на ней фигуру Ангела с крестом, попирающего змею — символ победы над неприятелем. Скульптор Б.И. Орловский придал лику Ангела портретное сходство с лицом императора Александра I — победителя Наполеона. Основание ее украсили барельефами, прославляющими подвиги русских воинов, а на лицевой стороне пьедестала сделали надпись: «Александру I благодарная Россия».

Открытие памятника состоялось 30 августа 1834 г. Колонна, названная в народе Александрийским столпом, украсила Дворцовую площадь, придала ей совершенный и неповторимый вид. Она — крупнейшее в мире сооружение, созданное из цельного камня. Ее уникальность еще и в том, что колонна никак не закреплена и держится только благодаря силе своей тяжести, тщательности обработки и точности установки на пьедестал.

Дворцовая площадь (по материалам книги "Исторические кварталы Санкт-Петербурга / А.Г. Владимирович, А.Д. Ерофеев. — М.: АСТ, 2014. — 544 с."):

В первой половине XVIII века перед (еще не тем, который существует сейчас) располагался обширный Адмиралтейский луг, который тянулся вдоль до современной . Название известно с 1736 года, иногда его именовали Большим лугом или Адмиралтейским полем.

В 1762 году Бартоломео Растрелли закончил возведение последнего, шестого по счету . А в 1766-м площадь перед ним стала называться Дворцовой. В октябре 1918 года Дворцовую площадь переименовали в площадь Урицкого.

Моисей Соломонович Урицкий (1873-1918) был активным участником Октябрьского вооруженного восстания, а после переезда советского правительства в в марте 1918 года был назначен председателем Петроградской чрезвычайной комиссии. В августе того же года прямо на площади, при входе в , он был убит эсером Леонидом Канегиссером. Убийство носило характер личной мести — Канегиссер мстил за товарища, расстрелянного чекистами.

Помимо площади, в честь Урицкого были названы , поселок Лигово и множество проездов. Даже сейчас в и окрестностях насчитываются четыре улицы и один павильон Урицкого. Дворцовой площади, однако, историческое имя вернулось 13 января 1944 года. Название «дворец Урицкого» исчезло как-то само собой.

Дворцовая площадь находится в самом центре Санкт-Петербурга. Это место любимо всеми жителями города. И многочисленные туристы, приезжающие в Северную столицу, начинают осмотр достопримечательностей именно отсюда. Размер площади почти 5 гектаров, для сравнения это в два раза больше Красной площади в Москве.

Дворцовая представляет собой целый архитектурный ансамбль, состоящий из исторических зданий. По краям ее обрамляют Зимний дворец, Главный штаб с триумфальной аркой и Штаб гвардейского корпуса. А в центре возвышается высоченная Александровская колонна, украшенная воинственным ангелом. Другие площади Питера хоть и имеют свои отличительные особенности, таким размахом и великолепием похвастаться не могут.

Это место пропитано историей. Здесь проходили многочисленные митинги, отсюда читали свои указы императоры. А еще все помнят такие события на Дворцовой, как «Кровавое воскресенье», когда разгоняли протестующих рабочих (погибло около 200 человек и были ранены порядка 800), и штурм Зимнего дворца в 1917 году, после которого история страны повернулась с ног на голову. Но в наше время это место интересно не только с точки зрения истории. Здесь проводят многочисленные развлекательные мероприятия. Концерты, флэшмобы и другие шоу на Дворцовой площади собирают тысячи людей.

Немного истории

История Дворцовой площади начинается в конце XVIII века, когда императрица Екатерина Великая решила облагородить территорию перед Зимним дворцом. Для работы привлекли знаменитого на то время архитектора Ю. Фельтена. Он сделал чертежи, предложив построить дополнительные здания. Но воплотить свою идею в жизнь не смог, скончался. И всю основную работу потом делал не менее прославленный мастер – К. Росси.

В основу своего проекта этот архитектор положил великую победу русской армии над войсками Наполеона. Он решил увековечить это историческое событие в камне. В первую очередь, это коснулось здания Главного штаба. Мало того, что оно и тогда, и сейчас является самым длинным в мире. Посередине дома сделана триумфальная арка – таким образом, К. Росси оригинально разделил два крыла здания. Высота арки 28 метров, а ширина – 17 метров, наверху ее украшает громоздкая скульптура колесницы.

Спустя 15 лет (1834 год) появилась та самая Александровская колонна. Ее автор – архитектор О. Монферран, который по иронии судьбы был французом. Это сооружение также символизирует победу над Наполеоном. Например, ангел на вершине попирает крестом змею, что является ярким выражением торжества Добра над Злом.

И наконец, финальным штрихом современной Дворцовой площади стало здание Штаба гвардейского корпуса. Оно появилось в 1843 году благодаря стараниям архитектора А.Брюллова.

Интересно, что все здания построены в разных архитектурных стилях, но это совершенно не портит картину. Наоборот, они умело сочетаются друг с другом.

Туристическая Мекка

Если приедете в Петербург, Дворцовая площадь предстанет перед вами похожей на человеческий муравейник. Особенно во время больших праздников. Например, на Новый Год на Дворцовой площади не протолкнуться. Но и в обычный день здесь всегда много людей – в основном туристов, которые перемещаются организованными группами из одного здания в другое. Да и сами горожане с удовольствием проводят здесь свои выходные, так как на Дворцовой всегда не скучно.

Здесь уже давно обосновались уличные артисты и музыканты. Конечно, они не выступают в самом центре площади, предпочитая держаться периферии. Там же располагаются и продавцы сувениров. А если есть желание перекусить, то рядом с Дворцовой есть масса уютных кафе и дорогих ресторанов.